Михаил Васильевич Бочаров
Возраст: 151
Михаил Васильевич Бочаров. Родился 2 (14) ноября 1872 года в Петербурге — умер 29 апреля 1936 года в Ленинграде. Русский и советский оперный певец (бас-баритон), педагог. Заслуженный артист Республики (1925).
Михаил Бочаров родился 2 (14 по новому стилю) ноября 1872 года в Петербурге.
В 1898 году окончил юридический факультет Киевского университета. Одновременно обучался пению в Киевском музыкальном училище (класс К. Эверарди).
На концертной эстраде начал выступать с 1896 года.
По окончании училища в 1900 году уехал в Милан, где совершенствовался в искусстве пения у Мартина Петца. В том же году дебютировал в московском Товариществе русской частной оперы. Позднее в течение нескольких сезонов выступал попеременно в Киевской опере (1901-1903; антреприза М. Бородая, 1905), в Москве (Русская частная опера. 1902; Опере С. Зимина, с 1906; в 1914 году пел в «Отелло» Дж. Верди; в 1922 пел в заглавной партии в «Мазепе» П. Чайковского), Петербурге (1906, антреприза Е. Кабанова и К. Яковлева), Баку (1909, антреприза П. Зурабова), Ростове-на-Дону.
С 1915 года пел в Петроградском Народном доме (антреприза А. Аксарина).
С 1916 до 1923 и с 1928 выступал в оперных театрах Свердловска (до 1929), Киева, Одессы, Баку.
В 1923-1928 годах — солист ГАТОБа и МАЛЕГОТа.
Гастролировал в Харькове, Саратове, Нижнем Новгороде, Пскове, Томске, Смоленске, Туле, Орле, Курске и других городах.
Михаил Бочаров обладал мощным, ровным во всех регистрах голосом с горловым призвуком, ярким сценическим темпераментом, природной музыкальностью, тонким художественным вкусом. Несмотря на значительную форсировку голоса, частые выступления (порой давал по два концерта в день), пел до 62 лет.
Репертуар насчитывал 93 партии.
Его партнерами были: Д. С. Аграновский, Г. А. Боссе, Д. Д. Головин, Р. Г. Горская, В. П. Дамаев, А. И. Добровольская, С. И. Друзякина, Е. Ю. Евгеньева, П. М. Журавленко, Э. Кристман, А. М. Лабинский, В. В. Люце, А. М. Матвеев, В. К. Павловская, В. Н. Петрова-Званцева, В. Р. Пикок, Е. М. Попова, Е. С. Сливинская, Л. В. Собинов, Н. И. Сперанский, О. В. Тарновская, В. М. Трубин, А. И. Улуханов, А. И. Хохлов, П. И. Цесевич, Ф. И. Шаляпин.
Пел под управлением дирижеров М. М. Багриновского, М. Голинкина, В. А. Дранишникова, М. М. Ипполитова-Иванова, М. М. Купера, Э. А. Купера, И. О. Палицына, Е. Е. Плотникова, С. А. Самосуда, В. П. Ульриха (1927), Г. Г. Фительберга, Ф. Штидри (1934).
С 1889 года выступал в концертах в Киеве, с 1900 года принимал участие в концертах Кружка любителей русской музыки. В 1906 году пел в ансамбле с Е. Егоровым, В. А. Селявиным и С. Д. Варягиным вокальные квартеты В. А. Моцарта, Ф. Шуберта, Р. Шумана.
В 1919 году выступал в Киеве в концертах вместе с Л. В. Собиновым, Л. Сибиряковым и А. Мозжухиным.
В 1926 году впервые исполнил в Ленинграде «Детские песенки» И. Стравинского.
С 1932 года пел преимущественно в концертах с циклами программ, посвященными творчеству П. Чайковского и Р. Вагнера. В камерном репертуаре певца были также романсы М. Глинки, М. Мусоргского, Ц. Кюи, Н. Римского-Корсакова, С. В. Рахманинова, А. Рубинштейна, А. С. Аренского.
Талант певца высоко ценил М. М. Ипполитов-Иванов.
В начале 1900-х преподавал в музыкальной школе Н. А. Тутковского (Киев). Среди его учеников — П. Гусев, М. И. Донец.
Записывался на грампластинки в Москве (студия «Якоб-рекорд», 1903; «Граммофон», 1907; «Экстрафон», 1909; «Корона» 1911; «Одеон», 1912; «Пате»), Варшаве («Сирена», 1911), Киеве («Экстрафон», 1912).
Первый исполнитель партий:
- 2-й корабельщик — «Сказка о царе Салтане» Н. Римского-Корсакова, 1900;
- Иван-королевич — «Кащей бессмертный» Н. Римского-Корсакова, 1902;
- Князь Великого Китежа — «Сказание о граде великом Китеже и тихом озере Светояре» С. Василенко, 1903;
- Кардинал Монтанелли — «Овод» В. Трамбицкого, 1929;
на русской сцене:
- Рудольф — «Жизнь Латинского квартала» Р. Леонкавалло, 1907;
- Бекмессер — «Нюрнбергские мейстерзингеры» Р. Вагнера, 1909;
- Ренс — «Девушка с Запада» Дж. Пуччини, 1913;
в Москве:
- Шарплес — «Чио-Чио-сан» / «Мадам Баттерфляй» Дж. Пуччини, 1911, режиссер П. С. Оленин;
- Себастьяно — «Долина» Э. д’Альбера, 1911;
в Петрограде:
- Родриго/Маркиз ди Поза — «Дон Карлос» Дж. Верди, 1917;
в Свердловске:
- Тьебо — «Фленго» В. Цыбина, 1928;
в СССР:
- Бродячий актер — «Дальний звон» Ф. Шрекера, 1925);
- Король Треф — «Любовь к трем апельсинам» С. Прокофьева, 1926;
- Зурга — «Искатели жемчуга» Ж. Бизе, 1927;
- Воццек — «Воццек» А. Берга, 1927;
- Брат Мелитоне — «Сила судьбы» Дж. Верди, 2-я редакция, 1934.
Партии Михаила Бочарова:
- Григорий Грязной — «Царская невеста» Н. Римского-Корсакова;
- Мизгирь — «Снегурочка» Н. Римского-Корсакова;
- Шакловитый — «Хованщина» М. Мусоргского;
- Демон — «Демон» А. Рубинштейна;
- Бекмессер — «Нюрнбергские мейстерзингеры»;
- Тонио — «Паяцы» Р. Леонкавалло, 1923;
- Нелюско — «Африканка» Дж. Мейербера;
- Амонасро — «Аида» Дж. Верди;
- Риголетто — «Риголетто» Дж. Верди;
- Руслан — «Руслан и Людмила» М. Глинки;
- Князь Игорь — «Князь Игорь» А. Бородина;
- Веденецкий гость — «Садко» Н. Римского-Корсакова;
- Князь Елецкий — «Пиковая дама» П. Чайковского;
- Граф Томский — «Пиковая дама» П. Чайковского;
- Евгений Онегин — «Евгений Онегин» П. Чайковского;
- Кочубей и Мазепа — «Мазепа» П. Чайковского;
- Лионель — «Орлеанская дева» П. Чайковского, 1907;
- Кирилл Троекуров — «Дубровский» Э. Направника;
- Фигаро — «Севильский цирюльник» Дж. Россини;
- Эскамилио — «Кармен» Ж. Бизе;
- Валентин — «Фауст» Ш. Гуно;
- Граф де Невер — «Гугеноты» Дж. Мейербера;
- Жорж Жермон — «Травиата» Дж. Верди, 1906;
- Ренато — «Бал-маскарад» Дж. Верди;
- Яго — «Отелло» Дж. Верди, 1914;
- Граф Чепрано — «Риголетто» Дж. Верди, 1919;
- Форд — «Фальстаф» Дж. Верди, 1925;
- Скарпиа — «Тоска» Дж. Пуччини, 1912;
- Сильвио — «Паяцы» Р. Леонкавалло;
- Януш — «Галька» С. Монюшко;
- Вольфрам фон Эшенбах — «Тангейзер» Р. Вагнера.
О Бочарове интересно пишет в своих воспоминаниях С. Левик: «Его голос и манера пения не могли не привлечь внимания вокалиста своей противоречивостью. Это был голос лирический, легкий, высокий, подвижный и отлично поставленный Эверарди. В то же время… казалось, что этот голос вот-вот вырвется из сдерживающих его рамок и перейдет на крик… В художественном смысле Бочаров никогда не создавал все же цельного впечатления в обычном репертуаре». Впрочем, далее Левик поясняет, что Бочаров «бывал великолепен» в характерных ролях, и, что самое существенное, с годами преодолел многие из присущих ему недостатков, создав «два незабываемых шедевра: Воццека в одноименной опере Альбана Берга и Старого актера в опере Шрекера «Дальний звон». Бочаров был фантастически предан своей профессии до конца своих дней, «да и застигла его смерть за инструментом у аккомпаниатора».
Умер 29 апреля 1936 года в Ленинграде.
Личная жизнь Михаила Бочарова:
Подробности частной жизни не известны.
последнее обновление информации: 25.02.2023