Луис Бунюэль (Luis Buñuel)
Возраст: 123
Луис Бунюэль Портолес (Luis Buñuel Portolés). Родился 22 февраля 1900 года в дер. Каланда, Арагон, Испания — умер 29 июля 1983 года в Мехико, Мексика. Испанский и мексиканский кинорежиссер, сценарист, композитор, продюсер. Лауреат «Золотой пальмовой ветви» (1961), «Золотого льва» (1967), «Оскар» (1973). Один из основоположников сюрреализма в кинематографе.
Луис Бунюэль родился 22 февраля 1900 года в деревне Каланда в провинции Теруэль в Арагоне.
Отец — отец Леонардо Бунюэль (ум. 1923) участвовал в испано-американской войне, а затем, поселившись на Кубе, открыл магазин и сделал себе состояние. В 1899 году Куба получила независимость, и Бунюэль-старший продал свою долю в деле и вернулся в Испанию, где купил поместье.
Мать — Мария Портолес.
Луис был старшим из семи детей в семье. Когда ему было четыре месяца, Бунюэли переехали в Сарагосу, но часто посещали деревню и позже. По его воспоминаниям, крестьяне в деревне страдали от бедности и сурового климата, а «Средние века продолжались до Первой мировой войны».
В Сарагосе Бунюэль посещал иезуитскую школу Колехио дель Сальвадор. Строгая дисциплина и религиозное образование оказали на будущего режиссера колоссальное влияние, на всю жизнь сделав его яростным противником католической церкви. В дальнейшем он регулярно декларировал атеистические взгляды и стал видным публичным критиком церкви и религии. Широко известна ироническая цитата режиссера: «Слава Богу, я все еще атеист», одновременно демонстрирующая его интерес к религии и ее неприятие.
В 1917 году он покинул дом и поступил в Мадридский университет. Первоначально он изучал агрономию, затем — естественную историю (его учителем был крупный энтомолог Игнасио Боливар), а в итоге получил степень в области искусств. Во время обучения в Мадриде Бунюэль тесно сошелся с богемным кругом Студенческой резиденции. Он познакомился с Сальвадором Дали и Федерико Гарсией Лоркой, которые стали его близкими друзьями.
В студенческие годы Бунюэль много занимался спортом — боксом, метанием копья и армрестлингом — и гордился своей прекрасной физической формой.
В 1924 году Луис окончил университет, а в 1925-м прибыл в Париж.
В Париже Луис занял место секретаря Эухенио д’Орса в Международном институте интеллектуального сотрудничества (культурной организации, созданной при Лиге наций). В 1926 году Бунюэль путешествовал в Амстердам: благодаря знакомству с пианистом Рикардо Виньесом ему досталась должность художника-постановщика оперы Мануэля де Фалья «Балаганчик мастера Педро» в Голландии.
В Париже Бунюэль он добыл удостоверение журналиста и ходил в кино до трех раз в день. В 1926 году он поступил в киношколу знаменитого французского режиссера Жана Эпштейна. В двух фильмах Эпштейна — «Мопра» и «Падение дома Ашеров» — Луис был ассистентом режиссера (также он работал у Марио Нальпа над «Сиреной тропиков» с Жозефиной Бейкер в главной роли). Бунюэль и Эпштейн расстались после того, как последний предложил своему ассистенту поработать с Абелем Гансом, который был занят съемками «Наполеона». Бунюэль ответил, что ему совершенно не нравится стиль Ганса, и оскорбленный Эпштейн назвал его идиотом.
Тогда же Бунюэль начал публиковаться в мадридской «Газета Литерариа» и парижской «Кайе д’Ар»; он писал как рецензии, так и теоретические статьи о кино. Вместе с писателем Рамоном Гомесом де ла Серна он написал сценарий «Капричос», состоявший из шести новелл, который должен был стать первым фильмом Бунюэля-режиссера. Эта постановка не состоялась, а бюджет «Капричос» впоследствии был использован для съемок «Андалузского пса».
С 1928 года молодой кинематографист стал сотрудничать с мадридским киноклубом, который основал писатель Эрнесто Хименес Кабальеро (издатель «Газета Литерариа») и посетителями которого были Гомес де ла Серна, Гарсия Лорка и другие испанские интеллектуалы: он посылал туда фильмы и приезжал для чтения лекций.
Первым фильмом Бунюэля-режиссера стала шестнадцатиминутная короткометражная картина «Андалузский пес». Бунюэль и Дали работали над сценарием в доме последнего в Фигерасе в январе — феврале 1929 года. Оператор Альбер Дюверже и исполнитель главной роли Пьер Батчефф были знакомы Бунюэлю по работе в фильмах Эпштейна. Кроме Батчеффа и Симоны Марей почти все роли сыграли непрофессионалы.
Кадр из фильма «Андалузский пес»
Бунюэль описал работу над сценарием следующим образом: «По обоюдному согласию мы придерживались простого правила: не останавливаться на том, что требовало чисто рациональных, психологических или культурных объяснений. Открыть путь иррациональному. Принималось только то, что поражало нас, независимо от смысла».
«Андалузский пес» состоял из нескольких изложенных последовательно эпизодов, одновременно показанных как элементы единого нарратива, но не имеющих никакой связи между собой. Этот эффект усиливался использованием титров, якобы соединяющих эпизоды (например, «Восемь лет спустя»). В самом первом эпизоде фильма мужчина (его сыграл Бунюэль) бритвой разрезал глаз женщине. Эта сцена считается одной из самых шокирующих в истории мирового кинематографа.
В других сценах фигурируют в том числе отрубленная рука, дыра в ладони, сквозь которую лезут муравьи, мужчина, который преследует женщину, но к нему привязаны рояль, мертвый осел и два священника, и полузакопанные в песок тела любовников.
Премьеру фильма 6 июня 1929 года в парижском кинотеатре Studio 28 посетили самые известные деятели искусств того времени, в том числе Пикассо, Ле Корбюзье и Кокто. Дали и Бунюэль добились одновременно скандальной славы и признания среди коллег. После премьеры они были формально приняты в члены группы сюрреалистов, возглавляемой поэтом Андре Бретоном.
В ноябре 1929 года французский меценат виконт Шарль де Ноай заказал Дали и Бунюэлю продолжение «Андалузского пса». Де Ноай ожидал, что новый фильм будет той же длины, но сценарий — с согласия де Ноая — постепенно вырос до часового фильма. В съемках фильма Дали уже не участвовал, и вопрос о его вкладе в итоговую версию фильма остается предметом споров. Бунюэль утверждал, что написал сценарий в одиночку.
Фильм «Золотой век» начинается документальной сценой с двумя жалящими друг друга скорпионами и сообщением о том, что хвост скорпиона состоит из пяти сегментов и жала. Фильм построен так же: он состоит из шести историй, последняя из которых, по замыслу, играет роль жала. В ней Бунюэль перефразировал «120 дней Содома» маркиза де Сада, изобразив распутника графа де Бланжи с соблюдением традиционной иконографии Христа.
После нескольких частных показов «Золотого века» 28 ноября 1930 года начались регулярные сеансы в кинотеатре «Студио 28». 3 декабря в фойе кинотеатра ворвались члены правых организаций «Лига патриотов» и «Антисемитская лига». Они облили чернилами экран, разбросали дымовые бомбы и разгромили выставку полотен сюрреалистов в фойе кинотеатра.
В последующие дни правые газеты призвали к запрету фильма. 5 декабря префектура потребовала от владельца кинотеатра исключения из фильма одного из эпизодов, 10 декабря цензор запретил показ, 12 декабря два из трех существовавших экземпляра пленки были конфискованы властями. Все эти события прошли без участия самого Бунюэля, так как в ноябре 1930 года он уехал в Голливуд по приглашению студии «Metro-Goldwyn-Mayer» и вернулся только 1 апреля следующего года. С творческой точки зрения поездка оказалась безрезультатной. Тем временем де Ноай получил обратно пленки «Золотого века», но до конца жизни возражал против демонстрации фильма. В следующий раз «Золотой век» был публично показан только в 1980 году.
Луис Бунюэль в молодости
В 1932 году в группе сюрреалистов произошел раскол из-за коммунистических убеждений части членов. Луи Арагон, член французской Компартии, заявил о выходе из группы, его примеру последовали Бунюэль, Жорж Садуль и Пьер Уник.
Вопрос о том, вступал ли Бунюэль формально в Коммунистическую партию Испании, остается неясным. Сам режиссер отрицал членство, хотя и был многолетним сторонником идей коммунизма. Роман Губерн и Пол Хаммонд считают, что примерно в 1931 году Бунюэль вступил в партию. В частности, они ссылаются на то, что другие деятели коммунистического движения в дошедших до историков разговорах и переписке именовали Луиса «товарищем» — как члена партии.
В 1932 году Бунюэль переехал в Испанию. В стране в этом время стремительно менялась политическая ситуация: в 1930 году окончилась диктатура Примо де Риверы, в следующем году был изгнан король Альфонсо XIII. У власти в этот момент находилось левое республиканское правительство.
Прочитав исследование 1927 года французского историка Мориса Лежандра о горной сельской области Лас-Урдес на юго-западе страны, которая стала символом отсталости страны и запроса на реформы, Бунюэль задумал сделать документальный фильм о Лас-Урдес. Соавтором сценария стал Пьер Уник, а деньги на работу над фильмом, по воспоминаниям Бунюэля, дал анархист Рамон Асин, якобы выигравший их в лотерею. Хотя результат его работы разительно отличался от предыдущих киноэкспериментов Бунюэля и Дали, режиссер считал свой новый фильм их логическим продолжением, сюрреалистической провокацией, которая должна открыть обществу глаза — на этот раз на проблемы региона.
Получившийся фильм «Земля без хлеба» тщательно высвечивает безнадежное состояние региона: голод, болезни и неурожай, от которых страдают жители, не имеющие возможности хоть как-то улучшить свое положение. При этом несколько сцен в фильме были постановочными, а кроме того, Бунюэль включил несколько неявных выпадов против церкви, которая, по его мнению, тоже несет ответственность за бедственное положение людей. Правое правительство запретило фильм, приход к власти Франко сделал невозможным его показ в Испании еще долгие годы.
Бунюэль получил работу в Париже в отделе дублирования Paramount Pictures. В 1934 году он переехал в Мадрид на аналогичную работу в подразделении Warner Brothers. Десять месяцев спустя знакомый Луиса, продюсер Рикардо Ургоити предложил ему заняться продюсированием в созданной Ургоити коммерческой кинокомпании Filmófono. За два следующих года Бунюэль приложил руку к выпуску восемнадцати фильмов. В создании четырех из них, по общему мнению историков, он принял участие и как режиссер: «Дон Кинтин, горемыка», «Дочь Хуана Симона» (оба — 1935), «Кто меня любит?» (1936) и «Часовой, тревога!» (1937). Имя Бунюэля не появляется в титрах этих фильмов.
Первые несколько месяцев после начала Гражданской войны Бунюэль оставался в Испании, но в сентябре 1936 года по указанию министра иностранных дел республиканского правительства выехал в Женеву, а затем в Париж. Там его основным занятием стали создание и каталогизация пропагандистских фильмов в поддержку республиканцев.
В 1938 году режиссер попросил направить его в Голливуд, чтобы консультировать американские студии при подготовке фильмов о войне в Испании. Однако после его приезда в США выяснилось, что поддержка республиканцев в Голливуде куда меньше, чем предполагалось. Перед самым приездом Бунюэля ранее вышедший фильм «Блокада» вызвал возмущение католических кругов, а работа над фильмом «Груз для невинных» об эвакуации детей в Бискайском заливе, на который рассчитывал Бунюэль, была остановлена. Вскоре Ассоциация кинопродюсеров и дистрибьюторов запретила съемки новых фильмов о Гражданской войне. После победы Франко и начала Второй мировой войны Бунюэль остался в Штатах.
Бунюэль намеревался получить работу на одной из голливудских студий и совершенствоваться в технических аспектах кинопроизводства, но так и не смог нигде устроиться. Наконец он получил работу в Нью-Йоркском музее современного искусства. По заданию возглавляемого Нельсоном Рокфеллером Офиса межамериканских дел Бунюэль занимался подбором и монтажом антинацистских фильмов для распространения их в Латинской Америке. Во время собеседования для работы на Офис Бунюэлю был задан вопрос, не коммунист ли он. «Я республиканец», — ответил режиссер, и якобы этот ответ удовлетворил интервьюера, который подумал, что речь идет о республиканской партии.
В 1942 году Бунюэль подал заявление о получении гражданства США (он опасался, что Музей современного искусства перейдет в федеральное ведение и иначе он не сможет там работать). Однако в июне 1943 года ему пришлось уволиться из музея. По распространенной версии, которой придерживался сам режиссер, главной причиной увольнения стала публикация в 1942 году книги мемуаров Дали «Тайная жизнь Сальвадора Дали», в которой художник, в то время тоже живший в Нью-Йорке, охарактеризовал Луиса как атеиста и марксиста, что сразу поставило под сомнение его благонадежность для американских властей.
В своих воспоминаниях Бунюэль писал о Дали, что не смог «простить ему, несмотря на воспоминания молодости и мое сегодняшнее восхищение некоторыми его произведениями, его эгоцентризм и выставление себя напоказ, циничную поддержку франкистов и в особенности откровенное пренебрежение чувством дружбы».
В 1946 году из-за отсутствия работы он решил уехать в Европу. Продюсер Дениз Туал (бывшая жена Пьера Батчеффа) предложила ему экранизировать пьесу Гарсии Лорки «Дом Бернарды Альбы». Бунюэль отправился в Париж, но в Мехико, где он сделал остановку, он узнал, что продюсерам не удалось приобрести права на экранизацию. Он решил остаться в Мексике, которая переживала подъем киноиндустрии и после победы Франко в гражданской войне приняла множество его противников.
В Мехико Бунюэль познакомился с местным продюсером Оскаром Дансигерсом. Первой совместной работой режиссера и продюсера стал мюзикл «Большое казино» 1947 года, действие которого происходило в Тампико во время нефтяного бума. «Большое казино» провалилось в прокате и было разгромлено критиками.
Следующие два с половиной года Бунюэль не снимал фильмов, а путешествовал по стране, бедность которой произвела на него сильнейшее впечатление. Одна из прочитанных Бунюэлем газетных заметок, рассказывавшая об обнаруженном в мусорной куче теле мальчика, стала отправной точкой к сценарию фильма «Забытые». Однако Дансигерс настоял на том, чтобы Луис до того сделал легкую комедию, обещая большую творческую свободу при работе над следующим фильмом, если комедия окупится.
В 1949 году Бунюэль выпустил комедию «Большой кутила» — традиционное жанровое кино о богаче (его сыграл Солер) и его семье, которые поочередно внушают друг другу, что все их состояние потеряно, чтобы в конце торжественно примириться. «Большой кутила» прошел с умеренным успехом. В том же году Бунюэль сменил гражданство на мексиканское, чтобы иметь возможность работать в стране без ограничений.
За 18 лет (с 1947 по 1965 год) Бунюэль снял в Мексике 21 фильм.
Фильм «Забытые» — это история из жизни банды беспризорников в Мехико, промышляющей воровством и другими преступлениями. Бунюэль отошел от мексиканской традиции романтизировать бедность и изобразил своих героев «прирожденными хищниками, которые ничуть не лучше своих жертв». В одной из сцен беспризорники нападают на слепого, отбивающегося от них тростью с гвоздем, в другой — издеваются над безногим калекой.
Стилистически фильм близок итальянскому неореализму, с которым его роднят съемки в естественных условиях и явно читающееся социальное высказывание. Однако Бунюэль обогатил этот язык, добавив сюрреалистичную сцену сна главного героя, которая может быть истолкована зрителем как выражение невысказанных мыслей и отношений героев. Публика и критики в Мексике приняли фильм возмущенно, посчитав, что он очерняет страну.
Ситуация изменилась после участия «Забытых» в конкурсе Каннского кинофестиваля 1951 года, где Бунюэль получил награду как лучший режиссер (в Каннах поддержку Бунюэлю оказал мексиканский поэт, будущий лауреат Нобелевской премии по литературе Октавио Пас, много выступавший в защиту фильма). После этого в Мексике начался повторный, гораздо более успешный кинопрокат «Забытых».
В первой половине 1950-х Бунюэль работал интенсивно, выпуская по два-три фильма в год. Режиссер считал из них заслуживающими внимания только «Лестницу в небо», «Он», «Робинзона Крузо» и «Попытку преступления». «Он» — это драма об аристократе, охваченном ревностью и паранойей и медленно сходящем с ума.
В 1959 году вышел фильм «Назарин», экранизация романа классика испанской литературы Бенито Переса Гальдоса. Если у Переса Гальдоса история нищенствующего странствующего священника, уподобляемого Христу, вселяет надежду на воздаяние за те страдания, которые претерпевает благочестивый герой, то Бунюэль переосмысливает сюжет в соответствии со своими атеистическими взглядами: судьба Назарина доказывает бессмысленность веры. Для понимания авторского замысла важна последняя сцена фильма, в которой крестьянка подает фрукт Назарину, сопровождаемому конвоиром. Назарина охватывает ужас: он осознает произошедшую перемену ролей — теперь уже не он дает другим людям помощь и утешение, а сам получает их как обычный страждущий.
«Назарин» принял участие в конкурсе Каннского кинофестиваля 1959 года и получил Международный приз. Парадоксальным образом фильм едва не стал обладателем приза Католической организации в области кино. Вопреки авторскому замыслу, «Назарин» многими критиками и простыми зрителями воспринимается как картина, утверждающая христианскую веру.
Лента «Виридиана», по рассказам Бунюэля, родилась из нескольких пришедших ему на ум образов: послушница, опоенная и беспомощная в руках старика; нищие, которые находят приют у нее дома; пир нищих, в котором вдруг обнаруживается сходство с «Тайной вечерей» Леонардо да Винчи.
В 1960 году Бунюэль в Каннах познакомился с молодым режиссером Карлосом Саурой, который убедил его снять следующий фильм в родной стране, где Бунюэль не бывал почти четверть века. К этому моменту из фильмов Бунюэля испанский зритель был знаком только с «Робинзоном Крузо», да и тот поступил в прокат с перезаписанными диалогами. Бунюэль на несколько недель приехал в Испанию (ему для этого потребовалось получить визу) и там был представлен мексиканскому бизнесмену Густаво Алатристе, который выразил желание стать продюсером. Его жена Сильвия Пиналь получила в «Виридиане» заглавную роль.
Луис начал работать над сценарием на борту корабля, отправившегося в Мексику, и завершил его совместно с Хулио Алехандро, уже знакомым ему по «Назарину». Бунюэль вернулся в Мадрид для съемок, которые завершились в начале 1961 года. Для того, чтобы выпустить фильм в Испании и выдвинуть его на каннский конкурс, Бунюэлю надо было получить одобрение цензоров. Согласно Гвинну Эдвардсу, режиссер показал цензорам неозвученную версию фильма (озвучивание прошло позже в Париже) и не стал вносить никаких правок, причем цензоры отметили как неприемлемые ряд эпизодов, в том числе изображение самоубийства Хайме и попытки изнасилования.
Бунюэль рассказывал, что финальная сцена с игрой в карты появилась как его реакция на замечания цензоров, требовавших изменить первую, более грубую и прямолинейную, версию финала. На Каннском кинофестивале 1961 года «Виридиана» была удостоена главного приза — «Золотой пальмовой ветви» — вместе с французской картиной «Столь долгое отсутствие». Награждение фильма со скандальными и отчетливо богохульными сценами вызвало возмущение Римской католической церкви и испанских властей. Кощунственным его назвала официальная газета Ватикана L’Osservatore Romano, в Италии, Испании и Бельгии он был запрещен к показу (запрет в Испании был снят в 1977 году, уже после смерти Франко).
Кадр из фильма «Виридиана»
После скандала с «Виридианой» Бунюэль вернулся в Мексику, но его новый фильм снова продюсировал Алатристе, а в актерский ансамбль вошла Пиналь. Алатристе предоставил Бунюэлю творческую свободу, о нехватке которой он сожалел со времен «Забытых»; у него появилась долгожданная возможность «добавить в самую реалистичную последовательность событий нечто безумное, совершенно нелепое». Так появился «Ангел-истребитель», построенный вокруг сверхъестественного допущения: посетители званого ужина обнаруживают, что по неизвестной причине не могут покинуть комнату. По замыслу режиссера, оказавшись в необычной обстановке, рушащей все представления о мире, обыватель демонстрирует комичную беспомощность: он пытается вести прежний образ жизни и быстро деградирует, как только теряет такую возможность.
Затем Бунюэль получил у продюсеров деньги на фильм по роману Переса Гальдоса «Тристана» и в декабре 1962 года закончил сценарий. Однако цензоры отклонили и этот проект под предлогом того, что в фильме предполагается эпизод с дуэлью.
В 1963 году актер Фернандо Рей, исполнитель одной из главных ролей в «Виридиане», познакомил Бунюэля с французским продюсером Сержем Зильберманом. Зильберман предложил Луису экранизировать «Дневник горничной» Октава Мирбо. Режиссер хотел снимать фильм в Мексике и с Пиналь в главной роли, но по настоянию Зильбермана съемки прошли во Франции, а на роль горничной была взята французская актриса — Жанна Моро. Для работы над сценарием Зильберман пригласил почти не имевшего такого опыта Жан-Клода Каррьера. «Дневник горничной» дал начало новому плодотворному периоду в жизни Бунюэля, который до 1977 года вместе с Каррьером и Зильберманом поставил во Франции еще пять фильмов.
В начале 1964 года Алатристе организовал визит к Бунюэлю американского сценариста Далтона Трамбо: его антивоенный роман 1939 года «Джонни взял ружье» о солдате, потерявшем конечности и органы чувств, но сохранившем мышление и память, вызвал живой интерес у Луиса. Трамбо, до того не видевший возможности адекватно передать текст средствами кино, отказывал всем в продаже прав на экранизацию, но в Бунюэле наконец нашел человека, который смог бы это сделать. В Мехико Бунюэль и Трамбо вместе работали над сценарием и много пили. Трамбо закончил сценарий уже в США в 1965 году и в итоге сам поставил фильм еще спустя несколько лет. По воспоминаниям Трамбо, Луис употребил свое влияние на то, чтобы «Джонни взял ружье» попал в основной конкурс Каннского кинофестиваля 1971 года (он получил Гран-при и приз ФИПРЕССИ).
В 1966 году франко-египетские продюсеры братья Хаким, нередко заказывавшие режиссерам первого ряда фильмы с эротической начинкой, вышли на Бунюэля с предложением экранизировать роман Жозефа Кесселя «Дневная красавица». Роль Северин, молодой жены богатого буржуа, которая грезит о садомазохистских сексуальных играх и втайне от мужа идет работать в бордель, исполнила Катрин Денев. Сама актриса позднее отзывалась об этом опыте неоднозначно: признавая, что фильм был важным для ее карьеры, она вспоминает, что ей пришлось обнажаться больше, чем она на то рассчитывала: «Временами я чувствовала, что меня используют». В «Дневной красавице» Бунюэль чаще, чем в большинстве других своих фильмов, смешивает сон и явь, что обусловлено «двойной жизнью» главной героини, которая постоянно находится в плену фантазий. За этот фильм Бунюэль получил «Золотого льва» Венецианского кинофестиваля.
В декабре 1968 года Бунюэль смог вернуться в Испанию и вернулся к работе над фильмом «Тристана». Чтобы получить одобрение цензоров, Бунюэль заручился поддержкой министра информации Испании Мануэля Фраги Ирибарне, который имел репутацию либерала. Катрин Денев говорила, что в этот раз ей работалось более комфортно, чем при съемках «Дневной красавицы». Она называла «Тристану» одним из своих любимых фильмов. Отличительной чертой «Тристаны» стал эффект отчуждения: нарочито холодная, бесстрастная манера, в которой показаны жизнь героини на содержании у деспотичного дона Лопе, одержимого манией собственничества, попытка сбежать с любовником, возвращение, инвалидность и, наконец, превращение самой героини в жестокого манипулятора.
Бунюэль говорил, что «Тристана» станет его последним фильмом, потому что он чувствует, что начинает повторяться.
Успешным стал его фильм «Скромное обаяние буржуазии»: обычное течение жизни группы людей из высшего общества (постоянного объекта сатиры режиссера) нарушается серией необъяснимых, абсурдных событий. По сюжету, шестеро богатых друзей пытаются поужинать вместе, но каждый раз на их пути встает какое-то препятствие. Бунюэль снова чередует сны и реальность, и желание наконец собраться для ужина превращается в навязчивый кошмар. Бунюэль работал с просмотровым монитором, это позволило ему разнообразить технику съемки использованием операторского крана и движущейся камеры в дополнение к обычным статично снятым крупным планам. Ленту выдвинули от Франции на «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке и «Скромное обаяние буржуазии» принесло режиссеру престижную статуэтку.
Следующий фильм, «Призрак свободы», был одним из тех бунюэлевских проектов, которые делались в первую очередь для собственного удовольствия режиссера и без коммерческих амбиций. Режиссер построил фильм как цепочку историй, не связанных друг с другом сюжетно, но перетекавших одна в другую благодаря мастерству оператора и монтажера.
«Скромное обаяние буржуазии» и «Призрак свободы» Бунюэль снимал уже полностью глухим — проблемы со слухом начались у него еще в 1950-х.
Последней работой режиссера стала экранизация романа Пьера Луи «Женщина и плясун», названная «Этот смутный объект желания». Роль пожилого мужчины, который охвачен влечением к постоянно ускользающей от него молодой красотке, снова сыграл Фернандо Рей — это было его четвертое появление в главной роли у Бунюэля. Главная женская роль Кончиты была отдана Марии Шнайдер, но она во время съемок употребляла наркотики и в итоге была уволена. Бунюэль и Каррьер заменили Шнайдер двумя актрисами: Кароль Буке и Анхелой Молиной — прием, призванный обыграть сочетание невинности и чувственности, определяющее образ Кончиты. Фильм получил номинации на «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке и за лучший адаптированный сценарий, но проиграл в обеих.
После «Этого смутного объекта желания» Бунюэль с Каррьером начали работу над новым сценарием, но затем режиссер заболел и решил окончательно отойти от дел. В 1982 году вышла книга воспоминаний Бунюэля под названием «Мой последний вздох», написанная в соавторстве с Каррьером. Инициатором выступил Каррьер, который до этого уже написал для Бунюэля статью-воспоминания о его детских годах. Каррьер трижды приезжал в Мексику для сессий интервью, которые потом подвергал литературной обработке и редактировал вместе с режиссером.
Особенности творчества Луиса Бунюэля
Всю свою жизнь Бунюэль придерживался коммунистических взглядов. В одном из поздних высказываний Бунюэль заметил: «Мои идеи не изменились с тех пор, как мне было двадцать лет. В целом я согласен с Энгельсом: художник описывает подлинные социальные отношения для того, чтобы разрушить общепринятые представления об этих отношениях, подорвать буржуазный оптимизм и заставить зрителей поставить под сомнение догмы существующего порядка. Главное содержание моих фильмов в следующем: повторять, снова и снова, если кто-то позабудет или посчитает иначе, что мы не живем в лучшем из возможных миров».
Социальная критика в фильмах Бунюэля является логическим продолжением идей дадаизма, возникшего как реакция на Первую мировую войну, по мнению многих, подведшую черту под современным мироустройством и обнажившую его несправедливость. Дадаизм повлиял на сюрреализм, Бретон и Арагон были знакомы с его идеологом Тристаном Тцарой. Бунюэль сам происходил из богатой семьи и описывал типичный день своего отца состоящим из приемов пищи, отдыха, курения сигар и игры в карты в клубе; как только он покинул дом для поступления в университет в Мадриде, он, хотя и получал какое-то время деньги от матери, старался дистанцироваться от образа жизни своей семьи.
Хотя сам режиссер датировал начало увлечений политикой 1927-1928 годами, уже после переезда в Париж, вероятно, его левые взгляды начали формироваться еще раньше. Так или иначе, его первые фильмы, «Андалузский пес» и «Золотой век», уже представляли собой четкое социальное высказывание, призыв к изменению социального порядка. Разрыв с группой сюрреалистов в 1932 году режиссер прямо объяснял тем, что они стали слишком буржуазными и приобрели снобизм и симпатию к аристократии.
Одной из тем, проходящих красной нитью через фильмы Бунюэля, была критика буржуазного образа жизни, который у него приобретает характер ритуала — ежедневного повторения бессмысленных действий. По замечанию Эдвардса, богатые буржуазные дома в фильмах режиссера остаются одинаковыми в Италии, Франции и Южной Америке, а его герои из фильмов 1930-х не сильно отличаются от героев 1960-х и 1970-х.
Герои Бунюэля часто раскрываются через их быт: дома, интерьеры, мебель, посуду, одежду. Роскошные особняки стали главным или единственным местом действия, например, «Золотого века», «Ангела-истребителя», «Дневника горничной» и «Скромного обаяния буржуазии». Главные свойства буржуа, по Бунюэлю, — это аморальность, материализм и отсутствие чувства вины. Во многих фильмах — это и «Золотой век», и «Дневник горничной», и «Дневная красавица», и «Тристана» — отличительная черта буржуа — его аморальное сексуальное поведение, вступающее в противоречие с лицемерно добропорядочным публичным образом жизни, которого он придерживается.
В некоторых картинах Бунюэль выставляет своих героев из высших слоев фетишистами, испытывающими влечение к женским ногам или предметам одежды («Он», «Дневник горничной», «Виридиана»). В то же время буржуазия очень живуча и далека от того, чтобы отойти в прошлое, чему свидетельством концовка «Ангела-истребителя» и упорство, проявляемое героями «Скромного обаяния буржуазии»: в фильмах Бунюэля нет исторического оптимизма и веры в том, что высмеиваемая им буржуазия когда-нибудь исчезнет, он лишь критикует сложившийся порядок вещей.
Бунюэль был известен тщательным и продуманным подходом к съемкам; по его собственным словам, еще до прибытия на съемочную площадку он точно знал, как будет снята каждая сцена и каким будет окончательный монтаж. Ему редко требовалось больше двух-трех дублей. Жанна Моро назвала Бунюэля единственным режиссером, у которого не пропадал ни один кадр.
Построение сцен в фильмах Бунюэля очень простое и традиционное: он обычно снимал длинными планами (быстрый монтаж Бунюэль использовал редко, в основном для кульминаций), групповые сцены снимались в три четверти (по колено), для подчеркивания важности предмета или акцентирования внимания на испытываемых персонажем эмоциях мог использоваться крупный план Катрин Денев и Мишель Пикколи, вспоминая о работе с Бунюэлем, отмечали, что он не предлагал им психологических объяснений поведения их персонажей и не требовал психологизма в игре.
29 июля 1983 года Бунюэль умер в больнице American-British Cowdray Hospital в Мехико от цирроза печени. Прощание проходило в кругу семьи и друзей режиссера без религиозных обрядов. Тело Бунюэля было кремировано, урна с прахом осталась у вдовы, которая до конца своей жизни отказывалась рассказать о судьбе останков.
Достоверно местонахождение праха Бунюэля неизвестно; по некоторым сообщениям, урна была передана младшему сыну режиссера Рафаэлю или близкому другу Бунюэля священнику Хулиану Пабло Фернандесу.
В 2018 году производное прилагательное от фамилии режиссера Bunuelian было включено в Оксфордский словарь английского языка.
Личная жизнь Луиса Бунюэля:
Сексуальная жизнь Бунюэля разительно отличалась от той свободы, которая сопровождала большинство участников группы сюрреалистов, проповедовавших свободные отношения. Иезуитское воспитание нанесло ему травму и привило отношение к половому акту как к греху, за которым неминуемо должно следовать чувство вины. В его воспоминаниях неоднократно можно встретить рассказ о том, как он отказался от близости с женщиной, когда у него была такая возможность; упоминая один из таких эпизодов, режиссер назвал себя «парализованным от волнения».
Жена — Жанна Рукар (Jeanne Rucar; 29 февраля 1908 — 4 ноября 1994), была мексиканской профессиональной актрисой и гимнасткой французского происхождения.
До свадьбы они были знакомы восемь лет. Состояли в браке сорок девять лет, с 1934 года до его смерти в 1983 году.
В 1934 году в Париже у них родился сын Хуан Луис, впоследствии ставший режиссером. В 1940 году в Нью-Йорке родился второй сын Рафаэль, ставший скульптором и режиссером.
Луис Бунюэль и жена Жанна Рукар
После смерти мужа Жанна Рукар в 1990 году написала «Воспоминания о женщине без фортепиано» — книгу воспоминаний об их совместной жизни. В ней она характеризует Луиса как в высшей степени деспотичного и параноидально ревнивого собственника, который вынудил ее прекратить давать уроки игры на пианино, боясь, что Жанна будет оставаться наедине с посторонними мужчинами. Бунюэль навязывал жене традиционный домашний образ жизни и часто обрывал ее, если она пыталась присоединиться к мужскому разговору. Он полностью распоряжался семейным бюджетом, вел все дела и в одиночку принимал любые решения, касавшиеся дома и семьи. Однажды он согласился отдать дочери друга любимое пианино жены за три бутылки шампанского; девушка попросила пианино после обильных возлияний и как бы в шутку, и тем больше была шокирована Жанна, когда на следующий день Бунюэль в самом деле отдал музыкальный инструмент.
Ревнивый и властный муж часто появляется в фильмах Бунюэля, чему самые яркие примеры — «Он» и «Тристана». Гвинн Эдвардс приводит рассказ Бунюэля о некоем офицере из Мехико, чья ревность достигала масштабов паранойи; этот офицер, по словам режиссера, и был прообразом Франсиско из фильма «Он». С точки зрения биографа, это ярчайший пример характерной для Бунюэля психологической защиты, выражавшейся в переносе своих недостатков на кого-то постороннего.
В быту режиссер поддерживал строгость и скромность, которые приличествовали многолетнему критику буржуазии. Он вставал в пять утра и ложился спать в девять, домашняя обстановка была подчеркнуто простой, а вместо кровати Бунюэль часто спал на деревянных досках под грубым одеялом. Он любил алкоголь, но предпочитал пить в простых барах. В старости, после успеха «Дневной красавицы», Бунюэль стал обеспеченным человеком, но на скромности в быту это не отразилось.
Фильмография Луиса Бунюэля:
1926 — Мопра (Mauprat)
1929 — Андалузский пёс (An Andalusian Dog / Un chien andalou) — человек в прологе (нет в титрах)
1930 — Золотой век (Age of Gold / Âge d’or, L’) — эпизод (нет в титрах)
1953 — Горделивые (Proud Ones, The / Orgueilleux, Les) — торговец (нет в титрах)
1964 — Плач по бандиту (Weeping for a Bandit / Llanto por un bandido)
1966 — Дневная красавица (Belle de jour) — эпизод (нет в титрах)
1974 — Фантом свободы (Phantom of Liberty, The / Fantôme de la liberté, Le) — эпизод (нет в титрах)
1984 — Назарин (Nazarin) (короткометражный)
Озвучивание Луиса Бунюэля:
1969 — Млечный путь (Milky Way, The / Voie lactée, La)
Режиссерские работы Луиса Бунюэля:
1929 — Андалузский пёс (An Andalusian Dog / Un chien andalou)
1930 — Золотой век (Age of Gold / Âge d’or, L’)
1933 — Земля без хлеба (Las Hurdes / Las Hurdes, tierra sin pan) (документальный)
1937 — Часовой, тревога! (Guard! Alert! / ¡Centinela, alerta!)
1947 — Большое казино (Gran Casino / Tampico)
1949 — Кутила (Great Madcap, The / Gran Calavera, El)
1950 — Забытые (Los Olvidados)
1951 — Сусана (Susana / Carne y demonio)
1951 — Лестница на небо (La Hija del engaño)
1952 — Лестница в небо (Subida al cielo)
1952 — Женщина без любви (A Woman Without Love / Mujer sin amor, Una)
1953 — Он (This Strange Passion / Él)
1954 — Робинзон Крузо (Robinson Crusoe / Las aventuras de Robinson Crusoe)
1954 — Иллюзия разъезжает в трамвае (Illusion Travels by Streetcar / La Ilusión viaja en tranvía)
1954 — Бездны страсти (Abismos de pasión)
1955 — Попытка преступления (Ensayo de un crimen)
1956 — Смерть в этом саду (Death in the Garden / La Mort en ce jardin)
1956 — Это называется зарей (Cela s’appelle l’aurore)
1959 — Назарин (Nazarín)
1959 — Лихорадка приходит в Эль-Пао (La Fièvre monte à El Pao)
1960 — Девушка (Young One, The / Joven, La)
1961 — Виридиана (Viridiana)
1962 — Ангел-истребитель (Exterminating Angel, The / El angel exterminador)
1964 — Дневник горничной (Diary of a Chambermaid / Journal d’une femme de chambre, Le)
1965 — Симеон-столпник (Simon of the Desert / Simón del desierto)
1967 — Дневная красавица (Belle de jour)
1969 — Млечный путь (Milky Way, The / Voie lactée, La)
1970 — Тристана (Tristana)
1972 — Скромное обаяние буржуазии (Discreet Charm of the Bourgeoisie, The / Charme discret de la bourgeoisie, Le)
1974 — Фантом свободы (Phantom of Liberty, The / Fantôme de la liberté, Le)
1977 — Этот смутный объект желания (That Obscure Object of Desire / Cet obscur objet du désir)
Сценарии Луиса Бунюэля:
1928 — Падение дома Ашеров (La Chute de la maison Usher)
1929 — Андалузский пёс (An Andalusian Dog / Un chien andalou)
1930 — Золотой век (Age of Gold / Âge d’or, L’)
1933 — Земля без хлеба (Las Hurdes / Las Hurdes, tierra sin pan) (документальный)
1935 — Дон Квинтин, горемыка (Don Quintin the Bitter / Don Quintín el amargao)
1937 — Часовой, тревога! (Guard! Alert! / ¡Centinela, alerta!)
1950 — Забытые (Los Olvidados)
1951 — Сусана (Susana / Carne y demonio)
1952 — Лестница в небо (Subida al cielo)
1952 — Женщина без любви (A Woman Without Love / Mujer sin amor, Una)
1953 — Он (This Strange Passion / Él)
1954 — Робинзон Крузо (Robinson Crusoe / Las aventuras de Robinson Crusoe)
1954 — Бездны страсти (Abismos de pasión)
1955 — Попытка преступления (Ensayo de un crimen)
1956 — Смерть в этом саду (Death in the Garden / La Mort en ce jardin)
1956 — Это называется зарей (Cela s’appelle l’aurore)
1959 — Назарин (Nazarín)
1959 — Лихорадка приходит в Эль-Пао (La Fièvre monte à El Pao)
1960 — Девушка (Young One, The / Joven, La)
1961 — Виридиана (Viridiana)
1962 — Ангел-истребитель (Exterminating Angel, The / El angel exterminador)
1964 — Дневник горничной (Diary of a Chambermaid / Journal d’une femme de chambre, Le)
1965 — Симеон-столпник (Simon of the Desert / Simón del desierto)
1966 — Дневная красавица (Belle de jour)
1969 — Млечный путь (Milky Way, The / Voie lactée, La)
1970 — Тристана (Tristana)
1971 — Джонни взял ружье (Johnny Got His Gun) (нет в титрах)
1972 — Скромное обаяние буржуазии (Discreet Charm of the Bourgeoisie, The / Charme discret de la bourgeoisie, Le)
1974 — Фантом свободы (Phantom of Liberty, The / Fantôme de la liberté, Le)
1977 — Этот смутный объект желания (That Obscure Object of Desire / Cet obscur objet du désir)
Работы Луиса Бунюэля как композитора:
1930 — Золотой век (Age of Gold / Âge d’or, L’)
1969 — Млечный путь (Milky Way, The / Voie lactée, La)
Продюсерские работы Луиса Бунюэля:
1929 — Андалузский пёс (An Andalusian Dog / Un chien andalou)
1933 — Земля без хлеба (Las Hurdes / Las Hurdes, tierra sin pan) (документальный)
1935 — Дон Квинтин, горемыка (Don Quintin the Bitter / Don Quintín el amargao)
1937 — Часовой, тревога! (Guard! Alert! / ¡Centinela, alerta!)
1970 — Тристана (Tristana)
Образ Луиса Бунюэля в кино:
2001 — «Бунюэль и стол царя Соломона» (реж. Карлос Саура), в роли Бунюэля актер Эль Гран Вайоминг
2011 — «Полночь в Париже» (реж. Вуди Аллен), в роли Бунюэля актер Адриан де Ван
2015 — По следам «Назарина»: Эхо земли на другой земле / Tras Nazarín. El eco de una tierra en otra tierra (реж. Хавьер Эспада / Javier Espada) — документальный
2018 — «Бунюэль в лабиринте черепах» (исп. Buñuel en el laberinto de las tortugas), испанский полнометражный анимационный биографический фильм, посвящённый работе Бунюэля над фильмом о Лас-Урдес
последнее обновление информации: 12.06.2022