Михаил Бочаров (оперный певец)

Михаил Васильевич Бочаров

Возраст: 151

оперный певец Михаил Бочаров

Михаил Васильевич Бочаров. Родился 2 (14) ноября 1872 года в Петербурге — умер 29 апреля 1936 года в Ленинграде. Русский и советский оперный певец (бас-баритон), педагог. Заслуженный артист Республики (1925).

Михаил Бочаров родился 2 (14 по новому стилю) ноября 1872 года в Петербурге.

В 1898 году окончил юридический факультет Киевского университета. Одновременно обучался пению в Киевском музыкальном училище (класс К. Эверарди).

На концертной эстраде начал выступать с 1896 года.

По окончании училища в 1900 году уехал в Милан, где совершенствовался в искусстве пения у Мартина Петца. В том же году дебютировал в московском Товариществе русской частной оперы. Позднее в течение нескольких сезонов выступал попеременно в Киевской опере (1901-1903; антреприза М. Бородая, 1905), в Москве (Русская частная опера. 1902; Опере С. Зимина, с 1906; в 1914 году пел в «Отелло» Дж. Верди; в 1922 пел в заглавной партии в «Мазепе» П. Чайковского), Петербурге (1906, антреприза Е. Кабанова и К. Яковлева), Баку (1909, антреприза П. Зурабова), Ростове-на-Дону.

С 1915 года пел в Петроградском Народном доме (антреприза А. Аксарина).

С 1916 до 1923 и с 1928 выступал в оперных театрах Свердловска (до 1929), Киева, Одессы, Баку.

В 1923-1928 годах — солист ГАТОБа и МАЛЕГОТа.

Гастролировал в Харькове, Саратове, Нижнем Новгороде, Пскове, Томске, Смоленске, Туле, Орле, Курске и других городах.

Михаил Бочаров обладал мощным, ровным во всех регистрах голосом с горловым призвуком, ярким сценическим темпераментом, природной музыкальностью, тонким художественным вкусом. Несмотря на значительную форсировку голоса, частые выступления (порой давал по два концерта в день), пел до 62 лет.

Репертуар насчитывал 93 партии.

Его партнерами были: Д. С. Аграновский, Г. А. Боссе, Д. Д. Головин, Р. Г. Горская, В. П. Дамаев, А. И. Добровольская, С. И. Друзякина, Е. Ю. Евгеньева, П. М. Журавленко, Э. Кристман, А. М. Лабинский, В. В. Люце, А. М. Матвеев, В. К. Павловская, В. Н. Петрова-Званцева, В. Р. Пикок, Е. М. Попова, Е. С. Сливинская, Л. В. Собинов, Н. И. Сперанский, О. В. Тарновская, В. М. Трубин, А. И. Улуханов, А. И. Хохлов, П. И. Цесевич, Ф. И. Шаляпин.

Пел под управлением дирижеров М. М. Багриновского, М. Голинкина, В. А. Дранишникова, М. М. Ипполитова-Иванова, М. М. Купера, Э. А. Купера, И. О. Палицына, Е. Е. Плотникова, С. А. Самосуда, В. П. Ульриха (1927), Г. Г. Фительберга, Ф. Штидри (1934).

С 1889 года выступал в концертах в Киеве, с 1900 года принимал участие в концертах Кружка любителей русской музыки. В 1906 году пел в ансамбле с Е. Егоровым, В. А. Селявиным и С. Д. Варягиным вокальные квартеты В. А. Моцарта, Ф. Шуберта, Р. Шумана.

В 1919 году выступал в Киеве в концертах вместе с Л. В. Собиновым, Л. Сибиряковым и А. Мозжухиным.

В 1926 году впервые исполнил в Ленинграде «Детские песенки» И. Стравинского.

С 1932 года пел преимущественно в концертах с циклами программ, посвященными творчеству П. Чайковского и Р. Вагнера. В камерном репертуаре певца были также романсы М. Глинки, М. Мусоргского, Ц. Кюи, Н. Римского-Корсакова, С. В. Рахманинова, А. Рубинштейна, А. С. Аренского.

Талант певца высоко ценил М. М. Ипполитов-Иванов.

В начале 1900-х преподавал в музыкальной школе Н. А. Тутковского (Киев). Среди его учеников — П. Гусев, М. И. Донец.

Записывался на грампластинки в Москве (студия «Якоб-рекорд», 1903; «Граммофон», 1907; «Экстрафон», 1909; «Корона» 1911; «Одеон», 1912; «Пате»), Варшаве («Сирена», 1911), Киеве («Экстрафон», 1912).

оперный певец Михаил Васильевич Бочаров

Первый исполнитель партий:

  • 2-й корабельщик — «Сказка о царе Салтане» Н. Римского-Корсакова, 1900;
  • Иван-королевич — «Кащей бессмертный» Н. Римского-Корсакова, 1902;
  • Князь Великого Китежа — «Сказание о граде великом Китеже и тихом озере Светояре» С. Василенко, 1903;
  • Кардинал Монтанелли — «Овод» В. Трамбицкого, 1929;

на русской сцене:

  • Рудольф — «Жизнь Латинского квартала» Р. Леонкавалло, 1907;
  • Бекмессер — «Нюрнбергские мейстерзингеры» Р. Вагнера, 1909;
  • Ренс — «Девушка с Запада» Дж. Пуччини, 1913;

в Москве:

  • Шарплес — «Чио-Чио-сан» / «Мадам Баттерфляй» Дж. Пуччини, 1911, режиссер П. С. Оленин;
  • Себастьяно — «Долина» Э. д’Альбера, 1911;

в Петрограде:

  • Родриго/Маркиз ди Поза — «Дон Карлос» Дж. Верди, 1917;

в Свердловске:

  • Тьебо — «Фленго» В. Цыбина, 1928;

в СССР:

  • Бродячий актер — «Дальний звон» Ф. Шрекера, 1925);
  • Король Треф — «Любовь к трем апельсинам» С. Прокофьева, 1926;
  • Зурга — «Искатели жемчуга» Ж. Бизе, 1927;
  • Воццек — «Воццек» А. Берга, 1927;
  • Брат Мелитоне — «Сила судьбы» Дж. Верди, 2-я редакция, 1934.

Партии Михаила Бочарова:

  • Григорий Грязной — «Царская невеста» Н. Римского-Корсакова;
  • Мизгирь — «Снегурочка» Н. Римского-Корсакова;
  • Шакловитый — «Хованщина» М. Мусоргского;
  • Демон — «Демон» А. Рубинштейна;
  • Бекмессер — «Нюрнбергские мейстерзингеры»;
  • Тонио — «Паяцы» Р. Леонкавалло, 1923;
  • Нелюско — «Африканка» Дж. Мейербера;
  • Амонасро — «Аида» Дж. Верди;
  • Риголетто — «Риголетто» Дж. Верди;
  • Руслан — «Руслан и Людмила» М. Глинки;
  • Князь Игорь — «Князь Игорь» А. Бородина;
  • Веденецкий гость — «Садко» Н. Римского-Корсакова;
  • Князь Елецкий — «Пиковая дама» П. Чайковского;
  • Граф Томский — «Пиковая дама» П. Чайковского;
  • Евгений Онегин — «Евгений Онегин» П. Чайковского;
  • Кочубей и Мазепа — «Мазепа» П. Чайковского;
  • Лионель — «Орлеанская дева» П. Чайковского, 1907;
  • Кирилл Троекуров — «Дубровский» Э. Направника;
  • Фигаро — «Севильский цирюльник» Дж. Россини;
  • Эскамилио — «Кармен» Ж. Бизе;
  • Валентин — «Фауст» Ш. Гуно;
  • Граф де Невер — «Гугеноты» Дж. Мейербера;
  • Жорж Жермон — «Травиата» Дж. Верди, 1906;
  • Ренато — «Бал-маскарад» Дж. Верди;
  • Яго — «Отелло» Дж. Верди, 1914;
  • Граф Чепрано — «Риголетто» Дж. Верди, 1919;
  • Форд — «Фальстаф» Дж. Верди, 1925;
  • Скарпиа — «Тоска» Дж. Пуччини, 1912;
  • Сильвио — «Паяцы» Р. Леонкавалло;
  • Януш — «Галька» С. Монюшко;
  • Вольфрам фон Эшенбах — «Тангейзер» Р. Вагнера.

О Бочарове интересно пишет в своих воспоминаниях С. Левик: «Его голос и манера пения не могли не привлечь внимания вокалиста своей противоречивостью. Это был голос лирический, легкий, высокий, подвижный и отлично поставленный Эверарди. В то же время… казалось, что этот голос вот-вот вырвется из сдерживающих его рамок и перейдет на крик… В художественном смысле Бочаров никогда не создавал все же цельного впечатления в обычном репертуаре». Впрочем, далее Левик поясняет, что Бочаров «бывал великолепен» в характерных ролях, и, что самое существенное, с годами преодолел многие из присущих ему недостатков, создав «два незабываемых шедевра: Воццека в одноименной опере Альбана Берга и Старого актера в опере Шрекера «Дальний звон». Бочаров был фантастически предан своей профессии до конца своих дней, «да и застигла его смерть за инструментом у аккомпаниатора».

Умер 29 апреля 1936 года в Ленинграде.

Личная жизнь Михаила Бочарова:

Подробности частной жизни не известны.

последнее обновление информации: 25.02.2023

Оцените статью
Добавить комментарий