Давид Бурлюк

Давид Бурлюк

Возраст: 141

Давид Бурлюк

Давид Давидович Бурлюк. Родился 9 (21) июля 1882 года на хуторе Семиротовка Харьковской губернии — умер 15 января 1967 года в Хэмптон-Бейз, остров Лонг-Айленд, штат Нью-Йорк, США. Русский поэт и художник, один из основоположников футуризма, член союза «Председателей земного шара».

Давид Бурлюк родился 9 (21 по новому стилю) июля 1882 года на хуторе Семиротовка Лебединского уезда Харьковской губернии (ныне урочище Бурлюк Сумской области Украины).

Отец — Давид Федорович Бурлюк, агроном-самоучка, управляющий Чернодолинским заповедным имением графа А.А. Мордвинова.

Младший брат — Владимир Давидович Бурлюк (1886-1917), российский художник, один из основоположников российского футуризма.

Младшая сестра — Людмила Давидовна Кузнецова-Бурлюк (1886-1968), российский живописец, график, литератор.

Младший брат — Николай Давидович Бурлюк (1890-1920), русский поэт и прозаик.

Также у него были сестры Марианна и Надежда.

Давид с детства увлекался рисованием. Учился в Александровской гимназии города Сумы.

В раннем детстве его родной брат случайно лишил Давида глаза во время игры с игрушечной пушкой — из-за этого он впоследствии ходил со стеклянным глазом, что стало частью его стиля.

В 1895-1898 годах учился в Тамбовской мужской гимназии.

В 1898-1910 годах учился в Казанском и Одесском художественных училищах.

В печати дебютировал в 1899 году.

Изучал живопись в Германии, в Мюнхене, в «Королевской Академии» у профессора Вилли Дитца и у словенца Антона Ашбе и во Франции, в Париже, в Школе изящных искусств Кормона.

По возвращении в Россию, он в 1907-1908 годах сошелся с левыми художниками и участвовал в художественных выставках, выступив одним из лидером группы «Венок-Стефанос».

Вечер в России (1910)

Затуманил взоры
Свет ушел yгас
Струйные дозоры
Иглист скудный час

Зазвенели медью
Седина-ковыль
Пахнет свежей снедью
Под копытом пыль

Затуманил взоры
И уходит прочь
Струйные дозоры
Нега сон и ночь

Прянул без оглядки
Все темно вокруг
Будто игры в прятки
Жаждущий супруг.

В 1911-1914 занимался вместе с Владимиром Маяковским в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Участник футуристических сборников «Садок судей», «Пощечина общественному вкусу» и др.

В 1912 году в знаменитом манифесте «Пощечина общественному вкусу» Бурлюк вместе с Маяковским, Хлебниковым и Крученых призывал «бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. и проч. с Парохода Современности».

Давид Бурлюк полагал: «Истинное художественное произведение можно сравнить с аккумулятором, от которого исходит энергия электрических внушений. В каждом произведении отмечено, как в театральном действии, определенное количество часов для любования и разглядывания его. Многие произведения вмещают в себя запасы эстет-энергии на долгие сроки, как озера горные, из коих неустанно вытекают великие реки воздействий, а истоки не иссякают. Таково творчество Н.К. Рериха».

Давид Бурлюк в молодости

Давид Бурлюк в молодости

Он организовал группу художников, которая занималась поиском новых путей развития искусства. Позже все участники группы стали именовать себя футуристами. Они искали в искусстве новые пути, которые, по их мнению, должны были отображать радикальные изменения, которые происходили в обществе в начале XX века. Бурлюк обожал экспериментировать. Он одним из первых начал использовать в своих работах коллажи: вклеенные кусочки фанеры, шестеренки, металлические пластины.

Картины и рисунки Бурлюка разбросаны по всему свету в музеях и частных коллекциях. Многие из них репродуцированы в его книгах или книгах о нем. «Отец российского футуризма» Бурлюк принимал активное участие в выступлениях футуристов, являясь их теоретиком, поэтом, художником и критиком.

Маяковский в стихотворении «Облако в штанах» о Давиде Бурлюке написал:

И —
как в гибель дредноута
от душащих спазм
бросаются в разинутый люк —
сквозь свой
до крика разодранный глаз
лез, обезумев, Бурлюк.
Почти окровавив исслезенные веки,
вылез,
встал,
пошел
и с нежностью, неожиданной в жирном человеке,
взял и сказал:
«Хорошо!».

Владимир Маяковский вспоминал о нем как об учителе: «Мой действительный учитель, Бурлюк сделал меня поэтом… Выдавал ежедневно 50 копеек. Чтоб писать, не голодая».

Свойственные футуризму эпатажность и антиэстетичность ярче всего проявлялись в его стихах:

Градоженщина (1910)

Нет не извозчик не трамвай
Авто рычащий диким вепрем
Под зеленью бульварных вай
Громополете улиц терпим

СЕДАМА мчит окорока
Заградноблестким ресторанам
Вези не час вези века
Царица трепетных дурманов

Электрзеркалоресторан
Продажночеляди улыбкожабы
Бабукцион различных стран
Ширафы бегемоты крабы

И еженочь сюда столам
Мы сливки общества упорно
Стремятся толпы мужедам
Под танец похоти валторны

Вознесся столп официант
Белафрикон своей манишки
Утонченапетитатлант
Тошноты мутной и отрыжки

При входе взгляд и возглас липкий
Не постетитель общезал
Корсетебутшампаноскрипки
Я сердце музы заказал

Нет мне не общий Тенибак
И не селедку череп пуля
О отрицательной сюжет
Самоубийцохоля

В Первую мировую войну Бурлюк не подлежал призыву, так как у него не было левого глаза. Жил в Москве, издавал стихи, сотрудничал в газетах, писал картины.

Весной 1915 года Бурлюк оказался в Уфимской губернии (станция Иглино Самаро-Златоустовской железной дороги), где находилось поместье его жены. Мать Давида Бурлюка, Людмила Иосифовна Михневич, жила в это время в Буздяке — в 112 км от Уфы. За два года, проведенные здесь, он успел создать около двухсот полотен. 37 из них составляют существенную и наиболее яркую часть коллекции русского искусства начала XX века, представленной в Башкирском художественном музее им. М. В. Нестерова. Это музейное собрание произведений Давида Бурлюка является одним из самых полных и качественных собраний его живописи в России. Бурлюк часто приезжал в Уфу, посещал Уфимский художественный кружок, сплотивший вокруг себя молодых башкирских художников. Там он подружился с художником Александром Тюлькиным и адвокатом Николаем Златогорским, художником-любителем. С ними он часто бывал на этюдах.

В 1918 году Бурлюк чудом избежал гибели во время погромов и расстрелов анархистов в Москве и снова уехал в Уфу.

В 1918-1920 он гастролировал вместе с В. Каменским и В. Маяковским по Уралу, Сибири, Дальнему Востоку. В июне 1919 года добрался до Владивостока, семья обосновалась в Рабочей слободке на северо-восточном склоне сопки Буссе (ул. Шилкинская).

поэт Давид Бурлюк

Эмиграция

В 1920 эмигрировал в Японию, где прожил два года, изучая культуру Востока и занимаясь живописью. Здесь им написано около 300 картин на японские мотивы, денег от продажи которых хватило на переезд в Америку.

В 1922 поселился в США.

В Нью-Йорке Бурлюк развил активность в просоветски ориентированных группах и, написав поэму к 10-летию Октябрьской революции, стремился, в частности, снискать признание в качестве «отца русского футуризма». Был постоянным автором газеты «Русский голос». Свои сборники, брошюры, журналы Бурлюк издавал вдвоем с женой Марией Никифоровной и через друзей распространял эти издания преимущественно в пределах СССР.

В это время отношение Бурлюка к классикам-современникам радикально изменилось: в 1928-29 годах издательство Марии Никифоровны Бурлюк выпустило одной книжечкой две поэмы Давида Бурлюка: «Великий кроткий большевик» о Толстом (написана 9 сентября 1928 года, к 100-летию классика) и «Горький».

В 1925-1930 годах Бурлюк создал эпическое полотно «Ленин и Толстой», изобразив их на пашне, где Ленин впрягся в плуг, а Толстой шагает впереди. Эту картину, как и более поздние работы такого плана («Дети Сталинграда», «Рабочие», «Безработные в Нью-Йорке», «Советская жатва» и др.) автор безуспешно пытался переправить в Советский Союз, так как американской публике они были не интересны. Его жена отмечала: «Эти 9 картин оформляют эпоху, параллельную с творчеством подсознанию мирового социализма. Сейчас, когда «идейное» искусство, искусство социального сюжета «не в моде», — картины здесь не нужны».

С 1930 года в течение десятилетий Бурлюк сам издавал журнал «Color and Rhyme» («Цвет и рифма»), частью на английском, частью на русском языках, объемом от 4 до 100 страниц, со своими живописными работами, стихами, рецензиями, репродукциями футуристских произведений и т. п. Работы Бурлюка участвовали в выставках существовавшей в конце 1920-х — начале 1930-х годов группы советских художников «13».

Во время Второй мировой войны Бурлюк создал большую работу «Дети Сталинграда» (1944), ее иногда именуют бурлюковской «Герникой». На полотне запечатлена трагедия детей-сирот в героическом городе.

В 1949 году с женой совершил путешествие по югу Франции, по следам Ван Гога.

В эмиграции Давид Бурлюк испытывал ностальгию по родине («morbus rossica»), жаждал общения с Россией, поэтому охотно откликнулся на письмо молодого тамбовского краеведа и коллекционера Н.А. Никифорова, который «послал наобум весточку Бурлюку в Америку, тот откликнулся, завязалась переписка, потом она переросла в дружбу на расстоянии». Эта переписка продолжалась много лет. Во время одного из приездов в СССР состоялась их встреча в Москве.

При этой встрече Н.А. Никифорову было передано значительное количество трудов Бурлюка. Кроме того, Бурлюк регулярно слал Никифорову в Тамбов оригиналы своих работ, журналы. В дальнейшем фонд Д. Бурлюка был передан (частью при жизни самим Никифоровым, частью после его смерти) другому тамбовскому коллекционеру С.Н. Денисову. В частной коллекции С.Н. Денисова, собранной в том числе из коллекции Никифорова, хранятся около 3000 писем тамбовским адресатам, а также книги и картины Д. Бурлюка. На основе этой коллекции в 2005 г. в Тамбовском краеведческом музее состоялась выставка «Давид Бурлюк. Живопись, графика», а в 2011 году на собственные средства Денисов издал содержательный сборник писем Давида Бурлюка.

В 1956 году впервые после эмиграции Давид Бурлюк с женой посетили СССР. До начала 1940-х годов у Бурлюков не было денег на путешествия, хотя о визите на родину «отца русского футуризма» и его жены хлопотали Лиля Брик, Василий Катанян, Николай Асеев, Семен Кирсанов. В результате двухмесячный визит 1956 году с посещением Ленинграда, Москвы и Крыма полностью оплатил Союз писателей СССР. Они посетили также усадьбу Тургенева Спасское-Лутовиново и Ясную Поляну, где встретились с последним секретарем Толстого Валентином Булгаковым, вернувшимся в СССР в 1948 году. Бросить Толстого с парохода современности не удалось: всю свою долгую жизнь Бурлюк отзывался о Льве Николаевиче с восторгом. В переписке с Никифоровым он многократно упоминал Толстого как одного из «отцов своей Родины» и одного из величайших русских писателей. Он очень гордился тем, что его работы в сборнике «Русский поэт как художник и рисовальщик» опубликованы рядом с рисунками Толстого и Достоевского.

В 1962 Бурлюки путешествовали по Австралии и Италии, посетили Прагу, где жила сестра Давида Давидовича. Живописные работы Бурлюка выставлялись в Брисбене.

Давид Давидович Бурлюк

В августе 1965 года Бурлюки снова посещали СССР, с целью добиться включения работ Давида Давидовича в коллекции музеев. Несмотря на многократные предложения Бурлюка об издании его стихов в СССР, ему не удалось напечатать ни строки.

Всю свою жизнь Бурлюк непрерывно работал, движимый «инстинктом эстетического самосохранения», и гордо говорил, что создал более 20 тысяч картин и смог добиться признания в трех странах: России, Японии и Америке.

Умер 15 января 1967 года в городе Хэмптон-Бейз, штат Нью-Йорк. Его тело было кремировано согласно завещанию и прах развеян родственниками над водами Атлантики с борта парома.

24 мая 1967 года Бурлюку посмертно было присвоено звание члена American Academy of Arts and Letters в одном ряду с Леонардом Бернстайном, Генри Миллером, Марселем Дюшаном и другими.

В Бруклине создан музей Давида Бурлюка.

Международная Академия Зауми ежегодно вручает поэтическую премию, которая называется Международная отметина имени Давида Бурлюка.

Мемориальные доски установлены в Казани и Одессе (ул. Преображенская,9).

Мемориальный знак, установлен 21.07.2020 года в «Урочище Бурлюк», хутор Семиротовка, Лебединский район, Сумская область.

Во Владивостоке в 2021 создан мурал, посвященный Давиду Бурлюку на торце дома по Пограничной улице.

Личная жизнь Давида Бурлюка:

Жена — Мария Никифоровна Еленевская (1894-1967), мемуаристка, издатель. В США, где они жили с 1922 года, она издавала журнал «Форма и рифма». На его страницах появлялось много информации и теоретических статей об искусстве в СССР.

У них родились дети: Давид Давидович Бурлюк, Николай Давидович Бурлюк и дочь (в замужестве Хаскина).

Мария Еленевская пережила мужа на шесть месяцев и пять дней и умерла 20 июля 1967 года. Их прах был развеян над Атлантикой.

Потомки Бурлюка до настоящего времени живут в США и Канаде.

Давид Бурлюк и Мария Еленевская с детьми

Давид Бурлюк и Мария Еленевская с детьми

Давид Бурлюк и жена Мария Еленевская

Давид Бурлюк и жена Мария Еленевская

Библиография Давида Бурлюка:

Бурлюк Д. Д. Галдящие «бенуа» и Новое Русское Национальное Искусство (Разговор г. Бурлюка, г. Бенуа и г. Репина об искусстве). СПб.: Книгопечатня Шмидт, 1913;
Поэмы «Толстой. Горький». — New-York: Изд-во Марии Никифоровны Бурлюк, 1928-1929;
Поэма «Десятый Октябрь: Поэма.» — New-York : Изд. Марии Никифоровны Бурлюк, 1928;
Книга «Энтелехизм»: Теория. Критика. Стихи. Картины. (1907-1930);
Книга «Рерих: (Жизнь. Творчество) (1917-1930)»;
монография «Радио-манифест»;
сборник стихов «1/2 Века: (Издано к пятидесятилетию со дня рождения поэта)» — New-York: Изд. Марии Н. Бурлюк, 1932;
Бурлюки М. Н. и Д. Д. По следам Ван Гога: Записки 1949 года, вступ. ст. Вл. Полякова. М. : Изд. Grundrisse, 2016;
Бурлюк Д. Филонов: Повесть / Подг. текста, примеч.,коммент. и послесл. В. Полякова. М.: Гилея, 2017

Участие Давида Бурлюка в выставках:

Выставка акварелей, пастелей и рисунков. Харьков, 1906;
Свободная эстетика, Москва, 1909;
«Бубновый валет» 1910;
Выставка «Свободной молодежи», С. Петербург, 1911;
«Бубновый валет», Москва, 1912;
Выставки Уфимского художественного кружка, Уфа, 1916, 1917;
Международные выставки современного искусства. Филадельфия, 1926;
Выставки в галереях Нью-Йорка, Филадельфии, 1930-1960;
Персональные выставки в Сан-Франциско, Лос-Анджелесе, Сиэтле, Вашингтоне, Нью-Йорке. 1960-е годы;
Выставка в Австралии, 1962

Образ Давида Бурлюка в кино:

2004 — «Грехи отцов» — в роли Давида Бурлюка актер Алексей Колган;
2011 — «Маяковский. Два дня» — в роли Давида Бурлюка актер Дмитрий Нагиев

Дмитрий Нагиев в роли Давида Бурлюка

Дмитрий Нагиев в роли Давида Бурлюка

последнее обновление информации: 30.07.2022

Оцените статью
Добавить комментарий