Джеймс Дин (James Dean)
Возраст: 93 (со дня рождения)
Возраст смерти: 24 года
Джеймс Байрон Дин (James Byron Dean). Родился 8 февраля 1931 года в Марионе, Индиана (США) — погиб 30 сентября 1955 года в Шолэме, Калифорния (США). Американский актёр. Дважды номинировался на «Оскар» (1956, 1957) посмертно. Его трагическая смерть, окутанная мифами, сделала Джеймса Дина культовой персоной.
Джеймс Дин родился 8 февраля 1931 года в городе Марион, штат Индиана.
Отец — Уинтон Дин, фермер.
Мать — Милдред Мэри Уилсон.
Родословная его родителей имела английские с небольшими шотландскими, немецкими, ирландскими и валлийскими корнями.
Спустя шесть лет после рождения Джеймса, его отец Уинтон бросил фермерское дело и стал дантистом, после чего Дины переехали в Санта-Монику, штат Калифорния.
Там Джеймс начал учиться в общественной школе Брэнтвуда, недалеко от Лос-Анджелеса.
В детстве мальчик был очень близок со своей матерью Милдред. Мальчику было 9 лет, когда Милдред умерла от рака. Для него это стало настоящим потрясением.
Уинтон Дин, не имея возможности заботиться о сыне, отдал мальчика на попечение своей сестры Ортензии и её мужа Маркуса Уинслоу, проживающих на ферме в городке Фэйрмаунт, в штате Индиана, где ребёнок стал воспитываться квакерами, представителями Религиозного общества.
Джеймс Дин в детстве
Там Дин подружился со священником методистской церкви, преподобным Джеймсом Диуирдом. Он оказал на мальчика большое влияние. Благодаря ему у Джеймса Дина проявился интерес к бою быков, гонкам и актёрской игре.
Билли Джей Гарбин утверждал в своей книге о Дине, что «между Дином и его священником существовала глубокая связь, возникшая, когда Дин учился в выпускном классе школы и продлившаяся долгие годы», и говоря, что у них были интимные отношения.
В 2011 году, после смерти Элизабет Тейлор, было заявлено, что Дин когда-то признался той, что в 11 лет он подвергся сексуальному насилию со стороны Диуирда. Однако согласно другим источникам, относительно жизни Дина, не было никакого совращения, но тот, уже будучи подростком, имел с Диуирдом интимные отношения.
В школе Джеймса Дина знали как первоклассного спортсмена, он добился больших успехов в баскетболе и бейсболе. Тем не менее, продолжал изучать драматическое искусство, а также участвовать в школьных дебатах.
Окончив среднюю школу, Дин вместе со своей английской гончей по кличке Макс вернулся в Калифорнию, к своим отцу и мачехе. Там он поступил в Колледж Санта-Моники, где занимался изучением права. Затем он перевёлся в Калифорнийский университет, где полностью посвятил себя изучению актёрского ремесла, что вызвало осуждение отца и привело к его размолвке с сыном.
Также Дин собирался вступить в братство «Сигма Ню», но так и не был посвящён. Учась в Калифорнийском университете, Дин обошёл 350 актёров и получил роль Малькольма в постановке «Макбет». К тому времени начинающий актёр уже выступал с труппой Джеймса Уитмора.
Джеймс Дин в кино
В 1951 году он бросил учёбу в Калифорнийском университете, дабы углублённо заняться актёрской карьерой.
Первой съёмкой для актёра стала реклама «Pepsi Cola».
Далее снялся в эпизодических ролях в картинах: «Примкнуть штыки!», «Кто-нибудь видел мою девчонку?» и «Берегись, моряк».
В ожидании ролей Дин подрабатывал парковщиком на студии CBS и в это время познакомился с Роджерсом Бэкеттом, который был главой радио в рекламном агентстве, предложившем Дину профессиональную помощь и жильё.
Следуя советам актёра Джеймса Уитмора и своего наставника Бэкетта, Дин переехал в Нью-Йорк. Там он начал работать на площадке игрового шоу Beat The Clock. Тогда Дин принимал участие в съёмках нескольких шоу CBS: The Web, Studio One и Lux Video Theatre, заслужив право стать частью легендарной Актёрской студии и изучать мастерство под руководством Ли Страсберга.
Его карьера резко стала набирать обороты, и затем последовали появления Дина в таких шоу, как: Kraft Television Theatre, Robert Montgomery Presents, Danger и General Electric Theater. Одной из ранних ролей стала роль подростка в сериале Omnibus, очень похожего на Джимми Старка и Кэла Траска. Положительные отзывы за исполнение роли Багира в спектакле 1954 года The Immoralist открыли актёру дорогу в Голливуд.
В 1953 году режиссёр Элиа Казан начал поиски актёра на роль эмоционально запутавшегося молодого человека по имени Кэл Траск. Изначально режиссёр хотел видеть в этой роли Марлона Брандо, но сценарист Пол Озборн предложил кандидатуру Джеймса Дина, которого одобрил Стейнбек после встречи с актёром. Однако сам актёр вызвал негативные эмоции, но тот посчитал, что Джеймс идеально подходит на роль. Казан считал, что кандидатура Дина ставит палки в колёса его постановке.
Таким образом Джеймса Дин исполнил главную роль — Кэла Траска — в драме Warner Bros. «К востоку от рая». Это экранизация одноименного романа Джона Стейнбека. Накануне первой мировой войны молодой Кэл, сын фермера-идеалиста из калифорнийской долины Салинас, страдает, влюбляется и ведет с братом трагическую и бессмысленную борьбу за отцовскую любовь.
Джеймс Дин в фильме «К востоку от рая»
Позже Дин получил главную роль в ленте «Бунтарь без причины». Картина повествовала о подростковом бунте, став культовой фигурой среди подростков не только своего времени, а игра Дина в этой картине до сих пор остаётся источником вдохновения для молодых актёров. Джеймс сыграл главную роль Джима Старка.
Джеймс Дин в фильме «Бунтарь без причины»
В фильме «Гигант» Джеймс Дин выступил во второстепенной роли, сыграв вместе с уже прославившимися Элизабет Тейлор и Роком Хадсоном. Актёр отказался от главной роли ибо решил, что устал от схожих образов, которые он сыграл в двух предыдущих картинах. Дин в «Гиганте» играет Джетта, техасского нефтяного магната. Его персонаж был не только старше самого актёра, но и был показан в фильме в довольно преклонном возрасте, Джеймсу пришлось подстричь и покрасить свои волосы в серый цвет.
Картина стала последним фильмом в карьере актёра — за неё он получил свою вторую посмертную номинацию на премию «Оскар» в категории «Лучшая мужская роль».
Джеймс Дин в фильме «Гигант»
Гибель Джеймса Дина
После успешной роли в фильме «К Востоку от Рая», актёр неоднократно приобретал спортивные автомобили, такие как Triumph Tiger T110, Porsche 356. На них он участвовал в гонках. Планировал участие в знаменитой гонке 500 миль Индианаполиса.
30 сентября 1955 года Джеймс Дин вместе с механиком Рольфом Вютерихом выехал на спортивном Porsche 550 Spyder в Салинас из Competition Motors, где машину Дина готовили к предстоящим гонкам в Салинасе. Сначала Дин собирался отвезти прицеп Ford Country Squire вместе с механиком Хикманом и фотографом Стэнфордом Ротом на борту, планировавшим устроить фотосессию Дина за рулём «Порше». В последнюю минуту Дин передумал, решив, что ему понадобится больше времени, дабы привыкнуть к машине.
По дороге в 15:30 у заправки Mettler в округе Керн их остановил полицейский и посоветовал сбавить скорость — с 65 миль/час до 55. Водитель Форда был оштрафован за превышение скорости на 20 миль/час, так как лимит составлял 45 миль/час для всех транспортных средств с прицепом. Позже, оставив прицеп, Дин и Вютерих остановились в Blackwells Corner, района Лост Хиллз, чтобы заправиться — там Дин встретил знакомого гонщика Лэнса Рэвэнтлоу.
Далее Дин поехал по дороге U.S. Route 466 (позже переименованной в State Route 46) недалеко от города Чолам в штате Калифорния, когда чёрно-белый Ford Custom Tudor 1950 года, двигавшийся навстречу и управляемый 23-летним студентом Калифорнийского Политехнического университета Дональдом Торнпсидом, повернул на развилке на дорогу State Route 41, двигаясь наперерез автомобилю Дина, которого Торнпсид не заметил. Машины столкнулись практически в лоб. Рольф Вютерих получил травмы средней тяжести. Джеймс Дин умер по дороге в больницу, не прийдя в сознание.
Согласно статье, опубликованной 1 октября 1955 года в газете Los Angeles Times, дежурный патрульный Рон Нельсон и его напарник как раз заканчивали допивать кофе, когда получили сообщение о случившейся автокатастрофе. Прибыв на место происшествия, патрульные успели заметить, как Дина, находящегося без сознания и едва дышащего, погрузили в машину скорой помощи. Рольфа Вютериха выбросило из машины, но он был жив, отделавшись сломанной челюстью и другими не столь серьёзными травмами. Скорая помощь с Дином отправилась в госпиталь Paso Robles War Memorial Hospital, где по прибытии врачи и констатировали смерть в 17:39.
Согласно отчёту о вскрытии тела Джеймса Дина, голова актёра ударилась о решётку другой машины. Результатом такого сильного удара стала сломанная шея, раздробленная челюсть, многочисленные переломы ног и рук, а также значительные повреждения внутренних органов. Медэксперты считают, что Дин скончался спустя 10 минут после аварии.
На протяжении многих лет ходили слухи о существовании фотографий, сделанных чуть позднее фотографом, также направлявшимся на гонки в Салинасе, в момент, когда актёр находился ещё в своей машине мёртвым или умирающим.
Дональд Торнпсид разбил лоб и сломал нос. Полиция не вызвала юношу в суд по делу об аварии. Практически сразу же после аварии газета Tulare Advance-Register взяла у молодого человека интервью, в котором он заверил, что не видел машину Дина. В дальнейшем Торнпсид отказывался вновь когда-либо обсуждать аварию публично. В будущем он стал владельцем крупного бизнеса в сфере заключения контрактов, связанных с электроуслугами, и умер в 1995 году от рака лёгких.
Механик Рольф Вютерих после нескольких безуспешных попыток самоубийства погиб в автомобильной аварии в Германии в 1981 году.
Во время завершения съёмок фильма «Гигант» Джеймс Дин дал короткое интервью в мини-шоу Warner Bros. Presents. Там он предупреждал молодых людей об опасностях быстрой езды. Тогда Дин произнёс одну импровизированную фразу «Жизнь, которую ты спасёшь, может оказаться моей» вместо знаменитой «Жизнь, которую ты спасёшь, может оказаться твоей собственной».
Внезапная смерть Дина вынудила студию переснять эпизод, часть которого так и не увидела свет. Хотя раньше многие считали, что отснятый материал был частью социальной рекламы, позже этот фрагмент можно было увидеть в фильме «Бунтовщик без причины» 2001 и 2005 годов издания.
Ходили слухи, что за несколько дней до смерти Дина ему предсказал эту аварию его друг, знаменитый актёр Алек Гиннесс.
Рост Джеймса Дина: 173 сантиметра.
Личная жизнь Джеймса Дина:
Однажды чтобы избежать армии, заявив, что он гомосексуал. Но тогда влечение к своему полу правительство США считало психическим расстройством.
Последние пять лет своей жизни Дин близко дружил с Уильямом Бастом, который был его соседом по комнате в Калифорнийском университете, а позже и в Нью-Йорке. В своей книге Баст только намекнул на наличие у Дина гомосексуальных связей, но это породило соответствующие слухи в отношении его с Дином дружбы и спустя несколько лет Баст выпустил обновлённое издание, в котором подтвердил, что у них с Дином были гомосексуальные отношения, но они, по его словам, носили чисто «экспериментальный» характер.
Далее Баст утверждал, что у Дина были отношения с продюсером радиопостановок Роджерсом Брэкеттом, который поощрял Дина в его карьере и давал ему наводки и контакты. Лиза Шеридан в своих мемуарах в негативном тоне тоже упоминает, что у актёра была интрижка с Брэккетом.
Сценарист и гомосексуал Гэвин Ламберт и режиссёр Николас Рэй утверждали, что Дин был геем, тогда как писатель Джон Хоулетт предположил, что Дин был бисексуалом. Аналогично писатели Гэрри Уозерспун и Роберт Олдрич упомянули Дина в их книге историй о геях и лесбиянках. Тем не менее журналист Джо Хьямс выдвинул предположение, что любая гей-деятельность, в которую так или иначе был вовлечён Дин, была устроена исключительно для его пиара.
Сценарист Джон Гилмор, который вместе с Дином увлекался гонками, признался, что у него были одноразовые гомосексуальные отношения с Дином, но они тоже были «экспериментальными». Он тоже придерживался мнения, что Дин не стал бы провоцировать слухи о своей нетрадиционной ориентации только ради пиара. Другой биограф Дина, Джордж Перри, в своей книге вообще написал, что все гомосексуальные связи Дина были чисто «экспериментами» с точки зрения последнего. Наконец, сам Уильям Баст заявил, что, несмотря на их с Дином отношения и то, что он иногда посещал гей-бары Нью-Йорка, называть самого Дина гомосексуалом, по его мнению, было бы смешно
В 2001 году Элизабет Тейлор, дружившая с Дином, прямо назвала его геем.
Фильмография Джеймса Дина:
1951 — Примкнуть штыки! (Fixed Bayonets!) — солдат-новобранец
1951 — Семейный театр (Family Theater) — Джон
1951 — Театр Бигелоу (The Bigelow Theatre) — Хэнк
1951 — Шоу Стью Эрвина (The Stu Erwin Show) — Рэнди
1952 — Берегись, моряк (Sailor Beware) — секундант
1952 — Криминальная полоса в прессе США (Deadline — U.S.A.) — курьер
1952 — Кто-нибудь видел мою девчонку? (Has Anybody Seen My Gal?) — парень
1952 — CBS Television Workshop — солдат
1952 — Зал славы (Hallmark Hall of Fame) — Брэдфорд
1952 — Сеть (The Web) — камео
1952-1953 — Телевизионный театр Крафта (Kraft Television Theatre) — разные роли
1952-1955 — Люкс-видео театр (Lux Video Theatre) — разные роли
1953 — Будут проблемы (Trouble Along the Way) — футбольный зритель
1953 — Час Кейт Смит (The Kate Smith Hour) — посланник
1953 — Вы — там (You Are There) — Роберт Форд
1953 — Treasury Men in Action — разные роли
1953 — Сказки завтрашнего дня (Tales of Tomorrow) — Ральф
1953 — Westinghouse Studio One — разные роли
1953 — Важный материал (The Big Story) — Рекс Ньюман
1953 — Сборник (Omnibus) — Бронко Эванс
1953 — Campbell Summer Soundstage — разные роли
1953 — Театр Армстронга (Armstrong Circle Theatre) — Джоуи Фрейзер
1953 — Роберт Монтгомери представляет (Robert Montgomery Presents) — Пол Залинка
1953-1954 — Опасность (Danger) — разные роли
1954 — Телевизионный театр Филко (The Philco Television Playhouse) — Роб
1954 — Театр «Дженерал Электрик» (General Electric Theater) — разные роли
1955 — К востоку от рая (East of Eden) — Кэл Траск
1955 — Час «Юнайтед Стейтс Стил» (The United States Steel Hour) — Фернард Лагард
1955 — Театр звёзд Шлица (Schlitz Playhouse) — Джеффри Лэтэм
1955 — Бунтарь без причины (Rebel Without a Cause) — Джим Старк
1956 — Гигант (Giant) — Джетт Ринк
Театральные роли Джеймса Дина:
1952 — The Metamorphosis — кадет — Театр «Village» (Офф-Бродвей)
1952 — See The Jaguar — Уолли Уилкинс — Театр «Корт» (Бродвей)
1953 — Пугало (The Scarecrow) — образ Пугала — Театр «de Lys» (Бродвей)
1954 — Имморалист (The Immoralist) — Башир — Театр «Royale Theatre» (Бродвей)
1954 — Трахинянки (Women of Trachis) — Гилл
последнее обновление информации: 08.09.2020