Георгий Филиппович Байдуков
Возраст: 116 (со дня рождения)
Возраст смерти: 87 лет
Георгий Филиппович Байдуков. Родился 13 (26) мая 1907 года в Тарыште Томской губернии — умер 28 декабря 1994 года в Москве. Советский летчик-испытатель, военачальник. Генерал-полковник авиации (1961). Герой Советского Союза (1936). Участник беспосадочного перелета «Москва-Ванкувер» (1937) вместе с Валерием Чкаловым и Александром Беляковым. Один из создателей системы ПВО СССР. Лауреат Государственной премии СССР (1970). Кавалер наибольшего числа орденов СССР (21 орден). Писатель, сценарист.
Георгий Байдуков родился 13 (26 по новому стилю) мая 1907 года на разъезде Тарышта Каинского уезда Томской губернии (ныне Татарский район, Новосибирская область).
Его отец был железнодорожником.
В возрасте 9 лет Георгий сбежал из дома, после чего бродяжничал, затем воспитывался в интернате. С 1921 года работал на строительстве Сибирской железной дороги.
В 1924-1925 годах учился в Омском техническом железнодорожном училище (профшколе) на машиниста. В это же время приобщился к охоте, был отличным стрелком.
В марте 1926 года добровольцем вступил в Красную армию. Окончил Ленинградскую военно-теоретическую школу ВВС РККА, а в 1928 году — Первую военную школу летчиков имени А. Ф. Мясникова.
С июня 1928 года служил младшим летчиком и старшим летчиком в 20-м отдельном авиаотряде ВВС Московского военного округа, который тогда базировался на Центральном аэродроме Москвы.
С июля 1930 года служил в Научно-испытательном институте ВВС — летчик-инструктор испытательного отдела боевого применения, с мая 1931 года — старший инструктор-летчик.
В конце 1931 года по результатам проверки техники пилотирования ему была объявлена благодарность, и через два месяца он был назначен летчиком-испытателем. Его инструктором стал Валерий Чкалов.
С июня 1933 года — командир корабля авиабригады при НИИ ВВС. Провел ряд испытательных работ на самолетах-истребителях, участвовал в отработке методов «слепых» полетов и посадок.
Георгий Байдуков в молодости
В период 5 — 17 августа 1934 года участвовал в показательном перелете звена бомбардировщиков ТБ-3 из СССР во Францию.
Далее он начал усиленно заниматься повышением квалификации в самодеятельной школе инженеров. В ноябре 1934 года продолжил обучение на инженерном факультете Военно-воздушной академии РККА имени профессора Н. Е. Жуковского, но уже в феврале 1935 года после досрочного окончания первого курса отобран для осуществления рекордного перелета и приступил к тренировкам, прекратив учебу.
20 августа 1935 года вторым пилотом в составе экипажа С. А. Леваневского участвовал в попытке беспосадочного трансарктического перелета Москва — Северный полюс — Сан-Франциско на самолете АНТ-25. Полет был прерван над Баренцевым морем из-за технических неполадок маслопровода. После этого продолжил дальнейшие испытания АНТ-25.
В 1936 году вступил в ВКП(б).
20-22 июля 1936 года на самолете АНТ-25 в качестве второго пилота (командир — В. П. Чкалов, штурман — А. В. Беляков) совершил беспосадочный перелет из Москвы через Северный Ледовитый океан и Петропавловск-Камчатский на остров Удд в устье Амура протяженностью 9374 км (полетное время 56 ч. 20 мин).
За мужество и героизм, проявленные при выполнении этого перелета, Байдукову 24 июля 1936 года присвоено звание Героя Советского Союза.
Александр Беляков, Валерий Чкалов и Георгий Байдуков
14 мая 1937 года вместе со вторым пилотом Н. Г. Кастанаевым на самолете ДБ-А установил мировой авиационный рекорд скорости полета на 2000 км в замкнутом маршруте с грузом 5000 кг, равный 280,246 км/ч.
18-20 июня 1937 года на самолете АНТ-25, снова с Чкаловым и Беляковым, совершил беспосадочный перелет Москва — Северный полюс — Ванкувер, штат Вашингтон, США протяженностью 8 504 км.
Депутат Верховного Совета СССР 1-го созыва в 1937-1946 годах.
С ноября 1937 года — летчик-испытатель авиационного завода № 22 в Москве. Испытывал серийные бомбардировщики СБ и Пе-2, принимал участие в испытаниях самолета ДБ-А.
С 27 декабря 1939 по март 1940 года участвовал в советско-финской войне в качестве командира авиагруппы бомбардировщиков ДБ-3 в составе 85-го бомбардировочного авиационного полка ВВС Северо-Западного фронта. После подписания перемирия с Финляндией вернулся к испытательной работе на том же авиационном заводе.
Перед самой Великой Отечественной войной был принят в Союз писателей СССР.
Написал книгу «Чкалов» для серии «Жизнь замечательных людей». По количеству переизданий, а их было шесть, она стала лидером за всю историю этого цикла. В 1941 году стал сценаристом фильма о Валерии Чкалове.
Во время Великой Отечественной войны
В августе 1941 года в составе делегации из 18 летчиков конструкторов и инженеров был направлен в командировку в США. Занимался вопросами приобретения американских бомбардировщиков. Но получить интересовавший СССР тип боевой машины не удалось: американцы согласились продать только самолет другой модели, имевший ряд конструктивных недостатков, который не представлял интереса для СССР.
С ноября 1941 года — в действующей армии. Сначала — заместитель командира 31-й смешанной авиационной дивизии (Калининский фронт); в феврале — марте 1942 — командир 31-й смешанной авиационной дивизии, с марта 1942 — командующий ВВС 4-й ударной армии, с мая 1942 — командир 211-й смешанной авиационной дивизии (с июня 1942 — 212-я штурмовая авиационная дивизия, с мая 1943 — 4-я гвардейская штурмовая авиационная дивизия) на Калининском, Степном, Воронежском, 1-м Украинском фронтах.
С января 1944 — командир 4-го штурмового авиационного корпуса на 1-м Белорусском и 2-м Белорусском фронтах.
В годы Великой Отечественной войны участвовал во многих извесных операциях, среди которых: Ржевско-Сычевская, Великолукская, Ржевско-Вяземская, Белгородско-Харьковская, Киевская, Корсунь-Шевченковская, Проскуровско-Черновицкая, Белорусская операция «Багратион», Люблин-Брестская, Белградская, Восточно-Прусская, Восточно-Померанская, Кенигсбергская, Берлинская.
После войны служил на командных должностях в ВВС. В первые послевоенные месяцы командовал тем же корпусом, с декабря 1945 года — заместитель командующего 13-й воздушной армией Ленинградского военного округа.
С июля 1946 года — заместитель начальника по летной части Государственного Краснознаменного НИИ ВВС.
В декабре 1947 — декабре 1949 года — начальник Главного управления гражданского воздушного флота при Совете министров СССР.
Именно благодаря Георгию Байдукову на бортах советских самолетов появились стюардессы. На одном из совещаний в правительстве Георгий Филиппович предложил министру иностранных дел Вячеславу Молотову вывести на борт красивых девушек, которые будут встречать пассажиров и разносить им напитки.
В 1951 году окончил Высшую военную академию имени К. Е. Ворошилова.
С февраля 1952 года — заместитель, с мая 1953 года — заместитель начальника Главного штаба Войск ПВО страны по специальной технике. С июня 1955 года — первый заместитель начальника, с апреля 1957 года — начальник 4-го Главного управления Министерства обороны СССР — член Военного совета Войск ПВО страны.
С сентября 1972 года — научный консультант главнокомандующего Войсками ПВО страны. C мая 1988 года в отставке.
Смерть Георгия Байдукова
Умер 28 декабря 1994 года. Он гулял по Арбату, неудачно поскользнувшись, упал. Этой же ночью его не стало. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве. На его могильной плите установлен памятник в виде полусферы земного шара, на которой обозначен маршрут трансарктического перелета, а также выполнена объемная надпись «Москва-Ванкувер».
Остров Лангр в Охотском море переименован в Байдуков, село, расположенное на этом острове, носит название Байдуково.
В 1986 году по случаю 50-летия перелета Москва — остров Удд, на острове был установлен памятник его участникам.
Именем Байдукова названы улицы в городах Москве, Новоалтайске, Екатеринбурге, Чебоксарах, Витебске, Могилеве, Донецке, Пензе, Гурьевске, Лисичанске, Омске и Бельцах.
Банк России в 1995 году выпустил памятные монеты «Трансарктический перелет В. П. Чкалова» с портретом, в том числе, Г. Ф. Байдукова.
Есть Пик Байдукова (Богосский хребет в Дагестане).
Мемориальная доска установлена 15 февраля 2011 года на старейшем здании аэропорта Толмачево в Новосибирске.
Личная жизнь Георгия Байдукова:
Жена — Евгения Сергеевна Байдукова. Они дружили с семьями Чкалова и Белякова.
Дочь — Эмма Георгиевна.
Байдуков обладал хорошим чувством юмора, считался великолепным тамадой и славился своим гостеприимством. В семье был рояль, вместе с женой он устраивал музыкальные вечера для себя и друзей.
Награды и звания Георгия Байдукова:
— Герой Советского Союза (24.07.1936) — медаль № 10;
— два ордена Ленина (24.07.1936; 15.11.1950);
— орден Октябрьской Революции (16.12.1972);
— четыре ордена Красного Знамени (09.08.1937; 07.04.1940; 05.11.1946; 26.10.1955);
— орден Кутузова 1-й степени (29.05.1945);
— два ордена Суворова 2-й степени (10.01.1944; 24.07.1944);
— орден Кутузова 2-й степени (10.04.1945);
— орден Отечественной войны 1-й степени (11.03.1985);
— орден Отечественной войны 2-й степени (23.11.1942);
— орден Трудового Красного Знамени (25.05.1977);
— четыре ордена Красной Звезды (03.11.1944; 20.04.1956; 25.07.1958; 25.05.1967);
— орден «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» 1-й степени (25.05.1987);
— орден «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» 2-й степени (27.12.1978);
— орден «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» 3-й степени (30.04.1975);
— медаль «В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина»;
— медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»;
— юбилейная медаль «Двадцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»;
— юбилейная медаль «Тридцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»;
— юбилейная медаль «Сорок лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»;
— медаль «За взятие Кенигсберга»;
— медаль «Ветеран Вооруженных Сил СССР»;
— медаль «XX лет Рабоче-Крестьянской Красной Армии»;
— медаль «30 лет Советской Армии и Флота»;
— медаль «40 лет Вооруженных Сил СССР»;
— медаль «50 лет Вооруженных Сил СССР»;
— медаль «60 лет Вооруженных Сил СССР»;
— медаль «70 лет Вооруженных Сил СССР»;
— медаль «В память 800-летия Москвы»;
— орден Дружбы народов (07.04.1994);
— орден Крест Грюнвальда 3-й степени (Польша, 06.04.1946);
— офицер ордена Возрождения Польши (Польша, 06.10.1973);
— серебряный крест ордена «Виртути Милитари» (Польша, 19.12.1968);
— орден «За боевые заслуги» (Монголия, 06.07.1971);
— медаль «50 лет Монгольской Народной Революции» (Монголия, 1971);
— медаль «50 лет Монгольской Народной Армии» (Монголия, 1971);
— медаль «За укрепление дружбы по оружию» 1-й степени (ЧССР, 1970);
— медаль «Братство по оружию» в золоте (ВНР, 1980);
— медаль «Братство по оружию» в золоте (ГДР, 1985);
— летчик-испытатель 1-го класса (1940);
— Государственная премия СССР (1970);
— Почетный гражданин города Николаевск-на-Амуре (c 28 августа 1981)
Сочинения Георгия Байдукова:
1936 — «Наш полет на АНТ-25» (в соавт. с В. Чкаловым и А. Беляковым);
1937 — «Наш полет в Америку: Записки летчика-штурмана»;
1937 — «Из дневника пилота»;
1937 — «Три дня в воздухе» (в соавт. с В. Чкаловым и А. Беляковым);
1938 — «Записки пилота»;
1938 — «Последний прорыв»;
1938 — «Через полюс в Америку»;
1938 — «Встречи с товарищем Сталиным»;
1938 — «Разгром фашистской эскадры» (Фантазия о будущей войне);
1939 — «О Чкалове»;
1940 — «По Сталинскому маршруту»;
1941 — «Чкалов»;
1942 — «Американские впечатления»;
1952 — «Первый в мире беспосадочный перелет из Москвы в Америку»;
1977 — «Первые перелеты через Ледовитый океан»;
1983 — «Рассказы разных лет»
Сценарии Георгия Байдукова:
1941 — Валерий Чкалов
Образ Георгия Байдукова в кино:
1941 — «Валерий Чкалов» — Петр Березов
Петр Березов в роли Георгия Байдукова
последнее обновление информации: 03.02.2024