Мария Германовна Гаврилова
Возраст: 60
Мария Германовна Гаврилова. Родилась 12 ноября 1963 года в Челябинске. Советская и российская оперная певица (сопрано), солистка Большого театра. Народная артистка РФ (2001).
Мария Гаврилова родилась 12 ноября 1963 года в Челябинске в семье оперных певцов.
Отец — Герман Константинович Гаврилов, оперный певец (тенор).
Мать — Зинаида Александровна Аблицева, оперная певица (меццо-сопрано), концертмейстер.
Ее родители в 1950-1970-е годы были ведущими солистами Челябинского театра оперы и балета, впоследствии преподавали в Челябинском музыкальном училище им. П.И. Чайковского: отец возглавлял вокальное отделение, а мать, которая имела второе высшее музыкальное образование как пианистка, — концертмейстерское.
Имеет брата, он пианист.
Мария выросла за кулисами театра. С детства много ездила с родителями на гастроли по разным городам страны. Посещала музыкальную школу по классам фортепиано и вокала.
В 1980-1986 годах обучалась в Челябинском музыкальном училище на фортепианном и на вокальном отделениях.
В 1986-1991 годах обучалась в Московской консерватории, класс профессора, народной артистки РСФСР Ирины Масленниковой. «Я даже и не волновалась насчет своей дальнейшей жизни. У меня был выбор: я могла идти преподавать или встать в хор в любой театр… А тут мое первое пребывание в Москве, меня берут сразу на первый курс консерватории. И кто — Ирина Ивановна Масленникова! Для меня это был просто сюрприз!.. Первый год обучения для меня был очень тяжелый. Но Ирина Ивановна нашла пути общения со мной, она была ко мне благосклонна, терпелива. Она очень строгий педагог. Она мне говорила так: «У нас нет с тобой пути назад, или ты работаешь — или ты никому не нужна. Это очень суровая и жестокая профессия»,- вспоминала Гаврилова.
Будучи студенткой третьего курса, Мария Гаврилова получила диплом на Всесоюзном конкурсе вокалистов имени М.И. Глинки. А через год, после выступления на Международном конкурсе имени П.И. Чайковского, к ней подошел очарованный ее голосом народный артист СССР Евгений Райков, в то время директор оперной труппы Большого театра, и предложил прослушаться в стажерскую группу. Таково было и настояние ее педагога. На третьем туре в Большом театре она впервые в жизни пела с оркестром (исполняла речитатив и балладу Недды из оперы Р. Леонкавалло «Паяцы»), и в сентябре 1990-го была зачислена в стажеры. На следующий год, окончив консерваторию, стала солисткой оперы.
В 1990 году будучи студенткой принята в Большой театр Союза ССР. Дебютировала в партии Оксаны в опере «Ночь перед Рождеством» Н. Римского-Корсакова.
Проникновенное лирико-драматическое сопрано редкой красоты и выразительности, прекрасная вокальная школа, актерское дарование, сценическое обаяние позволили певице быстро занять ведущее положение среди сопрано Большого театра.
После Оксаны в опере Н.А. Римского-Корсакова «Ночь перед Рождеством» она получила роль Татьяны в новой тогда постановке «Евгения Онегина» 1991 года режиссера Б.А. Покровского. Впервые исполнив эту партию на гастролях Большого театра в нью-йоркском Метрополитен-опера (это были ее первые зарубежные гастроли), а в марте 1992-го спела ее на сцене Большого на юбилейном вечере в честь Галины Вишневской. Роль пушкинской Татьяны стала одним из самых больших достижений артистки, поставивших ее в ряд лучших создательниц этого образа на оперной сцене.
Большую творческую радость принесла певице работа над оперой «Франческа да Римини», которую ставил Б.А. Покровский. В «Псковитянке» Римского-Корсакова, дирижером-постановщиком которой был Е.Ф. Светланов, она пела Ольгу. Партия богата выразительными речитативами, сольными эпизодами и ансамблевыми сценами. Критика особо отмечала как еще одну бесспорную удачу певицы — созданный ею чистый и одновременно наделенный сильной волей образ Натальи в постановке «Опричника» Чайковского, главным инициатором которой в 1999 году был дирижер Марк Эрмлер.
Мария Гаврилова стала очень популярна заграницей и большую часть года проводит за рубежом. Она выступает на таких сценах, как Метрополитен-опера, Вашингтонская опера, Опера Сиэтла, Опера Бастилии, Ковент-Гарден, Будапешт-опера, в театрах Бельгии, Франции, Германии, Италии, Финляндии. В частности партию Мадам Баттерфляй она исполняла в театрах Флориды, Мичигана, Гамбургской опере, Лизы в «Пиковой даме» в Королевской опере в Льеже (Бельгия), Государственной венгерской опере, Финской национальной опере.
С 2007 года — постоянная приглашенная звезда Метрополитен-опера, где исполняет партии Мадам Баттерфляй, Манон Леско и Тоски в одноименных операх Дж. Пуччини, Аиды в одноименной опере, Амелии в опере «Бал-маскарад» и Дездемоны в опере «Отелло» Дж. Верди, Полины в опере «Игрок» С. Прокофьева, Суссанны в опере «Хованщина» М. Мусоргского, Матери в опере «Нос» Д. Шостаковича.
В 2013 году исполнила заглавную партию в опере «Сестра Анджелика» Дж. Пуччини в Опере Сиэтла.
Марию Гаврилову называли на Западе «славянским чудом», «королевой драматических ролей».
«В начале карьеры в Большом думала только о том, чтобы не сбивалось дыхание при пении. Я не умела двигаться — сцена-то огромная! Соединить в спектакле движение с вокалом очень сложно. Певице надо думать о том, как отшлифовать партию, все время — дома, на улице, на отдыхе. Что-то понимать в опере я начала только к 40 годам», — признавалась она.
В июне 2016 года после многолетнего перерыва вышла на сцену Большого театра, в партии Сабуровой в спектакле «Царская невеста».
Партии Марии Гавриловой в Большом театре:
- 1990 — Оксана в опере «Ночь перед Рождеством» Н. Римского-Корсакова;
- 1990 — Маргарита в «Фаусте» Ш. Гуно;
- 1991 — Леонора в «Трубадуре» Дж. Верди;
- 1991 — Татьяна в опере «Евгений Онегин» П. Чайковского;
- 1992 — Войслава в опере-балете «Млада» Н. Римского-Корсакова;
- 1993 — Агнесса Сорель в «Орлеанской деве» П. Чайковского;
- 1994 — Земфира в «Алеко» С. Рахманинова;
- 1995 — Недда в опере «Паяцы» Р. Леонкавалло;
- 1995 — Графиня Розина в «Свадьбе Фигаро» В. Моцарта;
- 1996 — Мими в «Богеме» Дж. Пуччини;
- 1997 — Лиза в «Пиковой даме» П. Чайковского;
- 1997 — Франческа да Римини в одноименной опере С. Рахманинова;
- 1997 — Иоланта в одноименной опере П. Чайковского;
- 1998 — Марфа в «Царской невесте» Н. Римского-Корсакова;
- 1999 — Наталья в «Опричнике» П. Чайковского;
- 1999 — Княжна Ольга в «Псковитянке» Н. Римского-Корсакова;
- 2000 — Татьяна в опере «Евгений Онегин» П. Чайковского;
- 2002 — Мария в «Мазепе» П. Чайковского;
- 2003 — Горислава в опере «Руслан и Людмила» М. Глинки;
- 2009 — Тоска в одноименной опере Дж. Пуччини;
- 2010 — Лиза в «Пиковой даме» П. Чайковского;
- 2016 — Сабурова в «Царской невесте» Н. Римского-Корсакова.
Марию Гаврилову часто называют «русское сопрано». Вокально-сценические образы отечественной классики созданы певицей в лучших традициях русской исполнительской культуры. Она — обладательница сопрано красивого тембра, одна из немногих нынешних вокалисток, постигших секреты дикционно ясного пения.
Концертный репертуар Марии Гавриловой богат и обширен. Среди более значительных программ, участие в «Реквием» Дж. Верди, Девятой симфонии Бетховена, «Свитезянки» Н. А. Римского-Корсакова, опере «Алеко» Рахманинова в концертном исполнении с Большим симфоническим оркестром имени П. И. Чайковского под управлением В. И. Федосеева на сцене концертного зала «Плейель» в Париже.
Личная жизнь Марии Гавриловой:
Замужем. Супруг также родом из Челябинска, певец-баритон в областной филармонии. Они вместе с 1987 года. Когда певица находится на гастролях они ежедневно созваниваются: «Конечно, муж переживает и страдает. Мы с ним разговариваем каждый день по телефону утром и вечером».
Фильмография Марии Гавриловой:
1992 — «Млада» — Войслава
1993 — «Орлеанская дева» — Агнеса Сорель
2000 — «Евгений Онегин» — Татьяна
2016 — «Царская невеста» — Домна Сабурова
Награды Марии Гавриловой:
Народная артистка РФ (2001)
Заслуженная артистка РФ (1996)
Диплом Всесоюзного конкурса вокалистов имени М. И. Глинки
последнее обновление информации: 25.05.2023