Елена Гуро

Елена Гуро

Возраст: 146

Елена Гуро

Елена (Элеонора) Генриховна Гуро (по мужу Матюшина). Родилась 18 (30) мая 1877 года в Санкт-Петербурге — умерла 23 апреля (6 мая) 1913 года в Уусикиркко Выборгской губернии. Русская поэтесса, прозаик, художница-кубофутуристка.

Елена Гуро родилась 18 (30 по новому стилю) мая 1877 года в Санкт-Петербурге.

Отец — Генрих-Гельмут-Георгий Степанович Гуро (1835-1907), русский военачальник, генерал от инфантерии (1905). Скончался и похоронен в селе Заклинье Лужского уезда Санкт-Петербургской губернии (ныне — Лужский район Ленинградской области). Род Гуро (фр. Gouraud) происходит от онемеченных французских протестантов-гугенотов.

Мать — Анна Михайловна, урожденная Чистякова.

Дед по матери — М.Б. Чистяков, педагог и детский литератор, издатель «Журнала для детей».

Cестра — Екатерина Генриховна (в браке Низен), участвовала в публикациях футуристов.

В 1880-е годы семья Гуро поселилась недалеко от Пскова, в имении Почины, где проводила каждое лето, половину года и только на зиму семейство приезжало в Санкт-Петербург.

Елена Гуро получила домашнее художественное образование. Занималась живописью в мастерской Я.Ф. Ционглинского.

В 1906-1907 годах брала уроки живописи у Л.С. Бакста и М.В. Добужинского.

В 1909 году издала первую книгу рассказов, стихов и пьес «Шарманка» (тираж при жизни Гуро остался нераспроданным, и оставшиеся экземпляры поступили повторно в продажу после ее смерти). К книге сочувственно отнеслись Вячеслав Иванов, Лев Шестов, Алексей Ремизов и Александр Блок, с которым Гуро была знакома лично (иллюстрировала его стихи в альманахе «Прибой») и который проявлял к ее творчеству и личности постоянный интерес.

Елена Гуро в молодости

Днем (1909)

Прядки на березе разовьются, вьются,
сочной свежестью смеются.
Прядки освещенные монетками трепещут;
а в тени шевелятся темные созданья:
это тени чертят на листве узоры.
Притаятся, выглянут лица их,
спрячутся как в норы.

Размахнулся нос у важной дамы;
превратилась в лошадь боевую
темногриво-зеленую…
И сейчас же стала пьяной харей.
Расширялась, расширялась,
и венком образовалась;
и в листочки потекли
неба светлые озера,
неба светлые кружки:
озеро в венке качается…
Эта скука никогда,
как и ветер, не кончается.
Вьются, льются,
льются, нагибаются,
разовьются, небом наливаются.

В летней тающей тени
я слежу виденья,
их зеленые кивки,
маски и движенья,
лежа в счастьи солнечной поры.

Старый романс (1909)

Подана осторожно карета,
простучит под окном, по камням.
Выйдет сумрачно — пышно одета,
только шлейфом скользнет по коврам.

И останутся серые свечи,
перед зеркалом ежить лучи.
Будет все, как для праздничной встречи,
непохоже на прежние дни.

Будут в зеркале двери и двери
отражать пустых комнат черед.
Подойдет кто-то белый, белый,
в отраженья свечой взойдет.

Кто-то там до зари окропленной
будет в темном углу поджидать,
и с улыбкой бледно-принужденной
в полусумраке утра встречать.

И весь день не взлетит занавеска
меж колоннами, в крайнем окне;
только вечером пасмурным блеском
загорится свеча в глубине.

В 1908-1910 годах Гуро входит в складывающийся круг русских кубофутуристов-«будетлян» (Давид Бурлюк, Василий Каменский, Велимир Хлебников), собиравшихся в доме Гуро и ее мужа на Песочной улице в Санкт-Петербурге (ныне Музей петербургского авангарда на улице Профессора Попова, Петроградская сторона). Там основывается издательство «Журавль», в 1910 году выходит первый сборник кубофутуристов «Садок судей», где участвует и Гуро.

В 1910-1913 годах она активно выступает и как художник на выставках левого «Союза молодежи» и т.п.

поэтесса Елена Гуро

В 1912 году Елена Гуро выпускает второй сборник «Осенний сон» (положительная рецензия Вяч. Иванова), включающий одноименную пьесу, ряд фрагментов и иллюстрации автора. Наиболее известная ее книга, состоящая в основном из стихотворений, но включающая дневниковые фрагменты — «Небесные верблюжата» (1914) — вышла посмертно.

Творчество Гуро вызывало сочувственный отклик самых разных критиков, в том числе отрицательно настроенных к футуризму (так, Владислав Ходасевич противопоставлял ее остальным футуристам).

Лень (1913)

И лень.
К полдню стала теплень.
На пруду сверкающая шевелится
Шевелень.
Бриллиантовые скачут искры.
Чуть звенится.
Жужжит слепень.
Над водой
Ростинкам лень.

Ветрогон, сумасброд, летатель… (1913)

Ветрогон, сумасброд, летатель,
создаватель весенних бурь,
мыслей взбудараженных ваятель,
гонящий лазурь!
Слушай, ты, безумный искатель,
мчись, несись,
проносись нескованный
опьянитель бурь.

Для творчества Гуро характерен синкретизм живописи, поэзии и прозы, импрессионистическое восприятие жизни, поэтика лаконического лирического фрагмента (влияние Ремизова, «симфоний» Андрея Белого, «стихотворений в прозе» Бодлера и связанной с ним традиции), свободный стих, эксперименты с заумью («Финляндия»). Излюбленные тематики: материнство (в ряде стихотворений отражена тоска по умершему сыну «Вильгельму Нотенбергу», которого на самом деле не было), распространяющееся на весь мир, пантеистическое ощущение природы, проклятие городу, в некоторых стихотворениях социальные мотивы.

Поэзия Гуро связана с Финляндией, в которой она подолгу жила. Одноименное «заумное» стихотворение («Финляндия», 1913) построено на фонетической стилизации финской речи. Стихотворение Гуро «Финская мелодия» посвящено «несравненному сыну его родины», известному финскому певцу того времени Паси Яяскеляйнену. Вторая же часть стихотворения, «Не плачь, мать родная», по-видимому, была навеяна одноименным стихотворением финского поэта Яакко Ютейни.

Елена Генриховна Гуро

Елена Гуро умерла 23 апреля (6 мая по новому стилю) 1913 года от лейкемии на своей даче в местечке Уусикиркко на Карельском перешейке (ныне поселок Поляны Выборгского района Ленинградской области). Похоронили ее там же, на финском кладбище; могила не сохранилась.

Ее памяти футуристы посвятили сборник «Трое» (1913; в книгу вошли стихи Хлебникова и Алексея Крученых, а также посмертные публикации самой Гуро). Среди молодых петроградских поэтов в 1910-е годы поддерживался культ Гуро, существовало посвященное ей издательство «Дом на Песочной» (продолжавшее «Журавль»).

Интерес к Елене Гуро пробудился благодаря работе Владимира Маркова «Русский футуризм» (1968).

В 1988 году в Стокгольме издан ее сборник «Selected prose and poetry», в 1995 году там же — неизданные произведения из архивов, а в 1996 в Беркли, Калифорния — «Сочинения».

В России изданы два сборника избранного с одинаковым названием «Небесные верблюжата»: в Ростове-на-Дону в 1993 и в Петербурге в издательстве «Лимбус Пресс» в 2002 году, кроме того, в Санкт-Петербурге вышли сборники «Из записных книжек» (1997) и «Жил на свете рыцарь бедный» (1999).

Творчеству Гуро посвящено большое количество исследований в России и за рубежом.

Ее работы находятся в собраниях: Государственная Третьяковская галерея (Москва), Государственный Русский музей (Санкт-Петербург), Государственный музей истории Санкт-Петербурга, Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина (Москва), Музей Органической Культуры (Коломна).

Личная жизнь Елены Гуро:

Муж — Михаил Васильевич Матюшин (1861-1934), русский художник, музыкант, теоретик искусства, один из лидеров русского авангарда первой половины XX века. Композитор футуристической оперы «Победа над Солнцем» (1913), прославившей Казимира Малевича.

Они познакомились в мастерской Я.Ф. Ционглинского. Матюшин вспоминал: «Вспоминаю, как я впервые увидел, «нашел» ее. В тот день работающих было мало, и вдруг я увидел маленькое существо самой скромной внешности. Лицо ее было незабываемо. Елена Гуро рисовала «гения» (с гипса). Я еще никогда не видел такого полного соединения творящего с наблюдаемым. В ее лице был вихрь напряжения, оно сияло чистотой отданности искусству». В 1904 или 1906 году они поженились.

Их дом – сначала на Лицейской, а затем – на Песочной улице – начиная с 1908 года, становится «штабом» русских футуристов. Здесь собираются братья Бурлюки, Василий Каменский, Велимир Хлебников (позже В. Маяковский). Здесь снежной зимой 1910 года зарождается литературно-художественная группа «Гилея», выпускается первый футуристический сборник «Садок Судей», ставший «бомбой» в среде мистиков и декадентов. Здесь собираются первые участники и рождается сообщество художников «Союз молодежи». На даче Гуро в Уусикирко в год ее смерти собирается Первый «съезд» футуристов, на котором Матюшин, Малевич, Крученых пишут оперу «Победа над солнцем», в декорациях к которой уже присутствет «черный квадрат» — предвестник супрематизма.

Михаил Матюшин и Елена Гуро стали основателями органического направления в искусстве, в основе которого стояло понимание неразрывности всего сущего в природе, человеке, искусстве.

Матюшин писал: «Елена Гуро так любила природу, что сама уходила в нее. Гуро все отдала природе, все силы физические и душевные, и природа ей открыла, как никому, свои «тайны» роста и движения. Гуро не создала для себе «стиля», как некоторой закрепощенности формы, потому что всегда шла от чистого наблюдения. Она… знала «завет» нового искусства не идти по линии наименьшего сопротивления. С любовной осторожностью проникала она в сложные процессы роста сопротивления, угасания, разворачивания клубка самой разнообразной земной ткани. Все рисунки ее растут и движутся, как растет и движется все живое в природе».

Елена Гуро и Михаил Матюшин

Елена Гуро и Михаил Матюшин

Елена Гуро и муж Михаил Матюшин

Библиография Елены Гуро:

Гуро Е. Шарманка / Илл. автора. — СПб.: Сириус, 1909;
Гуро Е. Осенний сон / Илл. автора и М. Матюшина. — СПб.: Сириус, 1912;
Гуро Е., Крученых А., Хлебников В. Трое / Обложка и рисунки Казимира Малевича. — СПб.: Журавль, 1913. — 96 с. — 500 экз;
Гуро Е. Небесные верблюжата / Илл. автора. — СПб.: Журавль, 1914;
Гуро Е. Небесные верблюжата. Бедный рыцарь: Стихи и проза. — Ростов-н/Д: Издательство Ростовского государственного университета, 1993. — 286 с;
Гуро Е. Жил на свете рыцарь бедный. — СПб.: Фонд русской поэзии, 1999. — 104 с. — 1000 экз;
Гуро Е. Небесные верблюжата: Избранное. — СПб.: Лимбус Пресс, 2002. — 244 с.

Стихи Елены Гуро:

Вдруг весеннее (Земля дышала ивами в близкое …)
Ветрогон, сумасброд, летатель…
Вечернее
Возлюбив боль поругания…
Вот и лег утихший, хороший…
Выздоровление
Вянут настурции на длинных жердинках…
Гордо иду я в пути…
Город (Пахнет кровью и позором с…)
Готическая миниатюра
Детская шарманочка
Днем
Дождики, дождики
Звездочка
Звенят кузнечики
Из сладостных
Из средневековья
Июнь
Июнь — вечер
Лень
Моему брату
На еловом повороте
Немец
Но в утро осеннее, час покорно-бледный…
Нора, моя…
Он доверчив…
Песни города
Поклянитесь однажды, здесь мечтатели…
Полевунчики
Пролегала дорога в стороне…
Скука
Слова любви и тепла
Старый романс
Стихли над весенним солнцем доски…
Струнной арфой…
Ты веришь в меня?..
На отдельной странице
Финляндия
Финская мелодия
Шалопай
Этого нельзя же показать каждому?

последнее обновление информации: 31.07.2022

Оцените статью
Добавить комментарий