Ксения Борисовна Годунова
Возраст смерти: 40 лет
Ксения Борисовна Годунова (в монашестве — инокиня Ольга). Родилась в 1582 году в Москве — умерла 30 августа 1622 года во Владимире. Русская царевна, дочь царя Бориса Годунова, внучка Малюты Скуратова, сестра царя Фёдора II.
Ксения Годунова родилась в 1582 году в Москве.
Отец — Борис Фёдорович Годунов (1552-1605), в 1587-1598 годах фактический правитель государства, русский царь с 17 (27) февраля 1598 года.
Мать — Мария Григорьевна Годунова (урождённая Скуратова-Бельская; 1552-1605), русская царица (1598-1605).
Дед по матери — Малюта Скуратов (настоящее имя — Григорий Лукьянович Скуратов-Бельский; умер 1 января 1573 года), русский государственный, военный и политический деятель, один из руководителей опричнины, думный боярин и помощник Ивана Грозного.
Младший брат — Иван (1587-1588), умер в младенчестве из-за несчастного случая.
Младший брат — Федор Борисович Годунов (1589-1605), непродолжительное время был царем, задушен вместе с матерью по приказу Лжедмитрия I.
Свое имя получила имя в честь преподобной Ксении.
Вместе с братом Федором получила хорошее по тому времени образование — умела читать, писать, музицировала. Для нее отец нанимал иностранных учителей.
Ксения отличалась красотой. По рассказам современников, была среднего роста, белая и румяная, с чёрными волнистыми волосами и большими чёрными глазами. Ее называли «красивейшей».
Внешность Ксении Годуновой: «Царевна же Ксения, дщерь царя Бориса, девица сущи, отроковица чюднаго домышления, зелною красотою лепа, бела велми, ягодами румяна, червлена губами, очи имея черны великы, светлостию блистаяся; когда же в жалобе слезы изо очию испущаше, тогда наипаче светлостию блистаху зелною; бровми союзна, телом изобилна, млечною белостию облиянна; возрастом ни высока ни ниска; власы имея черны, велики, аки трубы, по плещам лежаху. Во всех женах благочиинийша и писанию книжному навычна, многим цветяше благоречием, воистинну во всех своих делах чредима; гласы воспеваемыя любляше и песни духовныя любезне желаше».
Когда Ксении было 16 лет, ее отец стал царем. Во время его торжественного вступления в Москву 30 апреля 1598 года она шла рядом с Борисом и Фёдором, присутствовала на богослужении в Успенском соборе, где её имя возгласили за многолетием царю Борису. В крестоцеловальной грамоте она упоминалась наряду со своим братом Фёдором: присягавшие клялись оберегать здоровье детей царя.
Личная жизнь Ксении Годуновой:
Борис Годунов пытался составить дочери роскошную партию, но все его попытки оказались несчастливыми.
Первым кандидатом в женихи был принц Густав Шведский, сын шведского короля Эрика XIV. Царь дал ему в удел Калугу. Но Густав, хоть и прибыл в Москву в 1598 году, не пожелал отказаться от прежней любви, вызвав в Москву свою старую любовницу, и вёл разгульную жизнь. Кроме того, принц отказался переходить в православие. В итоге Борис разорвал помолвку и отослал его в Углич, дав содержание.
Вторым кандидатом стал Максимилиан, брат императора Рудольфа II. На переговоры с Габсбургами в 1599 году ездил дьяк А. Власьев. Переговоры начались в чешском городе Пльзень 10 октября. Родственники императора, несмотря на требования русской стороны о конфиденциальности, потребовали от него посоветоваться с Филиппом II Испанским и Сигизмундом III Польским. Рудольф II колебался, подумывая даже сам жениться на дочери «московита», раз уж царь обещал дать за ней «в вечное владение» Тверское княжество и поделить Речь Посполитую между Россией, женихом Ксении и императором. Однако Годунов требовал, чтобы муж дочери жил в России. Переговоры сорвались.
Далее вновь пытались договориться с Габсбургами — речь зашла об эрцгерцоге Максимилиане Эрнсте Австрийском из штирийской ветви Габсбургов — сыне Карла II Австрийского, двоюродном брате императора и брате польской королевы Анны. Но из-за вопроса веры и этот договор не состоялся.
Четвертым кандидатом в женихи стал принц Иоанн Шлезвиг-Гольштейнский («герцог Ганс», «Иоанн королевич»), брат датского короля Христиана IV. Переговоры с ним оказались удачными. Он прибыл в Москву и согласился стать русским удельным князем. Принц Иоанн принялся изучать русские обычаи, а Ксения с семьёй поехала перед свадьбой на богомолье в Троице-Сергиеву лавру. В лавре Борис Годунов с супругой и детьми девять дней молился над гробом Св. Сергия о благословении союза Ксении с Иоанном. Но жених внезапно заболел и 29 октября 1602 года умер в Москве, так и не увидав невесты.
Пятым кандидатом в женихи стал грузинский царевич Хозрой. Переговоры о свадьбе вёл думный дворянин Михаил Татищев, Федору Борисовичу при этом предназначали в жены царевну Елену. Но царевича уже на пути в Москву задержала дагестанская смута.
Далее переговоры начались относительно свадьбы Ксении с Фредериком или Альбертом, двоюродными братьями датского короля Христиана IV. Около 1603 года послы Бориса в Дании обратились к шлезвигскому герцогу Иоанну, чтобы один из его сыновей, Фредерик или Альберт, женился на Ксении, переехал в Москву и стал удельным князем. Иоанн, в свою очередь, предлагал им третьего сына Филиппа, герцога Шлезвигского, который был не прочь переехать. Брачные планы не осуществились по причине начавшейся смуты.
Далее появился Лжедмитрий I и в тяжёлое для себя время царь Борис Годунов, по слухам, пытался предложить руку дочери Петру Басманову. Но 15 апреля 1605 года Борис внезапно скончался от апоплексического удара.
После смерти царя Бориса Годунова Москва присягнула Ксении наряду с Фёдором и царицей Марией Григорьевной, через полтора месяца их свергнув. Ксения была отвезена вместе с родными в их прежний боярский дом в Кремле.
10 июня 1605 года на глазах у неё мать и брат были убиты. По некоторым данным, Ксения во время расправы над семьёй Годуновых была отравлена (либо сама приняла яд) и только вовремя данное противоядие спасло ей жизнь.
Царевну по приказу Лжедмитрия отвезли без чувств в дом князя Василия Мосальского.
В доме князя Масальского Ксения жила с июня по август. После венчания самозванца на царство (30 июля) он приблизил её к себе. Считается, что Ксения Годунова была изнасилована Лжедмитрием I, отличавшимся сластолюбием. По сообщению князя Ивана Катырева-Ростовского, «царевну же Ксению, дщерь царя борисову, девицу сущу, срамотне счиниша над нею и девство её блудом оскверниша».
Ксения Годунова и Лжедмитрий I
Канцлер Великого княжества Литовского Лев Сапега, описывая судьбу семьи Бориса Годунова, писал: «Бог отомстил через этого человека на сыне Борисове, ибо и сына и мать приказал удавить, а что он сделал с дочерью… о других вещах не годится и говорить».
Голландский купец Исаак Масса писал, что Лжедмитрий «в течение некоторого времени проявлял свою волю над дочерью царя Бориса Годунова».
Самозванец держал Ксению при своем дворе наложницей пять месяцев, что было необычно для не отличавшегося постоянством Лжедмитрия. Возможной причиной этого было то, что он опасался, что католическое вероисповедание его невесты Марины Мнишек могло вызвать недовольство народа. Недовольство народа планировалось преодолеть силой, а при неудаче использовать царевну Ксению как невесту.
Позднее Юрий Мнишек в своём письме, испугавшись за положение своей дочери в сердце царя, упрекал будущего зятя за его отношения с царевной: «Поелику известная царевна, Борисова дочь, близко вас находится, то благоволите, ваше царское величество, вняв совету благоразумных с сей стороны людей, от себя её отдалить. Ведайте, ваше царское величество, что люди самую малейшую в государях погрешность обыкновенно примечают и подозрение наводят».
В ноябре 1605 года, накануне обручения Лжедмитрия с Мариной Мнишек, Ксения была пострижена в монашество под именем Ольги. Ее сослали в Горицкий монастырь, где она провела в заточении 1605-1606 годы. Как утверждали слухи, после пострига в монастыре Ксения родила сына от Лжедмитрия.
В смутное время в народном творчестве родился «Плач царевны», в котором описаны несчастья Ксении при Лжедмитрии.
Сплачетца на Москве царевна:
«Ох-те мне молоды горевати,
что едет к Москве изменникъ,
ино Гриша Отрепьев рострига,
что хочет меня полонити,
а полонив меня, хочет постритчи,
чернеческой чин наложити!».
Известно 2 варианта народной песни Смутного времени — «Плача царевны». В песнях царевна Ксения оплакивает отца и все свои семейные несчастья. Судя по тексту, песни написаны уже после смерти Лжедмитрия и содержат указание об «обиде», причинённой девушке самозванцем.
После смерти Лжедмитрия положение Ксении немного изменилось к лучшему. С воцарением Василия Шуйского сначала её перевели в Успенский Княгинин монастырь. Затем царь Василий приказал в 1606 году торжественно перенести тело Бориса Годунова, его жены и сына из Варсонофьева монастыря в Троице-Сергиеву Лавру, инокиня Ольга следовала за процессией в закрытых санях. Затем она поселилась в находящемся неподалеку Подсосенском монастыре (ктитором монастыря был её отец Борис), где в то же время находилась и бывшая ливонская королева Мария Владимировна, дочь старицкого князя Владимира Андреевича, вдова Магнуса, до пострига бывшая следующей в линии престолонаследия после царевича Дмитрия.
В сентябре 1608 года обе женщины сбежали от поляков в Троицу, поселившись там надолго во время знаменитой обороны, когда монастырь, выдержав 16-месячную осаду польско-литовских интервентов под предводительством Яна Сапеги и Александра Лисовского, стал одним из оплотов Второго ополчения Минина и Пожарского.
В июле того же года инокиня Соломонида, её служанка, в письме своей матери о преодолении эпидемии и отбитой атаке, упоминает, что по милости царевны они не терпят нужды, и что она дала рубль на похороны некоего человека, которого не на что было хоронить.
В 1610 году, после отхода поляков от Троицы, женщины обосновались в Новодевичьем монастыре, который через некоторое время был взят казаками Первого ополчения под предводительством Ивана Заруцкого: «они черниц — королеву княж Владимирову дочь Андреевича и царя Борисову дочь Ольгу, на которых преж сего и зрети не смели — ограбили донага».
С воцарением Михаила Фёдоровича она оказалась во владимирском Успенском Княгинином монастыре. По некоторым указаниям, в 1616 году она была переведена для более строгого послушания в суздальский Покровский монастырь.
Умерла 30 августа 1622 года в возрасте 40 лет. По одним данным — во владимирском Княгинином монастыре, по другим — в суздальском Покровском. Душеприказчиком царевны, согласно её духовной грамоте, стал Никита Дмитриевич Вельяминов. Он сделал от её имени щедрый вклад в Троицкий монастырь. Вкладная запись о нём заканчивается словами «И за тот вклад тело царевны иноки Ольги Борисовны погребли в Дому Живоначальные Троицы и имя её написали в вечные сенаники с сельниками».
Чтобы быть похороненной в Троице-Сергиевой Лавре рядом с родителями в фамильной усыпальнице Годуновых, царевна перед смертью «била челом» царю Михаилу Фёдоровичу и получила на то его согласие.
В последующее годы 1 мая в лавре у гробницы Годуновых совершали ежегодное поминовение царя Бориса, его жены Марии Григорьевны, сына Фёдора Борисовича и дочери Ксении, в инокинях Ольги.
В 1945 году гробница Годуновых была вскрыта антропологом М. М. Герасимовым, но захоронение оказалось ранее потревоженным грабителями — кости и содержимое гробов было перемешано, черепа не сохранились и лица представителей династии Годуновых методом антропологической реконструкции оказалось невозможным восстановить. Из предметов, обнаруженных в ходе этих раскопок, в экспозиции Троице-Сергиевой лавры находится остроносая, очень маленького размера кожаная туфелька царевны, восстановленная реставраторами.
В музее Троице-Сергиевой лавры хранятся два примера древнерусского шитья, считающиеся рукодельем царевны — Покровец для изголовья гробницы Сергия Радонежского, на котором вышито изображение Пресвятой Троицы, и Индития (покров на жертвенник) «Предста Царица одесную Тебе», выполненная за счет комбинирования пятнадцати различных узоров и швов.
Образ Ксении Годуновой в кино:
1954 — Борис Годунов — в роли Ксении Годуновой актриса Надежда Клягина;
1986 — Борис Годунов — в роли Ксении Годуновой актриса Алёна Бондарчук;
Алёна Бондарчук в роли Ксении Годуновой
2007 — 1612 — в роли Ксении Годуновой актриса Виолетта Давыдовская;
2011 — Борис Годунов — в роли Ксении Годуновой актриса Софья Федорова-Рошаль;
2018 — Годунов — в роли Ксении Годуновой актриса Дарья Урсуляк.
Дарья Урсуляк в роли Ксении Годуновой
Образ Ксении Годуновой в искусстве:
— Фридрих Шиллер оставил план неоконченной драмы «Деметриус» (1804);
— Персонаж трагедии А. С. Пушкина «Борис Годунов» (1825);
— Егор Розен выступил с романтическим «отрывком» под заголовком «Ксения Годунова», в котором исторические события даны в форме лирического воспоминания, а затем вещего сна героини (1828);
— Н. Елагин, «Начало поэтической фантазии: Ксения Годунова» («Московский вестник», 1830, ч. IV);
— Фигурирует в трилогии А. К. Толстого «Царь Борис» (1868-1869);
— А. Н. Островский собирался посвятить ей ненаписанную драму;
— А. С. Суворин, пьеса «Царь Дмитрий Самозванец и царевна Ксения» (1904);
— Николай Лесков в «Островитянах» упоминает её так: «царевна Ксения Годунова, эта благоуханная чистая роза, кинутая в развратную постель самозванца…»;
— Анна Караваева, повесть «На горе Маковце» (1942);
— Владимир Соловьёв, историческая хроника «Царь Юрий» (1965), фигурирует в качестве одного из действующих лиц (сцена с Марфой в Новодевичьем монастыре);
— Илья Сельвинский, лирическая трагедия «Царевна-Лебедь» (1966);
— Инна Заграевская, пьеса «Обманщики»;
— Юрий Кублановский, стихотворение «Памяти Годуновой» (1977);
— Константин Сергиенко, исторический роман «Ксения»;
— в музыке: персонаж основанной на трагедии Пушкина оперы М. Мусоргского «Борис Годунов» (сопрано);
— в живописи: ей посвятили свои художественные произведения Василий Суриков (этюд «Царевна Ксения Годунова у портрета умершего жениха-королевича», близкий по композиции к картине «Меншиков в Березове»), Николай Неврев («Ксения Борисовна Годунова, приведённая к самозванцу»), Константин Маковский («Агенты Дмитрия Самозванца убивают сына Бориса Годунова»), Клавдий Лебедев («Лжедмитрий I и царевна Ксения Годунова»), Иосиф Винцман («Царевна Ксения Годунова рассматривает изображение своего жениха»), Сергей Грибков («Ксения Годунова», Тверь).