Михаил Барышников (Mikhail Baryshnikov)
Возраст: 75
Михаил Николаевич Барышников (Mikhail Baryshnikov). Родился 27 января 1948 года в Риге. Советский и американский артист балета, балетмейстер, актер, сценарист, фотограф. Заслуженный артист РСФСР (1973).
Михаил Барышников родился 27 января 1948 года в Риге.
Отец — Николай Барышников, офицер Советской Армии.
Когда ему было 12 лет, мать покончила с собой. Эта трагедия сильно повлияла на подростка, утешение он находил в хореографии.
После самоубийства матери около двух лет Михаил прожил в семье своего одноклассника Андриса Витиньша.
Окончил Рижскую среднюю школу № 22.
С ранних лет занимался балетом. Начинал в Рижском хореографическом училище у педагогов Юриса Капралиса и Валентина Блинова. Вместе с ним начинал и другой известный танцор балета — Александр Годунов. Михаил Барышников с третьего по пятый класс обучался у Юриса Капралиса. Капралис ставил для него и для Александра Годунова их первые танцевальные номера, в том числе и совместные, заложил основы его технической базы. Барышников поддерживал хорошие отношения с Капралисом на протяжении всей его жизни.
В возрасте 16 лет Михаил Барышников отправился в северную столицу, там он продолжил обучение в Ленинградском хореографическом училище в классе Александра Пушкина, у которого до этого учился Рудольф Нуриев. Стоит отметить, что переезд в Ленинград был для него очень непростым — пришлось расстаться с наставником Юрисом Капралисом. Но Капралис поддержал переход Барышникова в Вагановском училище.
С юности Барышников проявил себя как перфекционист, стремящийся к идеальному результату, ради чего он не щадил себя, упорством и трудолюбием добиваясь цели.
Михаил Барышников в молодости
О своем ленинградском периоде жизни говорил: «Это были важные годы моего становления. Моя школа была удивительным учреждением, но и сам город, его театры и музеи прекрасны. Я часто ходил в театры и концерты, пересмотрел бесконечное количество балетных спектаклей и видел таких балерин, как например Наталья Макарова. Она танцевала «Жизель» каждую вторую неделю, и можно было наблюдать, как она изменяла не только рисунок, но даже и интерпретацию образа героини. Для молодого танцовщика эти уроки были бесценны».
В 1967-1974 годах был ведущим солистом в Ленинградском театре оперы и балета имени Кирова. Исполнял партии Базиля в балете Людвига Минкуса «Дон Кихот», Дезире в «Спящей красавице» Петра Чайковского, роль Гамлета в одноимённом балете Н. Червинского и роль Адама в балете «Сотворение мира» (постановка Н. Касаткиной и В. Василёва).
За рубежом Барышников впервые выступил в 1970 году, находясь в Лондоне на гастролях с труппой Театра им. Кирова. Об этом он говорил: «В училище мы изучали историю танца. Я знал, например, об Айседоре Дункан, жене русского поэта Есенина, и – по секрету – даже о скандале, связанном с их именами. Я знал о Марте Грэхем. Мне было 16-17 лет, когда я увидел фотографии Мерса Каннингхэма, но ни «вживую», ни по телевизору мы, молодые танцовщики, никогда не видели современного западного танца. Впервые я увидел современный танец в 1970 году во время гастролей нашего театра в Лондоне. Это было моей драмой, потому что это знакомство изменило меня самого».
В июне 1974 года во время гастролей с труппой Большого театра в Торонто (Канада) Барышников отказался вернуться в СССР, руководствуясь скорее артистическими, нежели политическими побуждениями — он получил приглашение от своего давнего знакомого Александра Минца поступить в труппу «Американского театра балета».
29 июля 1974 он дебютировал в Нью-Йорке в спектакле «Америкен балле тиэтр» «Жизель», танцуя с Н. Макаровой. В течение последующих четырех лет Барышников исполнил множество ведущих партий в классических и современных балетах. Он работал также как хореограф и исполнял главные партии в собственных постановках «Щелкунчика» (музыка Чайковского) и «Дон Кихота» (музыка Л. Минкуса).
В 1974-1978 годах — премьер труппы «Американский театр балета» (Нью-Йорк). Выступал в баланчинских постановках, в том числе в «Аполлоне» (музыка И.Ф. Стравинского), «Блудном сыне» (музыка С.С. Прокофьева), «Орфее» (музыка Стравинского) и «Арлекинаде» (музыка Р. Дриго), и в некоторых постановках Джерома Роббинса.
В 1980-1989 годах — художественный руководитель «Американ балле тиэтр» (АБТ). В 1990 году Барышников и хореограф Марк Моррис основали коллектив «Уайт оук данс проджект», который со временем превратился в большую передвижную труппу с современным репертуаром. Оставив АБТ, Барышников совершил уникальный поступок в истории балетного театра: он не просто покинул классический балет и на том завершил свою карьеру, но начал новый творческий этап – стал исполнителем танца-модерн. И до него классические танцовщики выступали в балетах модернистов, но только Барышников стал постоянно работать в этом направлении, сделался артистом другой школы, других эстетических идеалов. Оказал существенное влияние на американскую и мировую хореографию.
В 1978 году дебютировал в кино, снявшись в роли звезды балета в фильме «Поворотный пункт» с Энн Бэнкрофт и Ширли Маклейн в главных ролях. В одной из сцен фильма поёт под гитару фрагмент песни своего друга Владимира Высоцкого «Если я богат как царь морской…» («Дом хрустальный»). По сюжету две подруги, вместе когда-то начинавшие в балете, встречаются спустя много лет. Эмма Джеклин стала звездой, а Диди Роджерс — домохозяйкой и учительницей танцев, чья дочь теперь в свою очередь начинает балетную карьеру. За эту работу Барышников был номинирован на премию «Оскар» за лучшую мужскую роль второго плана (всего фильм был представлен в одиннадцати номинациях, но не получил ни одной).
В 1985 году сыграл роль танцовщика, убегающего от советской власти, в кассовом фильме «Белые ночи». По сюжету советский танцовщик Николай Родченко (Михаил Барышников) бежит на Запад в поисках свободы. Однако во время очередных гастролей его самолет совершает аварийную посадку на военном аэродроме в Сибири. Родченко невольно вновь оказывается в Советском Союзе, где его считают изменником Родине. Танцовщик сразу попадает под опеку спецслужб, которые приставляют к нему «воспитателей» — степ-танцовщика Реймонда Гринвуда (Грегори Хайнс) и его жену Дарью (Изабелла Росселлини).
Михаил Барышников в фильме «Белые ночи»
В 1987 году сыграл главную роль в драме «Танцоры» режиссёра Герберта Росса. Его герой — Тони (Антон Сергеев), звезда русского балета, который участвует в съёмках киноверсии знаменитой «Жизели», проводящихся в Италии. Он заводит небольшой флирт с молодой балериной Лизой Стрессер, но вскоре начинает понимать, что их отношения повторяют сюжет балета «Жизель».
Михаил Барышников в фильме «Танцоры»
В 1989 году дебютировал на Бродвее. Сыграл драматическую роль в спектакле «Метаморфозы» на Бродвее, был номинирован на премию «Тони» и специальную премию критиков драматического театра «Drama Critics Award».
В конце 1980-х Эльдар Рязанов собирался снимать фильм о солдате Чонкине. Автор культового романа Владимир Войнович и продюсер Эрик Абрахам хотели, чтобы Чонкина сыграл Барышников, и он с удовольствием согласился. Но режиссер счел танцовщика слишком рафинированным для этой роли, а скорее всего — поостерегся иметь дело с невозвращенцем.
В 1991-м последовала главная роль — Петра Грущенко — в комедийном боевике «Дело фирмы». По сюжету промышленный шпион старой закалки Сэм Бойд вдруг осознает, что его методы работы допотопны и не успевают за техническим прогрессом. Ему кажется, что он скоро может остаться без работы, но вдруг получает от ЦРУ ответственное задание и направляется в Берлин, где вступает в противостояние с агентами КГБ, колумбийской мафией.
Михаил Барышников в фильме «Дело фирмы»
Барышников является совладельцем ресторана «Русский самовар» в Нью-Йорке, который он открыл вместе с Иосифом Бродским. Барышников вложил в ресторан накопленные от выступлений деньги. В 1990 году совместно с фирмой Weekend Exercise Co запустил марку одежды для танцовщиков Baryshnikov, также выпускал мужской одеколон под собственным именем — Misha.
В 1990 году вместе с танцовщиком и хореографом Марком Моррисом организовал «Проект «Белый дуб»» во Флориде, занимавшийся постановками и изысканиями в области современного танца. Возглавлял его до 2002 года, когда проект был закрыт, чтобы сконцентрироваться на организации и строительстве Центра искусств Барышникова (Baryshnikov Arts Center). После открытия Центра в 2005 году на 37-й улице Нью-Йорка, неподалёку от Театрального квартала, является его художественным руководителем.
В начале 2000-х годов снимался в популярном телесериале «Секс в большом городе», исполнив роль очередного возлюбленного Кэрри Брэдшоу, художника Александра Петровского, в последних сериях последнего сезона.
Трижды получил премию «Эмми» за участие в посвященных его творчеству телевизионных передачах.
В 2014 году сыграл роль Сорокина в триллере «Джек Райан: Теория хаоса». По сюжету финансовый аналитик Джек Райан (Крис Пайн) переезжает в Москву для работы на некоего миллиардера. И именно этот нувориш обставит дела таким образом, чтобы на Райна пали все подозрения в организации террористического сговора с целью обрушить экономику США. И Джеку не остается ничего иного, как попытаться одновременно очистить свое имя, обезвредить заговор и спасти жену, взятую миллиардером в заложники.
Михаил Барышников в фильме «Джек Райан: Теория хаоса»
В 2015 году Михаил Барышников вернулся на родину, откликнувшись на предложение латвийского режиссёра Алвиса Херманиса поставить моноспектакль по поэзии Бродского, который стал сенсацией театрального сезона далеко за пределами Латвии.
21 декабря 2016 года обратился с письмом в латвийский парламент с просьбой стать гражданином Латвии. В апреле 2017 года сейм Латвии единогласно проголосовал за предоставление артисту латвийского гражданства.
Барышников поддерживал Хиллари Клинтон в предвыборной кампании против Дональда Трампа. Последнего он характеризовал как тоталитарного лидера с советской риторикой времён его молодости.
О себе говорил: «Я — часть русской культуры». В то же время отмечал, что в Россию его не тянет: «У меня никогда не было такой привязанности к этому месту, как у него. Я и прожил-то в России всего 10 лет. Я продукт латвийского воспитания, хотя родители у меня были русские со всеми вытекающими из этого последствиями. Но я никогда не чувствовал ностальгии – точнее, у меня есть ностальгия по русским людям и русской культуре, но не по этому месту на географической карте».
Михаил Барышников
Рост Михаила Барышникова: 168 сантиметров.
Личная жизнь Михаила Барышникова:
В СССР состоял в отношениях с балериной Татьяной Кольцовой. Она была его невестой, однако в США он почти сразу о ней забыл.
После бегства в Америку у него начались отношения с американской актрисой Джессикой Лэнг (Jessica Lange), с которой Михаил познакомился на съемках одного из фильмов. На момент их встречи он очень плохо владел английским языком, что создавало определенные сложности в отношениях.
Михаил Барышников и Джессика Лэнг
В 1979 году Барышникова пригласили принять участие в мюзикле «Барышников на Бродвее», где его партнершей стала Лайза Минелли. Последняя не скрывала своей симпатии к талантливому танцовщику. Михаил тоже оказывал ей знаки внимания. У них начался бурный роман. Лайзе хотелось почаще выходить с ним в свет, но Барышников никуда ее не водил и был достаточно сдержан. Это и стало причиной расставания с Минелли.
Михаил Барышников и Лайза Минелли
Охладев к Минелли, он вновь вернулся к Михаил вернулся к Джессике Лэнг, некоторое время они жили счастливо.
В 1981 году у пары родилась дочь Александра, она пошла по стопам отца, танцует и преподает хореографию.
Однако рождение ребенка не сохранило их семью. В СМИ очень бурно обсуждались их отношения, поводом к чему послужили несколько громких заявлений Джессики. Она обвиняла Барышникова в слишком авторитарном поведении, жаловалась на то, что он заставляет ее готовить русскую еду и часто приглашает в дом большие компании. Некоторые издания даже писали о том, что русский танцовщик избивает свою американскую возлюбленную, но никакого подтверждения этому так и не поступило. На фоне скандалов пара распалась. Михаил заявил, что никогда больше не свяжет свою судьбу с американками, так как он не может их понять.
Жена — Лиза Райнхарт, уроженка Австрии, в прошлом артистка балета, она внучка знаменитого немецкого театрального режиссера Макса Рейнхардта. Михаил и Лиза познакомились, принимая участие в создании одного из мюзиклов.
У пары родилось трое детей: Питер (род. 1989), Анна (род. 1992) и София (род. 1994).
Дочь Анна известна в мире кино и моды, была лицом нескольких модных брендов, сыграла в фильме «Манчестер у моря» вместе с голливудскими актерами первой величины.
Михаил Барышников и Лиза Райнхарт
Занимается фотографией и коллекционированием живописи. Выставки его фоторабот и коллекций проводились различными музеями, в том числе ГМИИ им. А. С. Пушкина.
Фильмография Михаила Барышникова:
1967 — Озеро лебединое (документальный)
1968 — Город и песня — танцор
1969 — Сказ о холопе Никишке (короткометражный) — Никишка
1969 — Молодой балет мира (документальный)
1971 — Фиеста (фильм-спектакль) — Педро Ромеро, матадор
1972-2009 — Великие представления (Great Performances) (фильм-спектакль)
1977 — Поворотный пункт (Turning Point, The) — Юрий Копейкин
1984 — Дон Кихот (Don Quixote) — Basilio
1985 — Белые ночи (White Nights / Sole a mezzanotte, Il) — Николай Родченко
1985 — Это — танец! (That’s Dancing!) (документальный)
1987 — Танцоры (Dancers) — Тони (Антон Сергеев)
1990 — Диснейленд (Disneyland)
1991 — Кабинет доктора Рамиреса (Cabinet of Dr. Ramirez, The) — Цезарь
1991 — Дело фирмы (Company Business) — Петр Грущенко
2003-2004 — Секс в большом городе (Sex and the City) — Художник Александр Петровский
2014 — Джек Райан: Теория хаоса (Jack Ryan: Shadow Recruit) — Сорокин
Сценарии Михаила Барышникова:
1991 — Кабинет доктора Рамиреса (Cabinet of Dr. Ramirez, The)
Награды и звания Михаила Барышникова:
— Заслуженный артист РСФСР (29.11.1973);
— Золотая медаль международного балетного конкурса в Варне (Болгария, 1966);
— Золотая медаль международного балетного конкурса в Москве (1969);
— Номинация на «Оскар» (1977) — Лучший актер второго плана («Поворотный пункт»);
— Трехкратный лауреат премии «Эмми» за участие в посвященных его творчеству телевизионных передачах;
— Номинация на премию «Тони» и специальную премию критиков драматического театра «Drama Critics Award» за роль в спектакле «Метаморфозы» на Бродвее;
— Премия «Kennedy Center Honor» (2000);
— Премия «National Medal of Arts» (2000).