Хамфри Богарт (Humphrey Bogart)

Хамфри Богарт (Humphrey Bogart)

Возраст: 124

Хамфри Богарт

Хамфри Дефорест Богарт (Humphrey DeForest Bogart). Родился 25 декабря 1899 года в Нью-Йорке — умер 14 января 1957 года в Лос-Анджелесе. Американский киноактер. Лауреат премии «Оскар» (1951). Лучший актер в истории американского кино по версии Американского института киноискусства.

Хамфри Богарт родился 25 декабря 1899 года в Нью-Йорке.

Отец — Белмонт ДеФорест Богарт (1867-1934), был пресвитерианцем, по профессии — хирург, который специализировался на операциях на сердце и легких.

Мать — Мод Хамфри (1868-1940), принадлежала к Епископальной церкви, была рекламным иллюстратором, училась в Нью-Йорке и во Франции, в том числе в студии Джеймса Уистлера, а позднее стала главным художником в женском журнале «The Delineator». Она была воинствующей суфражисткой. В лучшие годы она зарабатывала 50 тысяч долларов в год, а ее муж — только 20 тысяч.

Богарт воспитывался в религии своей матери.

День рождения Богарта долго был предметом дискуссий. Считалось, что дата 25 декабря 1899 года (праздник Рождества) была легендой, созданной компанией «Warner Bros.» для романтизации образа, и что настоящая дата рождения — 23 января 1899 года. Сейчас эти сомнения признаны безосновательными. Хотя свидетельство о рождении не было найдено, о рождении Богарта упоминала нью-йоркская газета в начале января 1900 года, это подтверждает и перепись 1900 года.

Мать рисовала маленького Хамфри и один из рисунков использовала в известной в то время рекламной кампании детского питания Mellin’s (Mellin’s Food For Infants and Invalids). Богарты жили в Нью-Йорке, в фешенебельных апартаментах квартала Помандер-Уок в верхнем Вестсайде, а также имели изящный коттедж и 55 акров земли на севере штата Нью-Йорк на озере Канандайгуа Лэйк.

Хамфри был старшим из троих детей, у него было две сестры — Фрэнсис и Кэтрин Элизабет (Кей). Родители были чопорны, заняты каждый своей карьерой и часто ссорились — детям доставалось не много душевной теплоты.

В детстве Богарта дразнили за кудри, за опрятность, за «милые» портреты, которые рисовала с него мать, за одежду в стиле «Маленького лорда Фонтлероя» и за имя Хамфри. От своего отца Богарт унаследовал язвительность, увлечение рыбалкой, любовь к парусникам и страсть к волевым женщинам.

Учился в частных школах. Он был посредственным, нелюдимым ребенком, который не интересовался внешкольной работой.

Благодаря родительским связям он был принят в престижную Академию Филлипса. Родители надеялись, что он поступит в Йельский университет, но в 1918 году Богарта исключили. По одной версии, его исключили за то, что он бросил директора школы (или садовника) в пруд. По другой — за курение и распитие спиртных напитков и за общую неуспеваемость. Возможно, он ушел сам. Во всяком случае, его родители были обескуражены тем, что их планы на будущее сына провалились.

Весной 1918 года, не имея никаких возможностей для выбора карьеры, Богарт поддался своей любви к морю и завербовался в Военно-морские силы США. Служил на судах, перевозивших солдат из Европы после Компьенского перемирия, и считался образцовым матросом.

Во время морской службы у Богарта появился его шрам, приведший к характерной шепелявости, хотя подлинные обстоятельства неясны. По одной версии, при обстреле корабля «Левиафан» его губа была повреждена осколком шрапнели, хотя некоторые утверждают, что он не выходил в море до подписания Компьенского перемирия. По другой версии, которую поддерживал друг Богарта, писатель Натаниель Бенчли, Богарт был ранен во время транспортировки заключенного в военную тюрьму Портсмут. Заключенный попросил у Богарта закурить, а пока тот искал спички, ударил его по лицу кулаками, повредив губу, и сбежал. В конце концов, заключенный был пойман. Согласно книге Дарвина Портера «Humphrey Bogart: The Early Years», шрам появился после ссоры с отцом.

Когда Богарт вернулся домой, он обнаружил, что его отец болен, его медицинская практика расстроена, и он потерял много денег, вложив их в заготовку леса. Во время службы Богарт привык к независимости от семьи. Он протестовал против лжи и снобизма, не признавал ничью власть, нарушал обычные рамки приличия. Эти черты он передаст и своим киноперсонажам. С другой стороны, он сохранял хорошие манеры и речь, пунктуальность и неприязнь к прикосновениям других людей.

Богарт работал грузоотправителем и продавцом. Он был зачислен в военно-морской резерв.

После службы Богарт возобновил дружбу с приятелем детства Биллом Брэйди-младшим, отцом которого был театральный продюсер Уильям Алоизиус Брэйди. В конце концов, Богарт был принят на работу в новую компанию Уильяма Брэйди «World Films». Богарт попробовал себя в написании сценариев, режиссуре, продюсировании, но ни в чем не выделился. Недолго он был менеджером сцены в пьесе Элис Брэйди «A Ruined Lady». Несколько месяцев спустя, в 1921 году, он дебютировал на сцене как актер в роли японского дворецкого в спектакле по пьесе Элис Брэйди «Drifting», произнеся одну строчку текста. Затем последовали роли в других пьесах Элис Брэйди. Богарт наслаждался вниманием, которое он привлекал как актер. Он утверждал: «Я был прирожденным ленивцем, и это было самое легкое из развлечений» (I was born to be indolent and this was the softest of rackets).

Он проводил много времени в спикизи и пристрастился к алкоголю. Возможно, в какой-то ссоре в баре он и повредил губу, что совпадает с описанием Луизы Брукс.

Богарт воспитывался с убеждением, что актерство — низкое занятие. Он никогда не брал уроки актерского мастерства, но упорно и настойчиво занимался своим ремеслом.

В 1922-1935 годах он появился, по крайней мере, в семнадцати бродвейских постановках. Он играл романтичные роли второго плана в легких комедиях.

Хамфри Богарт в кино

После биржевого краха 1929 года количество сценических постановок резко уменьшилось, и многие актеры направились в Голливуд. Самым первым фильмом Богарта стала короткометражка «Танцующий город» (1928), в котором он сыграл с Хелен Хейс, полная копия фильма утеряна. Он также сыграл с Джоан Блонделл и Рут Эттинг в короткометражке «Broadway’s Like That» (1930), которая была найдена в 1963 году.

Затем Богарт подписал контракт со студией «Fox Film Corporation» за 750 долларов в неделю. Он стал другом и собутыльником серьезного бродвейского актера Спенсера Трейси, которым восхищался. Именно Трейси в 1930 году впервые назвал Богарта «Боги» (Bogey; во многих источниках указывается, что сам Богарт писал это прозвище как Bogie). Трейси и Богарт вместе появились на экране лишь однажды — в раннем звуковом фильме Джона Форда «Вверх по реке» (1930), где они играли заключенных. Это был дебютный фильм Трейси. Затем Богарт сыграл эпизодическую роль в драме «Плохая сестра» (1931) с Бетт Дейвис.

В 1930-1935 годах Богарт переезжал из Голливуда в Нью-Йорк и обратно, подолгу оставаясь без работы. Его родители развелись. Отец умер в 1934 году, оставив долги, которые Богарт, в конце концов, оплатил. Богарт унаследовал от отца золотое кольцо, которое носил всегда, даже на съемках многих фильмов. Только перед смертью отца Богарт рассказал ему, как он его любил.

В 1934 году Богарт играл в бродвейском спектакле «Приглашение на убийство» (Invitation to a Murder). Прослушав пьесу, режиссер и продюсер Артур Хопкинс пригласил Богарта сыграть беглого преступника Дюка Манти в спектакле по пьесе Роберта Шервуда «Окаменелый лес». В 1935 году спектакль был сыгран в Нью-Йорке 197 раз с Лесли Говардом в главной роли. Комментируя игру Богарта в спектакле, театральный критик Брукс Аткинсон писал в «The New York Times», что на тот момент «Хамфри Богарт сыграл лучшую роль в своей актерской карьере».

Студия «Warner Bros.» приобрела права на экранизацию пьесы. Студия была известна своими реалистическими низкобюджетными фильмами, и пьеса идеально ей подходила по всем параметрам. К тому же, публика восхищалась настоящими преступниками, такими как Джон Диллинджер и Голландец Шульц. Главные роли предназначались Бетт Дейвис и Лесли Говарду. Говард, пользуясь тем, что ему принадлежат права на производство, дал понять, что в роли Дюка Манти он хочет видеть Хамфри Богарта. Тем не менее студия провела пробы нескольких голливудских ветеранов на эту роль и выбрала Эдварда Г. Робинсона, известность которого, по ее расчетам, должна была оправдать его весьма дорогой контракт. Богарт телеграфировал об этом Говарду, который находился в Шотландии. Говард ответил: «Джеку Уорнеру. Настаиваю. Богарт играет Манти. Нет Богарта — нет сделки». Видя, что Говард непреклонен, студия сдалась и отдала роль Богарту. Джек Уорнер, известный своей конфликтностью по отношению к актерам, пытался заставить Богарта взять псевдоним, но тот наотрез отказался. Богарт не забыл о поступке Лесли Говарда и в 1952 году назвал в честь Лесли, погибшего во время Второй мировой войны, свою единственную дочь — «Лесли Говард Богарт».

Киноверсия «Окаменелого леса» вышла в 1936 году. Игра Богарта была названа «блестящей», «неотразимой» и «превосходной». Несмотря на успех в фильме категории А, Богарт получил 26-недельный контракт за 550 долларов в неделю и роли гангстеров в криминальных драмах категории B. Богарт был горд успехом, но необходимость играть гангстеров подавляла его.

Конфликты Богарта со студией из-за ролей и денег были похожи на такие же конфликты с другими актерами — Бетт Дейвис, Джеймсом Кэгни, Эрролом Флинном и Оливией де Хэвилленд.

В то время крепла студийная система, которая ограничивала актера работой на одну студию, и студия «Warner Bros.» не была заинтересована в том, чтобы сделать из Богарта звезду. Перерыв между съемками фильмов занимал дни или даже часы. Любой актер, который отказывался от роли, мог быть лишен оплаты. Богарту не нравились роли, выбранные для него, но он продолжал упорно работать. В 1936-1940 годах он снимался, в среднем, в одном фильме каждые два месяца, иногда съемки происходили одновременно в двух фильмах. Богарт считал, что гардероб студии слишком беден, и часто для съемок надевал собственные костюмы.

Главные роли в фильмах студии играли не только такие звезды, как Джеймс Кэгни или Эдвард Г. Робинсон, но и малоизвестные теперь Виктор Маклаглен, Джордж Рафт и Пол Муни. Лучшие сценарии шли к ним, а Богарт довольствовался тем, что оставалось. Заметной стала роль в фильме «Тупик», где он сыграл персонажа, срисованного с гангстера по прозвищу Малыш Нельсон. Он сыграл много интересных второстепенных ролей, например в фильмах «Ангелы с грязными лицами». Богарта неоднократно «убивали» в фильмах, в том числе Джеймс Кэгни и Эдвард Г. Робинсон. В «Черном легионе» он играл человека, который разрушает расистскую организацию.

В 1938 году он сыграл спортивного промоутера в мюзикле «Закружи свою подружку». Позднее он, видимо, считал этот фильм худшим в своей карьере. В 1939 году Богарт сыграл безумного ученого в «Возвращении доктора Икс».

Фильм 1941 года «Высокая Сьерра» был поставлен режиссером Раулем Уолшем, сценарий написал друг и собутыльник Богарта Джон Хьюстон по роману Уильяма Барнетта («Маленький Цезарь»). Пол Муни и Джордж Рафт отказались от роли, дав возможность Богарту сыграть персонажа с более сложным характером. Богарт работал с Айдой Лупино, у них были близкие отношения.

Джордж Рафт отказался от съемок в режиссерском дебюте Джона Хьюстона «Мальтийский сокол», поскольку по контракту не мог сниматься в ремейках. Литературный первоисточник, роман Дэшила Хэммета впервые был опубликован в палп-журнале Black Mask в 1929 году. К тому времени вышло уже две его экранизации: «Мальтийский сокол» (1931) и «Сатана встречает леди» (1936). Вместе с Богартом снимались Сидни Гринстрит, Петер Лорре, Элиша Кук-младший, а также Мэри Астор в роли коварной красавицы. Богарт получил похвалы за роль частного сыщика Сэма Спейда, а режиссер — за динамичное действие и скорострельные диалоги. Фильм стал кассовым хитом.

Хамфри Богарт в фильме «Мальтийский сокол»

Хамфри Богарт в фильме Мальтийский сокол

По-настоящему романтическую роль Богарт получил в фильме 1942 года «Касабланка». Он сыграл Рика Блейна — владельца ночного клуба, скрывающего свое прошлое и вынужденного иметь дело с нацистами, Французским Сопротивлением и режимом Виши. Фильм поставил Майкл Кертис, продюсировал Хэл Уоллис, а партнерами Богарта были Ингрид Бергман, Клод Рейнс, Пол Хейнред, Конрад Вейдт, Сидни Гринстрит, Петер Лорре и Дули Уилсон.

В жизни Богарт участвовал в шахматных турнирах и часто играл с членами съемочной группы. Это была его идея, чтобы Рик Блейн играл в шахматы, которые служили метафорой соперничества между персонажами Богарта и Рейнса. Однако Хенрейд доказал, что он играет лучше.

Магия отношений Богарта и Бергман была результатом хорошей актерской игры, а не реального увлечения, хотя ревнивая жена Богарта утверждала обратное. Вне кадра актеры почти не разговаривали. Из-за того, что Бергман была выше партнера, в некоторых сценах Богарт носил ботинки с каблуками высотой 76 мм (3 дюйма). Позднее Бергман говорила: «Я целовала его, но никогда его не знала» (I kissed him but I never knew him).

«Касабланка» была награждена «Оскаром» в 1944 году как лучший фильм. Богарт номинировался как лучший актер, но его обошел Пол Лукас с ролью в «Дозоре на Рейне». И все же «Касабланка» стала триумфом Богарта. Благодаря этому фильму Богарт перепрыгнул с четвертого места на первое в списках звезд студии, обогнав Джеймса Кэгни, и теперь получал вдвое больший гонорар. В 1946 году он зарабатывал 460 тысяч долларов в год, став самым высокооплачиваемым актером в мире.

«Касабланка» занимает верхние строчки в двух версиях списка ста лучших американских фильмов, которые были составлены Американским институтом кинематографа. В 1998 году она заняла второе место, уступив «Гражданину Кейну», а в 2007 году — третье место после «Гражданина Кейна» и «Крестного отца». А в списке ста самых страстных фильмов «Касабланка» стоит на первом месте.

Хамфри Богарт в фильме «Касабланка»

Хамфри Богарт в фильме Касабланка

Огромный успех «Касабланки» повлиял на карьеру Богарта. Несмотря на улучшившееся положение, по контракту он пока не мог отказываться от ролей, поэтому, получив плохой сценарий, долго спорил со студией, как это было с фильмом «Конфликт» (1945). В 1943-1944 годах Богарт сотрудничал с общественной организацией United Service Organizations, которая поддерживала американских солдат, и вместе с тогдашней женой Майо Мето побывал в Италии и Северной Африке, в том числе в Касабланке.

Заключив в 1947 году новый контракт, по которому он имел права отказываться от некоторых сценариев и право создать отдельную продюсерскую компанию, Богарт снова объединил силы с Джоном Хьюстоном в фильме «Сокровища Сьерра-Мадре» — истории о трех золотоискателях, которая разворачивалась в Мексике. Богарт сыграл Фреда Си Доббса, алчность которого привела к самым трагическим последствиям. При отсутствии какой-либо любовной линии и хеппи-энда фильм считался рискованным проектом. Фильм создавался в ужасных условиях и был отмечен величайшим реализмом. Джон Хьюстон получил за него два «Оскара» — за режиссуру и сценарий, а Уолтер Хьюстон — «Оскар» как лучший актер второго плана, но фильм имел посредственные кассовые сборы.

В том же 1947 году сыграл капитана «Рипа» Мердока в ленте «Рассчитаемся после смерти».

Хамфри Богарт в фильме «Рассчитаемся после смерти»

Хамфри Богарт в фильме Рассчитаемся после смерти

Комиссия по расследованию антиамериканской деятельности

Богарт — либерал по убеждениям — был в числе организаторов делегации в Вашингтон, названной Комитетом по защите Первой поправки и выступившей против Комиссии по расследованию антиамериканской деятельности, которая преследовала голливудских актеров и сценаристов.

В марте 1948 года Богарт написал статью «Я не коммунист» (I’m No Communist) для журнала «Photoplay», в которой дистанцировался от Голливудской десятки. Богарт писал: «Мы не поддерживали десятерых человек, которые были названы Комиссией по расследованию антиамериканской деятельности» (The ten men cited for contempt by the House Un-American Activities Committee were not defended by us).

В 1948 году Богарт создал собственную продюсерскую компанию «Santana Productions», названную в честь его парусной яхты (кроме того, яхта с таким названием фигурировала в фильме 1948 года «Ки-Ларго»). Контракт Богарта позволял создавать собственную компанию, что привело в ярость Джека Уорнера, боявшегося, что другие звезды поступят так же, и студии-мейджоры потеряют свою власть. Однако студии уже находились под большим давлением не только из-за таких актеров-фрилансеров, как Богарт, Джеймс Стюарт, Генри Фонда и других, но также из-за телевидения и антимонопольного законодательства. Последними фильмами Богарта для «Warner Bros.» стали «Молния» и «Насаждающий закон».

Богарт снялся в нескольких фильмах своей компании: «Стучись в любую дверь» (1949), «Токийский Джо» (1949), «В укромном месте» (1950), «Сирокко» (1951) и «Победить дьявола» (1954). Хотя большинство этих фильмов получили плохую кассу, что привело к закрытию «Santana Productions», по крайней мере два из них до сих пор не забыты. «В укромном месте» сейчас признанный шедевр нуара — Богарт играет вспыльчивого сценариста Диксона Стила, который подозревается в убийстве и влюбляется в неудавшуюся актрису, сыгранную Глорией Грэм.

«Победить дьявола» — последний совместный фильм Богарта и его близкого друга и любимого режиссера Джона Хьюстона. Соавтором сценария стал Трумен Капоте. Это пародия на «Мальтийского сокола», рассказывающая о группе аморальных жуликов, которые охотятся за недоступным сокровищем, на сей раз за ураном.

В 1955 году Богарт продал свою долю акций компании «Columbia» за 1 млн долларов.

В 1951 году Богарт вместе с Кэтрин Хепберн снялся в фильме своего друга Джона Хьюстона «Африканская королева». Когда продюсер Сэм Шпигель отправил Кэтрин Хепберн роман Сесила Скотта Форестера, она предложила на главную мужскую роль Богарта, твердо уверенная, что «он единственный человек, который сможет сыграть эту роль» (he was the only man who could have played that part). Любовь Хьюстона к приключениям, возможность поработать с Хепберн и предыдущее успешное сотрудничество с Хьюстоном убедили Богарта оставить комфортабельные условия Голливуда ради тяжелых съемок в Бельгийском Конго в Африке. Богарт должен был получить 30 % прибыли, а Хепберн — 10 %.

«Африканская королева» стала первым фильмом системы Technicolor, в котором появился Богарт. Примечательно, что он снялся лишь в нескольких цветных картинах: кроме «Африканской королевы», это «Бунт на «Кейне»», «Босоногая графиня», «Мы не ангелы» и «Левая рука бога».

В 1952 году за роль Чарли Оллната Богарт получил своего единственного «Оскара» за лучшую мужскую роль. Богарт считал, что это лучшая роль в его карьере.

Хамфри Богарт в фильме «Африканская королева»

Хамфри Богарт в фильме Африканская королева

«Босоногая графиня», снятая Джозефом Манкевичем в 1954 году в Риме, принесла Богарту одну из самых тонких ролей. Богарт снова играет сломленного жизнью человека, режиссера, который спасает свою карьеру, делая звезду из танцовщицы фламенко (Ава Гарднер), прототипом которой стала Рита Хейворт.

Богарт поддерживал актеров, особенно тех, кто находился в Черном списке, терпел неудачи или переживал личные проблемы. Во время съемок «Левой руки бога» (1955) он опекал Джин Тирни, переживавшей тяжелые времена. Она была близка к душевной болезни, и Богарт уговаривал ее начать лечение. Он также настаивал на том, чтобы Джоан Беннетт играла с ним в фильме «Мы не ангелы», когда она стала персоной нон-грата из-за скандала с Джеком Уорнером.

В 1955 году Богарт снялся в трех фильмах: «Мы не ангелы» Майкла Кертиса, «Левая рука бога» Эдварда Дмитрыка и «Часы отчаяния» Уильяма Уайлера. Последним фильмом стала спортивная драма Марка Робсона «Тем тяжелее падение» 1956 года.

Работал на телевидении и радио. Вместе с Лорен Бэколл он участвовал в телепрограмме «Person to Person», а также снимался в комедийном сериале «The Jack Benny Show». Богарт и Бэколл снялись в телеверсии «Окаменелого леса» для канала NBC, но сохранилась только черно-белая версия.

Богарт исполнил свои самые известные роли в радиоверсиях «Касабланки» и «Мальтийского сокола». Кроме того, они с Бэколл участвовали в сериале «Bold Venture».

Богарт был сооснователем группы «Rat Pack». Весной 1955 года, после длительной вечеринки в Лас-Вегасе с участием Фрэнка Синатры, Джуди Гарленд, Сидни Люфта, Майкла Романоффа и его жены Глории, Дэвида Нивена, Энджи Дикинсон и других, Лорен Бэколл заметила: «Вы выглядите, как чертова стая крыс» (You look like a goddamn rat pack). Формально «Rat Pack» появились в ресторане «Romanoff’s» в Беверли-Хиллс. Синатра был назван Лидером стаи (Pack Leader), Бэколл — Матерью логова (Den Mother), Богарт — Директором по общественным связям (Director of Public Relations), а Сидни Люфт — Управляющим клетки (Acting Cage Manager). Когда журналист Эрл Уилсон спросил, какова цель группы, Бэколл ответила: «Пить много бурбона и допоздна не ложиться спать» (To drink a lot of bourbon and stay up late).

Шахматы

Богарт был превосходным шахматным игроком. До того, как он начал зарабатывать актерским трудом, он часто бывал среди шахматистов, играющих на мелочь в нью-йоркских парках. В первоначальном сценарии «Касабланки» не было эпизода с шахматами, он был добавлен по настоянию Богарта. Он добился ничьей в сеансе одновременной игры, которую провел в 1955 году в Беверли-Хиллс гроссмейстер Самуэль Решевский и играл против Джорджа Колтановского в Сан-Франциско в 1952 году.

Богарт был турнирным директором Шахматной федерации США, участвовал в работе Шахматной федерации штата Калифорния и часто посещал Голливудский шахматный клуб. В 1945 году на обложке журнала «Chess Review» появилась фотография Богарта, играющего против актера Шарля Буайе. Когда в июне 1945 в интервью журналу «Silver Screen» его спросили, что имеет для него самое большое значение в жизни, он ответил, что один из его главных интересов — это шахматы. Он добавил, что играет в шахматы почти каждый день, особенно в перерыве между съемками. Он любил играть всю жизнь.

Смерть Хамфри Богарта

К середине 1950-х здоровье Богарта было подорвано. Богарт создал новую продюсерскую компанию для своего нового фильма «Melville Goodwin, U.S.A.» Его кашель и сложности с принятием пищи стали столь серьезными, что не обращать на них внимания стало просто невозможно и он бросил проект. Фильм был переименован в «Сверхсекретное дело», и в нем снялись Кирк Дуглас и Сьюзен Хейворд.

Богарт заболел раком пищевода. Он почти не мог говорить, но отказывался обращаться к врачу до января 1956 года. Диагноз был поставлен несколько недель спустя, и болезнь уже нельзя было остановить.

Кэтрин Хепберн и Спенсер Трейси приходили повидать его. Частым посетителем был Фрэнк Синатра. Богарт был слишком слаб, чтобы ходить по лестнице. Для передвижения он использовал инвалидную коляску.

Богарт умер 14 января 1957 года после того, как впал в кому. В момент смерти он весил 36 килограммов. Он умер в 2:25 ночи в своем доме на Меплтон-Драйв, 232 в Холмби-Хиллс.

На скромных похоронах звучала музыка любимых композиторов Богарта — Иоганна Себастьяна Баха и Клода Дебюсси. На похоронах присутствовали актеры Кэтрин Хепберн, Спенсер Трейси, Дэвид Нивен, Рональд Рейган, Джеймс Мейсон, Дэнни Кей, Джоан Фонтейн, Марлен Дитрих, Эррол Флинн, Грегори Пек и Гэри Купер, режиссеры Билли Уайлдер и Джон Хьюстон, продюсер Джек Уорнер. Бэколл просила Трейси произнести речь, но он был слишком расстроен. Речь произнес Джон Хьюстон, который напомнил собравшимся, что хотя жизнь Богарта оборвалась слишком рано, но она была насыщенной.

Тело Богарта кремировали в Глендейле. Его похоронили на кладбище Форест-Лаун с маленьким золотым свистком, который он подарил Лорен Бэколл до того, как они поженились. Это была отсылка к их первому фильму «Иметь и не иметь», где прозвучала реплика: «Если тебе что-нибудь понадобится, только свистни».

Еще 21 августа 1946 года Богарт оставил следы своих рук и ног на цементе в церемонии у Китайского театра Граумана. 8 февраля 1960 года, после смерти Богарта, в честь него была заложена звезда на голливудской «Аллее славы».

В конце 1950-x кинотеатр Brattle Theatre города Кембридж (Массачусетс) основал традицию демонстрировать фильмы с участием Богарта в течение недели выпускных экзаменов в Гарвардском университете, породив так называемый «культ Боги»: поклонники актера нередко приходили на сеансы в костюмах богартовских героев и слово в слово цитировали реплики и диалоги Богарта.

В 1997 году журнал «Entertainment Weekly» назвал его легендой номер один в истории кино. В 1999 году Американский институт киноискусства назвал его лучшим актером в истории американского кино.

В 1997 году Почтовая служба США выпустила марки с Богартом в серии «Легенды Голливуда».

Богарт пять раз упомянут в составленном Американским институтом киноискусства списке ста лучших цитат — больше, чем любой другой актер:

5-е место: «Вот смотрю на тебя, малыш» (Here’s looking at you, kid) — «Касабланка»;
14-е место: «Это то, из чего сотканы мечты» (The stuff that dreams are made of) — «Мальтийский сокол»;
20-е место: «Луи, я думаю, это начало прекрасной дружбы» (Louis, I think this is the beginning of a beautiful friendship) — «Касабланка»;
43-е место: «У нас всегда будет Париж» (We’ll always have Paris) — «Касабланка»;
67-е место: «Из всех забегаловок во всех городах всего мира она выбрала именно мою» (Of all the gin joints in all the towns in all the world, she walks into mine) — «Касабланка».

Рост Хамфри Богарта: 173 сантиметра.

Личная жизнь Хамфри Богарта:

В начале своей карьеры, играя в «Drifting», Богарт познакомился с актрисой Хелен Менкен. Они поженились 20 мая 1926 года в Нью-Йорке, развелись 18 ноября 1927 года, но остались друзьями.

3 апреля 1928 года он женился на актрисе Мэри Филипс. Как и у Менкен, у нее был вспыльчивый характер, и, как остальные супруги Богарта, она была актрисой. Он познакомился с Филипс в 1924 году, когда они играли в спектакле «Nerves». Мэри Филипс в 1935 году отказалась бросить Бродвей, чтобы уехать с Богартом в Голливуд. Она приезжала в Голливуд, но настаивала на продолжении своей работы (она тогда была более крупной звездой, чем Богарт), и в 1937 году супруги решили развестись.

21 августа 1938 года Богарт вступил в свой третий брак — с актрисой Майо Мето, страдавшей паранойей и алкоголизмом. Она была убеждена, что муж обманывает ее. Она часто злилась на него, ранила его ножом, чуть не устроила пожар, несколько раз резала вены. Богарт же подшучивал над ней и, казалось, наслаждался конфликтами. Пресса дала им прозвище «Воюющие Богарты» (the Battling Bogarts). «Брак Богарта и Мето был продолжением Гражданской войны» (The Bogart-Methot marriage was the sequel to the Civil War), — сказал их друг, сценарист Джулиус Эпштейн. В это время Богарт купил моторную лодку, которую назвал прозвищем своей жены «Sluggy» (от англ. slug — сильно бить). Несмотря на заявления Богарта, вроде «Мне нравится ревнивая жена», «Мы вместе потому, что не питаем иллюзий друг о друге» и «Я не дал бы и двух центов за женщину без характера», это были губительные отношения. Развелись в 1945 году.

Четвертая жена — Лорен Бэколл. Познакомились в 1944 году во время съемок в фильме «Иметь и не иметь» — вольной адаптации романа Эрнеста Хемингуэя.

Когда они встретились, Бэколл было девятнадцать, а Богарту — сорок пять. Он называл ее «Малышкой» (Baby). Бэколл работала моделью с шестнадцати лет и сыграла в двух провалившихся спектаклях. Богарта привлекали в Бэколл высокие скулы, зеленые глаза, светлые волосы, стройная фигура, уравновешенность, практичность и откровенная честность. Их эмоциональная связь была очень сильна с самого начала, а разница в возрасте и актерском опыте создавала дополнительные отношения учитель-ученик. В противоположность голливудской норме, это были первые отношения Богарта с актрисой, играющей главную роль. Богарт был еще женат, и его первые встречи с Бэколл были короткие и осторожные, а во время разлуки они писали друг другу пылкие любовные письма.

Через несколько месяцев Богарт и Бэколл снова встретились на съемках нуара «Глубокий сон» по сценарию Уильяма Фолкнера, основанного на одноименном романе Рэймонда Чандлера.

21 мая 1945 года Богарт и Бэколл сыграли свадьбу в Огайо, в доме близкого друга Богарта — сценариста Луиса Бромфилда.

Богарт и Бэколл поселились в особняке за 160 тысяч долларов в Холмби-Хиллс в Лос-Анджелесе. Брак оказался счастливым, хотя возникали некоторые напряженности из-за несхожести супругов. Он был домосед, а она любила ночную жизнь. Он любил море, а она страдала морской болезнью. Бэколл позволяла Богарту проводить уикэнды на его лодке. Иногда напряжение возникало из-за пьянства Богарта.

6 января 1949 года Лорен Бэколл родила Стивена Хамфри Богарта. Стивен был назван в честь персонажа Богарта в «Иметь и не иметь». Стивен станет писателем и биографом.

23 августа 1952 года родился второй ребенок — девочка Лесли Говард Богарт, названная в честь английского актера Лесли Говарда.

Хамфри Богарт и Лорен Бэколл

Хамфри Богарт и Лорен Бэколл

Фильмография Хамфри Богарта:

1930 — Вверх по реке (Up the River) — Стив Джордан
1931 — Плохая сестра (The Bad Sister) — Валентин Корлисс
1932 — Трое в паре (Three on a Match) — Харв
1934 — Полночь. Смертельный приговор (Midnight) — Гар Бони
1936 — Окаменелый лес (The Petrified Forest) — Дюк Мэнти
1936 — Пулями или голосами (Bullets or Ballots) — Ник «Багс» Феннер
1937 — Черный легион (Black Legion) — Фрэнк Тейлор
1937 — Меченая женщина (Marked Woman) — Дэвид Грэм
1937 — Кид Галахад (Kid Galahad) — Терки Морган
1937 — Тупик (Dead End) — Хью «Мордашка» Мартин
1937 — Сан-Квентин (San Quentin) — Джо «Ред» Кеннеди
1938 — Удивительный доктор Клиттерхаус (The Amazing Dr. Clitterhouse) — «Рокс» Вэлентайн
1938 — Ангелы с грязными лицами (Angels with Dirty Faces) — Джеймс Фрэйзир
1939 — Победить темноту (Dark Victory) — Майкл О’Лири
1939 — Судьба солдата в Америке (The Roaring Twenties) — Джордж Холли
1939 — Возвращение доктора Икс (The Return of Doctor X) — доктор Морис Ксавье ака Маршалл Кене
1939 — Невидимые полосы (Invisible Stripes) — Чак Мартин
1939 — Преступление тебе с рук не сойдет (You Can’t Get Away with Murder) — Фрэнк Уилсон
1940 — Они ехали ночью (They Drive by Night) — Пол Фабрини
1941 — Высокая Сьерра (High Sierra) — Рой Эрл
1941 — Мальтийский сокол (The Maltese Falcon) — Сэм Спейд
1941 — На протяжении всей ночи (All Through the Night) — Альфред «Главс» Донахью
1942 — Крутой парень (The Big Shot) — Джозеф «Дюк» Берн
1942 — Через океан (Across the Pacific) — Рик Лиланд
1942 — Касабланка (Casablanca) — Рик Блейн
1943 — Сахара (Sahara) — сержант Джо Ганн
1943 — Путь в Марсель (Passage to Marseille) — Жан Матрак
1944 — Иметь и не иметь (To Have and Have Not) — Гарри «Стив» Морган
1945 — Конфликт (Conflict) — Ричард Мэйсон
1946 — Глубокий сон (The Big Sleep) — Филип Марлоу
1947 — Рассчитаемся после смерти (Dead Reckoning) — капитан «Рип» Мердок
1947 — Черная полоса (Dark Passage) — Винсент Пэрри
1948 — Сокровища Сьерра-Мадре (The Treasure of the Sierra Madre) — Фред С. Доббс
1948 — Ки-Ларго (Key Largo) — Фрэнк Макклауд
1949 — Стучись в любую дверь (Knock on Any Door) — Эндрю Мортон
1950 — Молния (Chain Lightning) — полковник Мэттью «Мэтт» Бреннан
1950 — В укромном месте (In a Lonely Place) — Диксон Стил
1951 — Насаждающий закон (The Enforcer) — Мартин Фергюсон
1951 — Африканская королева (The African Queen) — Чарли Оллнат
1952 — Криминальная полоса в прессе США (Deadline — U.S.A.) — Эд Хатчесон
1953 — Посрами дьявола (Beat the Devil) — Билли Даннройтер
1954 — Бунт на «Кейне» (The Caine Mutiny) — лейтенант-коммандер Филип Фрэнсис Куигг
1954 — Сабрина (Sabrina) — Лайнус Лэрраби
1954 — Босоногая графиня (The Barefoot Contessa) — Гарри Доус
1955 — Мы — не ангелы (We’re No Angels) — Джозеф
1955 — Левая рука Бога (The Left Hand of God) — Джеймс «Джим» Кармоди
1955 — Часы отчаяния (The Desperate Hours) — Гленн Гриффин
1956 — Тем тяжелее падение (The Harder They Fall) — Эдди Уиллис

последнее обновление информации: 14.12.2021

Оцените статью
Добавить комментарий