Игорь Гранов
Возраст: 86
Игорь Яковлевич Гранов. Родился 9 февраля 1938 года в Москве — умер 19 июня 2021 года в Москве. Советский и российский музыкант, композитор, музыкальный продюсер. Заслуженный артист РСФСР (1979). Доктор искусствоведения (1997). Действительный член Российской академии естественных наук (2001).
Игорь Гранов родился 9 февраля 1938 года в Москве.
В 1956 году окончил музыкальное училище имени Октябрьской Революции.
Далее преподавал теорию музыки и вел хор старших классов в детской музыкальной школе имени И.О. Дунаевского.
По совету брата во второй половине 1950-х годов Игорь начал играть на фортепиано и аккордеоне на танцевальных площадках Москвы, где на него обратили внимание старшие товарищи, музыканты из уже известных джазовых оркестров. С их посредничеством Гранов и получил приглашение начать эстрадную карьеру — поработать в Всероссийском Гастрольно-Концертном Объединении (ВГКО), в джаз-секстете Михаила Волоха. Набравшись опыта, почти через год молодой музыкант решил уйти из ансамбля и реализовать собственные артистические замыслы.
В 1958 году Игорь Гранов создал джазовый квартет (фортепиано, контрабас, ударные, гитара). Репертуар ансамбля составили произведения советских композиторов в его собственной обработке и джазовая классика. В поисках солистки Гранов обратил внимание на недавно покинувшую мюзик-холл Тамару Миансарову — молодую певицу с двумя высшими музыкальными образованиями и высоким голосом классического диапазона.
Поработав над ее манерой исполнения, Игорь Гранов подготовил Тамару к исполнению эстрадного репертуара. Как результат — в 1962 году ансамбль Гранова вместе с певицей Тамарой Миансаровой стал лауреатом VIII Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Хельсинки, а еще через год, с песней «Пусть всегда будет солнце» (А. Островский — Л. Ошанин) — завоевал первое место на международном фестивале в польском Сопоте.
Гранов вспоминал: «Она появилась на широкой сцене с моей помощью, и более того — с моей помощью она получила и лауреатство в Сопоте в 1963 году. Что значит «с моей помощью»? Тогда для выезда за рубеж собирался так называемый «треугольник» — партком, местком и профком — который давал характеристику и решал: выпускать артиста за рубеж или не выпускать? Кроме того, существовала выездная комиссия ЦК партии, которая разбирала все эти характеристики. Все мы тогда работали в Москонцерте, руководство которого, и художественное, и партийное, написало отказ на выезд Миансаровой на фестиваль: мол, они не рекомендуют посылать Миансарову в Сопот, потому что это не есть лицо советского эстрадного исполнителя. Это решение было продиктовано тем, что новая стилистика вызывала у руководства Москонцерта неоднозначную реакцию. Я к тому времени уже был членом комиссии ЦК ВЛКСМ по вопросам искусства и сумел убедить комсомольское руководство в том, что Миансарову необходимо направить на фестиваль в Сопот по линии ЦК ВЛКСМ, который имел свой выездной отдел и мог самостоятельно направлять людей за границу. Ну, а дальше — успех на фестивале в Сопоте! Потом еще несколько фестивалей, в том числе — Болгарии и Венгрии. В итоге Тамара стала лауреатом пяти или шести международных фестивалей!».
Но после очередных гастролей пути певицы и эстрадного ансамбля разошлись: «Она была очень импульсивная женщина с очень сложным характером! Кроме того, она вышла замуж за музыканта, который обладал не менее сложным характером. И когда мы возвращались на Родину из очередных зарубежных гастролей, я сказал ей: «Тамара, Боливар двоих не вывезет! Живите, работайте, как хотите, но я хочу жить самостоятельно».
Игорь Гранов в молодости
Игорь Гранов пригласил в свой эстрадный коллектив поющего театрального актера Льва Барашкова, открыл новые имена — таких певиц, как Вероника Круглова и Аида Ведищева. Шесть лет длилось плодотворное сотрудничество Игоря Гранова с эстрадным автором и конферансье Эмилем Радовым, с которым они создали в театре «Эрмитаж» программу «Театральные вечера». В это время Игорь Гранов начал сочинять музыку.
В 1968-1969 годах в составе эстрадной группы артистов под названием «Советский мюзик-холл» дирижер Игорь Гранов находился в длительной гастрольной поездке на американском континенте, во время которой в Мехико познакомился с джазменом Луи Армстронгом. Приобретенный на этих гастролях опыт и советы Луи Армстронга навели Гранова на мысль о создании на советской эстраде нового жанра. На эстраде уже работали с 1966 года такие известные ансамбли, как «Поющие гитары», «Веселые ребята», молдавский «Норок».
В 1969 году появился вокально-инструментальный ансамбль «Голубые гитары», название которому дали немецкие электрогитары голубого с перламутром цвета. «Идея вокально-инструментального ансамбля родилась из желания быть независимым! Эта идея появилась в 1968 году, а в 1969 году она была реализована. Сначала нужно было убедить самих музыкантов, что они могут быть личностями, а не просто аккомпанировать солистам. Потом уже, да, действительно, нужно было убеждать и руководство Москонцерта, и руководителей Главного управления культуры Москвы, и Министерство культуры РСФСР, и Министерство культуры СССР. Вопрос был даже не в том, что нужно было убедить министерское руководство, а в том, что опять я встретил большое противодействие со стороны ведущих эстрадных исполнителей страны. «Как можно это выпускать на сцену?! Они — музыканты, и у них отсутствует вокальная школа!», — вспоминал он.
Немало времени у Гранова ушло на подбор участников: «Первый состав «Голубых гитар» это певец и саксофонист Стас Борисов, барабанщик Женя Грицышин, басист Алик Быков, гитаристы Леня Смирнов и Володя Царев, ныне покойный. В основном все они пришли из ресторанов, потому что музыканты в ресторанах и пели, и играли. Пришлось пройти по ресторанам, отсмотреть, поговорить, уговорить, заразить идеей — а уж дальше начинать работать. А потом я взял к себе «Скифов». Это был опять же естественный отбор. Я хотел следовать веяниям времени, а ресторанные музыканты не играли рок-музыку. Этим занималась студенческая молодежь. Тогда мы отсмотрели много разных студенческих групп: «Скифы» были наиболее продвинутыми».
ВИА получился успешным. Гастроли «Голубых гитар» собирали аншлаги на всех площадках Советского Союза. Из этого ансамбля вышел ряд ярких артистов: Игорь Крутой, Вячеслав Малежик, Роксана Бабаян, Павел Бабаков, Петр Подгородецкий.
В 1980-е годы интерес к жанру ВИА спал. Игорь Гранов, к этому времени, окончивший режиссерские курсы ГИТИСа, работал как режиссер, поставил свой дипломный концерт в Кремлевском дворце съездов, а также оформлял военный парад на Красной площади. Также им был поставлен театрализованный музыкальный спектакль на тему сказки «Двенадцать месяцев» с участием Краснознаменного ансамбля песни и пляски имени Александрова, Геннадия Хазанова и Аллы Пугачевой.
В 1990 году Игорь Гранов создал экспериментальный театр-студию «Музыка» и поставил спектакль-мюзикл «Музыкальный гороскоп». В 1993 году театр был преобразован в «Дом эстрады, сценографии и менеджмента» под его руководством.
Гранов написал большой цикл песен на стихи Сергея Есенина, которые сам же и спел. «Я учил многих петь, но сам никогда в жизни не пел, а вот песни на стихи Есенина мне захотелось исполнить самому. Мне показалось, что я лучше, чем другие эстрадные исполнители смогу донести мысли, заложенные в стихах Есенина», — говорил он.
Создал собственную методику написания лечебной музыки. Написал несколько десятков лечебных музыкальных композиций, которые очень популярны в Западной Европе. Получил специальный приз от Итальянской академии наук.
Умер 19 июня 2021 года. Прах захоронен в закрытом колумбарии на Донском кладбище (14 зал, 18 колумбарий).
Личная жизнь Игоря Гранова:
Подробности частной жизни не известны.
Фильмография Игоря Гранова:
2011 — Аида Ведищева. Не бойтесь начинать с нуля (документальный)
Продюсерские работы Игоря Гранова:
2008 — Новая жизнь сыщика Гурова
Работы Игоря Гранова в кино как композитора:
2008 — Новая жизнь сыщика Гурова
Дискография Игоря Гранова:
1971 — «Мелодия». ВИА «Голубые гитары». «Романтики» (И. Гранов — П. Леонидов), «Скачки» (обработка А. Быкова), «Простая песенка» (И. Гранов — П. Синявский), «Не жалею, не зову не плачу» (Г. Пономаренко — С. Есенин);
1971 — «Мелодия». ВИА «Голубые гитары». «О чем плачут гитары» (М. Долган, русский текст Д. Иванова), «Весеннее настроение» (И. Гранов), «Я тебе пригожусь» (И. Гранов — Л. Дербенев), «Добрый молодец» (С. Туликов — М. Пляцковский);
1972 — «Мелодия». ВИА «Голубые гитары». «Ветер северный» (Я. Френкель — И. Гофф), «Калинка» (обработка русской народной песни), «Когда я увидел ее» (Дж. Леннон — П. Маккартни), «Первый дождь, первый снег»(И. Гранов — П. Леонидов);
1973 — «Мелодия». ВИА «Голубые гитары». «Ветер северный» (Я. Френкель — И. Гофф), «Калинка» (обработка русской народной песни), «Когда я увидел ее» (Дж. Леннон — П. Маккартни), «У дороги чибис» (М. Иорданский — А. Пришелец);
1976 — «Мелодия». ВИА «Голубые гитары». «Почтальон» (В. Добрынин, А. Пузырев — О. Гаджикасимов), «Первый поцелуй» (И. Гранов — Л. Дербенев), «Крокодил зеленый» (С. Дьячков — Л. Дербенев, И. Шаферан);
1977 — «Мелодия». ВИА «Голубые гитары». «Преддорожная» (А. Пахмутова — Н. Грибачев), «В лесу» (И. Гранов — Л. Дербенев), «Черный телефон»(Л. Гарин — Б. Рахманин), «Песня о сказке» (И. Гранов — Л. Дербенев);
1978 — «Мелодия». ВИА «Голубые гитары». «Весенняя бессонница» (Г. Мовсесян — Л. Ошанин), «Кольца обручальные» (О. Фельцман — Н. Олев), «Ожидание любви» (И. Гранов — Л. Дербенев);
1978 — «Мелодия», ВИА «Голубые гитары». «Красная шапочка, Серый волк и „Голубые гитары“». Фрагменты из мюзикла. Музыка Игоря Гранова. «Любовь навсегда» (Л. Дербенев), «Дождь» (О. Гаджикасимов), «Я люблю» (Л. Дербенев), «Песенка волка» (А. Хаит, А. Левенбук), «Для тебя, человек» (Л. Дербенев), «Пусть любовью мир наполнится» (М. Розовский), «Заболела бабушка» (Л. Дербенев), «Охота», «Ожидание любви» (Л. Дербенев), «Первый поцелуй» (Л. Дербенев);
1984 — «Мелодия». Ансамбль «Голубые гитары». «Я тебе пригожусь» (И. Гранов — Л. Дербенев), «На острове Буяне» (А. Морозов — Л. Дербенев), «Родина» (И. Гранов — Л. Дербенев), «Конек-горбунок» (М. Дунаевский — Л. Дербенев);
1985 — «Мелодия». Синтез-труппа Игоря Гранова. Песни Игоря Гранова из музыкального спектакля «Телешоу». «Ни тепло, не холодно» (И. Шаферан), «Путешествие» (А. Субботин), «Добрый человек» (Л. Измайлов, В. Чудодеев), «Третья сторона» (И. Шаферан), «Родина моя» (Л. Дербенев), «Песенка гитариста» (А. Жигарев, С. Алиханов), «Не оставляй меня одну» (О. Тесарова), «Цирк» (А. Субботин), «Учитель-попугай» (М. Шабров), «Ты должен понять, человек» (А. Субботин);
1987 — «Мелодия». Синтез-труппа Игоря Гранова. Песни И. Гранова из мюзикла «Панорама». «Письмо к любимой», «Видеть тебя» (Л. Дербенев), «Я ухожу к другой» (О. Тесарова), «Балтика», «Все начинается вновь», «Атлантида», «Дастархан», «Песенка о терпении» (Л. Дербенев);
1987 — «Мелодия». Синтез-труппа Игоря Гранова. (45 оборотов). «Песенка о терпении», «Видеть тебя» (И. Гранов — Л. Дербенев);
1989 — «Синтез-рекордз». Песни на стихи Михаила Шаброва. (45 оборотов). Группа «Игра».Песня «Неспелая вишня»
Награды и звания Игоря Гранова:
Заслуженный артист РСФСР (29.10.1979);
Орден Почета (2009);
Орден Дружбы (2004)
последнее обновление информации: 21.04.2023