Анхель Гутьеррес (Angele Goutieres)
Возраст: 91
Анхель Георгиевич Гутьеррес. Урожденный Анхель Хорхе Гутьеррес Рамирес (исп. Ángel Jorge Gutiérrez Ramírez). Родился 28 августа 1932 года в Гаване (Куба). Советский и испанский актер, театральный режиссер, педагог. Создатель Мадридского Камерного театра имени А.П. Чехова и Школы театрального искусства в Мадриде.
Анхель Гутьеррес родился 28 августа 1932 года в Гаване.
Отец — Анхель Гутьеррес, был шахтером в провинции Астурия, в 17 лет эмигрировал на Кубу.
Мать — Пилар Рамирес, кубинка.
Названный в честь отца Анхель был вторым ребенком в семье. В 1934 году семья перебралась на родину отца в горное селение Пинтуэлес в Астурии. С четырех лет Анхель работал пастухом в астурийских горах.
В 1936 году в Испании началась гражданская война. В октябре 1937 года под бомбежками на китайском грузовом судне «Сон Тай» в числе других испанских детей Анхеля вместе с сестрой Анхелиной отправили из города Хихона для эвакуации в Советский Союз. Младшую трехлетнюю сестру отказались взять на борт по возрасту и ее дальнейшая судьба неизвестна. Во Франции детей пересадили на советский пароход «Кооперация», который направлялся в Ленинград.
В Ленинграде он с сестрой были помещены в детский дом № 8. Советское правительство приняло решение организовать специальные детские дома для испанских детей, где были созданы все условия для сохранения национальной идентичности — обучение велось на русском и испанском языках, были переведены на испанский язык все учебники средней школы, воспитанники учили национальные песни и танцы.
В детском доме он начал заниматься музыкой и рисованием, играл в духовом оркестре и ходил во Дворец пионеров учиться играть на рояле.
Начало Великой Отечественной войны он встретил в оздоровительном лагере Сестрорецка на границе с Финляндией, откуда детей быстро перевезли в Ленинград. Началась блокада Ленинграда, по Дороге жизни его эвакуировали на Урал в город Миасс. В Миассе Анхель впервые познакомился с произведениями А.П. Чехова «Наденька», «Человек в футляре», «Каштанка», которые его потрясли. В конце 1943 года их детский дом перевели в подмосковную Тарасовку, а позднее — в Болшево, где Анхель окончил среднюю школу № 1.
Еще в детском доме дирижер балета Большого театра А. Ройтман приезжал в Болшево заниматься теорией музыки с Анхелем и настаивал, чтобы он связал свою жизнь с музыкой. Воспитанники детского дома в Болшево часто посещали находившийся рядом Дом творчества кинематографистов, где отдыхали знаменитые актеры и режиссеры того времени. Марк Донской и Сергей Герасимов советовали ему стать кинорежиссером. В итоге он решил стать театральным режиссером.
В 1948 году поступил на режиссерский факультет ГИТИСа, художественным руководителем курса был народный артист РСФСР Андрей Михайлович Лобанов. В Московском драматическом театре им. М. Н. Ермоловой сыграл в спектакле Андрея Лобанова «Годы молодые» по повести «Студенты» Юрия Трифонова. Режиссерскую практику проходил в Московском академическом художественном театре (МХАТе).
Окончил ГИТИС с отличием в 1953 году. В театре Таганрога прошла защита его дипломной работы. В Таганроге работал 3 года, поставил 8 спектаклей, среди них: «Годы странствий» А. Арбузова, «Пигмалион» Б. Шоу, «Плутни Скапена» Ж-Б. Мольера.
Поставил «Баллады и романсы» к 100-летию со дня смерти А. Мицкевича в Каунасском драматическом театре и «Деревья умирают стоя» А. Касоны в Донском театре драмы и комедии имени В. Ф. Комиссаржевской в Новочеркасске.
С 1956 года вновь жил в Москве, вел преподавательскую работу в ГИТИСе — в течение 18 лет Гутьеррес преподавал «Мастерство актера» на режиссерском и актерском факультетах. Среди его учеников — оперный певец Владислав Пьявко, актеры театра и кино Валерий Золотухин, Олег Вавилов, Нина Шацкая, иллюзионист Амаяк Акопян и многие другие.
В 1958-1967 годах был режиссером в Московском музыкально-драматическом цыганском театре «Ромэн», где дебютировал со спектаклем «Девчонка из табора». Спектакль получил первую премию фестиваля «Театральная весна Москвы» в 1959 году. В течение 10 лет в театре с аншлагами шел поставленный Гутьерресом спектакль «Кармен из Трианы».
В 1962 Гутьерреса назначили художественным руководителем молодежной цыганской студии при театре. Он пригласил в студию своего друга — Юрия Любимова.
Планы снять фильмы об испанских детях в Советском союзе и о Дон Кихоте привели его на Высшие курсы сценаристов и кинорежиссеров. Он попал во второй набор в мастерскую Михаила Ромма. С ним на курсе учились Глеб Панфилов, Василий Ливанов, Александр Аскольдов, Георгий Юнгвальд-Хилькевич. По окончании курсов в 1964 году написал сценарий «Я ходил в море за апельсинами» об испанских детях в СССР.
Анхель Гутьеррес в кино
С 1963 года снимался в кино. Исполнил небольшие роли в лентах «Конец и начало», «Гранатовый браслет», «Места тут тихие».
В 1970 году сыграл главную роль — Пабло Луиса Альвареса — в киноповести «Салют, Мария!» режиссера Иосиф Хейфица. По сюжету ставшая в 16 лет подпольщицей-революционеркой Мария (Ада Роговцева) в 1919 году, проводя агитацию среди моряков флота интервентов, знакомится с испанским матросом Пабло. Позже Пабло и Мария вместе уезжают в Испанию на нелегальную работу. Фильм имел широкий успех в СССР и других странах мира, получил много премий.
Анхель Гутьеррес в фильме «Салют, Мария!»
В 1974 году сыграл в фильме «Зеркало» Андрея Тарковского. Во время работы над сценарием к этому фильму Тарковский помогал Гутьерресу работать над сценарием к его картине «Я ходил в море за апельсинами». Андрей Тарковский попросил Анхеля Гутьерреса подарить ему эпизод эвакуации испанских детей в разгар испанской гражданской войны, и этот эпизод вошел в фильм «Зеркало». Анхель организовал участие испанцев в картине, помогал Тарковскому при монтаже испанского эпизода.
Позже, после того, как Гутьеррес покинул Советский союз, по решению председателя Госкино Ермаша из фильма «Зеркало» были исключены кадры с его участием. Остался только один план и закадровый голос в диалоге с Маргаритой Тереховой.
Анхель Гутьеррес в фильме «Зеркало»
После большого перерыва он вновь снялся в отечественном фильме в 1990 году — в биографической драме «Николай Вавилов», исполнив роль испанского ботаника Караско.
Анхель Гутьеррес в фильме «Николай Вавилов»
Переезд в Испанию
В начале 1970-х Анхель Гутьеррес стал испытывать проблемы в реализации своих творческих замыслов. Неожиданно запретили его успешные спектакли «Дом Бернарды Альбы» в Московском драматическом театре им. К. С. Станиславского и «Мадрид ночью не спит» в Московском драматическом театре им. М. Н. Ермоловой. Кроме того, ему не разрешили выпустить в ГИТИСе музыкальный спектакль «Человек из Ламанчи» с участием Георгия Жемчужного. Разразился скандал с первой в СССР постановкой спектакля «Шесть персонажей в поисках автора» Л. Пиранделло. Он не смог поставить спектакль «День отдыха» по Катаеву.
Сценарий его фильма «Я ходил в море за апельсинами» был запрещен. Ему пытались помочь Сергей Герасимов и Андрей Тарковский, но безуспешно.
В 1974 году Анхель Гутьеррес уехал в Испанию. После отъезда его имя в СССР постарались забыть, некоторые его ученики и друзья в своих мемуарах предпочитали о нем не упоминать. В Испании он вновь добился признания как педагог, режиссер театра и кино.
В 1975 году на испанском телевидении в обстановке враждебности и непонимания сделал фильм-спектакль «Дядя Ваня» А.П. Чехова со знаменитым Пепе Кальво в главной роли. Спектакль имел огромный успех среди публики и профессионалов театра и телевидения.
В мадридском театре «Сарсуэла» им были поставлены оперы «Фауст» Ш. Гуно, «Севильский цирюльник» Дж. Россини, «Меропа» Д. Террадельяса.
Он перевел на испанский язык «Моцарта и Сальери» А.С. Пушкина и Словарь-тезаурус театральной системы К.С. Станиславского.
В 1980 году Анхель Гутьеррес создал Камерный театр имени А. П. Чехова в Мадриде, на сцене которого в течение 35 лет поставил около 50 спектаклей по всем произведениям М. Сервантеса, а также по Лопе де Вега, Лопе де Руэда, Тирсо де Молина, Педро Кальдерону, А. Сент-Экзюпери, Ж.-Б. Мольера, У. Шекспира, А. Стриндберга, Дж. Россини, К. Гольдони, В. Гюго, русских и советских классиков А.С. Пушкина, А.П. Чехова, Ф.М. Достоевского, Н.В. Гоголя, М. Горького, А. Арбузова, В. Катаева. Спектакли шли с аншлагами, театр был известен во всей Испании.
С 1981 по 2013 годы театр выезжал на гастроли в Барселону, Севилью, Гранаду, Сантьяго-де-Компостелу и другие города Испании. Труппа гастролировала в СССР, Россию, Крым, Марокко, Португалию. Театр многократно был участником Мелиховских фестивалей.
В 1989 году с успехом прошли гастроли в «Театре на Таганке» спектакля «Балконы Мадрида» Тирсо де Молина, а в 1998 году — гастроли во МХАТе со спектаклем «Дядя Ваня» А.П. Чехова.
Гутьеррес ставил экспериментальные спектакли на двух языках по произведениям А.П. Чехова «Вишневый сад»: Яша — русский, остальные испанцы. Спектакль получил горячий прием у зрителей и восторженные отклики критики.
В 1982 году в Мадриде им была создана Школа театрального искусства. Он хотел создать в Испании двуязычный русско-испанский театр. Но этот проект не удалось реализовать из-за распада Советского союза. Обучил очень много талантливых молодых актеров, которые успешно снимаются в кино и служат в театре.
Более 20 лет преподавал в Королевском высшем училище драматического искусства в Мадриде (позже — почетный профессор этого учебного заведения). Он внедрил в процесс обучения методологию русского театра и систему К.С. Станиславского. Среди его учеников — талантливые испанские актеры, многие обладатели престижных премий: Эдуардо Норьега, Луиса Мартин, Карлос Иглесиас, Хавьер Гутьеррес, Хосе Луис Алькобендас, Хесус Сальгадо, Нурия Алькорта, Беатрис Гусман, Марта Белаустеги, Херман Эстебас, Хосе Луис Чека Понсе, Мончо.
В 1988 году читал лекции о театре в ряде американских вузов, и поставил спектакль «Кровавая свадьба» Ф. Гарсиа Лорки в Хьюстоне.
27 сентября 2021 года Анхель Гутьеррес получил гражданство Российской Федерации.
На вопрос «Вы русский или испанец?», он отвечал: «Я русский!».
Анхель Гутьеррес говорил: «Я могу отдать жизнь за Россию, я люблю ее, это самое мое большое счастье и любовь. Здесь живут люди, которые могли, не задумываясь, умереть за какую-то далекую Гренаду и неведомый Мадрид, которых они в глаза не видели, только знали, что там беда, там плохо, там дети, и их надо спасать. Только здесь я понял, что такое настоящая любовь и нежность, которую не дала мне даже родная мать. Здесь живут самые красивые на свете женщины — я много ездил по миру, и нигде подобных не встречал. А сюда только приезжаешь, и сразу видишь лица, которых нет нигде на планете — прекрасные, влюбленные, живые».
Анхель Гутьеррес говорил, что хотел бы быть похороненным в России где-нибудь в чеховских местах – в Мелихове или Таганроге.
Личная жизнь Анхеля Гутьерреса:
Жена — Людмила Уколова, актриса и педагог, участвовала в постановках всех спектаклей Камерного театра имени А. П. Чехова в Мадриде. Она была его ученицей в ГИТИСе, в СССР была солисткой Камерного музыкального театра Покровского. Когда в 1974-м он уехал в Испанию, ее пять не выпускали к нему. Но в конце 1970-х пара воссоединилась.
Друзья Анхеля Гутьерреса:
Он близко дружил с Владимиром Высоцким. Еще студентом Высоцкий пригласил Анхеля на свой дипломный спектакль «На дне». На протяжении многих лет Анхель встречался с Владимиром Высоцким часто в компании с Андреем Тарковским, Артуром Макаровым на Большой Каретной у Левы Кочеряна, c ними бывал Дионисио Гарсиа.
Именно он привел Высоцкого на Таганку к Юрию Любимову и позже познакомил с Мариной Влади в ресторане ВТО. В дневнике Анхеля Гутьерреса в сентябре 1964 года была сделана запись: «Звонил Артур Макаров и Андрюша. Встретились в кафе «Прага». Попросили устроить Володю Высоцкого в какой-нибудь театр (его Равенских выгнал из театра им. Пушкина). Позвонил Любимову: «Приводи завтра». Я проводил Высоцкого в театр, познакомил их и сидел на просмотре в кабинете Юры. После прочтения стихов и текста Юра спросил, поет ли он, и Володя предложил спеть свои песни. Спел – Любимов обалдел. Все было решено мгновенно».
В конце июня 1974 года Анхель прощался со своими друзьями на Таганке в кабинете Юрия Любимова. Там были Высоцкий, Золотухин и Дупак. Высоцкий подарил ему несколько своих фотографий спектаклей и афиш с автографом, сказав: «Я очень верю, что мы непременно встретимся на твоей прекрасной родине». Юрий Любимов тоже подарили свои афиши и говорили очень теплые, взволнованные слова прощания. И больше всего повторяли: «Анхель, дорогой, старик — мы непременно еще встретимся, на солнечной твоей родине, в Испании, в Мадриде».
В школе-студии МХАТ на дипломном спектакле «Вишневый сад» Анхель познакомился с Евгением Урбанским, который мощно играл Лопахина. Вскоре судьба свела их снова: Урбанский был принят в труппу Драматического театра им. К.С. Станиславского, где Анхель в это время ставил «Дом Бернарды Альбы». В общежитии театра Урбанский часто устраивал вечеринки, на которых бывали Роберт Рождественский, Григорий Чухрай, Ольга Бган, Юрий Гребенщиков, Альберт Филозов и Дионисио Гарсиа непременно с гитарой. Евгений каждый раз просил петь испанские песни и с удовольствием пел вместе с испанцами. Особенно просил спеть: «Когда слышу звуки хоты на чужбине..». Эта песня приводила его в восторг и он пел страстно во весь голос.
Гутьеррес был близок с Борисом Александровичем Покровским, с которым работал на одном курсе ГИТИСа. Тесные дружеские связи были с актерами БДТ во главе с Г.А. Товстоноговым.
Анхель был дружен с Анатолием Эфросом, Олегом Ефремовым, Иосифом Хейфицем, а также с режиссером театра и кино, педагогом ГИТИСа Юрием Александровичем Петровым.
Когда в 1953 году Анхель окончил ГИТИС, Петр Наумович Фоменко пришел поступать на режиссерский факультет. Они познакомились и это была встреча, которая связала их на всю жизнь.
Также он дружил с переводчиком Анатолием Гелескулом, писателями Владимиром Максимовым, Фридрихом Горенштейноме и Александром Галичем.
Олег Ефремов, Борис Покровский и Булат Окуджава приезжали и гостили у Гутьерреса в Мадриде. Николай Губенко привез труппу «Театра на Таганке» с любимовским спектаклем «Мать» М. Горького на гастроли в Мадридский камерный театр им. А.П. Чехова. Любимов в то время жил в Иерусалиме. Анхель позвонил Юрию Любимову и убедил приехать в Мадрид на встречу со своим театром.
Большая и многолетняя дружба связывала его с Глебом Панфиловым, Инной Чуриковой, Владиславом Пьявко, Амаяком Акопяном.
Фильмография Анхеля Гутьерреса:
1963 — Конец и начало — греческий солдат
1964 — Гранатовый браслет — испанский моряк (нет в титрах)
1967 — Места тут тихие — Санчес, испанец, летчик
1970 — Салют, Мария! — Пабло Луис Альварес
1973 — Плохой хороший человек — Ачмианов-старший
1974 — Зеркало — беженец из Испании
1990 — Николай Вавилов — Караско, испанский ботаник
Режиссерские работы Анхеля Гутьерреса:
1963 — Бертильон 166 (фильм-спектакль)
Театральные постановки Анхеля Гутьерреса:
1953-1956 — «В добрый час», «Страницы жизни» и «Ее друзья», В. Розов — Таганрогский драматический театр им. А. П. Чехова;
1953-1956 — «Шестеро любимых» и «Годы странствий», А. Арбузов — Таганрогский драматический театр им. А. П. Чехова;
1953-1956 — «Иван Рыбаков», В. Гусев — Таганрогский драматический театр им. А. П. Чехова;
1953-1956 — «Пигмалион», Б. Шоу — Таганрогский драматический театр им. А. П. Чехова;
1953-1956 — «Три сестры», А. П. Чехов — Таганрогский драматический театр им. А. П. Чехова;
1953-1956 — «Плутни Скапена», Ж-Б. Мольер — Таганрогский драматический театр им. А. П. Чехова;
1953-1956 — «Укрощение строптивой», У. Шекспир — Таганрогский драматический театр им. А. П. Чехова;
1955 — «Деревья умирают стоя», Алехандро Касона — Донской театр драмы и комедии имени В. Ф. Комиссаржевской (Новочеркасск);
1956 — «Баллады и романсы» к 100-летию со дня смерти Адама Мицкевича — Каунасский драматический театр;
1957 — Программа для американской делегации на основе произведений Генри Лонгфелло и Уолта Уитмена Г. Лонгфелло, У. Уитмен — Всемирный фестиваль молодежи и студентов в Москве;
1958 — «Девчонка из табора», Я. Ялунер — Театр «Ромэн»;
1959 — «Плясунья», И. Ром-Лебедев — Театр «Ромэн»;
1960 — «Семья цыгана», Эдэ Сиглигети — Театр «Ромэн»;
1961 — «Кармен из Трианы», П. Мериме — Театр «Ромэн»;
1962 — Музыкальный спектакль «Летучая мышь», И. Штраус — ГИТИС;
1963 — «Саламанкская пещера», М. де Сервантес — Театральная студия при театре «Ромэн»;
1963 — «Вестсайдская история», Л. Бернстайн — Театральная студия при театре «Ромэн»;
1963 — «Мадрид ночью не спит» (оригинальное название «В сетях»), А. Састре — Московский драматический театр им. М. Н. Ермоловой;
1964 — «Дом Бернарды Альбы» (сценография великого художника и скульптора Альберто Санчеса), Ф. Гарсиа Лорка — Московский драматический театр имени К. С. Станиславского;
1969 — «Учитель танцев», Лопе де Вега — ГИТИС, Осетинская студия;
1970 — «Человек из Ламанчи», М. де Сервантес — ГИТИС;
1972 — «Шесть персонажей в поисках автора», Л. Пиранделло — ГИТИС;
1974 — «День отдыха», В. Катаев — ГИТИС;
1977 — «Странствия счастливчика Пера», А. Стринберг — Театр им. Марии Герреро, VI Международный театральный фестиваль для детей и молодежи (Испания, Мадрид);
1980 — «Кьоджинские перепалки», К. Гольдони — Камерный театр имени А. П. Чехова в Мадриде;
1981 — «Плутни Скапена», Ж.-Б. Мольер — Камерный театр имени А. П. Чехова в Мадриде;
1982 — Опера «Фауст», Ш. Гуно — Театр Сарсуэла (Мадрид);
1982 — Опера «Меропа», Д. Террадельяс — Театр Сарсуэла (Мадрид);
1982 — «Севильский цирюльник», Дж. Россини — гастроли на сценах в Пальма-де-Майорка, Валенсии и Мурсии;
1983 — «На дне», М. Горький — Камерный театр имени А. П. Чехова в Мадриде;
1983 — «Свадьба», А. П. Чехов — Камерный театр имени А. П. Чехова в Мадриде;
1984 — «Мой бедный Марат», А. Арбузов — Камерный театр имени А. П. Чехова в Мадриде;
1984 — «Юбилей», А. П. Чехов — Камерный театр имени А. П. Чехова в Мадриде;
1985 — «Предложение», А. П. Чехов — Камерный театр имени А. П. Чехова в Мадриде;
1985 — «Promesa» (Клятва) (другое название — «Мой бедный Марат»), А. Арбузов — Камерный театр имени А. П. Чехова в Мадриде;
1986 — «Палата № 6», А. П. Чехов — Камерный театр имени А. П. Чехова в Мадриде;
1987 — «Плутни» (Lospícaros) «Пасос», Лопе де Руэда — Камерный театр имени А. П. Чехова в Мадриде;
1988 — «Кровавая свадьба», Ф. Гарсиа Лорка — Университет Райса (США, Хьюстон);
1989 — «Балконы Мадрида», Тирсо де Молина — гастроли в Театре на Таганке;
1989 — «Дачники», М. Горький — Камерный театр имени А. П. Чехова в Мадриде;
1990 — «Рюи Блаз», В. Гюго -Камерный театр имени А. П. Чехова в Мадриде;
1991 — «Учитель танцев», Лопе де Вега — Камерный театр имени А. П. Чехова в Мадриде;
1992 — «Ревнивый старик», М. де Сервантес — Камерный театр имени А. П. Чехова в Мадриде;
1992 — «Саламанкская пещера», М. де Сервантес — Камерный театр имени А. П. Чехова в Мадриде;
1994 — «Женитьба», Н. В. Гоголь — Камерный театр имени А. П. Чехова в Мадриде;
1994 — «Дядя Ваня», А. П. Чехов — Камерный театр имени А. П. Чехова в Мадриде;
1994 — «Балконы Мадрида», Тирсо де Молина — Камерный театр имени А. П. Чехова в Мадриде;
1995 — «Пять чешских поэтов» — поэтическая композиция по произведениям Я. Сейферт, В. Незвал, И. Ортен, Ф. Халас и В. Голан — Камерный театр имени А. П. Чехова в Мадриде;
1995 — «Большая кровь», Братья Альварес Кинтеро — Камерный театр имени А. П. Чехова в Мадриде;
1996 — «Четверть часика», Братья Альварес Кинтеро — Камерный театр имени А. П. Чехова в Мадриде;
1997 — «Дом с мезонином», А. П. Чехов — Камерный театр имени А. П. Чехова в Мадриде;
1997 — «Невеста», А. П. Чехов — Камерный театр имени А. П. Чехова в Мадриде;
1997 — «Голос поэта» — поэтическая композиция по произведениям поэтов от Средневековья до наших дней — Камерный театр имени А. П. Чехова в Мадриде;
1998 — «Медведь», А. П. Чехов — Камерный театр имени А. П. Чехова в Мадриде;
1998 — «Дядя Ваня», А. П. Чехов — гастроли во МХАТе;
1999 — «Интермедии», М. де Сервантес — Камерный театр имени А. П. Чехова в Мадриде;
2000 — «Лебединая песня», А. П. Чехов — Камерный театр имени А. П. Чехова в Мадриде;
2001 — «Моцарт и Сальери», А. С. Пушкин — Камерный театр имени А. П. Чехова в Мадриде;
2002 — «Пеликан», А. Стринберг — Камерный театр имени А. П. Чехова в Мадриде;
2002 — «Сон в летнюю ночь», У. Шекспир — Камерный театр имени А. П. Чехова в Мадриде;
2003 — «Мадрид, Мадрид, Мадрид» по мотивам комедии Карлоса Арничеса — Камерный театр имени А. П. Чехова в Мадриде;
2003 — «Чайка», А. П. Чехов — Камерный театр имени А. П. Чехова в Мадриде;
2004 — «Дон Кихот», М. де Сервантес — Камерный театр имени А. П. Чехова в Мадриде;
2005 — «Невеста», А. П. Чехов — Камерный театр имени А. П. Чехова в Мадриде;
2005 — «Маленький принц», А. Сент-Экзюпери — Камерный театр имени А. П. Чехова в Мадриде;
2006 — «Преступление и наказание», Ф. М. Достоевский — Камерный театр имени А. П. Чехова в Мадриде;
2006 — «Медведь», А. П. Чехов — Камерный театр имени А. П. Чехова в Мадриде;
2007 — «Вишневый сад», А. П. Чехов — Камерный театр имени А. П. Чехова в Мадриде;
2007 — «Ласарильо с Тормеса», испанский плутовской роман — Камерный театр имени А. П. Чехова в Мадриде;
2008 — «3 встречи с Чеховым: «О любви», «Студент» и «Невеста», А. П. Чехов — Камерный театр имени А. П. Чехова в Мадриде;
2009 — «Чайка», А. П. Чехов — фестиваль «Мелиховская весна» (Мелихово);
2010 — «Невеста», А. П. Чехов — III Международный фестиваль театрального искусства «ТЕАТР. ЧЕХОВ. ЯЛТА» (Ялта);
2011 — «Белые ночи», Ф. М. Достоевский — Камерный театр имени А. П. Чехова в Мадриде;
2012 — «Медведь», А. П. Чехов — фестиваль «Мелиховская весна» (Мелихово);
2013 — «Медведь», А. П. Чехов — Международный фестиваль «На родине А. П. Чехова» в Таганрогском драматическом театре им. А. П. Чехова»;
2014 — «Вишневый сад», А. П. Чехов — фестиваль «Мелиховская весна» (Мелихово);
2017 — «Наш Мачадо», А. Мачадо, А. Гутьеррес — Камерный театр имени А. П. Чехова в Мадриде
Награды и звания Анхеля Гутьерреса:
1958 — Премия за постановку пьесы «Девчонка из табора» в театре «Ромэн»;
1960 — Первая премия на театральном фестивале «Московская весна» в 1960 г. за постановку спектакля «Кармен из Трианы» П. Мериме;
2007 — Лауреат Национальной премии «Живая культура» в номинации «Театр», присужденная «За жизнь, посвященную развитию и распространению театрального искусства, как в России, так и в Испании»;
2008 — Орден Дружбы «За большой вклад в сохранение, развитие и популяризацию русской культуры за рубежом»;
2009 — Диплом Международного театрального фестиваля «На родине А. П. Чехова», г. Таганрог;
2010 — Лауреат премии «Толерантность», присужденной правительством автономной области Мадрид: «Основателю мадридского Камерного театра имени А. П. Чехова Анхелю Гутьерресу, за вклад в распространение в течение 30 лет театрального искусства в Мадриде»;
2010 — Титул «Благородного идальго испанской и российской сцены за талантливое прочтение А. П. Чехова» (спектакль «Невеста») на III Международном фестивале театрального искусства «ТЕАТР. ЧЕХОВ. ЯЛТА»;
2015 — Медаль А.С. Пушкина «За большие заслуги в распространении русского языка в мире».
последнее обновление информации: 25.10.2023