Алла Сергеевна Демидова
Возраст: 87
Алла Сергеевна Демидова. Родилась 29 сентября 1936 года в Москве. Советская и российская актриса театра и кино, народная артистка РСФСР (1984).
Алла Демидова широкую известность получила как актриса Театра на Таганке.
Вошла в историю отечественного искусства как одна из самых значительных и стильных современных русских актрис.
Критики неизменно отмечали широкий стилистический диапазон актрисы, независимость и смелость её творческих решений, умение по-новому высветить классические образы, каждый раз проявляя «тонкое чувство литературного портрета, авторского стиля воссоздаваемой эпохи.
Алла Демидова родилась 29 сентября 1936 года в Москве.
Отец — Сергей Алексеевич Демидов, из рода легендарных золотопромышленников, был в 1932 году репрессирован, но вскоре выпущен на свободу. Несколько лет спустя С. А. Демидов ушёл на фронт добровольцем и погиб при освобождении Варшавы в 1944 году. У дочери почти не осталось о нём воспоминаний: «Помню, как отец приехал на побывку с фронта и мы спускались с горки: он на лыжах, а я — стоя на его лыжах сзади, вцепившись в его ноги».
Во время войны девочка жила у бабушки во Владимире. По окончании войны Аллу воспитывала мать, Александра Дмитриевна Демидова (в девичестве — Харченко), работавшая на кафедре экономического факультета МГУ младшим научным сотрудником по специальности кибернетика и экономическое программирование.
Актриса вспоминала, что уже в пятилетнем возрасте, отвечая на вопросы взрослых о планах на будущее, говорила, что мечтает стать «великойактрисой» (произнося это словосочетание слитно).
В школьном театре женских ролей девочке не предлагали: «Играла всё больше каких-то Бакул-бобылей». Зато она подготовила собственную чтецкую программу, куда входили монолог Катерины из «Грозы» и отрывок из «Анны Карениной».
В школезанималась в драмкружке, который вела Т. Щекин-Кротова, известная, в частности, по исполнению заглавной роли в спектакле А. Эфроса «Её друзья». «Мы бегали в Центральный Детский театр на этот спектакль, все были влюблены в молодого Ефремова, который играл застенчивого сибиряка. Он нам казался неотразимо красивым», — вспоминала актриса.
По окончании школы попыталась поступить в Театральное училище имени Б. В. Щукина, но не была принята из-за плохой дикции.
«Пришла на консультацию к педагогу В. И. Москвину… Даже не могла волноваться, ведь всю жизнь(!) готовила себя к этому. Спросили: Какую школу окончила? — Ответила: Фестьсот двадцать фестую. — Девочка, — сказал мне Москвин, — с такой дикцией в артистки не ходят!», — вспоминала она.
В том же году поступила на экономический факультет МГУ, попала на «лицейский» курс, из которого несколько человек стали академиками, окончила его в 1959 году.
По окончании университета Демидова стала вести семинары по политэкономии для студентов философского факультета.
На третьем курсе университета стала актрисой Студенческого театра МГУ, первое время — под руководством И. К. Липского. В 1958 году руководить театром пришёл Ролан Быков, тогда ещё молодой актёр ТЮЗа. Первой серьёзной сценической работой Демидовой стала роль Лиды Петрусовой в имевшем успех спектакле «Такая любовь», поставленном в 1958 году Р. Быковым по пьесе П. Когоута.
После отъезда Р. Быкова в Ленинград театром некоторое время руководил режиссёр Л. В. Калиновский Актрисаа сыграла в его спектакле «Здравствуй, Катя!», с которым затем на месяц поехала на целину, иногда играя на сдвоенных грузовиках. Его сменил С. И. Юткевич — с ним труппа не сработалась, произошёл раскол и часть артистов самостоятельно организовала набор в двухгодичную студию при Театре Ленинского комсомола. Через год актрису исключили за «профнепригодность» (как предполагала она сама — за параллельную работу в Студенческом театре МГУ). С М. Шатровым после этого она не здоровалась многие годы.
Вторая попытка Демидовой поступить в Щукинское училище оказалась успешной, но даже на этот раз её приняли «условно» — из-за дикции (которая так и осталась «с шипящими», хоть прорабатывалась предварительно логопедом).
В 1959 году начала учёбу на курсе педагога Анны Орочко, актрисы трагического амплуа, работавшей, в частности, с Е. Б. Вахтанговым.
На первом курсе Щукинского училища участвовала в спектакле Вахтанговского театра «Гибель богов». Вместе с двумя другими начинающими актрисами, одной из которых была Даша Пешкова, внучка М. Горького, она должна была «танцевать в купальничке, изображая шоу-гёрлз». «Каждый день на репетицию приходил Рубен Николаевич Симонов, постановщик спектакля, и начинал репетицию с этого танца в купальниках. И каждый раз он говорил: «Аллочка, по вас Париж плачет!» — эта фраза стала рефреном», — вспоминала она.
На одном из экзаменов в МГУ профессор Копыл, видя что студентка Демидова плохо разбирается в сельском хозяйстве, спросил её: «Девочка, а сколько яиц курица несёт в день?» — «Я мгновенно ответила: «Десять». По его реакции поняла, что сморозила глупость, и поправилась: «То есть, два. Одно утром, другое вечером»», — вспоминала актриса. Этот анекдотический ответ попал в университетскую многотиражку.
Благодаря симпатии Р. Симонова Демидова была занята также в «Принцессе Турандот» (где играла одну из рабынь) и в танцевальных сценах «Стряпухи». Тогда же первокурсницу училища Аллу Демидову заметил приехавший в Москву с театром TNP Жан Вилар. Увидев, как она фехтует в гимнастическом зале, режиссёр сказал: «Вот закончите училище, приезжайте к нам в театр». Свой первый курс актриса называла во всех отношениях «трамплинным».
На сцене Щукинского училища Демидова сыграла ещё в трёх спектаклях: главную роль в «Далёкое» (А. Афиногенов, реж. А. Орочко), миссис Мун («Скандальное происшествие мистера Кеттла и миссис Мун», Дж. Б. Пристли, реж. В. Г. Шлезингер) и мадам Фризетт («Фризетт», водевиль Лабиша; реж. Александр Ширвиндт).
Алла Демидова в кино
В 1957 году состоялся ее кинодебют. В фильме «Ленинградская симфония» (режиссёр З. Аграненко, 1957) она сыграла эпизодическую роль кондуктора.
Далее последовали малозаметные роли в фильмах «Девять дней одного года» (М. Ромм, 1961, студентка), «Что такое теория относительности» (С. Райтбурт, 1963, учёный-физик) и «Комэск» (1965, главный метеоролог). В первом из них Демидова поначалу снималась в массовке, но Ромм заметил молодую актрису и (как сама она вспоминала) «вытащил» её на «первый план». О двух других фильмах Демидова говорила: «Это была просто разведка. Я вообще относилась к кино подозрительно. Больше всего отпугивала система кинопроб: роль даже не оговорена, а ты стараешься доказать, что можешь её сыграть. В театре готовишься к роли задолго до премьеры».
В 1964 году А. Демидова с отличием окончила училище. Её дипломной работой была роль госпожи Янг в спектакле «Добрый человек из Сезуана» (1963), поставленном на курсе Юрием Любимовым. Считается, что этот спектакль (где поначалу именно она была назначена на главную роль, но режиссёр предпочёл затем З. Славину, с которой до этого работал в постановке некоторых сцен «Укрощения строптивой») положил начало «эре Таганки», характерными чертами которой стали «почти забытые к тому времени традиции Мейерхольда в соединении с элементами политического театра Брехта, предполагавшего для актёра возможность временного выхода из образа и прямого контакта со зрительным залом».
Уже тогда зрители и коллеги отметили необыкновенную пластику актрисы.
По окончании училища она вознамерилась поступить в Вахтанговский театр, причём была настолько уверена в своих силах, что даже не подготовила специального отрывка для показа. Её не взяли. Начинающая актриса восприняла это как трагедию.
В какой-то момент Алла Демидова участвовала в одной из постановок Театра им. Маяковского, подыгрывая Виктору Речману. Именно здесь Н. П. Охлопков (с подачи Речмана) предложил начинающей актрисе сыграть Гамлета, провёл с нею несколько вводных разговорных репетиций, но проект не осуществился. Провела в театре месяц и, как сама говорила, «блудной овечкой вернулась на Таганку».
Театр на Таганке официально открылся в апреле 1964 года в помещении тогдашнего Московского театра драмы и комедии. Алла Демидова стала одной из основных актрис труппы, но долгое время не получала здесь больших ролей.
Первой её ролью из классики на Таганке стала Вера в спектакле «Герой нашего времени», но дебют оказался провальным. «Была я, только что закончившая театральную школу, и был Лермонтов — недосягаемая вершина, на которую можно смотреть, только задрав голову. Но так ничего не увидишь!», — объясняла неудачу актриса.
В течение нескольких лет работала на Таганке в массовых сценах, потом в маленьких эпизодах, на износ, впоследствии удивляясь, как «хватило на это сил». Когда Любимов начал давать ей первые роли, Алла Сергеевна оказалась самой верной и послушной ученицей режиссёра — она считала себя его подмастерьем, инструментом («скрипкой Страдивари») и была удовлетворена этой ролью.
Первый успех Алле Демидовой принёс фильм режиссёра Игоря Таланкина «Дневные звёзды» по мотивам автобиографической повести Ольги Берггольц. Сам фильм, из которого были вырезаны некоторые сцены, был положен «на полку». Пять лет спустя он был показан на кинофестивале в Венеции и принёс режиссёру «Золотую медаль участия».
Игру Демидовой высоко оценили специалисты. После фильма «Дневные звёзды» актриса получила ряд очень похожих предложений, которые ей показались уже неинтересными. Она выбрала роль стюардессы в одноимённом фильме 1967 года по рассказу Ю. Нагибина — именно потому, что она была «другая: там героиня мягкая, лиричная, несколько инфантильная».
В 1968 году на экраны вышло сразу шесть фильмов с участием Демидовой: «Щит и меч», «Степень риска», «Шестое июля», «Живой труп», «Четвёртый папа», «Служили два товарища». О первом из них Алла Демидова говорила впоследствии лишь, что в нём ей «не стоило сниматься». В роли Жени («Степень риска» по мотивам повести Н. Амосова «Мысли и сердце») Демидову, по её словам, «увлёк выразительный монолог героини». Роль комиссара в фильме «Служили два товарища» была совсем небольшая, но — «я предпочла её другим: там сложный характер, есть что играть», — говорила актриса.
Алла Демидова в фильме «Щит и меч»
С конца 1960-х годов Алла Демидова стала получать крупные роли в Театре на Таганке. Первой из её заметных работ здесь стала Эльмира в «Тартюфе» Ю. Любимова по Мольеру (1968). За небольшую, но важную роль Боженцкой в постановке «Час пик» (по роману Е. Ставинского, 1969) Демидова получила премию на фестивале польской драматургии. Как выдающаяся была отмечена критиками Демидова-Гертруда в «Гамлете» (1971).
Однако жизнь актрисы с её яркой индивидуальностью, не всегда принимавшейся режиссёрами и коллегами, в театре не была лёгкой. Ей приходилось участвовать в танцах, массовках, пантомиме, ничем не выдавая разочарованности предлагаемой работой. В годы расцвета Таганки Демидова вынуждена была отвоёвывать себе творческое пространство, «не сливаясь с массовкой», очерчивать «свою неприкосновенную территорию, которая зачастую казалась мхатовским островком».
В 1970-х годах Алла Демидова активно снималась в кино. Позже она говорила, что в те годы мимо неё «не проходил ни один заслуживавший внимания сценарий». При этом в «Новейшей истории отечественного кино» Демидова характеризуется как одна из самых невоплощённых в экранном пространстве.
В числе других заметных ролей Демидовой начала 1970-х годов была Лизавета Павловна («Зеркало», 1974).
Волшебница в фильме Ирины Поволоцкой «Аленький цветочек» (1977) стала одной ролью Демидовой в сказке. Но и здесь, во многом благодаря её участию, произошло жанровое смещение: сказка сделалась притчей.
Яркий образ А. Демидова создала, сыграв герцогиню Мальборо в фильме «Стакан воды», в сюжетном противостоянии главе оппозиции, герцогу Болингброку (К. Лавров).
Алла Демидова в фильме «Стакан воды»
В 1974 году Ю. Любимов впервые надолго оставил свой театр, пригласив А. Эфроса поставить на «Таганке» любую пьесу по своему выбору. Эфрос взялся за «Вишневый сад» А. П. Чехова, пьес которого в репертуаре «Таганки» до тех пор не было.
Эфрос предложил артистам сделать спектакль, который словно бы противостоял легендарной мхатовской постановке. Сад здесь олицетворял умиравшую на глазах зрителя культуру прошлого, а спектакль воспринимался как прощание с ней. Действие происходило на белом кладбищенском холме, среди серых могильных плит и белых вишневых деревьев. По замыслу режиссёра все линии спектакля должны были сходиться к фигуре Раневской. Идея оказалась чрезвычайно близка Алле Демидовой, всегда предпочитавшей экспериментальный подход к театральному искусству.
Предложение Эфроса строить роль Раневской на столкновении трагизма и эксцентрики, уходить от сентиментальности в самоиронию удачно совпало с эстетическими исканиями самой исполнительницы. Актриса признавалась впоследствии, что «в то время была ушиблена модерном, смотрела бесконечные альбомы по искусству того времени». В результате роль Раневской получила необычное решение: героиня предстала перед зрителем дамой эпохи декаданса, тем самым открыв новую страницу в отечественной истории исследования этого классического образа.
Во второй половине 1970-х годов Демидова исполнила в спектаклях Театра на Таганке несколько ведущих ролей. Василису Милентьевну (Ю. Любимов, «Деревянные кони», 1974) она сыграла без грима и внешней атрибутики, опираясь на собственные воспоминания о бабушке-старообрядке.
В числе наиболее заметных театральных ролей актрисы конца 1970-х — начала 1980-х годов были мать Раскольникова («Преступление и наказание», 1979), Маша («Три сестры», 1981), Марина Мнишек из спектакля «Борис Годунов» (1982). Последний был запрещён по распоряжению Министерства культуры СССР — его премьера состоялась 12 июня 1988 года.
К концу 1970-х годов относятся её попытки начать сценические эксперименты с Владимиром Высоцким. У них уже сложился уникальный сценический тандем, в котором, по выражению критика, раз за разом «схлёстывались лёд и пламень».
«Мы понимали, что пришло время скрупулёзного исследования человеческих отношений, и на смену большим, массовым ярким представлениям придут спектакли камерные — на одного, двух исполнителей», — вспоминала Демидова.
Поначалу актриса предлагала поставить на сцене композицию по письмам и дневникам Л. Н. Толстого и Софьи Андреевны. Затем специально для Демидовой и Высоцкого Виталий Вульф перевёл пьесу Теннесси Уильямса «Крик», в которой было два действующих лица: режиссёр и его сестра. За постановку взялся сам Высоцкий.
Перед отъездом «Таганки» на гастроли в Польшу эксперимент был приостановлен. Через полтора месяца после возвращения Высоцкий умер.
«Я оценила партнёрство Высоцкого в полной мере, когда стала играть без него… Он был неповторимым актёром. Особенно в последние годы. Он абсолютно владел залом, он намагничивал воздух, был хозяином сцены. Не только из-за его неслыханной популярности. Он обладал удивительной энергией, которая, саккумулировавшись на образе, как луч сильного прожектора, била в зал», — впоследствии писала она.
Алла Демидова и Владимир Высоцкий
Высоцкий и Демидова рассматривали также возможность совместной работы в композиции по «Федре» Жана Расина, которую Высоцкий начал разрабатывать. Этой идее также пришёл конец одновременно со смертью актёра.
Позже, вспоминая Таганку, Демидова именно В. Высоцкого называла своим любимым сценическим партнёром, хоть и замечала, что его игра зависела от состояния, в котором он находился: «Скажем, после запоев у него возникало гипертрофированное чувство вины, и он изумительно подстраивался под партнёра». Лишь после смерти актёра она осознала, насколько нуждалась в его сценической поддержке. Параллельно с работой в театре и кино Алла Демидова вела успешую концертную деятельность и выступала на телевидении с авторскими программами, демонстрируя ярко индивидуальную манеру чтения стихов и прозы.
На концертах, как правило с музыкальным сопровождением, актриса читала «Реквием» и «Поэму без героя» А. Ахматовой, представляла аудитории собственные оригинальные интерпретации произведений А. Пушкина, И. Бунина, поэтов Серебряного века. Постепенно критики признали, что неканоническое произношение обернулось голосовым своеобразием.
Характе́рной особенностью выступлений Демидовой является способность читать поэзию, не пользуясь микрофоном — она делала это даже на стадионе в Греции, а училась этому искусству, в частности, у японских актёров, в театре Кабуки. При этом она говорила, что принципиально читает на сцене с листа: «Западные актёры всегда читают стихи, они никогда не исполняют их, не произносят на память. И считается наоборот плохим вкусом читать без листа. Так вот, я уже тоже привыкла делать такую своеобразную поддержку, читать «по нотам». Надо сказать, что гениальный Рихтер всегда держал ноты перед собой, не то, чтобы он заглядывал в них, а так — выполнял некий ритуал».
В 1986 году А. Эфрос восстановил «Вишнёвый сад», в котором актёры, произнося чеховские реплики, «оплакивали утраченный театр Любимова». Спектакль в тот год получил Первую премию на фестивале «БИТЕФ». После смерти Эфроса постановка с успехом прошла в Париже: восхищённый Мишель Курно назвал Демидову «чайкой из Люксембургского сада».
После возвращения на «Таганку» Юрия Любимова А. Демидова сыграла несколько ключевых ролей: Марина Мнишек («Борис Годунов», 1988), Донна Анна («Пир во время чумы», 1989), «Электра» («Электра», Софокл, 1992) были отмечены в основном трагическим звучанием. При этом актриса продолжала давно начатый эксперимент: попытку привить эстетику Серебряного века античной трагедии.
Последней работой с Любимовым стала для Демидовой заглавная роль в трагедии Софокла «Электра», премьера которой прошла в 1992 году в Афинах. Спектакль, отмеченный желанием режиссёра «дать сиюминутный отклик на социальную ситуацию», сюжетными линиями и атмосферой напоминал «Гамлета».
В дни раскола «Таганки», когда часть коллектива вступила в конфликт с Ю. Любимовым, Демидова последовательно поддерживала последнего.
Алла Демидова и Юрий Любимов
Вскоре разногласия в коллективе начали сказываться на качестве любимовских спектаклей. Некоторое время Демидова, по ее словам, «отлынивала от выхода на сцену», а в затем написала заявление об уходе.
В 1988-м началось сотрудничество Демидовой с режиссёром Романом Виктюком началось. В его постановке на сцене Таганки (по инициативе актрисы) вышла «Федра» по пьесе Марины Цветаевой.
Критики характеризовали «Федру» как один из лучших спектаклей 1980-х годов. В конце 1980-х — начале 1990-х годов спектакль «Федра» Р. Виктюка имел успех во многих странах Европы и Америки. Западные критики отмечали «стильность» Демидовой, её «тяготение к четкой сценической форме» и «ярко выраженное личностное начало», считая образцом современной русской актрисы.
В 1989 году Демидова начала переговоры с Антуаном Витезом. Французский режиссёр (назвавший её однажды «кометой, которую надо уметь уловить») предложил сыграть «Федру» Ж. Расина в Театре «Комеди Франсез», директором которого он тогда был. Витез решил, что Демидова должна играть роль на русском (поскольку Федра — иностранка среди греков), но, чтобы было удобно репетировать, посоветовал ей выучить французский и даже оплатил занятия языком в специальной школе для иностранцев.
Однако, по словам Демидовой, «актрисы Комеди Франсез не захотели признать русскую приезжую». Тогда Витез решил сделать спектакль сначала только с русскими актёрами, а потом перенести его в Театр «Одеон». Он приехал в Москву, в репетиционном зале Ленкома набрал труппу и распределил роли. Но 30 апреля 1990 года его не стало.
К началу 1990-х годов актриса стала всё более явно ощущать тягу к искусству античности. В новом амплуа, как отмечали критики, по-новому реализовались свойственные её актёрскому дару «изысканный психологизм и эксцентричная характерность». На фоне кризиса отечественного театра (когда современная драматургия практически исчезла из репертуаров), Демидова создала собственный «Театр А», на сцене которого вновь поставила «Федру».
В 1993 году, будучи ещё формально актрисой Таганки, Демидова приступила к сотрудничеству с греческим режиссёром Теодоросом Терзопулосом.
Сотрудничество с Т. Терзопулосом, которого Демидова называла уникальным человеком, по словам актрисы, привело её к полной переоценке ценностей: «Я перестала всерьёз относиться к актёрской профессии. Когда-то относилась всерьёз, даже плакала, когда не находила себя в списках распределения ролей. Сейчас смешно об этом вспоминать… После того, как я сыграла Электру, Федру и Медею, всё остальное стало пресным», — признавалась она.
В числе киноролей А. Демидовой 1990-х годов критиками были отмечены Лебядкина («Бесы», 1992), мисс Минчин («Маленькая принцесса», 1997), императрица Елизавета («Незримый путешественник», 1998).
В течение двух лет актриса преподавала года в Щукинском училище.
В середине 1990-х годов А. Демидова отказалась от съёмок в сериале «Королева Марго», где ей предлагалась роль Екатерины Медичи.
В 2004 году значительный резонанс имел фильм «Настройщик» Киры Муратовой, где А. Демидовой досталась роль «комической старухи».
За фильм «Настройщик» актриса получила три премии: «Ника-2005», «Золотой Овен-2005» и «Золотой Орёл-2006» (все три — в номинации «Лучшая женская роль»), а также — с Ниной Руслановой на двоих — приз «За лучшее исполнение женской роли» от II Международного кинофестиваля «Европа — Азия» в Алма-Ате. 3 июля 2006 года Демидова представила фильм «Настройщик» в Каннах: он прошёл там в рамках программы Русского Фестиваля.
В 2004 году на экраны вышел фильм Б. Бланка «Смерть Таирова», где Демидова сыграла роль Алисы Коонен.
В январе 2005 года А. Демидова выступила в Кракове на концерте, посвящённом 60-летию со дня освобождения узников «Освенцима», где перед залом, где присутствовали президенты четырёх стран, прочла отрывки из дневников узников лагеря. Месяц спустя она выступила в Мальтийском дворце в Гатчине в рамках XI Российского кинофестиваля «Литература и кино» с поэтическим вечером «От Пушкина до Бродского».
В 2006 году А. Демидова в фильме И. Масленникова «Русские деньги» (по пьесе Островского «Волки и овцы») сыграла Мурзавецкую — «старуху с сильным характером».
В 2007 году А. Демидова провела серию авторских концертов: «Поэты XX века: от Блока до Бродского», «Два Тарковских», «Анна Ахматова. Марина Цветаева» (в Киеве), «От Пушкина до Бродского» (в Болдино), «Поэзия Ахматовой и Цветаевой» (в Минске). 13 декабря в Кремле актрисё был вручен Орден «За Заслуги перед Отечеством» IV степени (по Указу от 9 мая 2007 года).
В 2008 году А. Демидова заявила, что практически утратила интерес к актёрской работе и теперь откликается лишь на отдельные проекты, которые ей интересны.
Весной 2009 года А. Демидова (наряду с И. Антоновой) стала инициатором серии «Поэтических мартовских вечеров по четвергам» в Музее частных коллекций (ГМИИ им. Пушкина) и 5 марта выступила с программой стихов М. Цветаевой. 3 апреля в Большом зале Консерватории состоялся концерт хора под управлением В. Н. Минина, на котором Алла Демидова прочла стихотворение Г. Державина «Бог» и отрывки из поэмы А. К. Толстого «Иоанн Дамаскин».
30 июня 2009 года А. Демидовой и С. Юрскому была вручена премия «Кумир» — «За высокое служение искусству».
В 2012-м вышла картина с ее участием «Вечное возвращение», а в 2014-м — «Яхонты. Убийство».
Алла Демидова и эзотерика:
А. Демидова, не раз говорившая о театре как о средстве общения человека с космосом, всегда испытывала интерес к эзотерике.
Некоторые аспекты личной и творческой жизни она склонна объяснять с точек зрения, близких к оккультным. Актриса говорила, что всегда ощущала себя «старой»: «Я родилась с сорокалетней душой… Даже когда мне было двадцать лет, я чувствовала себя на сорок».
«Сорокалетняя душа» в представлении Демидовой — это «последняя реинкарнация» (после которого её душа «больше сюда не вернётся»).
Она рассказывала о том, что «просчитывала реинкарнации и обнаружила, что в Древней Греции была актёром, а в Германии — алхимиком».
Одна из первых она пришла в лабораторию академика А. Г. Спиркина, где общалась и даже сдружилась с «очень сильными экстрасенсами». Позже её отношение к этим экспериментам изменилось. «В какой-то степени я поняла, что дверь, в которую мы тогда стучались, для нас пока закрыта, и рядом с ней начинается шаманство… Я отошла от этих людей, от этих проблем», — говорила актриса.
Она утверждала, что разработала «метод выявления психической энергии». По этой теме она проводила мастер-классы в Канаде, Греции, Японии, Италии, Франции.
Актриса говорила, что, находясь на сцене, воздействует на зал гипнозом, причём результат этого воздействия достигается вовлечением «критической массы» аудитории. «Я кое-что поняла в своей профессии, когда познакомилась с одним очень сильным профессиональным гипнотизёром. Он гипнотизировал целые залы и говорил, что это возможно, если гипнозу поддаются 30 процентов зрителей. Если не набирается тридцати, то ничего не получится, в какой бы хорошей форме ты не был. Так же и в театре: есть эти 30 процентов, считайте, что зал мой, а если нет, ничего не поделаешь; публика сейчас очень изменилась, они, как дети, смотрят на того, кто говорит», — уверена актриса.
В книге «Бегущая строка памяти» она рассказала о том, как обсуждала проблему «психического воздействия» на зал с В. Высоцким и нашла в нём единомышленника. Демидова, по её словам, единственная в театре знавшая о наркотической зависимости Высоцкого, понимала, что именно наркотики «позволяли ему добиться такого выплеска психической энергии, что её можно было потрогать». «Стоя перед ним на сцене, я физически ощущала её направленный поток», — отмечала она.
Алла Демидова — автор восьми книг и организатор собственного экспериментального театра, выступающий с необычными литературно-поэтическими авторскими программами. Она давно пользуется культовой популярностью, за ней закрепилась репутация современного «символа интеллигентности».
Рост Аллы Демидовой: 168 сантиметров.
Личная жизнь Аллы Демидовой:
Первый муж — преподаватель иностранных языков Владимир Котелкин (до нее он был супругом Людмилы Зыкиной). Но брак просуществовал недолго.
Второй муж — киносценарист Владимир Валуцкий (1936-2015). Они познакомились в 1961 году в момент, когда его исключили из ВГИКа за пародию на ленинские фильмы. С тех пор и до самой смерти Валуцкого они не расставались.
Детей в браке не было.
Алла Демидова и Владимир Валуцкий
По слухам, в студенческие годы у нее был роман с актером Борисом Хмельницким. Алла Демидова категорически отрицала факт отношений, но на этом настаивает сестра актера. Луиза Хмельницкая рассказывала: «Случился роман у вас… И его вызвали в деканат и сказали: «Боря, что ты себе позволяешь?! Ты знаешь, что она замужем. Мы тебя выгоним из института». И Боря сказал: «Выгоняйте!» Там были свидетели даже. Может быть, вы забыли, Алла… Очень жаль, что вы не подтверждаете…», — сказала сестра Бориса Хмельницкого в ходе спора с Аллой Демидовой в программе «Судьба человека» в ноябре 2017-го.
Фильмография Аллы Демидовой:
1957 — Ленинградская симфония — студентка на лекции
1961 — Девять дней одного года — студентка (в титрах не указана)
1964 — Что такое теория относительности? — учёный-физик
1965 — Комэск — Лидия Васильевна Линяева
1966 — Дневные звёзды — Ольга Берггольц
1967 — Стюардесса — Ольга Ивановна
1968 — Живой труп — Лиза Протасова
1968 — Служили два товарища — комиссар
1968 — Степень риска — Женя
1968 — Шестое июля — Мария Спиридонова
1968 — Щит и меч — Ангелика Бюхер
1968 — Четвёртый папа — воспитательница
1969 — Чайковский — Юлия фон Мекк
1970 — Чайка — Ирина Николаевна Аркадина
1971 — Возмездие
1971 — Вся королевская рать — Анна
1971 — Иду к тебе — Леся Украинка
1971 — Ты и я — Катя
1972 — Визит вежливости — Нина Сергеевна
1972 — Стихи о Прекрасной даме
1974 — Выбор цели — Джейн
1974 — Зеркало — Елизавета Павловна
1975 — Бегство мистера Мак-Кинли — потаскушка
1976 — Всегда со мною — Елена Игнатьевна Смысловская
1976 — Легенда о Тиле — Катлина
1976 — Повесть о неизвестном актёре — Ольга Сергеевна Светильникова
1977 — Аленький цветочек — Колдунья
1977 — Любовь Яровая — Павла Петровна Панова
1978 — Отец Сергий — Пашенька
1979 — Стакан воды — Герцогиня Мальборо
1981 — Звездопад — мать Лиды
1981 — Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона: Собака Баскервилей — Лора Лайонс
1982 — Пиковая дама — рассказчик
1984 — Александр Блок. Родина — читает стихи Александра Блока
1984 — Время отдыха с субботы до понедельника — Анна
1985 — Дети солнца — Елена Николаевна Протасова
1985 — Испытатель — Елена
1987 — Крейцерова соната — пассажирка
1988 — Осень, Чертаново — кинорежиссёр
1992 — Бесы — Марья Тимофеевна Лебядкина
1997 — Маленькая принцесса — мисс Минчин
1998 — Незримый путешественник — императрица Елизавета Алексеевна
2002 — Письма к Эльзе — Эльза
2004 — Настройщик — Анна Сергеевна
2004 — Смерть Таирова — Алиса Георгиевна Коонен
2006 — Русские деньги — Меропия Давыдовна Мурзавецкая
2012 — Вечное возвращение — Она
2014 — Яхонты. Убийство — Баба-яга
2017 — Мешок без дна (Bottomless Bag, The) — Баба-Яга
Озвучивание мультфильмов Аллы Демидовой:
1983 — Путь в вечность — читает текст
1987 — Школа изящных искусств. 1. Пейзаж с можжевельником — читает текст
Библиография Аллы Демидовой:
1980 — Вторая реальность
1988 — А скажите, Иннокентий Михайлович…
1989 — Владимир Высоцкий
1993 — Тени зазеркалья
2000 — Бегущая строка памяти
2004 — Ахматовские зеркала
2007 — Заполняя паузу (переиздание книги «Бегущая строка памяти»)
2008 — В глубине зеркал
2010 — Письма к Тому
последнее обновление информации: 11.09.2023