Марина Олеговна Зуева
Возраст: 68
Марина Олеговна Зуева. Родилась 9 апреля 1956 года в Москве. Советская фигуристка, выступавшая в танцах на льду в паре с Андреем Витманом. Мастер спорта СССР международного класса. Советский и российский хореограф и тренер по фигурному катанию. Заслуженный тренер СССР (1988). Заслуженный деятель искусств Российской Федерации (1994).
Марина Зуева родилась 9 апреля 1956 года в Москве.
Как фигуристка подавала большие надежды. В ЦСКА Марину Зуеву привел известный тренер Виктор Рыжкин. Он же поставил ее в пару с Андреем Витманом и решил, что фигуристам для начала нужно сосредоточиться на технике. Исполнить тренерский план не получилось. Рыжкина назначили директором школы фигурного катания ЦСКА. Перспективную пару он передал Елене Чайковской.
Фигуристка Елена Скороходова вспоминала: «Помню, мы ходили на нее смотреть. Она каталась тогда без партнера. «Да, гениальная», — подумала я. В чем это проявлялось? Сложно объяснить, это надо было лицезреть воочию: девочка каталась так, будто кроме фигурного катания ничего в мире нет, будто это высшее счастье на планете — кататься на коньках. Глядя на нее, поднималось настроение, возникало ощущение восторга».
Елена Чайковская рассмотрела в Зуевой хорошую танцоршу. Однако она сразу поняла, что у пары Зуева-Витман, несмотря на хороший потенциал, будет много проблем. Во-первых, Витман был старше своей партнерши на восемь лет. Во-вторых, у них совсем не получались обязательные танцы. Чайковская вспоминала: «Начинаем зубрить — иначе и не скажешь — очередной комплект танцев, и кажый день, как с нуля. Вроде бы и не было предыдущих тренировок. Только пошло, только выучили, только закрепили правильные движения, как вновь все сломано, все неточно. То, что делает пару интересной и зрелищной в произвольном танце, пожалуй, даже мешает в обязательных. Здесь фантазия и экспромт не нужны. Здесь все строго, все обусловлено, все ограниченно. А Зуева и Витман к такому не привыкли. Каждая тренировка — выяснение отношений. Вначале это бывало раз-два в месяц. Потом — раз или два в неделю. Потом каждый день. А потом и по несколько раз за тренировку».
Марина Зуева в паре с Андреем Витманом дважды завоевывали бронзу на чемпионатах страны и входили в сборную команду. В 1977 году пара была пятой на чемпионате Европы и мира, шестыми на чемпионате Европы 1978 года и седьмыми на чемпионате мира того же года.
Марина Зуева в молодости
Сама Марина Зуева говорила: «Наша пара была новаторского стиля! Если, конечно, можно так называть что-нибудь, что происходило в то время, в 1970-е годы. Много у нас было интересных поддержек, движений. И все думали, что мы далеко пойдем… Но не получилось. Да, наш лучший результат на чемпионате мира — пятое место в Японии. На самом деле я даже затрудняюсь сказать, почему именно не получилось. Наверное, много факторов сказалось. Андрей был старше меня на восемь лет. Мы были третьим номером в сборной… Ну и лучше надо было кататься! Но ничего».
Марина Зуева и Андрей Витман
После окончания карьеры фигуристки, она решает стать тренером.
Ее первое место работы — должность хореографа в ЦСКА. Параллельно с этим Марина училась в ГИТИСе на курсе знаменитого балетмейстера, лауреата двух Сталинских премий Ростислава Захарова.
В ЦСКА ее первыми учениками стали Екатерина Гордеева и Сергей Гриньков. «И мне, и им повезло — мы росли в атмосфере взаимного художественного развития. Мы ходили в театры вместе, у меня почти везде были пропуска — и очень много смотрели, впитывали… Посещали балеты, спектакли, художественные выставки. Вот так мы вместе развивались», — вспоминала Зуева.
Для Екатерины Гордеевой и Сергея Гринькова она поставила такие программы как «Лунная соната», «Вокализ», «Ромео и Джульетта». После того как фигуристы стали двукратными олимпийскими чемпионами, продолжила сотрудничество с ними на профессиональном льду. Когда Екатерина после внезапной смерти Сергея стала выступать в одиночном катании, Зуева по-прежнему оставалась рядом.
Марина Зуева была хореографом-постановщиком у своего бывшего тренера Елены Чайковской. Их сотрудничество закончилось грандиозным скандалом. За Зуеву заступился Станислав Жук, который уговорил руководство ЦСКА доверить ей несколько младших групп.
Но через несколько лет, по словам Жука, именно Зуева стала одним из авторов письма (вместе с фигуристкой Анной Кондрашовой) в ЦК КПСС, в котором его обвинили в «аморальном поведении». В результате Жука постепенно отстранили от тренерской деятельности, а его лучшую пару на тот момент — Екатерину Гордееву и Сергея Гринькова — перевели к Марине Зуевой и Станиславу Леоновичу. Именно с ними она выиграла свое первое олимпийское золото в качестве тренера.
В 1991 году Марина Зуева по приглашению канадского клуба уехала в Канаду, в Оттаву. Она тренировала канадские пары, своего сына Федора Андреева, канадскую одиночницу Карин Кадеви.
В 2002 году Зуева переехала в Детройт, где работал Игорь Шпильбанд, с которым у нее сложился тренерский тандем. Шпильбанд отвечает за технику катания и обязательные танцы, а она работает над оригинальной и произвольной программами. «Игорь вообще у нас отвечает за техническую часть. Занимается обязательными танцами, очень много работает над связками. Короткие программы — это его специализация. Но он хорошо ставит танго, латину… Танго вообще лучше Игоря никто не ставит, я считаю. Я чувствую классическую музыку — а Игорь танго», — говорила Зуева.
Тренерский тандем работал в Arctic Figure Skating Club в Кантоне, штат Мичиган.
Впоследствии Марина Зуева и Игорь Шпильбанд расстались, обменявшись взаимными обвинениями. «Игорь без моего согласия принял решение иметь своих личных учеников, которых бы он тренировал отдельно от меня. Я в этом вопросе занимаю довольно четкую позицию: это конфликт интересов», — заявляла Марина Зуева.
Программы, которые она придумывает для своих учеников, отличаются необычными поддержками. По собственному признанию, вдохновение для творческих находок Зуева черпает, изучая историю не только фигурного катания, но и цирка, балета.
Среди ее учеников — олимпийские чемпионы Ванкувера Тесса Вертью и Скотт Моир, олимпийские чемпионы Сочи Мэрил Дэвис и Чарли Уайт, серебряные призеры олимпиады в Турине Танит Белбин и Бенджамин Агосто, Маргарита Дробязко и Повилас Ванагас, Мэдисон Чок и Грег Зюрлайн, Майя и Алекс Шибутани и др.
Работала с прославленным российским танцевальным дуэтом Викторией Синициной и Никитой Кацалаповым.
«Что такое хореография? Это композиция. Музыка, идея, сюжет, расстановка элементов. И вот в танцах заполнение программы связками между элементами, когда композиция уже готова — очень специфичный, трудоемкий процесс. Связки должны быть не просто сложными, они еще должны подходить к музыке, совпадать с идеей танца. И в то же время на них надо набирать ход, потому что программа «умрет», если на связках не будет хода», — говорила о своей работе Зуева.
Личная жизнь Марины Зуевой:
Первый муж — Владимир Андреев.
Сын от первого брака — Федор Владимирович Андреев (род. 2 марта 1982), российский и канадский фигурист. Канаду представлял в одиночном катании, был бронзовым призером чемпионата Канады. Позже перешел в танцы на льду, выступал за Россию в паре с Яной Хохловой. В 2011 году завершил карьеру из-за травмы. В 2019 году женился на олимпийской чемпионке Сочи-2014 Мэрил Дэвис (Meryl Davis). До этого они были вместе 9 лет, в 2017-м Мэрил и Федор обручились в Калифорнии.
Федор Андреев и Мэрил Дэвис
Второй муж — Алексей Четверухин, брат заменитого фигуриста-одиночника Сергея Четверухина.
Спортивные достижения Марины Зуевой:
Чемпионаты СССР — 3 (1976, 1977);
Приз газеты «Московские новости» — 3 (1976, 1978)
Награды и звания Марины Зуевой:
— Мастер спорта СССР международного класса;
— Заслуженный тренер СССР (1988);
— Заслуженный деятель искусств Российской Федерации (1994) — за заслуги в развитии физической культуры и спорта и большой личный вклад в подготовку и проведение XVII зимних Олимпийских игр 1994 года