Карло Гольдони (Carlo Goldoni)
Возраст: 317 (со дня рождения)
Возраст смерти: 85 лет
Работы Карло Гольдони включают в себя одни из самых известных и любимых пьес Италии. Зрители восхищались пьесами Гольдони за их гениальное сочетание остроумия и честности. Его пьесы предлагали современникам образы самих себя, часто драматизируя жизнь, ценности и конфликты формирующегося среднего класса. Хотя он писал на французском и итальянском языках, в его пьесах широко используется венецианский язык, региональные разговорные и разговорные выражения…
Карло Гольдони (Carlo Goldoni). Родился 25 февраля 1707 года в Венеции — умер 6 февраля 1793 года в Париже. Венецианский драматург и либреттист.
Карло Гольдони родился 25 февраля 1707 года в Венеции.
Отец — Джулио Гольдони.
Мать — Маргарита Сальвиони.
В своих мемуарах Гольдони описывает отца как врача и утверждает, что его познакомил с театром дед — Карло Алессандро Гольдони.
Гольдони с ранних лет глубоко интересовался театром, и все попытки направить его деятельность в другое русло были тщетны; его игрушками были куклы, а книгами — пьесы.
Отец отдал его под опеку философа Кальдини в Римини, но вскоре юноша сбежал с компанией гуляющих игроков и вернулся в Венецию. В 1723 году его отец зачислил его в строгий Collegio Ghislieri в Павии, который наложил тонзуру и монашеские привычки на своих учеников. Однако в своих мемуарах он рассказывает, что значительную часть своего времени проводил за чтением греческих и латинских комедий. В это время он уже начал писать и на третьем курсе сочинил диффамационную поэму (Il colosso), в которой высмеивал дочерей некоторых павийских семей. В результате этого инцидента и посещения с некоторыми одноклассниками местного борделя он был исключен из школы и вынужден был покинуть город в 1725 году.
Изучал право в Удине, а затем получил степень в Университете Модены. Работал клерком в Кьоджа и Фельтре, после чего вернулся в родной город и начал практиковать.
Получив образование юриста и занимая выгодные должности секретаря и советника, он, казалось, действительно когда-то занялся юридической практикой, но после неожиданного вызова в Венецию, после нескольких лет отсутствия, он изменил свою карьеру и с тех пор посвятил себя написанию пьеси управление театрами.
Его отец умер в 1731 году. В 1732 году он вернулся в Верону, где театральный менеджер Джузеппе Имер помог ему стать комическим поэтом.
Писал тексты для одной из венецианских театральных трупп и выполнял обязанности ассистента Доменико Лалли, готовя либретто других авторов к постановке в оперном театре Ла Фениче.
В этот период появились его первые большие пьесы — трагедии «Велизарий», «Розамунда», комедия «Венецианский гондольер». Но большого успеха они не принесли, и в 1743 году Гольдони был вынужден в поисках более доходной адвокатской практики уехать в Тоскану. Здесь он написал комедию «Слуга двух господ» (1745 год).
В 1748 году, заключив договор с Джироламо Медебахом, чья труппа играла в театре Сант-Анджело, Гольдони смог не только вернуться в Венецию, но и навсегда оставить юриспруденцию, сосредоточившись на литературной работе. Большой успех имели его комедии «Обманщик» (1750), «Кофейная» (1750), «Трактирщица» (1753).
В 1761 году Гольдони уехал из Италии в Париж. Там он стал драматургом при Итальянском театре и преподавал итальянский язык дочерям короля. Написанная им по-французски комедия «Ворчун-благодетель» (1771) принесла Гольдони европейскую славу.
Афоризмы Карло Гольдони
«Человек с хорошей книгой в руках никогда не может быть одиноким».
«Кто умеет довольствоваться малым, тот богат».
«Нет другого средства отомстить публике, как заставить ее рукоплескать вам».
«Любовь под маской походит на огонь под пеплом».
«Мир – прекрасная книга, но бесполезная для того, кто не умеет читать».
«Ложная скромность так же гнусна, как и тщеславие».
«Ревность — это источник мук для любящего и обид для любимой».
«Молодые жены старых мужей обычно еще при жизни мужа думают о том, кто утрёт им слёзы».
«Женщины всегда постоянее в ненависти, чем в любви».
Литературное наследие Гольдони — 267 пьес, среди которых больше всего комедий. Одни (например, «Памела») относятся к жанру «слезливых комедий», другие — веселые буффонады из народной жизни и так называемые «комедии характера», например: «Трактирщица», «Слуга двух господ», «Прекрасная грузинка», «Комический театр», «Осажденный богач», «Скупой», «Благодетельный брюзга».
Вольтер называл его «сыном и живописцем натуры», человеком, «очистившим итальянскую сцену, изобретающим фантазию и умеющим писать здравым смыслом», отмечал «чистоту, естественность» его стиля.
Главное литературное значение пьесы Гольдони в прорисовке характеров; здесь он шёл по следам Мольера. Его реформа итальянской драматургии заключалась в замене шаблонных четырёх масок реальными характерами, взятыми прямо из жизни, и в замещении грубой, в основном импровизированной арлекинады тонкой и серьёзной игрой актёров. Строгие пуристы приписывали Гольдони излишнюю бесцеремонность в изображении характеров и особенно в языке.
В 1784-1787 годах были написаны «Мемуары Карло Гольдони» («Mémoires de M. Goldoni, pour servir à l’histoire de sa vie et à celle de son théâtre»). В своих мемуарах Гольдони подробно обсуждает состояние итальянской комедии, когда он начал писать. В то время итальянская комедия вращалась вокруг условности Комедии дель Арте, или импровизированной комедии. Гольдони взял на себя задачу заменить комедию масок и комедию интриги представлениями реальной жизни и манер через персонажей и их поведение. Он справедливо утверждал, что итальянская жизнь и нравы были восприимчивы к художественному обращению, которое не было дано им раньше. Его работы — это вечный памятник переменам, которые он инициировал: драматическая революция, которая была предпринята, но не достигнута раньше. Важность Гольдони заключалась в том, чтобы давать хорошие примеры, а не наставления.
Он умер в Версале 6 февраля 1793 года, за день до того, как Конвент по ходатайству Андре Шенье принял решение о восстановлении пенсии, которую ему назначил король Людовик XVI, но затем отменила революция 1789 года. Деньги получила вдова Гольдони, которой также Конвент назначил пожизненную пенсию в размере 1200 франков.
Личная жизнь Карло Гольдони:
В 1732 году, чтобы избежать нежелательного брака, он уехал в Милан, а затем в Верону, где театральный менеджер Джузеппе Имер помог ему стать комическим поэтом, а также познакомил его с будущей женой — Николеттой Конио. Гольдони вернулся с ней в Венецию, где пробыл до 1743 года.
Известные пьесы Карло Гольдони:
«Трактирщица»
«Слуга двух господ»
«Прекрасная грузинка»
«Комический театр»
«Осажденный богач»
«Скупой»
«Благодетельный брюзга»
«Персидская жена»
«Ирчана в Яффе»
«Ирчана в Исфахане»
«Перуанская женщина»
«Дикая красавица»
«Далматинка»
«Артемизия»
«Зороастр»
«Грузинская красавица»
«Любопытное происшествие»
«Человек мира»
«Блудный человек»
«Придворный Момоло»
«Банкротство»
«Модница»
«Обманщик»
«Два венецианских близнеца»
«Благоразумный человек»
«Проницательная вдова»
«Благородная дева»
«Добрая жена»
«Венецианский адвокат»
«Отец семейства»
«Семья антиквара»
«Счастливая наследница»
«Комический театр»
«Строптивые женщины»
«Кофейня»
«Льстец»
«Фанатичный поэт»
«Памела»
«Джентльмен с хорошим вкусом»
«Игрок»
«Истинный друг»
«Фальшивая пациентка»
«Благоразумная дама»
«Неизвестная женщина»
«Благородный негодяй»
«Женские сплетни»
«Женщина-администратор»
«Военный любовник»
«Мудрая жена»
«Феодал»
«Ревнивые женщины»
«Влюбленная дева»
«Домашние склоки»
«Послушная дочь»
«Любопытные женщины»
«Мстительная женщина»
«Ревнивый скряга»
«Слабоумная женщина»
«Блестящая служанка»
«Английский философ»
«Самозванец»
«Веселый джентльмен»
«Служанки»
«Неудовлетворенные мужчины»
«Хорошая семья»
«Женщины из собственного дома»
«Экстравагантная женщина»
«Маленький квадрат»
«Голландский доктор»
«Женская палата»
«Отец для любви»
«Дух противоречия»
«Школа танцев»
«Директор оперы в Смирне»
«Любопытный случай»
«Тоска по отпуску»
«Праздничные приключения»
«Шотландец»
«Сварливый мистер Тодеро или надоедливый старик»
«Потасовки Кьоджа»
«Один из последних карнавальных вечеров»
«Таверна на почтовой станции»
«Брак по конкурсу»
«Любовь Арлекина и Камиллы»
«Ревность Арлекина»
«Любовь Зелинды и Линдоро»
«Ревность Линдоро»
«Веер»
«Возвращенная шутка»
«Доброжелательный скряга»
«Показной скряга»
Экранизации Карло Гольдони:
1947 — «Арлекино, слуга двух господ» (Италия, режиссёр Джорджо Стрелер) — фильм-спектакль по мотивам пьесы «Слуга двух господ»;
1953 — «Слуга двух господ» — советский фильм-спектакль по одноименной пьесе Карло Гольдони;
1955 — «Арлекино, слуга двух господ» (Италия, режиссёр Джанкарло Галасси Берия) — фильм-спектакль по мотивам пьесы «Слуга двух господ»;
1956 — «Хозяйка гостиницы» — советский художественный фильм, комедия по пьесе «Трактирщица»;
Хозяйка гостиницы
1970 — «Кофейня» (Германия, режиссёр Райнер Вернер Фасбиндер) — немецкий телевизионный фильм по одноименной пьесе;
1975 — «Трактирщица» — телеспектакль, постановка одноимённой комедии;
1976 — «Труффальдино из Бергамо» — музыкальная комедия по мотивам пьесы «Слуга двух господ»;
Труффальдино из Бергамо
1980 — «Хозяйка гостиницы» (Италия, режиссёр Паоло Кавара) — комедия по мотивам пьесы «Трактирщица»;
1982 — «Примите вызов, синьоры!» — советский телевизионный фильм, комедия по пьесе «Трактирщица»;
1985 — «Миранда» (Италия, режиссёр Тинто Брасс) — комедия по мотивам пьесы «Трактирщица»;
1991 — «Осада Венеции» — советский художественный фильм, комедия по пьесе «Хитрая вдова».
Осада Венеции
последнее обновление информации: 15.06.2022