Исаак Дунаевский
Исаак Осипович Дунаевский (полное имя — Ицхак-Бер бен Бецалель-Йосеф Дунаевский). Родился 18 (30) января 1900 года в Лохвице Полтавской губернии — умер 25 июля 1955 года в Москве. Советский композитор и дирижёр, музыкальный педагог, автор песен и музыки к кинофильмам. Народный артист РСФСР (1950). Лауреат двух Сталинских премий (1941, 1951). Депутат Верховного Совета РСФСР 1-го созыва.
Исаак Дунаевский родился 18 (30 по новому стилю) января 1900 года в Лохвице Полтавской губернии в еврейской семье.
Отец — Цале-Йосеф Симонович Дунаевский, банковский служащий. Двойное имя отца стало основой для отчества Исаака — Осипович.
Мать — Розалия Исааковна, домохозяйка, играла на фортепиано и хорошо пела.
Старший брат — Борис Осипович Дунаевский (1896-1976), дирижёр, хормейстер, заслуженный работник культуры РСФСР (1965).
Старшая сестра — Сара Зисла «Зинаида» Осиповна Дунаевская (1898 г.р.), педагог, преподаватель физики.
Брат — Михаил Осипович Дунаевский (1904 г.р.), дирижёр.
Брат — Семён Осипович Дунаевский (1906-1986), дирижёр, хормейстер, народный артист РСФСР (1969).
Брат — Зиновий Осипович Дунаевский (1908-1981), композитор, заслуженный деятель искусств УССР (1954).
Семья Дунаевских была очень музыкальной. Не случайно все братья стали музыкантами.
Исаак с ранних лет имел уникальный слух, демонстрировал незаурядные музыкальные способности. Уже в пять лет она на слух легко подбирал мелодии маршей, вальсов.
C восьми лет брал уроки скрипки у Григория Полянского.
В 1910 году семья переехала в Харьков, где Исаак поступил в Харьковское музыкальное училище по классу скрипки, его педагогом был Константин Горский. В 1918 году с золотой медалью окончил гимназию, а еще через год — Харьковскую консерваторию по классу скрипки, учился у И.Ю. Ахрона (композицией занимался у С.С. Богатырёва). Во время учебы, дабы мотивировать способного сына, отец сделал ему роскошный подарок — приобрел настоящую скрипку мастера Амати.
Исаак Дунаевский в юности
С 1919 года работал скрипачом в оркестре, затем концертмейстером.
С 1920 года — композитор и дирижёр в Харьковском русском драматическом театре, возглавляемом Н. Н. Синельниковым. Во время работы читал лекции о музыке и руководил армейской самодеятельностью. В том же году дебютировал как театральный композитор — написал музыку к спектаклю «Женитьба Фигаро».
Одновременно в 1919-1924 годах был сотрудником газет, организатором музыкальных студий и кружков при воинских клубах, заведующим музыкальным отделом губернского отдела народного образования.
Служил секретарём-корреспондентом Наркомвнешторга УССР. Как признавался сам Исаак Осипович, он променял музыку на работу секретаря и устойчивый продпаёк. Однажды, забывшись, он начертал в углу делового письма нотный ряд и набросал простенькую музыкальную фразу, родившуюся в его голове, и отправил письмо в Москву. Ответ пришёл телеграммой: «Ответьте, что значит восемь жирных точек и пять параллельных линий в левом углу сообщения. Такой шифр Наркомвнешторгу не известен. Сообщите, что вы хотите сказать».
В 1924 году по приглашению Владимира Хенкина переехал в Москву. В 1924-1926 годах — музыкальный руководитель театра «Эрмитаж». В 1926-1929 годах — Театра сатиры. Для этого театра он пишет свои первые оперетты — «Женихи» и «Ножи». В 1927 году оперетта «Женихи» ставится в Московском государственном театре оперетты.
В 1929 году оперетта «Туда, где льды» для Московского мюзик-холла, после чего Дунаевский переехал в Ленинград.
До 1934 года был композитором и главным дирижёром Ленинградского Мюзик-Холла. Первый же спектакль с его музыкой — пародийное сатирическое обозрение «Одиссей» — был запрещён после нескольких представлений.
В Ленинграде он начал сотрудничать с Леонидом Утёсовым. В поисках стиля «советского джаза» ищет опору в народной музыке и пишет программу «Джаз на повороте», состоявшую из рапсодий-фантазий на темы народных песен.
В 1933 году вместе с авторами В. Массам и Н. Эрдманом создает для Утёсова весёлое джаз-обозрение «Музыкальный магазин» с джазовыми интерпретациями мелодий Д. Верди, Н. Римского-Корсакова, П. Чайковского. В новой оригинальной редакции Дунаевского в Ленинградском мюзик-холле с успехом шла оперетта «Нитуш» Ф. Эрве под названием «Небесные ласточки».
Исаак Дунаевский обладал уникальным мелодическим даром и внёс большой вклад в формирование жанра советской музыки. Наиболее значительных результатов Дунаевский достиг в лёгкой музыке.
В музыке к фильмам и опереттах лёгкая музыка непринуждённо сочеталась с симфоническим жанром. Даже фрагменты оперетт по существу являются законченными и целостными музыкальными произведениями и часто исполняются в концертах отдельно. Произведения Дунаевского отличаются развитым мелодическим ходом и гармоническим языком, при кажущейся лёгкости требуют от певца высокого вокального мастерства и больших голосовых ресурсов.
Вместе с кинорежиссёром Григорием Александровым стал создателем жанра советской музыкальной кинокомедии, сделав музыку одним из главных компонентов драматургии фильма. Первый их совместный фильм «Весёлые ребята» вышел на экраны в декабре 1934 года и принёс И. Дунаевскому широкую известность. Затем последовали фильмы «Цирк» (1936), «Волга-Волга» (1938) и «Светлый путь» (1940).
С 1934 по 1940 год И. Дунаевский сочинил музыку к шестнадцати кинофильмам. Он также часто сам участвовал в озвучивании, играл на рояле и пел — например, в фильме «Весна» он поёт романс Глинки.
Симфонический дар Дунаевского высоко ценил Д. Д. Шостакович. Об увертюре к кинофильму «Дети капитана Гранта» Дмитрий Дмитриевич писал: «Эта увертюра — симфоническое произведение большого накала и темперамента». Композитор и сам считал эту увертюру одним из лучших своих произведений.
С 1937 по 1941 год возглавлял Ленинградский союз композиторов. Был дружен с Михаилом Булгаковым.
В 1938 году был избран депутатом Верховного совета РСФСР.
Во время Великой Отечественной войны был художественным руководителем ансамбля песни и пляски железнодорожников, много выступал по всей стране. Среди многих песен времён войны, самой знаменитой стала песня «Моя Москва», написанная в 1942 году (ставшая в 1995 году официальным Гимном Москвы).
С 1945 года жил в Москве. В 1947 году написал музыку к фильму «Весна». В 1949 году написал музыку к фильму кинорежиссёра Ивана Пырьева «Кубанские казаки».
В 1940-е годы Дунаевский возвращается к оперетте — «Вольный ветер» (1947). Последняя оперетта «Белая акация» (1955) была посмертно завершена К. Молчановым.
В 1950 году, в год своего пятидесятилетия, удостоен звания народного артиста РСФСР. При этом в своем творчестве часто сталкивался с ограничениями: партитуры его произведений не издавались из-за пренебрежительных бюрократических установок по отношению к «лёгкой музыке», в ходе борьбы с космополитизмом были забракованы многочисленные произведения Дунаевского на еврейские темы.
Стал лауреатом двух Сталинских премий. В 1941-м ему была присвоена премия первой степени — за музыку к кинофильмам «Цирк» (1936) и «Волга-Волга» (1938). В 1951-м — Сталинская премия второй степени — за музыку к кинофильму «Кубанские казаки» (1949).
Исаак Дунаевский умер в Москве 25 июля 1955 года от сердечного спазма. Ходили слухи о самоубийстве композитора, якобы из-за давления власти или необоснованных измышлениями (клеветы) о какой-то семейной драме криминального характера — но они не имеют достоверного подтверждения.
Похоронен на Новодевичьем кладбище (участок № 2).
Могила Исаака Дунаевского
В 1962 году его именем была названа улица в Москве, на которой он жил (бывший 5-й Можайский переулок).
Улица Дунаевского есть в Новосибирске, Алма-Ате, Днепропетровске (ныне Днепр). Переулок Дунаевского — в Ростове-на-Дону.
Именем Исаака Дунаевского названы ряд детских музыкальных школ: Москва, Чапаевский пер., д.5а; г. Лохвица Полтавской области; г. Гуково Ростовской области; школа № 13 в Екатеринбурге; школа искусств № 5 в Харькове; школа искусств № 16 в Самаре; школа искусств в Калининградской области; школа искусств в г. Тарко-Сале.
Мемориальные доски в память о композиторе установлены в Санкт-Петербурге и Харькове. В Санкт-Петербурге — на ул. Гороховая д. 4. Надпись гласит: «В этом доме с 1936 по 1941 год жил и работал выдающийся композитор Исаак Осипович Дунаевский». Внизу мемориальной доски высечены ноты строки из песни «Широка страна моя родная». В Харькове — на фасаде дома по ул. Петровского, 24 размещена памятная доска: «В этом доме жил в 1923-24 г выдающийся советский композитор Исаак Осипович Дунаевский».
Исаак Дунаевский
Рост Исаака Дунаевского: 162 сантиметра.
Личная жизнь Исаака Дунаевского:
Первой любовью композитора была театральная звезда Харькова времён гражданской войны Евгения Леонтович. В 1922-м она уехала в Европу, далее засветилась в Голливуде.
Евгения Леонтович
Далее у него был роман с актрисой Верой Юреневой, считавшейся одной из первых красавиц Харькова.
Исаак Дунаевский и Вера Юренева
Дважды был женат.
Первая жена — Мария Павловна Швецова, студентка музыкального училища. Поженились в 1921 году, но брак быстро распался.
Вторая жена — Зинаида Александровна Судейкина (1902-1979), петербургская балерина. Она родилась в деревеньке Андреевка Змиевского района Харьковской губернии, воспитывалась у сестры матери в Петрограде. В виду особой одаренности Зинаида училась в хореографическом училище за казенный счет, но революция разбила ее мечту об императорской сцене. Пришлось вернуться домой в Андреевку, потом в Харьков, где юная балерина поступила солисткой в оперетту. Поженились в 1925 году.
В браке в 1932 году родился сын Евгений Исаакович Дунаевский (умер в 2000-м), московский художник-«станковист».
Исаак Дунаевский и Зинаида Судейкина
Композитор имел много романов на стороне. Одной из его пассий была актриса Лидия Смирнова. По слухам, он даже собирался уйти из семьи и жениться на Смирновой, но та к нему охладела.
Исаак Дунаевский и Лидия Смирнова
Внебрачный сын — Максим Дунаевский (1945 г.р.). Родился от отношений с балериной Большого театра Зоей Ивановной Пашковой (1922-1991). Фамилию отца Максим Дунаевский получил в 16-летнем возрасте (др этого был Пашков), по специальному решению государственных и партийных инстанций, принявших во внимание его необычайную музыкальную одарённость.
Исаак Дунаевский и Зоя Пашкова
Сам Максим Дунаевский вспоминал: «Мама рассказывала, что забеременела cлучайно, ещё война шла, они с отцом работали в ансамбле ЦДКЖ, ездили по фронтам и тылам — было не до рождения детей. Но они решили меня оставить. Папа был фантастическим сердцеедом, несмотря на маленький рост — 1 м 60-62 см. Он был, как Чарли Чаплин, очень худой, но при этом хорошо сложен. Женщины за ним просто табунами ходили: он обладал невероятным, подкупающим всех обаянием. Мог очаровать любую. Например, как мою маму в 19 лет, будучи на 20 лет её старше, написав ей романтическую записочку за кулисы».
Максим с мамой были второй семьей Исаака Дунаевского, чего он, впрочем, не скрывал от общественности. «Папа жил на две семьи. То есть жил он с нами, с мамой моей красавицей, но ту семью он не бросал, обеспечивал. Когда ему надо было много работать, он там даже оставался в своём кабинете, ночевал. Кстати говоря, мы общались, мой старший брат приезжал к нам домой, он прекрасно знал мою маму, и мама к нему прекрасно относилась», — рассказывал Максим.
Максим Дунаевский — знаменитый композитор, автор музыки к кинофильмам «Д’Артаньян и три мушкетёра», «Мэри Поппинс, до свидания!» и др.
Исаак Дунаевский с Зоей Пашковой и сыном Максимом
Фильмография Исаака Дунаевского:
1940 — Концерт на экране (фильм-спектакль) — автор песни и дирижёр
Работы Исаака Дунаевского в кино как композитора:
1932 — Первый взвод
1934 — Золотые огни
1934 — Дважды рождённый
1934 — Весёлые ребята
1935 — Три товарища
1935 — Путь корабля
1936 — Цирк
1936 — С новым годом! (документальный)
1936 — Концерт Бетховена
1936 — Искатели счастья
1936 — Дети капитана Гранта
1936 — Девушка спешит на свидание
1936 — Вратарь
1937 — Наш цирк (короткометражный)
1937 — Дочь Родины
1937 — Богатая невеста
1938 — Физкультурный парад (документальный)
1938 — Волга-Волга
1939 — Юность командиров
1940 — Цирк (анимационный)
1940 — Светлый путь
1940 — Моя любовь
1940 — Концерт на экране (фильм-спектакль)
1941 — Боевой киносборник №3 (автор песни)
1947 — Новый дом
1947 — Весна
1949 — Машенькин концерт (анимационный)
1949 — Кубанские казаки
1951 — Мы за мир (документальный)
1954 — Испытание верности
1954 — Запасной игрок
1954 — Весёлые звёзды
1957 — Белая акация (фильм-спектакль)
1961 — Вольный ветер
1962, 1963 — Женихи и Ножи
1962 — Композитор Исаак Дунаевский (фильм-спектакль)
1963 — Мелодии Дунаевского (документальный)
1964 — Мильон терзаний (фильм-спектакль)
1970 — Фантазии на темы Дунаевского
1972 — Только ты (музыка из оперетты «Белая акация»)
1972 — Поют пионерские горны (документальный)
1981 — Олимпиада-80 (анимационный)
1982 — Любимые песни (короткометражный)
1983 — Вольный ветер
1985 — В поисках капитана Гранта (увертюра Исаака Дунаевского из фильма «Дети капитана Гранта»)
2015 — Орлова и Александров
Оперетты Исаака Дунаевского:
1924 — «И нашим, и вашим»
1927 — «Женихи»
1927 — «Соломенная шляпка»
1928 — «Ножи»
1929 — «Туда, где льды»
1932 — «Миллион терзаний»
1937 — «Золотая долина»
1940 — «Дороги к счастью»
1947 — «Вольный ветер»
1950 — «Сын клоуна»
1955 — «Белая акация»
Балеты Исаака Дунаевского:
1924 — «Отдых фавна»
1924 — «Мурзилка»
1934 — «Невеста и автомат»
1935 — «Джекки — 14-летний матрос»
Песни Исаака Дунаевского:
«Моя Москва» («Дорогая моя столица»)
«Песня о Родине» (из фильма «Цирк», служила позывными Всесоюзного радио)
«Эх, хорошо!»
«Марш весёлых ребят» (из фильма «Весёлые ребята»)
«Песня о Каховке»
«Спортивный марш»
«Песня о весёлом ветре» (из фильма «Дети капитана Гранта»)
«Песенка о капитане» (из фильма «Дети капитана Гранта»)
«Ой, цветёт калина»
«Каким ты был»
«Песня о Сталине» (текст М. Инюшкин)
«Марш энтузиастов»
«Пути-дороги»
«Дорожная песня»
«Дальняя сторожка» (текст Е. Долматовский)
«Летите, голуби»
«Вечер вальса»
«Школьный вальс»
«Молчание»
«Не забывай»
«Заздравная»
«Курортная» (текст В. Волженин)
«Молодёжная» (текст В. И. Лебедева-Кумача)
«До чего же хорошо кругом»
«Скворцы прилетели»
«Марш юннатов»
«Звёзды милой Родины»
Образ Исаака Дунаевского в кино:
2006 — Утёсов. Песня длиною в жизнь — в роли Исаака Дунаевского актёр Дмитрий Марьянов