Александр Артёмович Адабашьян
Возраст: 78
Александр Артёмович Адабашьян. Родился 10 августа 1945 года в Москве. Советский и российский кинодраматург, художник, киноактёр, кинорежиссёр, сценарист. Заслуженный художник РСФСР (1983), заслуженный деятель искусств РФ (2016).
Александр Адабашьян родился в Москве в семье армян Артёма Адабашьяна и Валентины Бархударовой.
Отец — Артём Карпович Адабашьян, инженер, начальник Главка в Министерстве монтажных и строительных работ.
Мать — Валентина Никитична Бархударова, преподаватель немецкого языка.
Воспитывался в русской культуре, армянским языком не владеет.
В 1969 году поступил на факультет художественной обработки металлов Строгановского училища, которое окончил в 1971 году.
В 1970 году во время летней практики работал на съёмках дипломной работы своего друга Никиты Михалкова «Спокойный день в конце войны» как декоратор (под руководством художника-постановщика И. В. Шретер). В качестве художника-постановщика (совместно с Алексеем Родионовым) принял участие в съёмках режиссёрского дебюта Сергея Никоненко — короткометражного фильма «Петрухина фамилия».
«С Никитой Михалковым мы знакомы лет с четырнадцати. И, в отличие от всей нашей детской компании, мы всегда знали чего хотим. Он хотел стать актером и собирался поступать в Щукинское, я — художником и хотел идти в Строгановку. Так и случилось. Потом Никиту выгнали из Щукинского за съемки в кино, что тогда студентам запрещалось, и он перешел во ВГИК. Мы были на четвертых курсах. Никита летом снимал курсовую работу и пригласил меня декоратором. А я все свои киноспециальности начинал не с академического изучения, а работая подмастерьем. Так было и в тот раз: мне посчастливилось работать под руководством замечательного художника Ирины Викторовны Шретер. А сценарии я начал писать с подачи Кончаловского, который позвал меня помогать, хотя я до того никогда ничего не писал. Мне кажется, это самый лучший, хотя и не самый легкий путь», — рассказывал он.
Творческое сотрудничество с Никитой Михалковым продолжилось на съёмках картины «Свой среди чужих, чужой среди своих» и «Раба любви» (художник-постановщик), а в следующих фильмах Михалкова Александр Адабашьян выступил также как сценарист («Неоконченная пьеса для механического пианино», «Пять вечеров», «Несколько дней из жизни Обломова», «Очи чёрные»).
Сыграл более сорока эпизодических ролей, создав на экране яркие запоминающиеся образы, такие, как: инженер Тимофеев в «Пяти вечерах», дворецкий Бэрримор в «Собаке Баскервилей», Берлиоз в телесериале «Мастер и Маргарита».
В 1990 году дебютировал в качестве режиссёра, сняв французский фильм «Мадо, до востребования», включённый на Каннском фестивале в программу «Перспективы французского кино» и получивший в ней главный приз.
В 2002 году Адабашьян экранизировал роман Б. Акунина «Азазель». На конечной стадии съёмок возникли разногласия с продюсерами Первого канала, режиссёр не смог отстоять собственную концепцию фильма и снял свою фамилию из титров.
В 1997 году поставил в Мариинском театре оперу «Борис Годунов», а в 1998 — «Хованщину» в театре Ла Скала.
Несколько раз побеждал в телепередаче «Слава Богу, ты пришёл!».
В играх «Форта Боярд» 2004 года играл роль звездочёта Фура.
Занимался дизайном интерьеров, оформил для ресторатора Антона Табакова рестораны «Обломов», «Антонио», «Грибоедов».
11 марта 2014 года подписал обращение деятелей культуры Российской Федерации в поддержку политики президента РФ В. В. Путина на Украине и в Крыму.
«Художник я по образованию, а все остальное прибавилось. Режиссером я себя не считаю, поскольку режиссура, на мой взгляд, это не профессия, это склад характера. Все хорошие режиссеры, с которыми я сталкивался, по натуре лидеры. Режиссером может быть только человек, который твердо убежден, что его видение мира, его взгляд на мир — единственно правильный и уникальный. Это как в поэзии. Если поэт не уверен, что его описание заката, восхода, любви или, скажем, роз неповторимо, — он не поэт, потому что до него все это уже было не раз замечательно описано», — говорил Адабашьян.
«Я не считаю себя человеком талантливым. Совершенно искренне считаю себя человеком средних способностей. Но благодаря тому, что встретился в жизни с хорошими учителями, я смог кое-что сделать в жизни», — отмечал кинодеятель.
«Интеллигенция — крайне размытое понятие. В советское время интеллигенцией называли всякого, кто не занимается физическим трудом. В наши дни, кажется, за этим словом автоматически стоит понятие «либеральная интеллигенция». Интеллигент должен все время быть в оппозиции к власти, быть все время против всего, быть ориентированным на что-то более прогрессивное, а именно на что-то западное. Ведь именно там находятся настоящие либеральные ценности. И главное его занятие — это бесплодная болтовня. Так вот, в этом смысле я себя интеллигентом не считаю», — указывал Александр Артёмович.
Рост Александра Адабашьяна: 163 сантиметра.
Личная жизнь Александра Адабашьяна:
Первая жена — Марина Лебешева (сестра Павла Лебешева).
Вторая жена — Екатерина Шадрина (работала ассистентом художника по костюмам у Михалкова в «Пяти вечерах» и у Сергея Соловьева в «Спасателе»). Дочь — Александра, окончила греко-византийское отделение филологического факультета МГУ, родила дочь Екатерину — внучку Адабашьяна.
Екатерина Шадрина в фильме «Свой среди чужих, чужой среди своих»
Фильмография Александра Адабашьяна:
1968 — 24-25 не возвращается — сотрудник бакинской милиции
1974 — Свой среди чужих, чужой среди своих — информатор Брылова
1975 — Раба любви — режиссёр немого кино
1978 — Сибириада — продавец
1979 — Пять вечеров — Тимофеев
1979 — Город принял — Марчелло
1981 — Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона: Собака Баскервилей — дворецкий Джон Бэрримор
1981 — Родня — Официант Саня/стекольщик на перроне
1982 — Полёты во сне и наяву — скульптор
1983 — Поцелуй — Сергей фон Раббек
1984 — Два гусара — купец
1986 — Храни меня, мой талисман — мсье Дардье
1986 — Обвиняется свадьба — Борис Горин, тамада
1987 — Очи чёрные — медперсонал в санатории
1992 — Присутствие — эколог
1993 — Настя — представитель министерства культуры
1995 — Московские каникулы — алкоголик
1999 — Президент и его внучка — доктор
2000 — Чёрная комната — муж (новелла «Клеопатра»)
2000 — Бременские музыканты & Co — Осёл-старший
2004 — Год Лошади: Созвездие скорпиона
2004 — Я тебя люблю — фотограф Тарас
2005 — Мастер и Маргарита — Михаил Александрович Берлиоз, председатель правления МАССОЛИТа
2005 — Счастье ты моё — драматург, муж Верки
2006 — Заколдованный участок — геодезист Михалыч
2006 — Вы не оставите меня — «актив района»
2006 — Девять месяцев
2007 — Игра слов. Переводчица олигарха — отец Ирины
2007 — 12 — судебный пристав
2007 — Джоконда на асфальте — синьор Ванутти
2008 — Домовой — издатель
2008 — Плюс один — мужчина у ларька
2008 — Древние восточные церкви — ведущий
2010 — Утомлённые солнцем 2: Предстояние — партийный функционер
2010 — Человек с бульвара Капуцинок — строитель-философ
2010 — Лиговка — «Филателист»
2010 — Слон
2010 — Поцелуй сквозь стену — Ярило Ольгович Карташов
2010 — Смерть в пенсне, или Наш Чехов — Хорхе
2011 — Московский декамерон — художник по костюмам
2013 — Ку! Кин-дза-дза — робот Абрадокс (озвучивание)
2013 — Пётр Лещенко. Всё, что было… — бармен Поль
2013 — Шерлок Холмс — редактор
2013 — Собачий рай — Борис
2013 — В России идёт снег — мэр
2014 — Солнечный удар — фотограф
2015 — Без границ — фотограф
2016 — Герой — Чиж
2016 — Бедные люди — издатель
2016 — Жили-были мы — дед Данила
2017 — Точки опоры — Яков Моисеевич, антиквар
2018 — Дипломат
2022 — Родители строгого режима
Режиссёрские работы Александра Адабашьяна:
1990 — Мадо, до востребования (номинация на премию «Сезар», Франция)
2002 — Азазель
Сценарные работы Александра Адабашьяна:
1973 — Поклонник
1977 — Неоконченная пьеса для механического пианино (по мотивам произведений А. П. Чехова)
1978 — Транссибирский экспресс
1979 — Пять вечеров (по пьесе А. М. Володина)
1979 — Несколько дней из жизни И. И. Обломова (по роману И. А. Гончарова)
1983 — Рецепт её молодости
1984 — Воскресные прогулки
1984 — Выигрыш одинокого коммерсанта
1986 — Мой любимый клоун
1987 — Очи чёрные (по А. П. Чехову)
1988 — История одной бильярдной команды (в соавторстве с С. Аларконом)
1989 — Одинокий охотник
1990 — Испанская актриса для русского министра
1990 — Мадо, до востребования (Франция)
1991 — Агенты КГБ тоже влюбляются
1993 — Настя
1994 — Как два крокодила (Come due coccodrilli, Италия)
1995 — Дом
1996 — Шрам. Покушение на Пиночета (Россия — Чили) (соавтор сценария)
2002 — Фотограф (исп. El Fotógrafo, Чили), в соавторстве с С. Аларконом
2008 — Отцы и дети
2013 — Ку! Кин-дза-дза (соавтор сценария)
2013 — Собачий рай
2014 — Солнечный удар
Работы Александра Адабашьяна как художника:
1970 — Спокойный день в конце войны (с И. В. Шретер)
1971 — Петрухина фамилия (с А. Б. Родионовым)
1974 — Свой среди чужих, чужой среди своих (с И. В. Шретер)
1975 — Раба любви
1976 — Матерь человеческая
1977 — Неоконченная пьеса для механического пианино
1978 — Сибириада
1979 — Пять вечеров
1979 — Несколько дней из жизни И. И. Обломова
1981 — Родня
1982 — Избранные
1983 — Без свидетелей
1987 — Очи чёрные
2008 — Отцы и дети
2013 — Собачий рай
последнее обновление информации: 02.04.2022