Александр Петрович Довженко
Возраст: 129 (со дня рождения)
Возраст смерти: 62 года
Александр Петрович Довженко. Родился 30 августа (11 сентября) 1894 года на хуторе Вьюнище Черниговской губернии — умер 25 ноября 1956 года в Переделкино Московской области. Советский украинский кинорежиссер, писатель, кинодраматург. Народный артист РСФСР (1950). Лауреат двух Сталинских премий (1941, 1949) и Ленинской (1959, посмертно).
Александр Довженко родился 30 августа (11 сентября по новому стилю) 1894 года на хуторе Вьюнище Сосницкой волости Сосницкого уезда Черниговской губернии.
Отец — Петр Семенович Довженко.
Прадед — Тарас Григорьевич Довженко, был прекрасным рассказчиком, оказал большое влияние на Александра.
Из многодетной крестьянской семьи. Всего родилось 14 детей, из которых выжило только двое — Александр и его сестра Полина. Дети быстро умирали, почти никто из них не достиг трудоспособного возраста. О своей матери Довженко написал: «родившаяся для песен, проплакала всю жизнь, провожая навсегда».
Его родители были неграмотны. Семья жила небогато: земли было немало, однако она была неплодородна.
Чтобы собрать деньги на учебу сына, отец продал одну из семи десятин земли, которыми владела семья. С восьми лет Довженко учился в приходском училище, а по его окончании в Сосницком городском училище, которое считалось «высшим начальным». Учеба давалась легко, он был отличником.
В 1911 году Александр Довженко поступил в Глуховский учительский институт (ныне Глуховский национальный педагогический университет имени Александра Довженко), хотя и не хотел стать учителем — стипендия там была 120 рублей в год. Он был самым молодым среди студентов и, по его словам, «перестал верить в Бога, в чем и признался на исповеди отцу Александру, единственному либеральному человеку из всех наших учителей».
В 1914 году был направлен во Второе Житомирское высшее начальное училище, где преподавал физику, естествознание, географию, историю, гимнастику. Первую мировую войну воспринял, по его словам, «как обыватель», сначала радовался и забрасывал цветами раненых, лишь через несколько лет стал смотреть на них «уже с тоской и стыдом».
Свержение царя в 1917 году встретил с радостью, с верой, что теперь «уже все совершенно ясно, что земля у крестьян, фабрики у рабочих, школы у учителей, больницы у врачей, Украина у украинцев, Россия у русских». Позже пересмотрел свои взгляды: «Украинское сепаратистское буржуазное движение казалось мне в ту пору самым крайним революционным движением, самым левым, следовательно, самым лучшим: чем правее — тем хуже, что левее — тем лучше. О коммунизме я ничего не знал, и если бы меня спросили тогда, кто такой Маркс, я ответил бы, что это, пожалуй, издатель различных книг».
В июне 1917 года он перенес тяжелую операцию и больше месяца пролежал в больнице. 15 июля 1917 года Житомирское уездное по воинской повинности присутствие определило его неспособным для военной службы. Чтобы получить высшее образование, в сентябре 1917 года поступил на экономический факультет Киевского коммерческого института (ныне Киевский национальный экономический университет) и в том же году в Академию художеств. Одновременно перевелся учительствовать в Седьмое Киевское высшее начальное училище, где, по его словам, учился плохо из-за недостатка времени.
Александр Довженко в молодости
С конца 1917 года Довженко служил в рядах армии Украинской Народной Республики. Старшая сестра его первой жены рассказывала Борису Антоненко-Давидовичу, как «Довженко в конце 1917 или в начале 1918 года заходил к ним в серой шапке со шлыком, принадлежа к куреню Черных гайдамаков, участвовавших в штурме киевского «Арсенала»» — через одиннадцать лет Довженко изобразит эти события в фильме «Арсенал», но уже по другую сторону баррикад.
Когда была установлена власть большевиков, вынужден был отступить в составе войск УНР в Житомир и уже потом вернулся в Киев.
Как писал Довженко, в 1918 году, будучи председателем общины коммерческого института, он организовал общестуденческий митинг против призыва в ряды гетманской армии. Участники демонстрации были разогнаны, около двадцати убиты, многие ранены. Академию художеств он так и не окончил, а институт, по его словам, посещал до 1920 или 1921 года.
В конце 1918 года Довженко преподавал в школе старшин армии Украинской Народной Республики в Житомире историю Украины и эстетику.
25 августа 1919 года был арестован Волынским губчека по подозрению в разведывательной деятельности в пользу армии УНР, в конце 1919 года освобожден по просьбе деятелей Украинской коммунистической партии (боротьбистов). С декабря 1919 года по апрель 1920 года служил в Волынском губвоенкомате и преподавал историю и географию в школе Красных командиров при штабе 44-й стрелковой дивизии в Житомире.
По совету Эллана-Блакитного в начале 1920 года вступил в ряды «боротьбистов».
В апреле 1920 года был принят в Коммунистическую партию большевиков Украины и назначен заведующим Житомирской партийной школой, но вскоре попал в польский плен, где его подвергли, как он писал, условному расстрелу холостыми. Ему удалось бежать.
После установления советской власти Довженко работал секретарем Киевского губернского отдела народного образования, комиссаром Театра им. Тараса Шевченко, заведующим отделом искусств в Киеве. В апреле 1921 года он был вызван в Харьков и по приказу Наркомата иностранных дел принят на должность заведующего общим отделом Полномочного представительства УССР в Польше. Прибыв в Варшаву, Довженко возглавил миссию по репатриации и обмену военнопленными, а затем был назначен управляющим делами представительства. В начале февраля 1922 года его перевели на работу в Берлин секретарем консульского отдела представительства УССР в Германии.
13 февраля 1922 года Довженко подал в германское посольство в Варшаве заявку на получение вида на жительство в Германии. Как показывают немецкие документы, власти Германии с недоверием отнеслись к запросу «украинского гражданина Довженко», подозревая в нем «радикального сторонника коммунистического движения». Тем не менее, в апреле того же года трехмесячный вид на жительство был выдан, и Довженко приехал в Берлин, поселившись сначала на Бисмаркштрассе, 69, а затем перебравшись в берлинский район Вильмерсдорф, на Падерборнер штрассе, 9. По истечении срока пребывания Комиссариат по наблюдению за общественным порядком 24 июля 1922 года сообщил, что за Довженко не числится «ничего предосудительного», и вид на жительство был продлен на год.
Вскоре ЦК КП(б)У принял решение отозвать его из консульского отдела, однако Довженко подал заявление с просьбой разрешить ему остаться на один год за рубежом для обучения.
Получив в качестве стипендии 40 долларов от Наркомпроса УССР, Довженко учился в частной художественной школе Вилли Якеля, где усвоил палитру живописного экспрессионизма. Летом 1923 года был отозван на Украину.
В августе 1923 года Довженко вернулся в Харьков, который тогда был столицей Украины. Вскоре при содействии Василия Эллана-Блакитного он устроился в редакцию газеты «Известия ВУЦИК» и начал работать публицистом-карикатуристом, художником-иллюстратором. Его меткие карикатуры и дружеские шаржи с подписью «Сашко» появлялись почти в каждом номере газеты.
Довженко стал посещать все спектакли театра имени И. Франко, интересовался работой театров Мейерхольда и Курбаса и даже мечтал поставить спектакль. Он представлял себе театр как яркое, красочное действо, как самое условное и выразительное лицедейство, как искусство контрастов. Однако увлечение театром скоро прошло.
Довженко был тесно связан с влиятельным в то время и ориентированным на кино литературным объединением «Гарт», созданным в январе 1923 года. Творческими и идейными вдохновителями «Гарта» были Эллан-Блакитный и Майк Йогансен. После распада «Гарта» Довженко сотрудничал с литературным сообществом «левых» украинских писателей ВАПЛИТЕ.
Продолжая работать художником, он стал присматриваться к киноискусству. В 1924 году группой художников «Гарт» под руководством А. Довженко проводились эксперименты по созданию штриховой мультипликации.
В течение 1924-1926 годов сотрудничал с Всеукраинским фотокиноуправлением (ВУФКУ) и создал рекламные киноплакаты («Трипольская трагедия», «Синий пакет», «Борьба гигантов»). Кинематограф привлекал Довженко синтетичностью, массовостью, доходчивостью. Его все чаще можно было видеть на просмотрах фильмов и дискуссиях. Вскоре он стал выступать как переводчик титров.
Александр Довженко в кино
В 1926 году Довженко начал работать на Одесской кинофабрике ВУФКУ. Юрий Яновский, который стал главным редактором кинофабрики, принял его сценарий фильма для детей «Вася-реформатор». Режиссер Фауст Лопатинский неожиданно забросил съемки, и директор Одесской кинофабрики Павел Нечеса предложил Довженко закончить фильм. На съемках у начинающего режиссера возникли разногласия с оператором Иосифом Роной.
Вскоре Довженко написал сценарий для себя — «Парикмахер Жан Ковбасюк» (позднее название — «Ягодка любви»). Это должна была быть эксцентрическая комедия в одной части, подобная комедиям с участием знаменитого в те годы Макса Линдера. На съемках фильма состоялось знакомство Довженко с оператором Даниилом Демуцким, положившее начало плодотворному тандему украинского кино.
Весной 1927 года был закончен фильм «Сумка дипкурьера». В нем Довженко попробовал себя и как актер — сыграл кочегара. В печати появились первые положительные отзывы.
Довженко громко заявил о себе в 1928 году фильмом «Звенигора», где эпизоды украинской истории переплетались со сценами Гражданской войны, где сочетались революционный эпос, сатира и лирика. По мнению критиков, «Звенигора» ознаменовала рождение украинского кино как искусства.
В 1929 году Довженко снял фильм «Арсенал» — историю восстания рабочих киевского завода в 1918 году. Тогда он сам принимал участие в тех волнениях и защищал Центральную раду в составе армии Украинской народной республики. В своей автобиографии Довженко писал, что задача, которую он ставил на съемках «Арсенала», была «сугубо политической, партийной» — показать классовую борьбу с рабочей стороны баррикад, то есть глазами тех, против кого он в реальности выступал. В этом фильме Довженко продолжил создание своего уникального языка на стыке поэтического и реалистического кино. По размаху и эпичности действия «Арсенал» не уступает «Звенигоре» — массы людей, множество рядовых смертей и одна грандиозная в финале фильма, когда герой с обнаженной грудью принимает удар врага.
В 1930 году вышел фильм «Земля», в котором Довженко новаторским киноязыком рассказал о борьбе за коллективизацию, о социальных процессах, которые ломали устои крестьянской жизни. Фильм был подвергнут серьезной критике за «биологизм», «пантеизм», «натурализм», «идеализм» и «абстрактный гуманизм». В апреле 1930 года постановлением Оргбюро ЦК ВКП(б) его демонстрация была приостановлена «впредь до внесения Культпропом ЦК ВКП(б) соответствующих поправок в картину, исключающих порнографические и иные, противоречащие советской политике элементы». Полный вариант фильма с крестьянами, заправляющими радиатор трактора собственной мочой, и обнаженной невестой убитого комсомольца вышел в широкий прокат спустя сорок лет.
В 1932 году его первый звуковой фильм «Иван» о строительстве Днепрогэса вызвал на Украине крайне негативную реакцию. В нем впервые возникла тема необратимого слома многовекового народного уклада, символом которого стал образ плотины, преградившей движение реки по извечному пути. В 1933 году по распоряжению Сталина Довженко переехал в Москву.
В апреле 1934 года он написал Сталину письмо, предложив ему послушать сценарий нового фильма «Аэроград». Сталин принял его «ровно через двадцать четыре часа после того, как письмо было опущено в почтовый ящик»: «Сталин так тепло и хорошо, по-отечески представил меня товарищам Молотову, Ворошилову и Кирову, что мне показалось, будто он давно и хорошо меня знает. И мне стало легко… Я понял, что его интересует не только содержание сценария, но и профессиональная, производственная сторона нашего дела. Расспрашивая меня о Дальнем Востоке, товарищ Сталин спросил, могу ли я показать на карте место, где я бы построил город, если бы был не режиссером, а строителем. Мне показалось, что сама идея создания совершенно нового города на Дальнем Востоке, пусть даже в экранной проекции представлялась моим собеседникам весьма заманчивой… Я ушел от товарища Сталина с просветленной головой, с его пожеланием успеха и обещанием помощи».
Сталин обязал Управление военно-воздушных сил оказать режиссеру всяческое содействие и лично следил за ходом съемок «Аэрограда». Вождю понравился этот оборонный фильм, в котором главные герои противостояли японским шпионам-диверсантам и их агентам-кулакам. Он сделал лишь одно замечание: «Только старик-партизан говорит у вас слишком сложным языком, речь таежника ведь проще». Впоследствии Сталин не раз приглашал Довженко к себе на просмотр новых фильмов, интересовался его мнением о них, консультировался с ним.
В марте 1935 года по поручению Сталина Главное управление кинофотопромышленности премировало его персональным автомобилем. Тогда же в числе ведущих кинорежиссеров он был награжден орденом Ленина. При вручении награды на заседании Центрального Исполнительного Комитета СССР Сталин сказал: «За ним долг — украинский Чапаев».
Работа над фильмом «Щорс» продолжалась четыре года. Сталин принял его, не сделав ни одного замечания. После просмотра он повез Довженко домой, и они долго долго гуляли по ночным улочкам старого Арбата. «Щорс» вышел на экраны в 1939 году и с успехом обошел кинотеатры страны, хотя и был принят не так восторженно, как «Чапаев». В 1941 году Довженко получил за этот фильм Сталинскую премию I степени.
Осенью 1939 года, после присоединения Западной Украины к СССР Довженко был командирован в Галицию на съемки фильма об освободительном походе Красной Армии. Фильм «Освобождение украинских и белорусских земель от гнета польских панов и воссоединение народов-братьев в единую семью» вышел на экраны 25 июля 1940 года на русском и украинском языках. 16 октября 1940 года Довженко был назначен художественным руководителем Киевской киностудии художественных фильмов.
В мае 1941 года на расширенном совещании по кино, созванном по инициативе ЦК ВКП(б), он выступил с резкой критикой системы руководства отраслью и выдвинул предложение о децентрализации управления и расширении прав республиканских киностудий и кинематографий союзных республик. В предвоенный период работал над сценарием «Тарас Бульба». Проект не был реализован.
В июле 1941 года Довженко приказали эвакуироваться, и он вместе с женой, Юлией Солнцевой, выехал в Уфу, а осенью переехал в Ашхабад, куда была эвакуирована Киевская киностудия художественных фильмов. Вскоре он все же добился призыва в армию в качестве военного корреспондента. В феврале 1942 года в звании полковника его направили на Юго-Западный фронт, где он писал рассказы, статьи, тексты для листовок. На следующий день после публикации в газете «Красная звезда» его рассказа «Ночь перед боем» в редакцию позвонил секретарь ЦК ВКП(б): «Передайте Довженко благодарность Сталина за рассказ. Он сказал народу, армии то, что теперь крайне необходимо было сказать».
В годы войны Довженко также снял два документальных фильма — «Битва за нашу Советскую Украину» (1943) и «Победа на Правобережной Украине» (1945).
Летом 1943 года Довженко написал киноповесть «Украина в огне», рассказав правду о советском бюрократизме и халатности, которые в военное время привели к гибели на Украине сотен и тысяч неповинных людей. Сталину повесть не понравилась. Она была запрещена для печати и для постановки с формулировкой, что «это вылазка против нашей партии, против Советской власти, против колхозного крестьянства, против нашей национальной политики».
В феврале 1944 года Довженко был освобожден от должности художественного руководителя Киевской киностудии и назначен режиссером «Мосфильма».
В 1945 году по приглашению армянских кинематографистов под его художественным руководством был снят документальный фильм «Страна родная». В титрах Довженко по его личной просьбе значится только автором дикторского текста, однако текстом его роль не ограничилась. Фильм был смонтирован и даже доснят по его указаниям.
В Москве, несмотря на опалу, Довженко позволили поставить фильм о жизни садовода-селекционера Ивана Мичурина «Жизнь в цвету», который был искалечен в угоду идеологии. Под влиянием антинаучных теорий Трофима Лысенко в него по приказу сверху пришлось ввести эпизоды борьбы с «морганизмом-менделизмом». Во время работы у Довженко случился инфаркт. В попытках удовлетворить требования цензуры фильм постоянно изменялся и перемонтировался и вышел на экраны только в 1949 году под названием «Мичурин». За него Довженко и Солнцевой была присуждена Сталинская премия II степени. В то время «Мичурин» все же стал новым этапом в формировании биографического жанра в советском киноискусстве.
Драматичной оказалась и судьба последней работы режиссера — фильма «Прощай, Америка!» по мотивам книги «Правда об американских дипломатах» Аннабеллы Бюкар, сотрудницы посольства США, попросившей в 1949 году политического убежища в СССР. Довженко пытался снять идеологически выдержанный агитационный памфлет. Однако посреди съемок фильм сняли с производства со следующей мотивировкой: международная политика вошла в такую стадию, на которой он был уже не нужен. Фильм остался незаконченным. В 1996 году Госфильмофонд опубликовал его архивную реконструкцию.
С 1949 года Довженко преподавал во ВГИКе, продолжал работать над сценариями будущих фильмов и приступил к написанию романа-эпопеи «Золотые ворота», в котором хотел переосмыслить ключевые моменты украинской истории. Осенью 1951 года он побывал на строительстве Каховской гидроэлектростанции на Днепре и под впечатлением от увиденного решил снять фильм, посвященный силе человеческого духа. Работа над сценарием продолжалась пять лет.
Дело «Запорожец» ОГПУ-НКВД-НКГБ-МГБ
С 1928 по 1946 год Довженко находился под пристальным наблюдением органов госбезопасности как Украины, так и СССР, что следует из рассекреченных агентурно-оперативных материалов дела-формуляра «Запорожец» ОГПУ-НКВД-НКГБ-МГБ. Режиссера «разрабатывала» многочисленная агентура в основном из творческой среды и близкого окружения — коллег, друзей и приятелей и даже его односельчанин Василий Потиенко, один из лидеров Украинской автокефальной православной церкви 1920-х годов, осведомитель ОГПУ-НКВД «Сорбонин». Среди осведомителей были близкий друг, писатель «Уманский», приятель, харьковский «митець» «Стрела» (по словам чекистов, «видный украинский писатель, бывший член ВАПЛИТЕ), композитор «Черный», писатель «Павленко», ученый «Философ», кинооператоры «Тимофеев» и «Самойлов», шофер «Алексин» и многие другие.
17 июня 1940 года нарком внутренних дел СССР Лаврентий Берия, ознакомившись с делом «Запорожца», приказал взять его в более активную агентурную разработку, применив перлюстрацию корреспонденции, наружное наблюдение, прослушивание телефонных каналов и другие «литерные мероприятия». По заданию НКВД СССР для участия в разработке из Москвы в Киев приезжали кинематографисты «Гринвальд», «Альберт», «Верова», «Викторов», «Журналист». К «изучению» режиссера был также привлечен «суперагент» советской спецслужбы Николай Глущенко («Художник», «Ярема»), во время войны негласно числившийся в аппарате 4-го Управления НКГБ СССР.
Дело Довженко велось по подозрению в участии в «украинском контрреволюционном националистическом подполье».
Националистические настроения режиссера особо подчеркивались в докладной записке НКВД УССР в Москву «Об активизации антисоветской деятельности националистических элементов среди работников фронта науки и культуры на Украине» от февраля 1941 года. Осведомители, в частности, отмечали, что Довженко «резко осуждает всю систему советского воспитания — школу, комсомол, общественные организации, цензуру в искусстве и «весь тон жизни»», догматику официальной идеологии, яростно и уничижительно критикует партийных и кинематографических чиновников, коллег-«трусов», воспевающих советскую действительность. Тем не менее режиссер довольно долго продолжал пользоваться поддержкой властей.
Александр Довженко умер 25 ноября 1956 года от инфаркта на своей даче в Переделкино, накануне первого съемочного дня фильма «Поэма о море», который впоследствии поставила Юлия Солнцева. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 3).
Многие из своих замыслов Довженко так и не успел реализовать. Вдова, режиссер Юлия Солнцева, сняла по его сценариям фильмы «Поэма о море» (1958), «Повесть пламенных лет» (1960) и «Зачарованная Десна» (1964).
В 1957 году Киевской киностудии художественных фильмов было присвоено имя Александра Довженко.
С середины 1960-х начали издаваться дневники Александра Довженко. В 1970-х и 1980-х годах последовали переиздания с небольшими изменениями и дополнениями. В фонде Довженко в РГАЛИ есть три единицы хранения, связанные со Сталиным, две из которых были долгое время закрытыми.
В 1960 году на здании Киевской киностудии художественных фильмов и на доме № 10 по ул. Шелковичной (бывшая Карла Либкнехта), где Довженко жил в 1935-1941 годах, были установлены мемориальные доски (скульптор Макар Вронский).
В 1960 году в Соснице Черниговской области был открыт литературно-мемориальный музей Александра Довженко. В простой сельской хате до сих пор висит его колыбель.
В 1964 году по случаю 70-летия со дня рождения на территории Киевской киностудии был установлен бюст Александра Довженко (скульптор Леонид Козуб), а на главном здании Одесской киностудии была открыта мемориальная доска.
В 1965 году в Соснице на территории музея был установлен бюст Александра Довженко (скульптор Леонид Козуб).
В 1972 году была учреждена Золотая медаль имени А. П. Довженко «За лучший военно-патриотический фильм».
В 1974 году в Соснице перед входом на территорию музея был установлен памятник молодому Довженко (скульптор Анатолий Фуженко).
В 1994 году по случаю столетия со дня рождения режиссера Указом президента Украины была учреждена Государственная премия в области кинематографии имени А. Довженко. В том же году Указом президента Украины был создан «Национальный центр Александра Довженко», в задачу которого входит сбор, хранение и популяризация украинских фильмов.
В 2012 году в Новой Каховке в городском парке отдыха у Днепра был открыт памятник Довженко (скульпторы — Николай Рашевский и Владимир Потребенко).
В сентябре 2020 года в День поселка в Соснице был открыт памятник, посвященный Александру Довженко.
Личная жизнь Александра Довженко:
Дважды был женат.
Первая жена — Варвара Семеновна Крылова (1900-1959), учительница. Довженко женился на ней во время своего пребывания в Германии.
В 1925 году с Варварой случилась беда. Неосторожный удар веслом по колену во время прогулки на воде, вызвавший воспаление суставов, неправильный диагноз и такое же лечение привели к тяжелой болезни костей. Довженко лечил жену на юге — в Ялте, Одессе, но лечение не привело к полному выздоровлению. Боль в ногах была постоянной, Варваре пришлось ходить с костылем, прихрамывая.
Когда она узнала, что ее Александр всерьез увлекся молодой актрисой Юлией Солнцевой, приняла решение покинуть мужа навсегда, чтобы не становиться препятствием на его пути. В прощальном письме она писала: «Дорогой, родной, любимый мой! Я прощаюсь с тобой. Я уезжаю навсегда от тебя. Понимаю все-все. Прежде всего — то, что жить вместе мы не можем. Ты идешь в большое искусство. Ты отдаешь ему всего себя. Тебе нужен друг в жизни, тебе нужна вдохновительница. Когда приходишь домой уставший, до предела истощенный — должен отдохнуть душой. Твое сердце не должен ранить женский костыль. О нет! Не тревожься за меня, любимый мой. Покидаю тебя сознательно. Не хочу, чтобы недуг мой травмировал твою душу. Ведь ты не сможешь творить, работать по-настоящему. Я буду жить до последнего вздоха с тобой в сердце своем, в воспоминаниях, мыслях, в снах. И буду следить за твоей красивой поступью. Верю и знаю, что ты создашь много прекрасного, доброго и вечного. Ты влюбился, Саша… Поверь: от искреннего, хотя и изболевшегося сердца, отбрасывая во имя тебя ревность и боль, хочу, чтобы она стала истинным твоим другом, твоим вдохновением. А у меня одна-единственная просьба к тебе: хочу жить под твоей фамилией. Прощай. Пусть идет к тебе добро и счастье с Земли, с Неба, с Воды! Твоя навеки Варвара Довженко».
Вторая жена — Юлия Ипполитовна Солнцева (настоящая фамилия — Пересветова; 1901-1989), советская актриса театра и кино, кинорежиссер. Их знакомство произошло в 1928 году на Одесской кинофабрике. В Одессу Александр Довженко, тогда еще начинающий кинематографист, приехал на работу, а Юлия Солнцева была занята в картине «Джимми Хиггинс», съемки которой проходили в этом городе.
Александр Довженко всегда помогал первой жене и никогда не делал из этого тайны. Более того, он и Юлию Ипполитовну приучил к мысли, что Варвара Семеновна — часть их жизни. Довженко не был разведен с первой женой до начала пятидесятых, и официально Солнцева вышла за него замуж всего за несколько лет до его смерти.
Александр Довженко и Юлия Солнцева
Режиссерские работы Александра Довженко:
1926 — Вася-реформатор (считается утраченным)
1926 — Ягодка любви
1927 — Сумка дипкурьера
1928 — Звенигора
1929 — Арсенал
1930 — Земля
1932 — Иван
1935 — Аэроград
1939 — Щорс
1940 — Освобождение (документальный)
1940 — Буковина — земля украинская (короткометражный) (документальный)
1943 — Битва за нашу Советскую Украину (документальный)
1944 — Победа на Правобережной Украине (документальный)
1945 — Страна родная (документальный) — художественный руководитель и автор дикторского текста
1948 — Мичурин
1951 — Прощай, Америка! (незавершен, восстановлен в 1996 году)
Сценарии Александра Довженко:
1926 — Вася-реформатор
1926 — Ягодка любви
1940 — Освобождение
1940 — Буковина, земля Украинская
1943 — Битва за нашу Советскую Украину
1945 — Страна родная
1945 — Победа на Правобережной Украине
1951 — Прощай, Америка!
1958 — Поэма о море (поставлен Ю. И. Солнцевой)
1960 — Повесть пламенных лет (поставлен Ю. И. Солнцевой)
1965 — Зачарованная Десна (поставлен Ю. И. Солнцевой)
Сочинения Александра Довженко:
1942 — Отступник
1942 — Великое товарищество
1943 — Не хозяйничать немцам на Украине!
1943 — На колючей проволоке
1947 — Жизнь в цвету: Киноповесть
1956 — Поэма о море: режиссерский сценарий
1958 — Зачарованная Десна
1963 — Повесть пламенных лет: Киносценарий
Награды и звания Александра Довженко:
1934 — Особое упоминание фильма «Иван» среди фильмов советской кинопрограммы, удостоенной приза на МКФ в Венеции;
1935 — орден Ленина;
1939 — заслуженный деятель искусств Украинской ССР;
1941 — Сталинская премия I степени — за фильм «Щорс» (1939);
1943 — орден Красного Знамени;
1949 — Сталинская премия II степени — за фильм «Мичурин» (1948);
1950 — народный артист РСФСР;
1954 — орден Трудового Красного Знамени;
1959 — Ленинская премия — за литературный сценарий фильма «Поэма о море» (посмертно)
последнее обновление информации: 14.12.2021