Аркадий Аверченко
Возраст: 143
Аркадий Тимофеевич Аверченко. Родился 15 (27) марта 1880 года в Севастополе — умер 12 марта 1925 года в Праге (Чехословакия). Русский писатель, сатирик, драматург, театральный критик. Редактор журналов «Сатирикон» (1908-1913) и «Новый Сатирикон» (1913-1918).
Аркадий Аверченко родился 15 (27 по новому стилю) марта 1880 года в Севастополе.
Отец — Тимофей Петрович Аверченко, купец.
Мать — Сусанна Павловна Софронова, дочь отставного солдата с Полтавщины.
У него было шесть сестер.
Аркадий Аверченко не получил никакого начального образования, так как из-за плохого зрения и слабого здоровья не мог долго заниматься. Но недостаток образования со временем компенсировался природным умом.
С 15 лет начал работать. В 1896-1897 годах служил младшим писцом в транспортной конторе Севастополя. Продержался он там недолго, чуть больше года, и впоследствии описал этот период своей жизни в иронической «Автобиографии», а также в рассказе «О пароходных гудках».
В 1897 году он уезжает работать конторщиком в Донбасс, на Брянский рудник — там проработал четыре года, впоследствии написав несколько рассказов о жизни на руднике — «Вечером», «Молния» и др.
Его первый рассказ «Уменье жить» был опубликован в 1902 году в харьковском журнале «Одуванчик».
В начале 1900-х годов он переезжает вместе с правлением рудников в Харьков, где 31 октября 1903 года в газете «Южный край» появляется его рассказ «Как мне пришлось застраховать жизнь» (позднее издан в «Сатириконе» № 33 за 1909 год как «Господин Цацкин», также в виде пьесы «Рыцарь индустрии» послужил одним из источников пьесы «Игра со смертью»). Сам же Аверченко считал своим литературным дебютом рассказ «Праведник», вышедший в 1904 году.
В период революционных событий 1905-1907 годов, обнаруживая в себе публицистический талант, Аверченко публикует в периодике очерки, фельетоны и юморески, а также выпускает быстро запрещенные цензурой несколько номеров собственных сатирических журналов «Штык» и «Меч».
В 1906-1907 годах, совершенно забросив службу, редактирует сатирические журналы «Штык» и «Меч», а в 1907 году эти издания стали первой постоянной трибуной Аверченко, который вел почти все разделы под многочисленными псевдонимами. Но его увольняют из правления со словами: «Вы хороший человек, но ни к черту не годитесь».
В январе 1908 года Аверченко уезжает в Санкт-Петербург. По его собственным словам, он уехал, не оплатив штрафа в 500 рублей за содержание 9-го номера журнала «Меч». В столице он становится сотрудником второстепенных изданий, в том числе в теряющем подписчиков журнале М.Г. Корнфельда «Стрекоза».
В 1908 году группа молодых сотрудников «Стрекозы» решает издавать новый журнал — «Сатирикон», секретарем, а вскоре и редактором которого становится Аверченко.
Аверченко многие годы с успехом работает в коллективе журнала с известными людьми — Тэффи, Сашей Черным, Осипом Дымовым, Н. В. Ремизовым (Ре-Ми) и др. Именно там появились его самые блестящие юмористические рассказы.
За время работы Аверченко в «Сатириконе» этот журнал стал необычайно популярен, по мотивам рассказов Аверченко ставились пьесы во многих театрах страны («Литейном театре», «Кривом зеркале», «Летучей мыши»). Для Аверченко работа в этом издании стала центральной вехой в творческой биографии. Продолжаются начатые в Харькове поиски собственных тем, стиля, жанра. За острую политическую направленность некоторых материалов Аверченко подвергался судебному преследованию, но популярность от этого не уменьшилась. В 1911 году он принял участие в коллективном романе «Три буквы» на страницах «Синего журнала».
В 1910 году выходят его сборники «Рассказы (юмористические). Книга первая», «Зайчики на стене. Рассказы (юмористические). Книга вторая» и «Веселые устрицы»; последний имел более двадцати переизданий. Эти книги сделали его имя известным среди большого числа российских читателей.
После публикации статьи «Марк Твен» в журнале «Солнце России» за 1910 год (№ 12) такие критики, как В. Полонский и М. Кузмин, заговорили о связи юмора Аверченко с традицией Марка Твена. Также сопоставляли его с ранним Антоном Чеховым. Аверченко затрагивал в своем творчестве разные темы, но главный его «герой» — это быт и жизнь обитателей Петербурга: писателей, судей, городовых, горничных, не блещущих умом, но всегда у него очаровательных дам. Аверченко издевается над глупостью некоторых обывателей города, вызывая у читателя ненависть к «среднему» человеку, к толпе.
В 1912 году в Петербурге выходят в свет книги писателя: «Круги по воде» и «Рассказы для выздоравливающих», после чего за Аверченко закрепляется звание «Короля смеха». Рассказы его инсценировались и ставились в петербургских театрах.
На данном этапе в творчестве писателя выработался определенный комплексный тип рассказа. Аверченко утрирует, расписывает анекдотические ситуации, доводя их до полнейшего абсурда. Притом что его анекдоты не имеют и тени правдоподобия, они служат тем самым для большего «отстранения» действительности, которое было так необходимо интеллигентной публике того времени. Рассказ «Рыцарь индустрии» повествует о некоем Цацкине, который готов зарабатывать на жизнь абсолютно любым способом.
В 1911-1912 годах Аверченко дважды путешествует по Европе со своими друзьями-сатириконцами (художниками А. А. Радаковым и Н. В. Ремизовым). Эти путешествия послужили Аверченко богатым материалом для творчества: в 1912 году вышла его популярная книга «Экспедиция сатириконцев в Западную Европу».
Аверченко писал также многочисленные театральные рецензии под псевдонимами Ave, Волк, Фома Опискин, Медуза-Горгона, Фальстаф и др.
Постепенно в творчество Аверченко возвращаются трагические нотки, связанные с Первой мировой войной. С началом войны появляются политические темы, публикуются патриотически ориентированные произведения Аверченко: «План генерала Мольтке», «Четыре стороны Вильгельма», «Случай с шарлатаном Кранкен» и другие. Очерки и фельетоны Аверченко полны горечи и передают то состояние, в котором находилась Россия накануне Октябрьской революции. В некоторых рассказах этого периода писатель показывает разгул спекуляции и нравственной нечистоплотности.
В военные и предреволюционные годы книги Аверченко активно издаются и переиздаются: «Одесские рассказы» (1911), «Сорные травы» (1914), «О хороших, в сущности, людях» (1914), «О маленьких — для больших» (1916), «Синее с золотом» (1917) и другие. Особое место среди них представляют «детские» рассказы: сб. «О маленьких — для больших», «Шалуны и ротозеи» (1915) и другие.
К 1917 году Аверченко перестал писать чисто юмористические произведения, перейдя в область сатиры. Теперь его основные темы — это обличение современной власти и политических деятелей.
С 1917 по 1921 год в творчестве Аверченко мир разделен на две части: мир до революции и мир после революции. Эти два мира у писателя постепенно противопоставляются. Аверченко воспринимает революцию как обман рабочего человека, который должен в определенный момент спохватиться и вернуть все на свои места в своей стране.
Аверченко доводит ситуацию до абсурда: из жизни людей исчезают книги, в рассказе «Урок в советской школе» дети по книжке изучают, какая была еда. Также писатель изображает главных российских политиков Троцкого и Ленина в образах беспутного мужа и сварливой жены («Короли у себя дома»). Второй мир России у Аверченко — это мир беженцев, мир тех, кто «зацепился» за эмиграцию. Этот мир раздроблен и предстает, прежде всего, в образе Константинополя. Здесь можно отметить рассказы «Константинопольский зверинец» и «О гробах, тараканах и пустых внутри бабах», в котором три человека пытаются выжить в Константинополе, они делятся друг с другом своим опытом о том, как каждый из них зарабатывает себе на хлеб.
После Октябрьской революции все резко изменилось. Аверченко и весь коллектив журнала заняли отрицательную позицию по отношению к большевистской власти, и в июле 1918 года большевики закрыли «Новый сатирикон» вместе с другими оппозиционными изданиями. Чтобы вернуться к себе в родной Севастополь (в Крым, занятый белыми), Аверченко пришлось пройти через многочисленные передряги, пробираясь через Россию и оккупированную немцами территорию в Крым.
Зимой 1919 года через Ростов-на-Дону он прибыл в Крым. Выступал с публичными вечерами юмора, как фельетонист печатался в газете «Таврический голос», органе Второго Крымского краевого правительства (фельетон «Крыса с корабля» о Максиме Горьком). Министр юстиции В.Д. Набоков (отец В.В. Набокова), опекающий газету, хорошо знал Аверченко. В кинотеатре «Баян» в Симферополе 16 марта 1919 прошел вечер Сатирикона. На короткое время летом 1919 года в Крыму утверждается власть Крымской ССР под руководством Д.И. Ульянова. Аверченко, не успевший отплыть с французами, пережидает, но террора, как в 1917 году и впоследствии в 1920 году при Крымской ССР не произошло, и позиция Аверченко в поддержку Доброармии (фельетон «О буржуях и прочем таком») последствий для него не имела. Вскоре Крым опять захватили силы ВСЮР.
В апреле 1920 года Аверченко открывает в Севастополе театр-кабаре «Гнездо перелетных птиц». Театр занимал небольшое полуподвальное помещение в доме 8 по улице Екатерининской. Представления театра получили признание публики. Летом труппа театра успешно гастролировала по Югу России, посетив Евпаторию и Симферополь.
С июля 1919 года Аверченко работал в газете «Юг» (впоследствии — «Юг России»), агитируя за помощь Добровольческой армии. Сотрудничает с импровизированным «Театром актера».
С 1920 года он пишет в пользу Русской армии барона П.Н. Врангеля. В Симферополе в типографии «Таврического голоса» в 1920 году был отпечатан первый тираж его книги «Дюжина ножей в спину революции». В Севастополе выходит сборник Аверченко «Нечистая сила», на средства Русской армии, тираж которого вскоре вывезут в Константинополь. Прямое сотрудничество с Врангелем не сулило Аверченко в будущем ничего хорошего.
Перекоп пал, и 15 ноября 1920 года Севастополь был взят красными. 13 ноября Аверченко в ходе Крымской эвакуации на одном из последних пароходов отплыл в Константинополь.
В Константинополе Аверченко чувствовал себя более или менее уютно, так как там в то время находилось очень много русских беженцев, таких же белых эмигрантов, как и он. В Константинополе Аверченко стал сотрудником ежедневной газеты «Presse du Soir», выходившей на французском языке с русским вкладышем «Вечерняя пресса».
Аверченко возрождает театр «Гнездо перелетных птиц», который пользуется популярностью у русских эмигрантов.
В 1921 году в Париже он опубликовал сборник памфлетов «Дюжина ножей в спину революции», где герои — дворяне, купцы, чиновники, военные, рабочие — с ностальгией вспоминают о прошлой жизни. Книга вызвала отповедь в советской печати, в частности, Н. Мещеряков назвал ее «юмором висельника». В этом же году вышла статья Ленина «Талантливая книжка», в которой Аверченко назван «озлобленным до умопомрачения белогвардейцем», однако при этом В.И. Ленин нашел книгу «высокоталантливой».
В ответ Аверченко пишет рассказ «Приятельское письмо Ленину от Аркадия Аверченко», в котором подытоживает свой эмигрантский путь «из петербургских «варяг» в константинопольские «греки», начиная с запрета большевиками «Нового Сатирикона» и проведения широких арестов».
В том же году Аверченко выпускает сборник «Дюжина портретов в формате будуар».
Опыт эмигрантской жизни писателя отразился в его книге «Записки Простодушного» 1921 года. «Записки Простодушного» — сборник рассказов о жизни людей самых разнообразных характеров и типов, их радости и страданиях, приключениях и жестокой борьбе. Приблизительно в это же время выходят в свет сборник рассказов «Кипящий котел» и драма «На море».
В 1922 году издается сборник «Дети». Аверченко описывает восприятие послереволюционных событий глазами ребенка, воспроизводя особенности детской психологии и уникальной фантазии.
В 1923 году в берлинском книгоиздательстве «Север» вышел его сборник эмигрантских рассказов «Записки Простодушного».
Последней работой писателя стал роман «Шутка Мецената», написанный в Сопоте в 1923 году, а изданный в 1925 году в Праге, уже после его смерти.
Всего количество написанных Аверченко рассказов и фельетонов превышает тысячу.
13 апреля 1922 года Аверченко переезжает в Софию, затем в Белград. Ни в одном из этих городов Аверченко надолго не остался, а переехал 17 июня 1922 года в Прагу на постоянное место жительства. Снимал номер в гостинице «Золотая гусыня» на Вацлавской площади. Активно сотрудничал в пражских газетах. В «Prager Presse» вел рубрику «Аверченко и мир»; писал также для газеты «Lidové Noviny», редактором которой был Карел Чапек.
В 1925 году после операции по удалению глаза Аркадий Аверченко серьезно заболел. 28 января его в почти бессознательном состоянии положили в клинику при Пражской городской больнице с диагнозом: «ослабление сердечной мышцы, расширение аорты и склероз почек». Спасти Аверченко не смогли, и утром 12 марта 1925 года он скончался на 45-м году жизни.
Похоронен Аверченко на Ольшанском кладбище в Праге. Организацией похорон Аверченко занимался Союз русских журналистов и писателей, который принял решение о погребении писателя в металлическом гробу «в предвидении того, что в будущем, может быть, родственниками покойного или представителями русских культурных организаций пожелают перевести его в Россию».
Личная жизнь Аркадия Аверченко:
У Аркадия Аверченко была бурная личная жизнь и множество романов, в т.ч. часто с замужними женщинами.
От связи с женщиной (ее имя не известно) в Харькове у него родился сын — Аркадий Аркадьевич Аверченко.
В начале 1910-х годов, он, судя по всему, крутил роман с женой писателя, критика и сценариста Николая Брешко-Брешковского. Сохранилось фото, на котором Аверченко запечатлен с женой Брешко-Брешковского на пляже в Лидо (в 30 километрах от Венеции).
Аркадий Аверченко с женой Николая Брешко-Брешковского
Самым длинным романом в его жизни был роман с актрисой Александрой Яковлевной Садовской, которой посвящен его сборник «Круги по воде» (1912). Она была замужем за антрепренером питерского Нового драматического театра Анатолием Левантом.
Александра Садовская
Его пассией была известная оперная певица Елизавета Федоровна Петренко. По некоторым данным, ей он предлагал поехать с ним в эмиграцию, приглашал ее в Прагу, но она отказалась.
Елизавета Петренко
Книга писателя «Записки Простодушного» (1921) была посвящена Юлии Горской, актрисе театра «Гнездо перелетных птиц», с которым писатель гастролировал сначала в Севастополе, потом в Константинополе.
Юлия Горская
Его возлюбленной в первой половине 1920-х годов была актриса Раиса Павловна Раич, которая была замужем за антрепренером Евгением Искольдом.
Раиса Раич
В 1924 году Аверченко познакомился в Праге с Елизаветой Викторовной Кутльвашровой (в девичестве Яковлева), которая была русской женой полковника чешской армии Карела Кутльвашра. Судя по дошедшей до нас переписке Аркадия и Елизаветы, они были в романтических отношениях.
Елизавета Кутльвашрова
Адреса Аркадия Аверченко в Санкт-Петербурге:
С 1909 по 1913 год Аверченко жил через дом от известного ресторана «Вена» (улица Гоголя, 21) — на улице Гоголя (Малая Морская), 9.
С 1913 по 1917 год Аверченко жил по адресу: Набережная Фонтанки, 54 — Рубинштейна 15-17.
Библиография Аркадия Аверченко:
Веселые устрицы. Юмористические рассказы. — СПб.: М. Г. Корнфельд, 1910;
Юмористические рассказы. — СПб., Сатирикон, 1910;
Рассказы (юмористические). Книга первая. — СПб.: Шиповник, 1910;
Зайчики на стене. Рассказы (юмористические). Книга вторая. — СПб.: Шиповник, 1910;
Рассказы (юмористические). Книга третья. — СПб.: Шиповник, 1911;
8 одноактных пьес. — СПб., М. Г. Корнфельд, 1911;
Надгробные плиты. — СПб., М. Г. Корнфельд, 1911;
Одесские рассказы. — СПб., М. Г. Корнфельд, 1911;
Под облаками. — СПб., М. Г. Корнфельд, 1911;
Специалисты. — СПб., М. Г. Корнфельд, 1911;
Круги по воде. Рассказы. — СПб.: М. Г. Корнфельд, 1912;
Рассказы для выздоравливающих. — СПб.: М. Г. Корнфельд, 1912;
Душистые цветы. — СПБ., М. Г. Корнфельд, 1912;
Заметки провинциала. — СПБ., М. Г. Корнфельд, 1912;
Миниатюры и монологи для сцены. — СПб., М. Г. Корнфельд, 1912;
Очередной рассказ. — СПб., М. Г. Корнфельд, 1912;
С корнем. — СПб., М. Г. Корнфельд, 1912;
Что им нужно. — СПб., М. Г. Корнфельд, 1912;
Черным по белому. Рассказы. — СПб.: Типография товарищества «Грамотность», 1913;
8 одноактных пьес. — СПб., Новый Сатирикон, 1913;
Рассказы для выздоравливающих. — СПб., М. Г. Корнфельд, 1913;
[Фома Опискин]. Сорные травы. С предисловием Аркадия Аверченко. — СПб.: Издание журнала «Новый Сатирикон», типография «Виктория», 1914;
О хороших в сущности людях. — СПб.: Новый Сатирикон, 1914;
Бенгальские огни. — СПб., Новый Сатирикон, 1914;
Дети. — СПб., Виктория, 1914;
О немцах и о прочем таком. — Пг., Новый Сатирикон, 1914;
Свинцовые сухари. — Пг., Виктория, 1914;
Шалуны и ротозеи. — Пг.: Новый Сатирикон, 1915-1916;
Волчьи ямы. — Пг.: Библиотека «Нового Сатирикона». Типография братьев В. и И. Линник, 1915;
Чудеса в решете. — Пг.: Новый Сатирикон, 1915;
О маленьких — для больших. Рассказы о детях. — Пг.: Новый Сатирикон, 1915;
Записки театральной крысы. — Пг., Грамотность, 1915;
Три случая. — Пг., Виктория, 1915;
Под холщевыми небесами. — Пг.: Издание товарищества «Новый Сатирикон», 1916;
Без суфлера. — Пг., Новый Сатирикон, 1916;
Позолоченные пилюли. — Пг., Виктория, 1916;
Караси и щуки. Рассказы последнего дня. — Пг.: Типография «Грамотность», 1917;
Синее с золотом. — Пг.: Новый Сатирикон, 1917;
Подходцев и двое других. Повесть. — Пг.: Новый Сатирикон, 1917;
Нечистая сила. Книга новых рассказов. — Севастополь: Новый Сатирикон, 1920;
Дюжина ножей в спину революции. 12 новых рассказов. — Париж: Bibliotheque Universelle, 1921;
Записки Простодушного. — Константинополь: Новый Сатирикон, 1921;
Дети. Сборник рассказов с приложением «Руководства к рождению детей». — Константинополь: Культура, 1922;
Кипящий котел. Сборник рассказов. — Константинополь: Культура, 1922;
Рай на земле. Правдивые рассказы о русской коммуне. — Загреб: Хорватский Штампарский Завод, 1922;
Записки Простодушного. «Я в Европе»: Турция, Чехо-Словакия. Новые рассказы из жизни эмиграции. — Берлин: Акц. общ-во «Север», 1923;
Двенадцать портретов (в формате «будуар»). — Париж-Берлин-Прага: Internationale Commerciale Revue, 1923;
Чудаки на подмостках. Новая книга пьес и скэтчей для сцены и чтения. — Берлин: Златолира, 1923;
Смешное в страшном. Новые рассказы 1920-1923. — Берлин: Акц. общ-во «Север», 1923;
Отдых на крапиве. Новая книга рассказов. — Варшава: Добро, 1924;
Пантеон советов молодым людям на все случаи жизни. — Берлин: Арбат, 1924;
Рассказы циника. — Прага: Пламя, 1925;
Шутка Мецената. Юмористический роман. — Прага: Пламя, 1925.
Сатирические типы Аркадия Аверченко:
Политики: Госдума, октябристы;
Женские типы: Женщина недалекая, но всегда желанная («Мозаика», «Жалкое существо»);
Люди искусства («Золотой век», «Поэт», «Неизлечимые»);
Быт города («День человеческий»).
Театральные постановки Аркадия Аверченко:
Кабаре-сюита «Под холщовыми небесами» по пьесам Аркадия Аверченко и стихам Саши Черного в Театре флота им. Б. А. Лавренева в постановке Екатерины Гранитовой-Лавровской, Севастополь, 2017;
Спектакль «Альбом. Семь способов соблазнения» по девяти рассказам в Рижском русском театре имени Чехова был поставлен 19 мая 2016 года;
Постановка «Борьба полов» из пяти рассказов: «Ниночка», «Случай с Патлецовым», «Красивая женщина», «Веселый вечер» и «Сазонов» была поставлена Новосибирским театром «Красный факел» 31 января 2017 года;
Пьеса «Игра со смертью» была поставлена Омским драматическим театром «Галерка» 19 июля 2017 года.
Экранизации Аркадия Аверченко:
1914 — «Сила сопротивления» (другое название — «Что ей самое обидное»), автор сценария. Режиссер — Евгений Бауэр. Производство — «А. Ханжонков и К°»;
1916 — «Человек без пуговиц». Режиссер — Николай Маликов;
1963 — «Крыса на подносе». Телефильм по одноименному рассказу. Режиссер — Андрей Тутышкин. Производство — «Мосфильм»;
1999 — «Шутить изволите?». Киноальманах. Режиссер: Мирза-Ага (Михаил) Ашумов;
2008 — «Невинные создания». Режиссеры — Евгений Юликов, Юрий Бердников. Экранизация двух рассказов — «Нянька» (в фильме — «Фартовая девчонка») и «Кривые Углы» (в фильме — «Воспитатель Киси»);
Кадр из фильма «Невинные создания»
2010 — The Hunger Poem, короткометражный «фильм одного актера», в исполнении Алекса Якубсона, по рассказу Аверченко «Поэма о голодном человеке» в английском переводе.
последнее обновление информации: 28.08.2022