Елена Андриенко

Елена Андриенко

Возраст: 51

Елена Андриенко

Елена Андреевна Андриенко. Родилась 24 марта 1972 года в Киеве. Российская артистка балета, педагог. Солистка балетной труппы Большого театра. Заслуженная артистка РФ (2003).

Елена Андриенко родилась 24 марта 1972 года в Киеве.

Решила стать балериной после того, как в раннем детстве увидела балет «Лебединое озеро» П.И. Чайковского. По ее словам, она захотела «быть там, с этой красотой, с этими красивыми женщинами с изящными руками, которые делают потрясающие движения». Она заявила родителям, что будет балериной и пойдет в хореографическое училище. Мать всячески отговаривала ее, она не хотела, чтобы дочь пошла в артистки и стала балериной. «Но я была упрямым ребенком, у меня была цель. Помню, что пришла на занятие и мы весь урок медленно делали батман тандю. Монотонность бывает скучна ребенку. Но нужно научиться преодолевать сложности. Мама тогда подумала, что я не захочу продолжать, но я ответила, что подожду и посмотрю – чем это закончится», — вспоминала Елена.

Начинала учиться в Киевском хореографическом училище, ее художественным руководителем была Галина Николаевна Кириллова, ученица Вагановой. «Что такое быть балериной, балеринство в прямом смысле этого слова я поняла, когда попала к ней в класс. Она взяла нас на 4-м году обучения. Даже в столь юном возрасте я поняла сколько я должна работать, чтобы достичь каких-либо высоких результатов в моей профессии», — говорила Елена Андриенко.

Спустя некоторое время перевелась в Московское хореографическое училище (ныне — Московская государственная академия хореографии) в класс Софьи Головкиной.

Первым человеком, с кем она познакомилась в Москве, был начинающий в то время танцовщик Николай Цискаридзе, который перевелся из Тбилисского училища. С тех пор они дружат. Позже вместе танцевали в балетах «Паганини», «Легенда о любви» и «Щелкунчик».

Елена Андриенко и Николай Цискаридзе

Елена Андриенко и Николай Цискаридзе

По окончании обучения в 1991 году была принята в балетную труппу Большого театра, где ее педагогом стала Марина Семенова. Ее педагогом-репетитором была Людмила Семеняка.

В обширном репертуаре Елены Андриенко лирические, романтические и комически-гротескные партии в многочисленных балетах таких различных хореографов, как М. Петипа, М. Фокин, Ю. Григорович, В. Васильев, Л. Лавровский, М. Лавровский, Дж. Баланчин, Дж. Кранко, А. Ратманский. Героини Андриенко отличаются неординарной силой характера и вместе с тем элегантной женственностью.

Стала первой исполнительницей партии Принцессы-Лебедь в премьерном спектакле балета «Лебединое озеро» в хореографии В. Васильева, партии Дамы сердца в балете «Фантазия на тему Казановы» в постановке М. Лавровского, а также в некоторых других спектаклях Большого театра.

Елена Андриенко в балете «Лебединое озеро»

Елена Андриенко в балете Лебединое озеро

Репертуар Елены Андриенко в Большом театре:

  • 1992/1994 — «Корсар» А. Адана, хореография К. Сергеева по М. Петипа в редакции Ю. Григоровича — Первая одалиска (1992), па-де-де купца и невольницы;
  • 1993/2003 — «Раймонда» А. К. Глазунова, хореография М. Петипа в редакции Ю. Григоровича — вторая вариация в картине «Грезы Раймонды» (1993), Клеманс (2003);
  • 1993/1996 — «Баядерка» Л. Минкуса, хореография М. Петипа в редакции Ю. Григоровича — первая вариация в картине «Тени» (1993), Гамзатти (1996);
  • 1993 — «Лебединое озеро» П. И. Чайковского, хореография А. Горского, М. Петипа, Л. Иванова в редакции Ю. Григоровича — Сверстницы принца;
  • 1993 — «Фантазия на тему Казановы» на музыку В.-А. Моцарта в постановке М. Лавровского — Дама сердца — первая исполнительница;
  • 1993/1997/1998 — «Спящая красавица» П. И. Чайковского, хореография М. Петипа в редакции Ю. Григоровича — Фея Бриллиантов, Золушка (1993), Фея Беззаботности (1997), Принцесса Флорина (1998), Фея Смелости;
  • 1993 — «Легенда о любви» А. Меликова, хореография Ю. Григоровича — Ширин;
  • 1994 — «Золотой век» Д. Шостаковича, хореография Ю. Григоровича — Рита;
  • 1994 — «Жизель» А. Адана, хореография Ж. Коралли, Ж. Перро, М. Петипа в редакции Ю. Григоровича, затем и в спектакле в редакции В. Васильева — Мирта;
  • 1994/2004 — «Сильфида» Х. С. Левенскьольда, хореография А. Бурнонвиля в редакции Э. М. фон Розен — Эффи (1994), Сильфида (2004);
  • 1995 — «Дон Кихот» Л. Минкуса, хореография М. Петипа, А. Горского в редакции Ю. Григоровича — вторая вариация в гран па;
  • 1995 — «Паганини» на музыку С. Рахманинова, хореография Л. Лавровского — Муза;
  • 1995 — «Белоснежка» К. С. Хачатуряна в постановке Г. Майорова — Белоснежка — первая исполнительница в Большом театре;
  • 1996 — «Лебединое озеро» П. И. Чайковского в редакции В. Васильева, использованы фрагменты хореографии Л. Иванова — Принцесса-Лебедь — первая исполнительница;
  • 1997 — «Дон Кихот» Л. Минкуса, хореография М. Петипа, А. Горского в редакции Ю. Григоровича, затем в спектакле в редакции А. Фадеечева — Китри;
  • 1997 — «Укрощение строптивой» на музыку Д. Скарлатти в обработке К.-Х. Штольце, хореография Дж. Кранко — Катарина;
  • 1998 — «Щелкунчик» П. И. Чайковского, хореография Ю. Григоровича — Мари;
  • 1999 — «Агон» И. Стравинского, хореография Дж. Баланчина — второе па-де-труа — была в числе первых исполнителей этого балета в Большом театре;
  • 1999 — «Балда» на музыку Д. Шостаковича в постановке В. Васильева — Поповна — первая исполнительница;
  • 1999 — «Симфония до мажор» на музыку Ж. Бизе, хореография Дж. Баланчина — солистка IV части;
  • 2000 — «Дочь фараона» Ц. Пуни в постановке П. Лакотта по М. Петипа — Рамзея, Нева (первая исполнительница);
  • 2000 — «Чиполлино» К. С. Хачатуряна, хореография Г. Майорова — Магнолия;
  • 2001 — «Шопениана» на музыку Ф. Шопена, хореография М. Фокина — Седьмой вальс и Прелюд;
  • 2002 — «Лебединое озеро» П. И. Чайковского во второй редакции Ю. Григоровича, использованы фрагменты хореографии М. Петипа, Л. Иванова, А. Горского — Одетта-Одиллия;
  • 2003 — «Светлый ручей» Д. Шостаковича в постановке А. Ратманского — Классическая танцовщица;
  • 2006 — «Золушка» С. Прокофьева, хореография Ю. Посохова, реж. Ю. Борисов — Весна — первая исполнительница;
  • 2007 — «В комнате наверху» Ф. Гласса, хореография Т. Тарп — солистка — была в числе первых исполнителей этого балета в Большом театре;
  • 2007 — «Корсар» А. Адана, хореография М. Петипа, постановка и новая хореография А. Ратманского и Ю. Бурлаки — танец невольников;
  • 2007 — «Класс-концерт» на музыку А. Глазунова, А. Лядова, А. Рубинштейна, Д. Шостаковича, хореография А. Мессерера — солистка;
  • 2008 — Большое классическое па из балета «Пахита» Л. Минкуса, хореография М. Петипа, постановка и новая хореографическая редакция Ю. Бурлаки — па-де-труа, вариация — была в числе первых исполнителей;
  • 2008 — «Сильфида» Х. С. Левенскьольда, хореография А. Бурнонвиля в редакции Й. Кобборга — Первая сильфида, Сильфида;
  • 2008 — «Урок» Ж. Делерю в постановке Ф. Флиндта — Ученица;
  • 2009 — «Эсмеральда» Ц. Пуни, хореография М. Петипа, постановка и новая хореография Ю. Бурлаки, В. Медведева — Беранже, подруга Флер де Лис;
  • 2009 — Фрагменты из балета «Пробуждение Флоры» Р. Дриго, хореография М. Петипа и Л. Иванова в редакции Н. Легата, постановка и новая хореография Ю. Бурлаки — Флора.

Активно гастролирует по России и за рубежом с труппой Большого театра, а также в качестве приглашенной балерины в спектаклях других театров, имеет обширный гастрольный и концертный репертуар.

Преподает в ГИТИСе, готовит хореографов. «Закончив карьеру, я продолжаю жить в своих учениках. Их результаты – это мои результаты. Балерина – это навсегда!», — говорила Андриенко.

«Русские артисты балета с давних времен были самыми выразительными. Русская школа классического танца, сформировавшаяся в конце позапрошлого и начале прошлого века, является синонимом мастерства, изящества, преданности своему делу. Конечно, итальянцы и французы внесли «свою технику», но русские танцуют душой, верхом и руками. Я всегда учу своих воспитанников уделять внимание верху и работе рук, это красиво, ведь главный посыл идет от внутреннего состояния и души», — отмечала Елена Андриенко.

Личная жизнь Елены Андриенко:

Свою частную жизнь скрывает.

Гастроли и концерты Елены Андриенко:

1995 — участие в творческих вечерах Илзе Лиепы в ряде городов Сибири — «черное» па-де-де из балета «Лебединое озеро», монолог Фригии и адажио Фригии и Спартака из балета «Спартак» А. И. Хачатуряна (балетмейстер Григорович);
1996 — «Спящая красавица» П. И. Чайковского, хореография М. Петипа — Принцесса Аврора (партнер — Алексей Ратманский) (с труппой «Имперский Русский балет», фестиваль танца в г. Миккели, Финляндия);
1996 — «Раймонда» А. К. Глазунова — Раймонда (II акт, партнер — Гедиминас Таранда) (с труппой «Имперский Русский балет», фестиваль танца в г. Миккели, Финляндия);
1996 — «Спящая красавица» П. И. Чайковского, хореография М. Петипа — Принцесса Аврора (турне по городам Франции с труппой Воронежского государственного театра оперы и балета);
1999/2004 — участие в гала-концерте «Звезды XXI века» (1999 — г. Канны, Франция, 2004 — г. Торонто, Канада);
2000/2001 — участие в балетном фестивале «Рождественские вечера» (г. Йошкар-Ола, Республика Марий Эл);
2001 — «Лебединое озеро» П. И. Чайковского, редакция Ю. Григоровича — Одетта-Одиллия (с труппой Московский фестиваль-балет (ныне — Русский национальный балет под руководством Сергея и Елены Радченко), г. Детройт, США);
2002 — хореографическая картина «Вальпургиева ночь» из оперы «Фауст» Ш. Гуно, хореография Л. Лавровского — Вакханка (Весенний фестиваль искусств (Spring Art Festival) в г. Сизуоке, в котором принимали участие артисты Большого театра);
2002 — «Лебединое озеро» П. И. Чайковского — Одетта-Одиллия (спектакль Чувашского государственного театра оперы и балета, в рамках Международного балетного фестиваля в Чебоксарах);
2002 — «Дон Кихот» Л. Минкуса — Китри (спектакль Азербайджанского академического театра оперы и балета, г. Баку, в рамках Дней культуры России в Азербайджане);
2002/2003 — «Щелкунчик» П. И. Чайковского (хореография В. Вайнонена, постановка Н. Веселовой-Тенсер) — Маша (с Академией балета и джаз-танца Канадского театра балета, г. Торонто);
2003 — «Кастильское болеро», хореография Ж. Перро, постановка Д. Проценко и па-де-де из балета «Натали, или Швейцарская молочница» А. Гировеца, хореография Ф. Тальони, постановка Ю. Бурлаки (участие в гала-концерте, посвященном памяти Фанни Эльслер, г. Айзенштадт, Австрия); монолог Фригии и адажио Фригии и Спартака из балета «Спартак», хореография Ю. Григоровича (участие в гала-концерте в честь 100-летия со дня рождения А. И. Хачатуряна, г. Ереван, Армянский академический театр оперы и балета);
2003 — «Лебединое озеро» П. И. Чайковского, редакция Ю. Григоровича — Одетта-Одиллия (г. Владивосток, в рамках творческих вечерах Илзе Лиепы, с труппой Корейского национального театра; «Дон Кихот» Л. Минкуса, хореография А. Горского, постановка К. Иванова — Китри (турне по городам Мексики, с труппой Марийского государственного театра оперы и балета);
2004 — «Лебединое озеро» П. И. Чайковского — Одетта-Одиллия (партнер — Вадим Писарев) (с балетной труппой Донецкого государственного академического театра оперы и балета на гастролях в г. Софии в Болгарии);
2004 — «Чиполлино» К. С. Хачатуряна — Магнолия (в спектакле Магнитогорского театра оперы и балета);
2005 — участие в благотворительном концерте, посвященном памяти Сержа Лифаря;
2005 — «Щелкунчик» П. И. Чайковского (хореография В. Вайнонена, редакция К. Иванова) — Маша (в спектакле Марийского театра, в рамках фестиваля «Рождественские вечера», г. Йошкар-Ола, а также на балетном фестивале, г. Дохе, Катар);
19 апреля 2007 г. — «Лебединое озеро» П. И. Чайковского — Одетта-Одиллия (Средиземноморский конференц-центр, г. Валлетта, Мальта);
30 апреля 2011 г. — «Дон Кихот» Л. Минкуса — Китри (на Большой сцене Белградского Народного театра, Сербия, в рамках Всемирного дня танца);
«Па-де-катр» Ц. Пуни, хореография А. Долина — Карлотта Гризи;
Фрагменты из балета «Манон» на музыку Ж. Массне, хореография К. Макмиллана — Манон;
Хореографический номер «Русская» на музыку П. И. Чайковского, хореография К. Голейзовского;
Дни культуры России (страны ближнего и дальнего зарубежья) — неоднократное участие

Награды и звания Елены Андриенко:

1993 — II премия Международного конкурса артистов балета (Москва);
1994 — II премия Международного конкурса имени С. Лифаря (Киев);
2003 — Заслуженная артистка Российской Федерации

последнее обновление информации: 27.05.2023

Оцените статью
Добавить комментарий