Алексей Денисович Дикий
Возраст: 135 (со дня рождения)
Возраст смерти: 66 лет
Алексей Денисович Дикий. Родился 12 (24) февраля 1889 года в Екатеринославе (ныне Днепр) — умер 1 октября 1955 года в Москве. Советский российский актёр, театральный режиссёр, педагог, публицист. Народный артист СССР (1949). Пятикратный лауреат Сталинской премии (1946, 1947, 1949 — дважды, 1950).
Алексей Дикий родился 12 (24 по новому стилю) февраля 1889 года в Екатеринославе (позже — Днепропетровск, ныне — Днепр). Также есть данные, что датой его рождения может быть 25 февраля или даже 25 апреля.
Сестра — Мария Денисовна Суходольская-Дикая, украинская актриса. Муж сестры — актёр и режиссёр А. Л. Суходольский.
С раннего детства увлекался театром, восхищался игрой украинских актёров М. Л. Кропивницкого, П. К. Саксаганского, И. К. Карпенко-Карого, М. К. Заньковецкой. В 6 лет начал участвовать в спектаклях харьковской труппы А. Суходольского.
В 1904-1907 годах учился в Харьковском реальном училище.
В 1907-1908 годах отбывал воинскую повинность вольноопределяющимся 121-го Пензенского полка.
Его талант открыл актёр Московского Художественного театра И.М. Уралов, пригласив Дикого в студию при театре.
В 1909 году переехал в Москву и поступил на частные драматические курсы актрисы МХТ С. В. Халютиной, занимался у К. А. Марджанова и В. Л. Мчеделова. В 1910 году был принят в МХТ, где успешно дебютировал в небольшой роли судебного пристава (дряхлого старика) в пьесе «Живой труп» Л. Н. Толстого. Учителями молодого актёра стали К. С. Станиславский и В. И. Немирович-Данченко.
В 1911 году окончил драматические курсы МХТ, а в 1912-м уже пробовал себя в режиссуре, руководя драматическим кружком на Пречистенских рабочих курсах, где ставил одноактные пьесы А. П. Чехова, работал в рабоче-крестьянском кружке-театре И. Уралова. В том же году была создана 1-я Студия МХТ, где продолжил сценическую деятельность.
Начавшаяся в августе 1914 года Первая мировая война прервала его актёрскую деятельность. В 1914-1917 годах служил в Царской армии на Кавказском фронте. Военные годы считал «безнадёжно потерянными».
С января 1918 года выступал на сцене 1-й Студии, в 1924-м преобразованной во МХАТ 2-й. В эти годы сложился как мастер острохарактерных, озорных портретов.
В 1919 году дебютировал в кино — сыграл в короткометражке «Чем ты был?».
Одновременно искал свой путь в режиссуре. В 1919 году в Московской драматической студии Е. Б. Вахтангова (ныне Театр имени Е. Б. Вахтангова) выступил в качестве режиссёра в спектакле Е. Б. Вахтангова «Потоп» по пьесе Г. Бергера. В 1921-м в Театре-студии им. Ф. И. Шаляпина поставил свой первый самостоятельный спектакль — «Зелёный попугай» по пьесе А. Шницлера.
После успешного дебюта, не порывая со МХАТом 2-м, где он продолжал выступать как актёр, а в 1925 году поставил «Блоху» Е. И. Замятина (по Н. С. Лескову), ставшую одной из самых значительных его режиссёрских работ, ставил спектакли и в других театрах: в Московском театре для детей при Моссовете (ныне Российский академический молодёжный театр), в театре «Комедия (бывший Корш)». В Ленинграде, в Драматическом театре Народного дома работал с художниками-авангардистами Н. Э. Радловым, А. В. Лентуловым.
B 1922-1926 годах работал также в Московском еврейском театре, где осуществил ряд постановок, в том числе «Скрипач на крыше» по мотивам романа Шолом-Алейхемa «Тевье-молочник», и «Праздник в Касриловке» Шолом-Алейхема. Спектакль стал театральным событием, в нём были точно угаданы национальная форма (буффонада), язык, психологические портреты.
В 1928 году режиссёра пригласили в Тель-Авив (Палестина), в театр «Габима» для постановки спектаклей по пьесе Шолом-Алейхема «Золотоискатели» и по пьесе Кальдерона в вольной обработке И. Ламадана «Корона Давида». Премьера состоялась 23 мая 1929 года. В силу ряда причин А. Дикий покинул театр.
К 1925-1926 годам определились основные черты режиссёрского и актёрского дарования А. Дикого: любовь к ярким и сильным сценическим краскам, к броскости сценического рисунка, к монументальности и масштабности актёрских образов; искусство А. Дикого порою тяготело к балаганному комизму и к гневной сатире.
B 1925-1928 годах ставил оперы и балеты в Большом театре.
В 1927-1928 годах — художественный руководитель Московского драматического театра (бывший Корш).
В 1928 году поставил спектакль «Человек с портфелем» А. Файко в Московском театре Революции (ныне Московский академический театр имени Владимира Маяковского).
В 1929-1930 годах — режиссёр Драматического театра Народного дома в Ленинграде.
В 1931 году возглавлял Свердловский театр драмы, где поставил пьесу «Страх» А. Н. Афиногенова.
В 1931 году создал Театрально-литературную мастерскую при Доме Учёных (в августе 1935 года переименованную в Театр-студию под руководством А. Д. Дикого), где вёл режиссёрскую и педагогическую работу, в частности, поставил спектакль «Леди Макбет Мценского уезда» по Н. С. Лескову. В начале 1936 года Студия Дикого была закрыта.
В 1935 году сыграл главную роль в фильме «Восстание рыбаков» (Кеденек).
Алексей Дикий в фильме «Восстание рыбаков»
В 1932-1936 годах — художественный руководитель Московского драматического театра им. ВЦСПС.
26 марта 1936 года был назначен главным режиссёром Большого драматического театра имени М. Горького (БДТ) (ныне — имени Г. А. Товстоногова). Вместе с ним в БДТ пришла группа молодых актёров — бывших студийцев. Поставил несколько спектаклей. Событием в истории театра стала постановка «Мещан» М. Горького. Приуроченный к годовщине смерти М. Горького и показанный в июне 1937 года спектакль поначалу был встречен критически как в отношении постановочной концепции, так и ряда исполнителей. Премьера обновлённого сценического варианта спектакля с частично изменённым составом состоялась 23 августа того же года.
17 августа 1937 года Алексей Дикий был арестован и 2 сентября 1938 года приговорён Особым совещанием при НКВД СССР по статье 58 к 5 годам лишения свободы. Для отбытия наказания был направлен в Усольлаг НКВД. Оставшиеся без руководителя молодые актёры пришли к решению сохранить свой коллектив. Почти в полном составе они выехали в столицу Таджикской ССР Сталинабад, где стали ядром русского драматического театра (ныне — имени В. Маяковского). 28 августа 1941 года «дело Дикого» было прекращено.
После освобождения из заключения, с осени 1941 года работал в Театре им. Е. Вахтангова, находившемся в то время в эвакуации в Омске. В спектакле «Фронт» по пьесе А. Е. Корнейчука (1942) сыграл генерала Горлова — одну из лучших своих ролей. Характер генерала Горлова перерастал в исполнении Дикого в собирательный образ. Эту его роль называли обобщающим словом «горловщина».
Вместе с театром вернулся в Москву.
В 1944 году — художественный руководитель Театра-студии киноактёра.
В сентябре 1944 года перешёл в Малый театр, где служил в качестве актёра и режиссёра до 1952 года, когда был переведён в Московский драматический театр им. А. С. Пушкина.
Широкую известность получил в 1943 году, создав на экране образ Михаила Илларионовича Кутузова в кинофильме «Кутузов».
Алексей Дикий в фильме «Кутузов»
В 1946 году сыграл роль Павла Степановича Нахимова в ленте «Адмирал Нахимов».
Алексей Дикий в фильме «Адмирал Нахимов»
Неоднократно создавал на экране образ Иосифа Виссарионовича Сталина — в фильмах «Третий удар» (1948) и «Сталинградская битва» (1949). Его исполнение понравилось самому Сталину.
Алексей Дикий в фильме «Сталинградская битва»
С 1944 года — член Художественного совета при Комитете по делам кинематографии при Совете министров СССР.
Вёл преподавательскую деятельность. С 1948 года — профессор Театрального училища им. М. С. Щепкина.
Автор книги «Повесть о театральной юности» (1957), многочисленных статей по театральному искусству.
Алексей Денисович Дикий умер 1 октября 1955 года в Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище (участок № 2).
Личная жизнь Алексея Дикого:
Жена — Александра Александровна Дикая.
Фильмография Алексея Дикого:
1919 — Чем ты был? (короткометражный) — Иван Сотый, барабанщик царской армии
1921 — Андрей Гудок (короткометражный) — Андрей Гудок, молодой рабочий
1935 — Восстание рыбаков — Кеденек
1941 — Боевой киносборник №6 — старик
1943 — Кутузов — Кутузов
1946 — Адмирал Нахимов — Павел Степанович Нахимов, адмирал
1947 — Рядовой Александр Матросов — Сталин (роль была вырезана в 1963 году; нет в титрах)
1947 — Пирогов (Pirogov) — адмирал Павел Степанович Нахимов
1948 — Третий удар — Сталин
1948 — Повесть о настоящем человеке (Story of a Real Man, The) — Василий Васильевич
1948, 1949 — Сталинградская битва — Иосиф Виссарионович Сталин
Театральные работы Алексея Дикого:
Московский Художественный театр:
1910 — «Живой труп» Л. Н. Толстого — судебный пристав
1911 — «Ревизор» Н. В. Гоголя — Мишка
1-я студия МХТ, МХАТ 2-й:
1911 — «На дне» М. Горького — Алёшка
1912 — «Провинциалка» И. С. Тургенева — Миша
1913 — «Гибель „Надежды“» Г. Хейерманса — Баренд
1917 — «Вишнёвый сад» А. П. Чехова — Епиходов
1917 — «Иванов» А. П. Чехова — Львов
1919 — «Сверчок на печи» по Ч. Диккенсу — Джон Пирибингль
1921 — «Эрик XIV» А. Стриндберга — герцог Иоанн
1924 — «Расточитель» Н. С. Лескова — Молчанов
1925 — «Блоха» по Н. С. Лескову — Платов
Театр имени Е. Б. Вахтангова:
1941 — «Перед заходом солнца» Г. Гауптмана — Матиас Клаузен
1942 — «Фронт» А. Е. Корнейчука — генерал Горлов
Малый театр:
1948 — «Доходное место» А. Н. Островского — Досужев
1948 — «Южный узел» А. А. Первенцева — Сталин
1949 — «Мещане» М. Горького — Тетерев
1949 — «Заговор обречённых» Н. Е. Вирты — Коста Вара
1949 — «Незабываемый 1919-й» В. В. Вишневского — Сталин
1951 — «Живой труп» Л. Н. Толстого — Артемьев
Театральные работы Алексея Дикого как режиссера:
Театр-студия им. Ф. И. Шаляпина:
1921 — «Зелёный попугай» А. Шницлера
Московский театр для детей при Моссовете:
«Пиноккио» по К. Коллоди
«Находка» Е. Я. Тараховской
Театр «Комедия (бывший Корш)»:
«Обращение капитана Брассбаунда» Б. Шоу
«Тень осла» Л. Фульды
1-я студия МХТ:
1923 — «Герой» Дж. Синга
МХАТ 2-й:
1925 — «Блоха» по Н. С. Лескову
Драматический театр Народного дома (Ленинград):
«Землетрясение» П. С. Романова (совм. с Н. Э. Радловым)
1925 — опера «Степан Разин» П. Н. Триодина (совм. с А. В. Лентуловым)
1930 — «Первая Конная» В. В. Вишневского
Московский еврейский театр:
«Скрипач на крыше» по роману Шолом-Алейхемa «Тевье-молочник»
«Праздник в Касриловке» Шолом-Алейхема
Большой театр:
1925 — «Степан Разин», опера П. Н. Триодина
1927 — «Любовь к трем апельсинам», опера С. С. Прокофьева
1928 — «Красный мак», балет Р. М. Глиэра
Театр Революции:
1928 — «Человек с портфелем» А. М. Файко
Свердловский театр драмы:
1928 — «Страх» А. Н. Афиногенова
Театр-студия под руководством А. Д. Дикого:
1931 — «Леди Макбет Мценского уезда» по Н. С. Лескову
Московский драматический театр им. ВЦСПС:
1932 — «Матросы из Каттаро» Ф. Вольфа
1933 — «Девушки нашей страны» И. К. Микитенко
1933 — «Вздор» К. Я. Финна
1934 — «Интермедия» по М. Сервантесу в переводе А. Н. Островского
1935 — «Глубокая провинция» М. А. Светлова
Ленинградский БДТ:
1936 — «Матросы из Каттаро» Ф. Вольфа
1937 — «Большой день» В. М. Киршона
1937 — «Пушкинский спектакль» («Моцарт и Сальери», «Русалка», «Сцены из рыцарских времен») А. С. Пушкина
1937 — «Мещане» М. Горького
Театр имени Е. Б. Вахтангова:
1941 — «Олеко Дундич» A. Г. Ржешевского и М. А. Каца
1941 — «Русские люди» К. М. Симонова
Малый театр:
1936 — «Смерть Тарелкина» А. В. Сухово-Кобылина
1946 — «Мещане» М. Горького
1948 — «Московский характер» А. В. Софронова (совместно с Е. И. Страдомской)
1950 — «Калиновая роща» А. Е. Корнейчука
1950 — «Люди доброй воли» Г. Д. Мдивани
1951 — «Настя Колосова» В. В. Овечкина
Московский драматический театр имени А. С. Пушкина:
1953 — «Тени» по пьесе М. Е. Салтыкова-Щедрина
«Горячее сердце» А. Н. Островского
Награды и звания Алексея Дикого:
Заслуженный артист РСФСР;
Народный артист РСФСР (1947);
Народный артист СССР (1949);
Сталинская премия первой степени (1946) — за исполнение заглавной роли в фильме «Кутузов»;
Сталинская премия первой степени (1947) — за исполнение заглавной роли в фильме «Адмирал Нахимов»;
Сталинская премия первой степени (1949) — за постановку спектакля «Московский характер» А. В. Софронова;
Сталинская премия второй степени (1949) — за исполнение роли И. В. Сталина в фильме «Третий удар»;
Сталинская премия первой степени (1950) — за исполнение роли И. В. Сталина в фильме «Сталинградская битва»);
Орден Ленина (14.04.1944) — за исполнение заглавной роли в фильме «Кутузов» (1943);
Орден Трудового Красного Знамени (29.10.1949);
Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (1946);
Медаль «В память 800-летия Москвы» (1948);
Венецианский кинофестиваль ((Почётный диплом в номинации «Лучший актёр» за роль в фильме «Адмирал Нахимов», 1947);
МКФ в Готвальдове (Премия победы, фильм «Сталинградская битва», 1949);
МКФ в Марианских Лазнях (Главная премия, фильм «Сталинградская битва», 1949).
Актерские байки про Алексея Дикого:
***
Алексей Денисович Дикий, прошедший лагеря, игравший в кино роли суровые и героические, — Кутузова, казачьего атамана Платова, Нахимова, Сталина — несмотря на свою мужественную и героическую внешность, очень боялся своей жены Шурочки, женщины маленького роста, но чрезвычайно энергичной и временами скандальной. Такое в жизни встречается очень часто. Как-то ночью у Георгия Менглета, который в свое время был учеником Дикого, раздался телефонный звонок.
— Менглет, — приказал по телефону Дикий, — захвати деньги на такси и выйди во двор.
Естественно, бывший ученик не посмел ослушаться. Менглет вышел во двор, где и увидел Алексея Денисовича в виде весьма плачевном — с расцарапанной щекой.
— Менглет, сейчас едем ко мне разбираться с Шурочкой, — сказал Дикий. — Версия такая. Мы эти дни и ночи были у тебя, репетировали. Щеку мне расцарапала твоя собака случайно. Подтвердишь.
— Вряд ли жена поверит, — засомневался Менглет.
— Вот для этого ты мне и нужен! — возразил Дикий. — Твоя задача — сыграть роль убедительно и достоверно. Вперед!
Сели на такси, приехали. Жена открывает дверь, с первого взгляда все понимает и, ни слова не говоря, слева и справа отвешивает загулявшему мужу несколько затрещин. Менглет, как говорится, не успевает и рта открыть.
— Менглет, свободен! — объявляет Дикий.
***
Интересные взаимоотношения сложились у Алексея Дикого и Амвросия Бучмы. Оба были народными артистами СССР, лауреатами Сталинской премии, причем, Дикий — пятикратным лауреатом. Но, по свидетельству Евгения Весника, где бы они ни встретились, тут же падали на колени друг перед другом в знак величайшего уважения. Однажды в Харькове это случилось прямо на улице, на каком-то чрезвычайно оживленном пешеходном переходе. Они плюхнулись на асфальт и долго стояли так, несмотря на то, что зажегся зеленый свет для транспорта и машины стали объезжать их, неистово гудя. В конце концов подоспевший наряд милиции оштрафовал и задержал обоих, но в отделении, выяснив, кто они такие, нарушителям вернули деньги и с честью доставили в гостиницу.
***
Алексея Дикого утвердили на роль Сталина в кинофильме «Сталинградская битва», установив ему авторский гонорар в размере ста тысяч рублей. Сумма не маленькая по тем временам, но и не такая уж значительная. Дикий позвонил на студию, попросил кого-нибудь из начальства и задал провокационный вопрос:
— Как вы думаете, роль Сталина отличается чем-нибудь от роли обыкновенного рядового солдата?
— Разумеется, Алексей Денисович, — отвечали ему. — Недаром мы именно вам ее доверили…
— Я не о том, — перебил Дикий. — Как же так получается, господа хорошие, что за роль обыкновенного рядового солдата вы заплатили Борису Андрееву сто пятьдесят тысяч, а мне за роль генералиссимуса назначили всего сто? Нескладно получается…
— Хорошо, Алексей Денисович, мы подумаем и перезвоним…
Через какое-то время звонок в квартиру Дикого:
— Алексей Денисович, мы тут посовещались и решили, что вы в чем-то, безусловно, правы. Студия назначает вам сумму сто двадцать тысяч…
— Как?! — закричал Дикий. — Борису Андрееву за простого солдата сто пятьдесят, а мне за главнокомандующего сто двадцать?! Да вы спятили! А как дойдет до самого, что тогда будет, вы подумали?..
На этот раз совещались довольно долго, вероятно, бегали в бухгалтерию, утрясали, согласовывали, после чего снова раздался звонок:
— Алексей Денисович, вы правы. Не может артист за роль солдата получать больше… Так что мы вам тоже назначили авторский гонорар в размере ста пятидесяти тысяч рублей.
— Нет, вы ничего не поняли, — продолжал напирать Дикий. — Вот расскажут товарищу Сталину, что вы, стало быть, ставите его на одну ступеньку с простым солдатом, что…
— Хорошо! — перебили его. — Получите свои сто пятьдесят пять!
***
Любопытно, что, играя Сталина, Алексей Дикий сознательно не стал подчеркивать кавказский акцент вождя. Он нашел великолепный ход — произнес только пару раз за весь фильм слово «каммуныкацыя», а все остальное говорил чисто. И удивительным, но вполне объяснимым образом это настолько врезалось зрителям в память, что после просмотра оставалось полнейшее впечатление, что вождь говорит с нужным акцентом.
***
Вскоре после того как фильм «Сталинградская битва» вышел на экраны, Алексей Дикий пригласил к себе самых близких друзей, чтобы отпраздновать это событие. Собрались мужской компанией, накрыли стол — водка, огурцы, чеснок, килька. Выпили, закусили, и вдруг в полночь — звонок в дверь.
Хозяин открыл. На пороге крупный чин НКВД, пара сопровождающих…
— Все ясно, — сказал Дикий. — Это опять за мной…
— Так точно, — сказал чин. — Собирайтесь. Вас в Кремле ждет товарищ Сталин…
— Э, нет, — ответил Дикий, — как же я могу показаться Сталину, если я водку пил, чесноку вот наелся… Как же я в Кремль явлюсь с чесночным-то запахом? Никак нельзя мне сейчас ехать…
— Извините, товарищ Дикий, — сказал крупный чин. — Вы меня тоже поймите. Я вернусь, доложу Сталину, что выполнить его приказ не смог, потому что артист Дикий наелся чесноку. Да меня разжалуют в ту же минуту… Нет, вы уж умойтесь, рот пополощите — и в машину… Нас ждут в Кремле через полчаса.
Поневоле пришлось ехать.
Часа через два Дикий вернулся из Кремля и рассказал следующее. Привезли его в Кремль, провели в кабинет к Сталину. Тот вышел из-за стола, поздоровался.
— А известно ли вам, товарищ Дикий, что это лично я назначил вас на роль? — спросил вождь. — Берия мне показал десяток проб, и я выбрал вас. Мне понравилось, что вы говорили без всякого акцента, мне понравилось, что вы и внешне непохожи на меня и не пытались даже загримироваться. Это хорошо. Но мне интересно, почему вы играли меня не так, как обычно играют другие артисты? У тех и акцент, и сходство внешнее, а впечатление не то…
— Потому что я играл впечатление людей о Сталине, — ответил Дикий.
Сталину ответ настолько понравился, что он захлопал в ладоши. Потом сказал:
— Вы не должны обижаться на власть за то, что сидели в лагере. Ленин говорил, что каждый революционер должен пройти сквозь тюрьмы и ссылки…
— Но это же было до революции, — брякнул Дикий.
Сталин нахмурился и погрозил пальцем. Затем вышел из кабинета и вернулся, держа в руках бутылку вина и лимон. Налил себе полный фужер, Дикому чуть капнул, выпил и сказал:
— Теперь будем говорить с вами на равных. «Стало быть, учуял запах водки, — прокомментировал Дикий. — А может, по дерзости моей догадался, что я под хмельком… В любом случае все кончилось благополучно…»
После этого друзья продолжили прерванный праздничный ужин.
***
В пьесе «На бойком месте» Алексей Дикий играл роль барина. Вот приезжает барин откуда-то на бричке, входит в комнату и спрашивает вошедшего вслед за ним слугу:
— Ну что, распряг коней? Овса им задал?..
— Распряг, батюшка, — отвечает слуга. — И овса задал…
После этого наступает пауза, потому что слова Дикий забыл. Пауза затягивается, артист усиленно вспоминает. Чтобы как-то потянуть время, снова повторяет:
— Ага… значит, коней распряг и овса им задал?
— Так точно, батюшка, — подыгрывает слуга. — И коней распряг, и овса им задал…
Снова наступает пауза. Дикий осматривает стены, потолок, оглядывается на слугу, который шепотом подсказывает текст. Но разобрать ничего нельзя. Дикий громко крякает, чешет в затылке:
— Распряг, значит, коней?
— Распряг, батюшка… И снова пауза.
— Иди, запрягай! — машет рукой Алексей Дикий. — Иначе мы отсюда долго не уедем!..
***
Эту историю рассказывают многие, и в ней звучат разные фамилии. Режиссер Леонид Трауберг рассказывал так: Алексей Денисович Дикий однажды обиделся на Никиту Богословского, который накануне его разыграл. У Богословского вообще было много жертв розыгрыша, которые мечтали ему отомстить при удобном случае, А удалось это только Алексею Дикому. Придумал он вот что. Однажды хорошенько напоил композитора, а когда тот мирно уснул, его погрузили в легковую машину, отвезли в аэропорт и отправили в Новосибирск. Следом в Новосибирское отделение Союза композиторов дали срочную телеграмму за подписью известного чиновника МВД о том, что в городе может появиться аферист, который, пользуясь феноменальным внешним сходством с известным советским композитором Никитой Богословским, ходит по учреждениям, и выпрашивает от его имени крупные суммы денег якобы, на билет на самолет…
Проснувшись во время долгого перелета, Богословский понял, что над ним жестоко подшутили. Он, конечно, попытался мобилизовать свое чувство юмора, и, немного успокоившись, сразу после посадки самолета отправился в местный Союз композиторов. Он зашел в кабинет председателя Союза, и не успел назвать себя, как тот ухмыльнулся и нажал кнопку на столе. Тут же появился наряд милиции, на ошеломленного Богословского надели наручники и увезли в отделение милиции, где композитор просидел целые сутки, пока все не разъяснилось.
***
Во время очередной антиалкогольной кампании артист Алексей Дикий выразился так: «Если в театре начинают искать пьющих, это значит, что в нем больше нечего искать!».
последнее обновление информации: 03.03.2024