Георгий Михайлович Бериев
Возраст: 120
Георгий Михайлович Бериев (Бериашвили). Родился 31 января (13 февраля) 1903 года в Тифлисе — умер 12 июля 1979 года в Москве. Советский авиаконструктор. Генерал-майор инженерно-технической службы (1951). Доктор технических наук (1961). Лауреат Сталинской премии (1947).
Георгий Бериев родился 31 января (13 февраля по новому стилю) 1903 года в Тифлисе.
Отец — Михаил Соломонович Бериев, грузин, рабочий.
Был пятым ребенком в семье.
Окончил Тифлисское высшее начальное училище. С 1919 года работал учеником литейщика на заводе Гильберта в Тифлисе. В детстве увлекся авиацией, побывал на показательном полете известного российского летчика Сергея Уточкина.
С августа 1921 года служил в Красной Армии: красноармеец батальона связи 1-го Грузинского стрелкового полка, затем назначен начальником учетно-мобилизационной части 7-го отдельного полка Отдельной Кавказской армии. Поскольку проходил службу в Тифлисе, то ему была предоставлена возможность учиться на вечернем факультете, и в 1923 году он окончил Тифлисское железнодорожное техническое училище. В феврале 1924 года уволен в запас.
Поступил в Тбилисский политехнический институт, но в 1925 году приехал в Ленинград и перевелся на авиационное отделение кораблестроительного факультета Ленинградского политехнического института имени М. И. Калинина. В 1930 году окончил институт и с февраля этого года начинает работать инженером-конструктором Опытно-конструкторского бюро морского опытного самолетостроения Всесоюзного авиационного объединения в Москве. Там работал под руководством французского авиаконструктора Поля Эмэ Ришара.
В 1929 году вступил в ВКП(б).
С декабря 1930 года — заместитель начальника отдела морского самолетостроения Центрального конструкторского бюро завода имени В. Р. Менжинского.
С ноября 1931 года — старший инженер конструкторского отдела секции опытного самолетостроения в ЦАГИ. С июля 1933 года работал начальником бригады опытного ЦКБ-39.
С февраля по июль 1934 года находился в служебной командировке в Италии, Франции, Англии, США для изучения авиационной промышленности и организации проектирования самолетов в этих странах.
Георгий Бериев в молодости
Приобретя большой опыт под руководством коллег, он спроектировал опытный морской ближний разведчик МБР-2, ставший эпохой в отечественной гидроавиации. В мае 1932 года самолет поднялся в небо, а в 1933 году был принят на вооружение советского Военно-морского флота. Самолет с последующими модификациями выпускался более 20 лет и стал самым массовым советским гидросамолетом. Активно применялся в период второй мировой войны в качестве патрульного, транспортного, разведчика, спасательного. Известен случай применения самолета в качестве бомбардировщика. С МБР-2 Каспийской флотилии в 1942 году бомбили штаб немецкой дивизии в Элисте. У летчиков имел прозвище «амбарчик» и «корова».
В октябре 1934 года назначен Главным конструктором авиационного завода № 31 имени Г. Димитрова и начальником ОКБ морского самолетостроения (Таганрог). Под его руководством до Великой Отечественной войны были созданы самолеты: Сталь-6, Сталь-7; гидросамолеты: МБР-2, МП-1, МП-1Т, корабельные катапультные КОР-1 и КОР-2, МДР-5, МБР-7, ЛЛ-143.
В феврале 1941 года назначен начальником опытно-конструкторского бюро морского самолетостроения на Государственном союзном заводе № 288 в городе Кимры Калининской области. Во время Великой Отечественной войны в октябре 1941 года завод и конструкторское бюро были эвакуированы в Омск. Там они были размещены на базе авиазавода Гражданского воздушного флота.
В мае 1943 года конструкторское бюро было переведено в Красноярск на авиазавод № 477, а Бериев назначен главным конструктором этого авиазавода. В годы войны летающая лодка КОР-2 (Бе-4) выпускалась малой серией в Красноярске. В эвакуации ОКБ занималось перспективным проектированием. В 1943 году был разработан проект летающей лодки ЛЛ-143, а в 1944 — макет грузо-пассажирского ПЛЛ-144.
В августе 1944 года конструкторское бюро Бериева вернулось в освобожденный от оккупантов Таганрог, где был воссоздан завод № 86 Наркомата авиационной промышленности (с 1946 года — Государственный союзный опытный завод морского самолетостроения № 49). Тогда же, в 1944 году Бериев был зачислен в кадры Военно-морского флота и ему было присвоено воинское звание инженер-полковник.
После войны в Таганроге им были созданы многие проекты гидросамолетов, но не все из них пошли в серию. Гидроавиация переживала трудные времена, и Бериеву постоянно приходилось прилагать большие усилия для сохранения и развития уникального конструкторского коллектива.
В послевоенные годы среди значимых работ следует отметить многоцелевую летающую лодку Бе-6 (стояла на вооружении свыше 20 лет), первый в мире реактивный гидросамолет Р-1, ставший прототипом для реактивной летающей лодки — бомбардировщика и торпедоносца Бе-10, самолет-амфибию на подводных крыльях Бе-8, противолодочного самолета-амфибии Бе-12 «Чайка» (с его модификациями стоит на вооружении с начала 1960-х годов по настоящее время — 2019 год, на самолете установлено 49 мировых рекордов), также пошедшую в серию амфибию Бе-12ПС.
самолет-амфибия Бе-12 Чайка
Остались опытными или малосерийными экземплярами Бе-14, пассажирский Бе-30 (Бе-32), опытный самолет-снаряд П-10. Несколько проектов не были построены даже в опытных экземплярах, но спустя много лет после кончины конструктора созданные им заделы были воплощены таганрогскими авиастроителями, вновь вернув России передовые позиции в мировой гидроавиации.
Самолетам Бериева принадлежат практически все высшие мировые рекорды, зарегистрированные ФАИ для гидросамолетов.
В августе 1968 года по болезни покинул пост главного конструктора и уволен в отставку из ВМФ.
С 1968 года жил в Москве, занимался научной работой, будучи членом Научно-технических советов Государственного комитета СМ СССР по авиационной технике, Государственного комитета СМ СССР по судостроению и Научно-технического совета ВВС ВМФ СССР. Написал книгу воспоминаний, опубликованную спустя много лет после его кончины.
Умер 12 июля 1979 года. Похоронен в Москве на Кунцевском кладбище.
Распоряжением Совета Министров РСФСР от 6 декабря 1989 года Таганрогскому авиационному научно-техническому комплексу присвоено имя Г. М. Бериева.
Бюст Бериева установлен на территории ТАНТК в Таганроге. Также есть бюст в городе Жуковский Московской области (в сквере имени В. В. Маяковского).
Мемориальные доски установлены: на проходной ТАНТК в Таганроге; в Таганроге на доме, в котором он жил; в Москве на здании, в котором работал в 1920-1930-х гг.; в Красноярске на доме, в котором работал во время войны; на главном здании СПбГПУ.
Его именем названы улицы в Таганроге и в Тбилиси.
Личная жизнь Георгия Бериева:
Был женат. Имел двух сыновей и двух дочерей.
О знакомстве с женой его дочь Майя Бериева рассказывала: «Это была забавная история. Папа приехал из Тбилиси в Ленинград, поступил в политехнический институт. А мама сама из Орла, училась в Педагогическом институте имени Герцена. Район политеха, бывший Лесной проспект, был студенческим, папа шел с друзьями, а мама с девочками искала комнату для жилья. На заборе висело объявление: продается коза бодливая с четырьмя козлятами. Вот возле этого объявления молодые люди и встретились. За мамой стал ухаживать другой товарищ, но потом она стала встречаться с моим отцом. Самое интересное: мама по характеру действительно «бодливая», и у нее родились потом четверо детей. Это наш семейный анекдот. В 1930 папа окончил институт. Его оставляли в аспирантуре, советовали остаться преподавать, но теория его не интересовала, он хотел стать конструктором. Они приехали в Москву, уже полной семьей с двумя детьми: родились я и мой старший брат, мы погодки. В 1934 родился еще один брат».
Дочь Майя работала на заводе отца в технической библиотеке.
Дочь Татьяна — музыкальный работник.
Сын Игорь окончил военно-морское училище имени Фрунзе, стал кадровым военным, потом ушел из армии и работал в Москве в НИИ.
Сын Андрей перед армией работал в цехе на токарном станке, потом окончил авиационный институт.
Разработки Георгия Бериева:
МБР-2 — Морской ближний разведчик. Первый полет в 1932 году. Серийное производство началось в 1934 году, до 1940 года было построено 1365 экземпляров. Экипаж три человека. МБР-2 принимали активное участие в советско-финской войне. Во время Великой Отечественной войны это был основной гидросамолет советской морской авиации;
МП-1 — Пассажирская летающая лодка. Первый полет в 1934 году. Создан на базе МБР-2. Экипаж два человека. Шесть пассажиров. Строились серийно с 1940 года. В гражданской авиации эксплуатировался до 1950 года;
МБР-5 — Морской ближний разведчик. Первый полет в 1935 году. Экипаж три человека. Испытания гидросамолета после аварии в октябре 1937 года были прекращены. В серию гидросамолет запущен не был;
Бе-2 (КОР-1) — Разведывательный гидросамолет. Первый полет в 1936 году. Первый самолет созданный для старта с корабельной катапульты. Экипаж два человека. С 1937 по 1940 годы было выпущено 12 гидропланов;
МДР-5 — Морской дальний разведчик. Первый полет в 1938 году. Самолет строили сразу в двух экземплярах — летающая лодка и амфибия на колесах. Экипаж пять человек. Серийно самолет не изготавливался;
МБР-7 — Морской ближний разведчик. Первый полет в 1939 году. Экипаж два человека — летчик и штурман. Было изготовлено два экземпляра. После аварий с первым, а затем и вторым экземпляром работы по МБР-7 были прекращены;
Бе-4 (КОР-2) — Летающая лодка-разведчик. Первый полет в 1940 году. Самолет взлетал с корабельной катапульты. Экипаж два человека. Всего было изготовлено 44 самолета Бе-4;
ЛЛ-143 — Многоцелевая летающая лодка . Первый полет в 1945 году. Экипаж семь человек. Было построено два опытных экземпляра. Прототип Бе-6;
Бе-6 — Многоцелевая летающая лодка. Первый полет в 1948 году. Экипаж восемь человек. Серийно самолет был запущен в 1952 году и выпускался до 1957 года. Всего было изготовлено 123 экземпляра;
Бе-8 — Многоцелевой самолет-амфибия. Первый полет в 1947 году. Было построено два опытных экземпляра. Серийно Бе-8 не изготавливался;
Р-1 — Морской разведчик-бомбардировщик. Первый полет в 1951 году. Первая советская реактивная летающая лодка. Экипаж три человека. После проведения испытаний самолет использовался как летающая лаборатория и учебно-тренировочный, однако после аварии восстанавливать самолет не стали. В серийное производство Р-1 не пошел. Наработки при создании Р-1 использовались при проектировании серийного гидросамолета Бе-10;
Бе-10 — Многоцелевая летающая лодка, реактивный гидросамолет. Первый полет в 1956 году. Первая серийная летающая лодка с турбореактивными двигателями. На самолете было установлено 12 мировых рекордов. Экипаж три человека. С 1956 по 1961 годы было построено 27 экземпляров. Самолет не был принят на вооружение, однако ограниченно эксплуатировался на Черноморском флоте. В 1968 году Бе-10 был выведен из эксплуатации;
СД МБР — Сверхзвуковой дальний морской бомбардировщик-разведчик. Начало проектирования 1957 год. Экипаж самолета состоял из трех человек. Самолет предназначался для совместных действий с подводными лодками и для самостоятельных действий на океанских коммуникациях. Он должен был находиться на плаву в сложных метеоусловиях на большом удалении от берега и заправляться при волнении до 4-х баллов. Сложность была в том, что отсутствовал опыт проектирования самолетов подобного типа. Серийно самолет не выпускался;
ЛЛ-600 — Бомбардировщик-летающая лодка. Разрабатывался в начале 1960 годов в варианте стратегического бомбардировщика с возможной трансформацией в грузопассажирский на 2000 мест. Это была летающая лодка с восемью турбореактивными двигателями. Для увеличения дальности предполагалось заправка гидросамолетов в море от подводных лодок-танкеров. Эскизное проектирование проводилось до момента успешных испытаний советских межконтинентальных баллистических ракет;
П-10 — Крылатая ракета для подводных лодок. В 1956 году были изготовлены несколько макетов для летных испытаний. Первый пуск П-10 с подводной лодки был осуществлен 23 сентября 1957 года, дальность полета составила 240 км. В дальнейшем все работы по П-10 были прекращены, на вооружение была принята крылатая ракета созданная в ОКБ В. Н. Челомея;
П-100 — Крылатая ракета большой дальности (средней, межконтинентальной). Эскизный проект П-100 был представлен в 1961 году. Ракета разрабатывалась для установки на кораблях ВМФ, а также наземного базирования в двух вариантах — в бомбардировочном и разведывательном. Проект не был доведен до реализации;
Бе-12 Чайка — Противолодочный самолет-амфибия. Первый полет в 1960 году. Экипаж 4 человека. Испытания продолжались до 1965 года, после чего Бе-12 был принят на вооружение морской авиации. Основное предназначение Бе-12 — охота за подводными лодками. Серийно самолет изготавливался с 1963 по 1972 годы, всего было изготовлено 142 экземпляра;
Бе-30 — Ближнемагистральный пассажирский и транспортный самолет. Первый полет в 1968 году. Экипаж два человека. 14 пассажиров, или 1500 кг груза. Несмотря на отличные летно-технические данные, в серийное производство самолет запущен не был, из-за решения правительства о закупке в рамках СЭВ чехословацких Л-410. Это был последний самолет созданный под руководством Г. М. Бериева.
Награды и звания Георгия Бериева:
— два ордена Ленина (16.09.1945; 1957);
— два ордена Трудового Красного Знамени (1963, 1966);
— медаль «За боевые заслуги» (1957);
— медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (1945);
— именное оружие от Главнокомандующего ВМФ СССР (1953);
— Сталинская премия 2-й степени (1947) — за создание нового образца боевого самолета (Бе-6);
— Государственная премия СССР (1968) — за создание Бе-12.
последнее обновление информации: 01.10.2022