Федор Двинятин
Возраст: 55
Федор Никитич Двинятин. Родился 28 октября 1968 года в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург). Российский филолог-русист, кандидат филологических наук. Получил известность как участник интеллектуальной игры «Что? Где? Когда?». Обладатель четырех «Хрустальных сов» (1991, 1994, 2000, 2002). Первый чемпион мира по спортивному «Что? Где? Когда?» (2002).
Федор Двинятин родился 28 октября 1968 года в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург) в семье инженеров.
Отец — радиотехник. Мать — металлург.
В 1991 году окончил филологический факультет Ленинградского государственного университета (ЛГУ, ныне СПбГУ), получил диплом по специальности «филолог-русист». На кафедре русского языка того же университета прошел аспирантуру и защитил в 1996 году кандидатскую диссертацию по теме «Лингвопоэтический анализ Торжественных слов св. Кирилла Туровского».
Специалист по русской литературе XI-XIV и XIX-XX веков (поэтика текста, интертекстуальность, языковые модели), палеославистике, общей поэтике, истории и методологии филологии и гуманитарных наук в целом.
Будучи студентом, выступал в составе рок-группы.
«Что? Где? Когда?»
С 1990 года начал принимать участие в телевизионной интеллектуальной игре «Что? Где? Когда?» в составе команды Алексея Блинова. Активно играл в период с 1990 по 2005 год. Провел 47 игр, из которых его команда выиграла 33 раза.
Обладатель красного пиджака бессмертия (летняя серия 1991 года и летняя серия 1994 года). Обладатель четырех «Хрустальных сов» (1991, 1994, 2000, 2002) — больше только у Александра Друзя (шесть).
Первый чемпион мира по спортивному «Что? Где? Когда?» 2002 года в составе команды «Троярд».
В последний раз сыграл 24 декабря 2005-го в финале года — в серии, посвященной 30-летию клуба. Команда Алексея Блинова (также в этой команде играли Сергей Виватенко, Ровшан Аскеров, Александр Рубин и Елена Орлова) уступила телезрителям со счетом 3-6 (Двинятин отвечал на первые два вопроса игры; на первый — правильно, при ответе на второй вопрос ошибся). В случае победы команда Блинова могла получить «Хрустальное гнездо» (6 «Хрустальных сов»), что сделало бы Двинятина 5-кратным обладателем «совы».
В честь Федора Двинятина названа одна из команд КВН — «Федор Двинятин» (капитан — Александр Гудков), в 2009 году дошедшая до финала и ставшая бронзовым призером Высшей лиги КВН.
В 2015 году по голосованию телезрителей интернет-трансляции из Нескучного сада и знатоков Элитарного клуба «Что? Где? Когда?» большинством голосов признан самым любимым знатоком за 40 лет существования программы «Что? Где? Когда?».
Известный участник интеллектуальной игры «Что? Где? Когда?» Борис Бурда говорил про Федора Двинятина: «Совершенно блестящий игрок, очень естественный, не придающий излишне вредного значения спортивному началу игры, игрок который играет против вопросов, а не против другой команды и вообще человек необыкновенной интеллигентности». Также по поводу ухода Федора Двинятина из клуба «Что? Где? Когда?» сказал, что «это все таки игра на износ, иногда устаешь и занимаешься чем-то другим».
Научная деятельность
С 1992 года начал преподавать.
Доцент кафедры русского языка СПбГУ (филологический факультет; курсы «История лингвистических учений», «История русского литературного языка», «Семиотика и теория коммуникации» и другие) и кафедры междисциплинарных исследований в области языков и литературы СПбГУ (факультет свободных искусств и наук; курсы «Введение в филологию: структура текста», «Введение в историческую и описательную поэтику», «Классический русский роман», «Русская поэтическая классика XX века», «Пушкин и Гоголь: контрастные основы национальной классики», «Повествование» и др.).
Эксперт книжного проекта «Полка» (2018). Лектор проекта Storytel (2018).
В 2018-2021 годах — председатель Методической комиссии Всероссийской олимпиады студентов «Я — профессионал!» по направлению «Филология».
В мае 2019 назначен директором Центра по изучению наследия В.В. Набокова СПбГУ, участник панельной дискуссии о Набокове на Международном культурном форуме 2019.
В 2019 году к 50-летию Федора Двинятина в СПбГУ прошла конференция «Структура текста и поэтическая традиция», собравшая несколько десятков ученых из России и зарубежных стран.
Лектор Зимней филологической школы (2019), Зимней социогуманитарной школы (2020) и Социогуманитарного форума (2021) СПбГУ.
«Филолог – это профессиональный читатель, которому мало познакомиться с произведением. Филолог постоянно задумывается над тем, что он прочитал, и пытается сформулировать закономерности, касающиеся содержания и формы текста. Я тоже когда-то был обычным читателем, и в какой-то момент увлечение книгами совпало с моей научной деятельностью. Неожиданно, одну за другой я прочел несколько увлекательнейших книг, которые поразили и обрадовали меня оригинальной повествовательной структурой и общей установкой на творческое письмо. На мой взгляд, нет ничего интереснее раскованного творчества, когда рассказ автора побуждает к более внимательному отношению к чтению как поиску выхода в лабиринте. Порой именно поиск шифра, необходимого для понимания смысла повествовательного ребуса, гораздо интересней, чем сама история! Ее неоднородность у филологов принято называть «тайным романом», и я говорю о произведениях, в которых рассказанные истории параллельны или вообще не соприкасаются между собой, существуя в разных пространственно-временных мирах», — говорил Двинятин.
Ведущий рубрики «Книжная полка» в культурологической программы «Кругозор» на «Радио России».
Личная жизнь Федора Двинятина:
Первая жена — Татьяна. Брак закончился разводом.
Вторая жена — Джамиля Садуллаева, петербургский филолог, историк и теоретик кино, кандидат филологических наук, старший преподаватель кафедры междисциплинарных исследований и практик в области искусств факультета свободных искусств и наук СПбГУ. Ведет программы о кино на «Радио Россия». Двинятина с 2001 года преподаёт русский язык в Генеральном Консульстве США в Санкт-Петербурге.
У пары есть дочь. В одном из интервью Двинятин говорил, что меньше всего хочет, чтобы его дочь пошла по его стопам и решила принять участие в передаче «Что? Где? Когда?».
Федор Двинятин и жена Джамиля
Научные работы Федора Двинятина:
1993 — Гомилии Кирилла Туровского: структура текста и философия текста;
1994 — Топика и бинарные конструкции в Торжественных Словах Кирилла Туровского (к постановке проблемы);
1994 — «Нити мезгиревых тенет» и исследование В. В. Колесова о структуре древнерусского текста;
1995 — Традиционный текст в торжественных словах св. Кирилла Туровского. Библейская цитация;
1995 — Лингвопоэтический анализ Торжественных слов св. Кирилла Туровского;
1996 — Об интертекстуальных связях личного имени в «Даре» Набокова: Зина Мерц и вокруг;
1996 — Лингвопоэтический анализ Торжественных слов св. Кирилла Туровского;
1997 — Хитростное строение, или премудрость лабиринта;
1997 — К изучению интертекстуальных связей поэзии И. Бунина 1910-х гг.;
1998 — Культурологический дискурс в филологическом и общегуманитарном контексте;
1999 — Набоков и футуристическая традиция: заметки к теме;
2000 — Вероника и Валентина: (О героинях Кшиштофа Кесьлевского и Ирен Жакоб);
2000 — Семантические оппозиции в Торжественных словах Кирилла Туровского: Бог/человек в Слове о расслабленном;
2001 — Пять пейзажей с набоковской сиренью;
2001 — Из наблюдений над фоносемантикой Державина;
2001 — Пословичный Фома // Имя: Внутренняя структура, семантическая аура, контекст;
2004 — Типы авторской экспликации символа в весеннем фрагменте Кирилла Туровского;
2005 — Заговор, модель мира, повествование;
2006 — Набоков, модернизм, постмодернизм и мимесис;
2007 — Из заметок по поэтике Ахматовой;
2007 — Из заметок по поэтике имени (Курочкин, Достоевский, Мандельштам, Набоков);
2008 — Вторая кульминация генетивной поэтики. Маяковский;
2010 — Из заметок по идеологической символике светил;
2010 — Три этюда по поэтике имени;
2011 — Еще о межъязыковых звукосмысловых соответствиях в поэзии Бродского;
2011 — «Овца» Д.Хармса: словесная поэтика и предположительные визуальные корреляты;
2011 — Омосиллабические серии в поэзии М. В. Ломоносова: об одном специальном типе звукосмысловых связей;
2012 — Беспредложный творительный в поэтическом тексте П. Филонова: структура текста и «мерцание» семантики;
2013 — Бодуэн де Куртене; Буслаев; Виноградов; Винокур; Грот; Даль; История языкознания; Кирилл Туровский; Мелетий Смотрицкий; Ожегов; Панов; Пешковский; Потебня; Словесное искусство в Древней Руси; Слово о полку Игореве; Срезневский; Соболевский; Трубецкой; Ушаков; Фортунатов; Шахматов; Щерба; Якобсон — энциклопедические статьи;
2013 — Из лингвопоэтического комментария к одному петербургскому стихотворению Мандельштама;
2013 — Количественная грамматика глагола в торжественных одах Ломоносова;
2013 — Распределение основных морфологических классов слов в русском поэтическом тексте;
2014 — Количественная грамматика глагола в десяти одах Г. Р. Державина;
2014 — Музыкальная шутка в «Бесах»;
2015 — Количественная грамматика и поэтика личных форм глагола в «Гусли доброгласной» Симеона Полоцкого;
2015 — Лермонтов и эволюция поэтической грамматики: количественные параметры;
2015 — «Ты пробуждаешься, о Байя, из гробницы…» Батюшкова сорок лет спустя;
2016 — Мускус и камфора. «Отъ меня вечоръ Леила…» Пушкина: структура текста и поэтическая традиция;
2016 — Синонимия и омонимия предметных наименований в русской поэтической традиции;
2016 — Интертекстуальный анализ: принципы и границы;
2016 — К поэтическому языку русской философии: параллелизм, звуковой повтор, символ vs. термин;
2017 — Генитивные обороты: поэтико-грамматическая модель и ее возможные французские прототипы;
2017 — Переложение 103/104 Псалма Яном Кохановским и Симеоном Полоцким: стратегии перевода, стих, грамматика;
2017 — Космологические фрагменты у Кирилла Туровского;
2017 — По, Бодлер, Достоевский в работах Романа Якобсона;
2017 — Распределение основных морфологических классов в русском поэтическом тексте;
2018 — Поэтическая традиция — топика — интертекстуальность;
2018 — Два глагола речи в ремарках реплик у Тургенева: к количественному анализу повествовательной топики;
2018 — Слова Луки Прус(ян)ина в поздней редакции «Жития Авраамия Смоленского»;
2018 — Современные поэты-«не-поэты»: от позиции и текста к субъектности;
2019 — Соотношение «укрупненных частей речи» как возможная универсалия русского поэтического текста;
2019 — Фактура размыкания. Последние 118 слогов «Дара»;
2019 — Формула или топос?
последнее обновление информации: 31.01.2023