Александр Гельевич Дугин
Возраст: 62
Александр Гельевич Дугин. Родился 7 января 1962 года в Москве. Советский и российский философ, политолог, геополитик, социолог, переводчик, общественный деятель. Кандидат философских наук, доктор политических наук, доктор социологических наук. Лидер Международного Евразийского движения. Основоположник неоевразийства.
Александр Дугин родился 7 января 1962 года в Москве.
Отец — Гелий Александрович Дугин (1935-1998), кандидат юридических наук, генерал-лейтенант Главного разведывательного управления Генштаба Вооруженных сил СССР, работал в Российской таможенной академии.
Мать — Галина Викторовна Дугина (в девичестве Онуфриенко; 1937-2000), врач, кандидат медицинских наук.
В 1979 году Дугин поступил в Московский авиационный институт (МАИ), однако был отчислен со второго курса. Позже при защите диссертации он представил в Ученый совет РГУ диплом об окончании заочного отделения Новочеркасского инженерно-мелиоративного института.
В 1980-е годы Александр Дугин, по его словам, придерживался радикально антисоветских и антикоммунистических взглядов. Он говорил, что водил своего маленького сына «плевать на памятники Ильичу», о чем впоследствии сожалел. В этот период Дугин увлекался философией Фридриха Ницше, трудами Мирчи Элиаде, идеями европейских «новых правых», теоретиков «консервативной революции» межвоенного периода, теоретиками геополитики, такими как Карл Хаусхофер, Фридрих Ратцель, Карл Шмитт и др., а также такими авторами, как Рене Генон, Юлиус Эвола, Герман Вирт.
Вместе с Гейдаром Джемалем и Евгением Головиным входил в так называемый «Южинский кружок» — круг общения, сформировавшийся в Южинском переулке в Москве в квартире писателя Юрия Мамлеева, где проходили его собрания.
В 1980 году, в возрасте 18 лет, вместе с Гейдаром Джемалем вступил в кружок «Черный орден SS», который создал и возглавил (в качестве «рейхсфюрера») мистик, один из первых русских «новых правых» Евгений Головин.
Вместе с Гейдаром Джемалем Дугин вступил в 1988 году в Национально-патриотический фронт «Память» Дмитрия Васильева, но затем был лишен членства в этой организации по официальной формулировке за то, что «контактировал и контактирует с представителями эмигрантских диссидентских кругов оккультистско-сатанинского толка, в частности, с неким писателем Мамлеевым».
В период с 1990 по 1992 год работал с рассекреченными архивами КГБ, на основе материалов которых подготовил ряд газетных, журнальных статей, книг и телепередачу «Тайны века», транслировавшуюся на Первом канале.
С 1988 по 1991 год — главный редактор издательского центра «ЭОН».
С 1990 года — главный редактор альманаха «Милый ангел».
С 1991 года — главный редактор журнала «Элементы», председатель Историко-религиозной ассоциации «Арктогея».
Распад Советского Союза изменили отношение Дугина к советскому строю и коммунизму. Он трактует поражение СССР в «холодной войне» с точки зрения геополитики — как победу «цивилизации моря» над «цивилизацией суши». Дугин обращается к марксизму, национал-большевизму (Николай Устрялов, Эрнст Никиш), метафизике коммунизма (Николай Клюев, Андрей Платонов), евразийству (Николай Трубецкой, Петр Савицкий, Николай Алексеев, Лев Гумилев), новым левым (Ги Дебор, Жан Бодрийяр).
Среди причин распада СССР он называл ментальный коллапс: «Это такое застревание в безвременьи. Советский Союз ведь тоже застрял. Он застыл именно потому, что он не мог двигаться ни в одном направлении, ни в другом. И в конечном итоге это привело к параличу мысли. Когда огромная, гигантская, прекрасно сложенная система, еще не и исчерпавшая своего потенциала, просто рухнула в силу того, что замыкание было именно «софтовое», то есть коммунистическая идеология перестала жить, перестала работать. И весь «хардвер», вся инфраструктура рухнула в силу того, что в какой-то момент такая синильная позднесоветская элита просто не смогла думать. Она вообще не смогла думать никак, и вполне еще жизнеспособное континентальное государство, обладавшее огромными, как мы сейчас видим, неизрасходованными возможностями, стало жертвой именно ментального коллапса. Вот ментальный коллапс погубил Советский Союз в первую очередь».
Александр Дугин в молодости
С 1993 по 1995 год — колумнист газеты «Новый взгляд».
В октябре 1993 года Александр Дугин принял участие в обороне Верховного Совета России, а поражение парламента воспринял как личную трагедию. Вскоре после этого вместе с Эдуардом Лимоновым и Егором Летовым он создал Национал-большевистскую партию (НБП)* (*партия, деятельность которой запрещена на территории РФ; признана экстремистской организацией), находившуюся в непримиримой оппозиции к тогдашнему президенту Борису Ельцину и отличавшуюся в тот период радикальным антилиберализмом и антиамериканизмом.
В начале 1995 года Дугин знакомится с Сергеем Курехиным, позже тот вступает в НБП (партийный билет № 418). В марте 1995 года Курехин, Лимонов, Дугин и Тимур Новиков дали пресс-конференцию в рок-клубе в Санкт-Петербурге, где Курехин заявил, что единственной актуальной формой искусства сейчас стала политика, и именно ею он теперь будет заниматься.
Дугин организовал работу городского штаба НБП, сам снял для него подвал, много публиковался. По предложению Курехина Дугин выдвинулся по 210 одномандатному округу на выборах в Государственную думу, прошедших в декабре того же года. В поддержку Дугина Курехин 23 сентября устроил последний, как это потом стало ясно, концерт «Поп-механики», который получил название «Поп-механика № 418» — число 418 было взято из эзотерического учения Алистера Кроули. В концерте участвовали и сами Лимонов и Дугин, на французском и русском читавший отрывки из Кроули. Избирательная кампания тем не менее окончилась провалом, Дугин в своем округе получил 0,85 % голосов избирателей, заняв тем самым 14 место (из 17) от всех кандидатов в этом округе.
После смерти Курехина в 1996 году, Дугин посвящает ему эссе «418 масок субъекта» в Независимой газете и эссе «Город Курехин» в газете «Лимонка». Позже музыка Курехина нередко используется в радиопередаче «Русская Вещь».
В течение последующих нескольких лет Дугин, являясь идеологом НБП, опубликовал ряд радикальных политических и метафизических текстов, стиль которых отличает поэтичность и метафоричность. Интерес к русскому православию и старообрядчеству привел Александра Дугина к убеждению в правоте единоверия — сохранения и возрождения дораскольных традиций русского православия в лоне Русской православной церкви. В этот период Дугин стал прихожанином одного из единоверческих приходов Русской православной церкви.
С 1996 по 1997 год — автор и ведущий радиопрограммы «Finis mundi» (Радио 101-FM).
С 1997 по 1999 год — автор и ведущий программы «Геополитическое обозрение» (радио «Свободная Россия»).
Весной 1998 года произошел разрыв Александра Дугина с Лимоновым и НБП. По словам Эдуарда Лимонова, вышел из НБП из-за того, что обвинил четырех национал-большевиков в краже у него 248 рублей. По оценке же самого Дугина, разрыв произошел из-за идеологических разногласий, в частности из-за отсутствия у Лимонова четко выраженной политической позиции.
В 1998 году Дугин стал советником Председателя Государственной Думы Геннадия Селезнева, а в 1999 году возглавил Центр геополитических экспертиз Экспертно-консультативного Совета по проблемам национальной безопасности при Председателе Государственной Думы. В тот же период Александр Дугин начал читать лекции по геополитике в Генеральном штабе России. С приходом к власти Владимира Путина начался новый период в политической деятельности Александра Дугина — из радикальной оппозиции он перешел на позиции лояльного отношения к действующей власти.
С 2000 года — председатель Политического совета (лидер) Общероссийского общественно-политического движения «Евразия».
Преподает курс «Философия политики» в Международном эколого-политологическом университете. Почетный член «Экономико-философского собрания» при Центре общественных связей МГУ.
С 2002 по ноябрь 2003 года — председатель политического совета партии «Евразия». В ноябре 2003 года был исключен из партии в результате конфликта с председателем исполкома партии Петром Сусловым.
С 2003 по 2004 год — колумнист журнала «Сельская молодежь». В «Литературной газете» вел авторскую рубрику «Ацефал».
С ноября 2003 года — лидер Международного евразийского движения. Присвоение звания почетного профессора Евразийского национального университета имени Л. Н. Гумилева.
В 2005 году выступил с лекцией в США по приглашению Института Хопкинса. Состоялась его встреча со Збигневом Бжезинским в Вашингтоне.
С начала 2000-х годов Дугин отстаивает идеи евразийства и консерватизма, предлагая их в качестве идеологической платформы российской власти, которую он упрекает в отсутствии какой-либо идеологии.
С середины 2000-х в деятельности ЕСМ и Дугина принимают участие самые разные музыканты.
В феврале 2005 года в Москве, на пресс-конференции в РИА Новости, совместно с Алексеем Арестовичем, Валерием Коровиным и Дмитрием Корчинским, презентовал создание Евразийского антиоранжевого фронта.
Алексей Арестович, Дмитрий Корчинский и Александр Дугин
На Втором съезде Евразийского Союза Молодежи 26 апреля 2006 года выступают как фолк-музыканты, — узбекский ансамбль народных инструментов (под руководством Рахмани), ансамбль арабских танцев «Садам», Намгар Лхасаранова, Чейнеш Байтушкина, еврейский фольклорный ансамбль «АВИВ», Шончалай Шалгынова-Ховэней, так и «Рада и Терновник», «Граф Хортица», «Кооператив Ништяк», «Север» и «Николай Коперник».
С 2005 по 2006 года — колумнист журнала Rolling Stone. Ведущий геополитической программы «Вехи» на телеканале «Спас».
5 июня 2007 года Александра Дугина, направляющегося на международный фестиваль «Великое русское слово», организованный Русской общиной Крыма, депортировали из Украины по идеологическим причинам. В ответ российской стороной из Санкт-Петербурга был депортирован советник президента Украины Николай Жулинский.
С 2007 года — член совета Всемирного русского народного собора.
С 2007 по 2008 год — ведущий радиопередачи «Русская вещь» на радио РСН.
В декабре 2007 года Дугин читал лекцию о «четвертой политической теории», которую он противопоставляет трем идеологиям XX века — либерализму, коммунизму и фашизму. В ноябре 2008 года на социологическом факультете МГУ Дугин организовал международную конференцию с участием французского философа, одного из лидеров движения «новых правых» Алена де Бенуа, посвященную «четвертой политической теории», а в декабре того же года на соцфаке МГУ прошел молодежный интеллектуальный конгресс на ту же тему.
В феврале 2008 года Дугин опубликовал работу «Археомодерн», в которой высказал мысль о том, что парадигма модерна, зародившаяся в Западной Европе, не смогла прочно закрепиться на российской почве даже в среде властной, экономической и культурной элиты, в то время как подавляющее большинство российского общества находится в архаичной парадигме премодерна. Ситуацию такого конфликта Дугин назвал «археомодерном».
С сентября 2008 года — профессор Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова, директор Центра консервативных исследований при социологическом факультете МГУ.
С сентября 2009 года по июнь 2014 года — и. о. заведующего кафедрой социологии международных отношений социологического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова.
С марта 2012 года — член Экспертно-консультативного совета при председателе Государственной думы России Сергее Нарышкине.
В связи с украинскими событиями 2014 года в мае 2015 года Александр Дугин был включен в санкционный список США. Сам Дугин говорил, что попал под санкции США из-за повышенного интереса в мире к «четвертой политической теории». В июне того же года канадские власти ввели ограничительные меры в отношении лидеров Евразийского союза молодежи — Александра Дугина, Павла Канищева и Андрея Коваленко.
С 2016 по 2017 годы являлся главным редактором телеканала «Царьград ТВ».
Идейные позиции Александра Дугина
Отстаивает идеи евразийства и консерватизма. Идеолог «четвертой политической теории», которую он противопоставляет трем идеологиям XX века — либерализму, коммунизму и фашизму.
Является сторонником византийского идеала симфонии властей — альянса духовной и светской власти.
По его мнению, демократия не является само собой разумеющимся концептом: «Демократия может быть как принята, так и отвергнута, как установлена, так и снесена. Существовали прекрасные общества без демократии и омерзительные — с демократией. Но бывало и наоборот. Демократия — человеческий проект, конструкт, план, а не судьба. Она может быть отвергнута или принята. Значит, она нуждается в обосновании, в апологии. Если не будет апологии демократии, она утратит смысл. Недемократическая форма правления не должна заведомо браться как худшая. Формула «меньшее из зол» — пропагандистская уловка. Демократия не меньшее из зол… Может быть, она вообще не зло, а может быть, и зло. Все требует переосмысления».
Дугин является основоположником неоевразийства. В работе «Евразийский Путь как национальная идея» он пишет: «Разные исторические и философские школы спорят о том, кто является, в последнем счете, субъектом истории. Этот вопрос остается открытым. Но когда мы говорим о стране, об исторической общности, о культуре, о форме специфической цивилизации, мы подразумеваем, что субъектом истории, который мы рассматриваем, является «народ». Типы государственности, хозяйственные механизмы, культурные модели, идеологические надстройки меняются, сменяют друг друга и поколения. Но нечто остается постоянным сквозь все эти трансформации. Эта постоянная величина, живая в течение долгих веков и на обширных пространствах, и есть народ. Говоря и думая о России, мы думаем не столько о государстве, сколько о той внутренней жизни Государства, которой является народ. Государство — лишь форма, народ — содержание».
Дугин: «Неоевразийство как мировоззрение я стал развивать еще с конца 80-х годов… С конца 80-х годов я стал продвигать это мировоззрение как политическую философию, сразу как политическую философию. На первом этапе ее смысл был в том, что Советский Союз надо сохранить, интернациональность советского союза надо сохранить, но перейти к другой идеологии, как сами евразийцы первого поколения 30-х, 20-х, 40-х годов предполагали — передав правление, власть от компартии евразийскому органу, который сохранит государство и сохранит социальную справедливость, сохранит державу, сохранит интернационализм, но только предаст этому консервативный характер. Консервативный с точки зрения возврата к религии, возврата к традиционным культурным ценностям, отринет атеизм и создаст такую динамичную консервативную и одновременно ориентированную на социальную справедливость мощную державу, противостоящую Западу, как всегда противостояла Россия на всех своих этапах. И большинство людей, которые так или иначе «справа» или «слева» примыкали к этому движению, они тоже так или иначе разделяли и как-то воспринимали евразийские идеи. Потому что евразийское мировоззрение являет собой синтез «правых» и «левых» идей. Это не антисоветское в полном смысле слова течение. Поэтому, будучи антиатеистическим или, скажем, нематериалистическим, оно признавало важность борьбы большевиков против Запада — это очень важно, создание мощной сильной государственности, хотя очень многие вещи, конечно, идеологически отрицало. То есть это была право-левая идеология с самого начала политическая, которую я старался имплементировать политически… Я работал не покладая рук все эти годы в интересах своего государства и в интересах того, чтобы придать нашей стране Логос, вернуть его, не просто искусственно его придумать — это невозможно. Чтобы воссоздать полноту русской традиции, чтобы найти ключи к смыслам русским, русской истории, русской стратегии».
Главными своими оппонентами Дугин считает либералов-западников и радикальных националистов, пропагандирующих ксенофобию, обвиняя тех и других в подыгрывании интересам конкурентов России.
Во время «пятидневной войны» в Южной Осетии в августе 2008 года Дугин выступил с поддержкой российского руководства и вооруженных сил, призвав занять Тбилиси и установить в Грузии пророссийский режим. По мнению Дугина, отказ от такого решения стал ошибкой российской власти.
В начале февраля 2014 года, анализируя развитие событий на Украине, Дугин пришел к выводу, что положение дел чревато установлением в этой стране при поддержке США «неонацистского режима, прикрытого холеным Яценюком», который будет направлен против геостратегических интересов России. Установление неонацистской диктатуры, по мнению Дугина, неизбежно приведет к национально-освободительной борьбе в Крыму и на Востоке Украины, причем Киев в борьбе с «мятежными» регионами не остановится перед геноцидом живущего в них русского населения. Россия вынуждена будет вмешаться в конфликт, однако ее вмешательство может вылиться в противостояние с Америкой.
Сторонник старообрядчества в форме единоверия — сохранения и возрождения дораскольных традиций русского православия в лоне Русской православной церкви. Является прихожанином одного из единоверческих приходов Русской православной церкви.
Является активным сторонником экклезиологических идей византизма: византийский идеал симфонии властей — альянса духовной и светской власти; религиозно-историософские и политические идеи о Москве как Третьем Риме; представление о Тысячелетнем царстве как времени существования Византийской империи; представление о России как о катехоне (удерживающей силе, препятствующей приходу Антихриста), пришедшему на смену Византии.
«Ужас идеологии парализует любое поползновение мысли. В советское время нельзя было мыслить потому, что мысль была известна, истина была достигнута и надо было только ей соответствовать. Мыслить было нельзя потому, что уже за тебя помыслили: партия помыслили, Ленин помыслил, Маркс помыслил, прогресс помыслил, пролетариат. Не надо было мыслить: мыслить не твое дело. В итоге старческое политбюро оказалось единственным носителем мысли, но мыслить оно не могло, отсюда это короткое замыкание такой деменции, которая выбрала себе молодого «дементора», молодого Горбачева, который уже как бы был стариком, носителем неспособности к мышлению уже, видимо, с юности. Потому что глупые люди — это не только продукт возраста, и не всегда люди глупеют — иногда они такими рождаются и живут. А в путинское время мыслить нельзя не потому, что за тебя помыслили, а мыслить нельзя вообще. Потому что это опасно, потому что это не очень способствует карьере; потом, мыслить — это накладно, это ресурсоемкий процесс, не ведущий к прямой цели», — говорил Дугин.
Личная жизнь Александра Дугина:
Дважды был женат.
Первая жена — Евгения Евгеньевна Дебрянская (в девичестве Гришина; род. 10 июня 1953), российская писательница, режиссер авторского кино, деятель правозащитного и ЛГБТ-движения, бывший лидер первой Либертарианской партии.
Сын — Артур (в крещении Димитрий) Александрович Дугин (1985 г.р.), окончил Московский государственный лингвистический университет, рок-музыкант.
Евгения Дебрянская — первая жена Александра Дугина
Вторая жена — Наталия Мелентьева, философ, преподаватель философии в МГУ, кандидат философских наук, публицист, директор издательства «Арктогея».
Дочь — Дарья Александровна Дугина (1992-2022), окончила философский факультет МГУ, политический обозреватель Международного евразийского движения, музыкант.
Александр Дугин и Наталия Мелентьева
Вечером 20 августа 2022 года Дарья Дугина погибла в результате взрыва джипа. Инцидент произошел на Можайском шоссе, в районе поселка Большие Вяземы. Это произошло во время движения машины. Внедорожник Дугиной взорвался в 21:35 по московскому времени, после чего съехал с трассы и врезался в постройку. Девушка погибла на месте. Она ехала домой с фестиваля «Традиция».
Александр Дугин и дочь Дарья
Работы Александра Дугина:
1990 — Пути абсолюта
1992 — Конспирология
1993 — Гиперборейская теория
1994 — Консервативная революция
1996 — Тамплиеры пролетариата
1996 — Мистерии Евразии
1996 — Метафизика благой вести
1997, 1999, 2000, 2001 — Основы геополитики
1999 — Абсолютная Родина
1999 — Наш путь
2001 — Русская вещь. В 2 т.
2002 — Эволюция парадигмальных оснований науки
2002 — Философия традиционализма
2002 — Основы евразийства
2004 — Проект «Евразия»
2004 — Евразийская миссия Нурсултана Назарбаева
2004 — Философия политики
2004 — Философия войны
2005 — Конспирология
2005 — Поп-культура и знаки времени
2007 — Обществоведение для граждан новой России
2007 — Геополитика постмодерна
2008 — Знаки великого норда. Гиперборейская теория
2009 — Постфилософия
2009 — Радикальный субъект и его дубль
2009 — Четвертая политическая теория
2010 — Структурная социология
2010 — Логос и мифос. Глубинное регионоведение
2010 — Кризис: конец экономической теории
2010 — Мартин Хайдеггер: философия другого Начала
2010 — Социология русского общества. Россия между Хаосом и Логосом
2010 — Социология воображения
2011 — Мартин Хайдеггер: возможность русской философии
2011 — Геополитика
2011 — Этносоциология
2011 — Социология геополитических процессов
2012 — Геополитика России
2012 — Теория многополярного мира
2012 — В поисках темного Логоса
2014 — Международные отношения. Парадигмы, теория, социология
2014 — США и новый мировой порядок
2014 — Четвертый путь
2014 — Мартин Хайдеггер. Последний бог
2014 — Евразийский реванш России
2015 — Украина: моя война. Геополитический дневник
2015 — Воображение. Философия, социология, структуры
2015 — Русская война
2015 — Русский Логос — русский Хаос. Социология русского общества
2015 — Геополитика. Учебное пособие
2015 — Теория многополярного мира. Плюриверсум. Учебное пособие
2016 — Мартин Хайдеггер. Метаполитика. Эсхатология бытия
2020 — Politica Aeterna. Политический платонизм и «Черное Просвещение»
2020 — Постфилософия. Три парадигмы в истории мысли
Серия Александра Дугина «Ноомахия»:
2014 — Ноомахия: войны ума. Три Логоса: Аполлон, Дионис, Кибела
2014 — Ноомахия: войны ума. Цивилизации границ: Россия, американская цивилизация, семиты и их цивилизация, арабский Логос, туранский Логос
2014 — Ноомахия: войны ума. Логос Европы: средиземноморская цивилизация во времени и пространстве
2014 — Ноомахия: войны ума. По ту сторону Запада. Индоевропейские цивилизации: Иран, Индия
2014 — Ноомахия: войны ума. По ту сторону Запада. Китай, Япония, Африка, Океания
2015 — Ноомахия: войны ума. Германский Логос. Человек апофатический
2015 — Ноомахия: войны ума. Французский Логос. Орфей и Мелюзина
2015 — Ноомахия: войны ума. Англия или Британия? Морская миссия и позитивный субъект
2016 — Ноомахия: войны ума. Латинский логос. Солнце и крест
2016 — Ноомахия: войны ума. Эллинский логос. Долина истины
2016 — Ноомахия: войны ума. Византийский логос. Эллинизм и империя
2016 — Ноомахия: войны ума. Иранский Логос. Световая война и культура ожидания
2017 — Ноомахия: войны ума. Семиты, монотеизм Луны и Гештальт Ва’ала
2017 — Ноомахия: войны ума. Геософия: горизонты и цивилизации
2017 — Ноомахия: войны ума. Логос Турана. Индоевропейская идеология вертикали
2017 — Ноомахия: войны ума. Желтый Дракон. Цивилизации Дальнего Востока
2018 — Ноомахия: войны ума. Логос Африки. Люди черного солнца
2018 — Ноомахия: войны ума. Океания. Вызов Воды
2018 — Ноомахия: войны ума. Неславянские горизонты Восточной Европы: Песнь упыря и голос глубин
2018 — Ноомахия: войны ума. Хамиты. Цивилизация африканского Норда
2018 — Ноомахия: войны ума. Восточная Европа. Славянский Логос. Балканская Навь и сарматский стиль
2019 — Ноомахия: войны ума. Русский Логос I. ЦАРСТВО ЗЕМЛИ Структура русской идентичности
2019 — Ноомахия: войны ума. Русский Логос II Русский историал Народ и государство в поисках субъекта
2020 — Ноомахия: войны ума. Образы русской мысли. Солнечный царь, блик Софии и Русь Подземная
последнее обновление информации: 21.08.2022