Андрей Александрович Гончаров
Возраст: 106 (со дня рождения)
Возраст смерти: 83 года
Андрей Александрович Гончаров. Родился 2 января 1918 года в селе Сенницы Рязанской губернии — умер 7 сентября 2001 года в Москве. Советский и российский театральный режиссер, педагог. Главный режиссер и художественный руководитель Московского драматического театра имени Вл. Маяковского (1967-2001). Герой Социалистического Труда (1987). Народный артист СССР (1977). Лауреат двух Государственных премий СССР (1977, 1984), Государственной премии РСФСР им. К. С. Станиславского (1972) и Государственной премии РФ (1998).
Андрей Гончаров родился 2 января 1918 года в селе Сенницы Зарайского уезда Рязанской губернии (ныне в городском округе Озеры Московской области).
Отец вел уроки фортепиано в Московском филармоническом училище (будущем ГИТИСе, ныне — Российской академии театрального искусства), работал концертмейстером в Большом театре.
Мать была актрисой, руководила детской театральной студией, в которой занимался и сам Андрей.
Дед Гончарова по материнской линии служил управляющим графа Келлера, которому принадлежало село Синицы. Там родился и рос сам Андрей. Все его детство связано с рекой и лесом. Наверное, поэтому Андрей Александрович очень хорошо знал деревню и бесконечно любил русскую природу. Многие годы каждое лето он проводил на берегу Оки, на даче в деревне Притыки. Здесь научился плавать, дважды тонул, но, преодолев со временем страх, переплыл реку в первый раз в возрасте семи лет.
Потом семья Гончаровых переехала в Москву и поселилась в доме в Брюсовском переулке.
С юных лет приобщился к искусству. С трехлетнего возраста начал учиться игре на фортепиано под руководством отца, а потом активно занимался в маминой студии. Играл в ее спектаклях все главные роли, читал стихи.
В школе Андрей учился не очень хорошо, особенно не любил математику, геометрию и вообще точные науки. Зато увлекался литературой, посещал школьный театральный кружок, в котором вместе с ним занимались Людмила Целиковская, Леонид Леонидов и известный впоследствии театровед Вл. Блок.
Не пропускал ни одной театральной премьеры, знал и пел наизусть оперный репертуар Большого театра. Часто бывал в Театре Федора Каверина, видел все спектакли Мейерхольда, но больше всего полюбил Малую сцену МХАТа на Тверской, 22, где формировалась тогда Вторая студия Художественного театра. В постановках театра играла замечательная плеяда русских актеров: Николай Хмелев, Алла Тарасова, Вера Орлова, Ангелина Степанова, Ольга Андровская, Борис Ливанов, Николай Комиссаров.
Первая попытка поступить в ГИТИС на режиссерский факультет в 1936 году окончилась неудачей — требовался двухлетний стаж работы в театре. Однако замечательный артист Владимир Белокуров, заметив Андрея на режиссерских экзаменах и по достоинству оценив его задатки, предложил ему попробовать свои силы на актерском курсе, который тогда набирал Василий Осипович Топорков. Поскольку выбора не оставалось, Гончаров сдал экзамен и был принят.
В то время Василий Осипович Топорков ходил репетировать к Станиславскому домой, в Леонтьевский переулок, и после рассказывал студентам все, что говорил ему Константин Сергеевич, показывал этюды, которые они делали. «Один-единственный раз посчастливилось побывать на репетиции самого Константина Сергеевича, и эта репетиция в Леонтьевском осталась в памяти на всю жизнь… Умение работать с человеком, с артистом — самое важное для режиссера, первый урок этому я получил на репетиции Станиславского», — говорил Андрей Гончаров. Посчастливилось Гончарову присутствовать и на репетициях В.И. Немировича-Данченко. И опять это был урок, на этот раз стиля, музыкальной культуры.
Проучившись год на актерском курсе, поступил на режиссерский факультет и попал в группу, которую возглавил Николай Михайлович Горчаков. «Горчаков стремился развивать в нас способность к широте образного мышления. Он заставлял нас выбирать для работы отрывки из произведений разных жанров и искать способы стилистического изложения материала. Причем призывал нас мыслить масштабно, небуднично, немелко. И по этой причине поощрял выбор трудных отрывков. Все это для режиссера чрезвычайно важно. Если постановщик не владеет мастерством отыскания нужного ключа к пьесе или не умеет пользоваться этим ключом при воплощении, он всю жизнь будет ставить под разными названиями один и тот же спектакль», — вспоминал Гончаров.
Андрей был самым молодым на курсе. По этой причине его многие серьезно не воспринимали как режиссера. Зато как актера хвалили и даже предлагали роли. Поэтому в 1940 году, когда пришло время дипломного спектакля, Андрей, чтобы не уезжать из Москвы, решил устроиться в какой-нибудь театр актером. В 1940 в Ивановском областном драматическом театре поставил свой дипломный спектакль — водевиль по мотивам пьесы А.Е. Корнейчука «В степях Украины». ГИТИС окончил в 1941 году.
С началом Великой Отечественной войны добровольцем ушел на фронт. Воевал на Истринском и Ельнинском направлениях. Красноармеец взвода разведки 407-го полка 103 дивизии 16-й армии. В 1942 году получил в бою ранение и контузию, после лечения в госпитале демобилизован по инвалидности. В связи с этим в 1947 году был награжден медалью «За боевые заслуги».
В 1942-1944 годах — режиссер 1-го Фронтового театра ВТО. Летом 1942 года коллектив театра выехал в свою первую фронтовую командировку на Северный флот. Весной 1943 года театр представлял свой репертуар в Ленинграде, в Кронштадте, на кораблях и базах Балтийского флота, позже — перед 2-м Белорусским фронтом, в городах Домброво и Белосток.
Член ВКП(б) с 1943 года.
В 1-м Фронтовом театре ВТО поставил спектакли: «Рузовский лес» К. Я. Финна; «Жди меня» К. М. Симонова; «Женитьба Белугина» А. Н. Островского и Н. Я. Соловьева; «Правда хорошо, а счастье лучше» А. Н. Островского; «Укрощение укротителя» Дж. Флетчера.
Приказом ВС 2-го Белорусского фронта от 19 декабря 1944 года за организацию выступлений театра награжден медалью «За боевые заслуги».
В 1944-1951 годах — режиссер Московского театра сатиры, где поставил спектакли: «Женитьба Белугина» А. Н. Островского и Н. Я. Соловьева; «Вас вызывает Таймыр» А. А. Галича и К. Ф. Исаева; «Женихи» А. И. Токаева (перевод В. В. Шкваркина).
Важное событие в жизни Андрея Гончарова — совместная работа и многолетнее общение с Андреем Михайловичем Лобановым, которого он всегда считал своим главным и любимым учителем. О работе с ним Гончаров мечтал давно, и вскоре эта мечта осуществилась. В 1949 году художественный руководитель Театра имени Ермоловой А.М. Лобанов пригласил его в свой театр сначала на постановку, а в 1951 году зачислил и в штат.
В 1951-1956 годах — режиссер Московского драматического театра им. М. Ермоловой, среди его постановок: «Благочестивая Марта» Т. де Молины; «Ксения» А. А. Волкова; «Европейская хроника» А. Н. Арбузова; «Бег» М. А. Булгакова.
После увольнения из театра А.М. Лобанова, в знак протеста покинул театр и Гончаров. Демонстративный уход Гончаров из Театра имени Ермоловой закрыл перед ним двери многих московских театров. В это время он получил приглашение Пырьева попробовать свои силы в кино. Однако вскоре понял, что режиссура театра и режиссура кино — две совершенно разные профессии.
Ставил спектакли на сцене Малого театра: «Опасный спутник» А. Д. Салынского; «Когда горит сердце» по роману «По ту сторону» В. П. Кина.
В 1956-1957 годах — художественный руководитель Театра-студии киноактера в Москве, где поставил пьесу «Дикарка» А. Н. Островского.
В 1958-1966 годах — главный режиссер Московского драматического театра на Малой Бронной.
Постановки Андрея Гончарова в театре на Малой Бронной:
- 1959 — «Вид с моста» А. Миллера;
- 1960 — «Закон зимовки» Б. Л. Горбатова;
- 1961 — «Волнолом» Ю. Ф. Эдлиса;
- 1961 — «Третья голова» М. Эме;
- 1962 — «Аргонавты» Ю. Ф. Эдлиса;
- 1963 — «Мятеж неизвестных» Г. А. Боровика;
- 1964 — «Жив человек» В. Е. Максимова;
- 1965 — «Физики и лирики» Я. И. Волчека;
- 1965 — «Визит дамы» Ф. Дюрренматта.
В 1967-1987 — главный режиссер Московского драматического театра имени Вл. Маяковского, в 1987-2001 — его художественный руководитель. В этом театре прошла большая половина его творческой деятельности. Этим театром Андрей Александрович руководил до своей кончины. Гончаров принимал театр после смерти главного режиссера, выдающегося мастера Николая Павловича Охлопкова. Театр находился в плачевном состоянии, репертуарный портфель был пуст, зрительный зал зачастую пустовал. В новых постановках Гончарова в полную силу проявились его характерные творческие черты — яркая, энергичная режиссура, стремление к обострению конфликтов, выявлению скрытых пружин драматического действия. Он поставил спектакли, ставшие замечательным явлением театральной жизни.
При всей несхожести спектакли отличала масштабность замысла, острая современная мысль, публицистический темперамент, высокая постановочная культура. И главное и наиболее характерное для режиссуры Гончарова — обостренное внимание к духовному началу в человеке, стремление раскрыть характер через действие, поступок.
Сверхзадачу возглавляемого театра Гончаров формулировал как желание говорить со зрительным залом о том, что его глубоко волнует сейчас, сегодня, и говорить так, чтобы вселить веру в высокое призвание человека.
Гончаров сумел не только значительно обновить и расширить репертуар театра, но и по-новому раскрыть творческий потенциал актеров старой, охлопковской школы. Он пригласил многих молодых актеров, привлек к сотрудничеству талантливых драматургов, режиссеров, художников. В театре сложился замечательный актерский коллектив: Г. Анисимова, Е. Байковский, Э. Виторган, Н. Волков, Н. Гундарева, А. Джигарханян, Т. Доронина, Т. Карпова, И. Кашинцев, И. Костолевский, Е. Леонов, А. Лазарев, А. Лобоцкий, С. Немоляева, И. Охлупин, О. Прокофьева, Е. Симонова, Н. Тер-Осипян, А. Фатюшин, М. Филиппов, О. Яковлева.
Постановки Андрея Гончарова в театре им. Маяковского:
- 1968 — «Два товарища» по В. Н. Войновичу;
- 1969, 2000 — «Дети Ванюшина» С. А. Найденова;
- 1968 — «Конец книги шестой» Е. Брошкевича;
- 1970 — «Трамвай „Желание“» Т. Уильямса;
- 1970 — «Мария» А. Д. Салынского;
- 1971 — «Три минуты Мартина Гроу» Г. А. Боровика;
- 1972 — «Человек из Ламанчи» Д. Вассермана и Д. Дэриона;
- 1972 — «Дума о Британке» Ю. И. Яновского;
- 1973 — «Характеры» по В. М. Шукшину;
- 1974 — «Банкрот, или Свои люди — сочтемся» А. Н. Островского;
- 1974 — «Неопубликованный репортаж» Р. М. Ибрагимбекова;
- 1975 — «Беседы с Сократом» Э. С. Радзинского;
- 1975 — «Старомодная комедия» А. Н. Арбузова;
- 1975 — «Проводы» И. М. Дворецкого;
- 1976 — «Венсеремос!» Г. А. Боровика;
- 1976 — «Долгожданный» А. Д. Салынского;
- 1977 — «Да здравствует королева, виват!» Р. Болта;
- 1977 — «КПД одержимости!» Я. И. Волчека;
- 1978 — «Бег» М. А. Булгакова;
- 1979 — «Леди Макбет Мценского уезда» по Н. С. Лескову;
- 1979 — «Возвращение неизвестных» («Борцы») С. Караса;
- 1980 — «Аморальная история» Э. В. Брагинского и Э. А. Рязанова;
- 1981 — «Жизнь Клима Самгина» по М. Горькому;
- 1981 — «Колокола Хатыни» В. В. Быкова;
- 1981 — «Диалоги» А. М. Володина;
- 1981 — «Кошка на раскаленной крыше» Т. Уильямса;
- 1982 — «Молва» А. Д. Салынского;
- 1984 — «Агент 00» Г. А. Боровика;
- 1984 — «Кухня» А. Уэскера;
- 1984 — «Островитянин» А. А. Яковлева;
- 1985 — «Театр времен Нерона и Сенеки» Э. Радзинского;
- 1985 — «Завтра была война» по Б. Л. Васильеву;
- 1988 — «Закат» И. Э. Бабеля;
- 1989 — «Наливные яблоки или Правда хорошо, а счастье лучше» А. Н. Островского;
- 1991 — «Виктория?.. (Завещание лорда Нельсона)» Т. Рэттигана;
- 1991 — «Горбун» С. Мрожека;
- 1994 — «Жертва века» по пьесе А. Н. Островского «Последняя жертва»;
- 1995 — «Театральный романс» по пьесе А. Н. Толстого «Кукушкины слезы»;
- 1997 — «Как вам это полюбится» У. Шекспира.
Андрей Гончаров, Александр Фатюшин и Наталья Гундарева
«Свои спектакли не смотрю никогда. Меня в них все не устраивает. Сразу хочется все переделать и изменить. Момент отрицания и пересмотра естественен, меня он преследует всю жизнь», — признавался Андрей Александрович.
Ставил спектакли за рубежом: «Дети Ванюшина» С. А. Найденова (Словенский национальный театр драмы в Любляне); «Бег» М. А. Булгакова (Словенский национальный театр драмы в Любляне); «Бег» М. А. Булгакова (Национальный театр имени И. Вазова в Софии).
С 1945 года преподавал в ГИТИСе, сначала на актерском факультете у В. А. Орлова, затем на режиссерском у Н. М. Горчакова. В ГИТИСе работал до последних дней (с 1950 — доцент, с 1966 — профессор, с 1981 — заведующий кафедрой режиссуры). Среди его учеников: Д. Спиваковский, П. Фоменко, Э. Някрошюс, Е. Каменькович, Г. Егоров, А. Борисов, Т. Ахрамкова, С. Голомазов, В. Быков, К. Богомолов, В. Андреев, Н. Сличенко, Ф. Берман, А. Мамбетов, В. Пахомов, С. Яшин, В. Ефремова, А. Славутский, В. Григорьев, Г. Косарев.
Многие годы был секретарем Союза театральных деятелей РФ, а также председателем Комиссии по премиям мэрии Москвы в области литературы и искусства.
Автор книг, статей, режиссерских комментариев к пьесам.
Умер 7 сентября 2001 года в московской больнице. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 10).
Личная жизнь Андрея Гончарова:
Жена — Вера Николаевна Жуковская (1920-1992), актриса, работала в театре Сатиры и театре на Малой Бронной.
С будущей женой познакомился в возрасте 7-ми лет: Веру Жуковскую, мечтавшую стать актрисой, привели в мамину студию в возрасте 5-ти лет. Он влюбился, причем, по его собственным словам, несмотря на возраст, серьезно и по-настоящему. Как говорил Андрей Александрович, его судьбу определили две женщины: мать и супруга.
Сын — Алексей Андреевич Гончаров.
Вера Жуковская — жена Андрея Гончарова
Фильмография Андрея Гончарова:
1967 — Классы (документальный)
1968 — Я буду жить долго (документальный)
1970 — Портрет Андрея Гончарова (документальный)
1973 — Театр имени Маяковского (документальный)
1989 — Голос памяти (документальный)
Режиссерские работы Андрея Гончарова:
1964 — Глухая мята (фильм-спектакль)
1966 — Кола Брюньон (фильм-спектакль)
1967 — Мы — мужчины (фильм-спектакль)
1978 — Старомодная комедия (фильм-спектакль)
1979 — Интервью в Буэнос-Айресе (фильм-спектакль)
1981 — Родственники (фильм-спектакль)
1986 — Жизнь Клима Самгина (фильм-спектакль)
1989 — Кошка на раскаленной крыше (фильм-спектакль)
1990 — Завтра была война (фильм-спектакль)
Библиография Андрея Гончарова:
1953 — Первые шаги, «Театр»
1959 — Поиски выразительности в спектакле
1960 — О целеустремленности режиссера, «Театр»
1980 — Режиссерские тетради
1998 — Поиски выразительности // Мои театральные пристрастия. В 2 кн.
Награды и звания Андрея Гончарова:
— Герой Социалистического Труда (1987);
— Заслуженный деятель искусств РСФСР (1961);
— Народный артист РСФСР (1971);
— Народный артист СССР (1977);
— Государственная премия СССР (1977) — за постановку спектакля «Venceremos!» («Интервью в Буэнос-Айресе») Г. А. Боровика;
— Государственная премия СССР (1984) — за постановку спектаклей последних лет «Молва» А. Д. Салынского, «Жизнь Клима самгина» М. Горького, «Леди Макбет Мценского уезда» Н. С. Лескова;
— Государственная премия Российской Федерации (1998);
— Государственная премия РСФСР имени К. С. Станиславского (1972) — за постановку спектакля «Мария» А. Д. Салынского;
— Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (1997);
— Орден Ленина (1987);
— Орден Отечественной войны I степени (1985);
— Орден Трудового Красного Знамени (1979);
— Орден Красной Звезды;
— Две медали «За боевые заслуги» (1944 и 1947);
— Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»;
— Медаль «В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина»;
— Медаль «Ветеран труда»;
— Медаль «В память 800-летия Москвы»;
— В 1994 году спектакль А. А. Гончарова «Жертва века» по пьесе А. Н. Островского «Последняя жертва» получил премию «Хрустальная Турандот»;
— Премия мэрии Москвы в области литературы и искусства (1994);
— Международная премия К. С. Станиславского (Международный общественный благотворительный фонд К. С. Станиславского, 1995)
последнее обновление информации: 14.08.2022