Михаил Михайлович Громов
Возраст: 125 (со дня рождения)
Возраст смерти: 85 лет
Михаил Михайлович Громов. Родился 12 (24) февраля 1899 года в Твери — умер 22 января 1985 года в Москве. Советский летчик. Генерал-полковник авиации. Чемпион СССР по тяжелой атлетике (1923). Герой Советского Союза (1934).
Михаил Громов родился 12 (24 по новому стилю) февраля 1899 года в Твери.
Отец — Михаил Константинович Громов, был военным врачом, который выслужил потомственное дворянство.
Мать — Любовь Игнатьевна Громова (в девичестве Андреева), происходила из крестьянской семьи, окончила акушерские курсы.
Его детство и юность прошли в Калуге, Ржеве и военном городке Мыза Раево неподалеку от железнодорожной станции Лосиноостровская Московской железной дороги (позже там появился город Бабушкин).
Завершил обучение в Реальном училище Воскресенского. С начала 1910-х годов мое увлечение включало в себя авиамодельный спорт, живопись и успешные достижения в тяжелой атлетике. На соревнованиях в одной из дисциплин установил рекорд города Москвы.
В период с 1916 по 1917 годы я проходил обучение в Императорском Московском техническом училище, успешно завершив авиационные теоретические курсы в 1917 году.
В этот же 1917 год меня призвали в Русскую императорскую армию, где я прошел обучение на курсах телеграфистов. В этот период впервые поднялся в воздух на самолете «Farman F.30».
В 1918 году он присоединился к Красной Армии и успешно закончил обучение в Московской летной школе. После завершения обучения он служил летчиком-инструктором, осваивая различные модели самолетов, такие как «Моран» и «Ньюпор».
В ноябре 1919 года он стал летчиком 29-го разведывательного авиаотряда на Восточном фронте, а затем продолжил службу в составе 2-го авиакрыла Приуральского сектора войск внутренней охраны. Его вклад в борьбу в ходе Гражданской войны был значимым.
В период с 1920 по 1922 годы он работал летчиком-инструктором, а затем с 1922 по 1924 годы занимал должность начальника отделения боевого применения в 1-й Московской авиашколе. Весной 1923 года его временно направили летчиком-инструктором и командиром учебного авиаотряда в Серпуховскую высшую школу воздушного боя, где у него был курсант, ставший впоследствии выдающимся летчиком, — Валерий Чкалов.
Вне служебного времени он продолжал активно участвовать в спорте, занимаясь бегом и гимнастикой. Он был одним из первых тяжелоатлетов в рядах Красной Армии, и в 1923 году даже стал чемпионом СССР по тяжелой атлетике в тяжелом весе.
Михаил Громов в молодости
В период с 1924 по 1930 год он проходил летно-испытательную работу в НИИ ВВС (ГЛИЦ МО им. В. П. Чкалова). В 1925 году Михаил Громов принял участие в авиаперелете Москва — Пекин — Токио, за что был удостоен ордена Красного Знамени.
На своем посту в институте он выполнил первый полет и провел заводские и государственные испытания самолетов, включая У-2 (1927), И-4 (1927), И-3 (1928), И-4бис (1928), АНТ-9 (1929), Р-6 (1929). Громов также осуществил ряд дальних перелетов. 23 июня 1927 года он стал первым советским летчиком, спасшимся на парашюте из аварийного самолета И-1, когда тот вошел в неуправляемый штопор.
С 1930 по 1941 год наш герой трудился летчиком-испытателем в ЦАГИ. В этот период он успешно осуществил первый полет и провел испытания множества самолетов, таких как Р-7 (1930), И-8 (1930), ТБ-3 (1930), АНТ-14 (1931), АНТ-25 (1933), ТБ-4 (1933), АНТ-20 (1934), АНТ-35 (1936), Пе-8 (1936), БОК-15 (1939). Также Громов совершил ряд дальних перелетов в Европу, Китай и Японию.
Следует отметить, что с 10 по 12 сентября 1934 года, выступая в роли командира экипажа самолета АНТ-25 РД («Рекорд дальности»), Громов совершил рекордный по дальности и продолжительности перелет по замкнутому маршруту Москва — Рязань — Харьков протяженностью 12 411 км за 75 часов.
За выдающееся мужество и героизм, продемонстрированные во время выполнения этого перелета, летчику-испытателю Михаилу Михайловичу Громову, согласно постановлению ЦИК СССР от 28 сентября 1934 года, было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина. В 1939 году, после учреждения медали «Золотая Звезда», ему также была вручена эта медаль под номером 8. Остальные члены экипажа были награждены орденами Ленина.
С 12 по 14 июля 1937 года, снова выступая в качестве командира экипажа АНТ-25-1 (вторым пилотом был А. Б. Юмашев, а штурманом — С. А. Данилин), Громов осуществил сверхдальний беспосадочный перелет из Москвы в Сан-Джасинто (Калифорния, США) через Северный полюс. Этот полет установил три мировых авиационных рекорда дальности полета. Тогдашнее ограничение на присвоение звания Героя Советского Союза дважды не позволило М. М. Громову получить это звание, и ему был вручен орден Красного Знамени. Однако оба члена его экипажа были удостоены звания Героя Советского Союза. За этот замечательный полет Международная авиационная федерация (ФАИ) присудила пилотам и штурману экипажа медаль Анри де Лаво за лучшее достижение 1937 года.
Обладая значительной известностью и влиянием в высших кругах власти, Михаил Громов, совместно с известной летчицей Валентиной Гризодубовой, сумел добиться пересмотра дела Сергея Павловича Королева. В результате этого Королев был переведен из лагеря на Колыме в «Туполевскую шарагу» ЦКБ-29.
Громов уделял много внимания научным вопросам безопасности полетов самолетов и поддержал идею создания Летно-исследовательского института. Начиная с 1940 года, он занимал должность начальника Научно-технической группы при наркомате авиационной промышленности СССР. С марта по август 1941 года он занимал должность начальника Летно-исследовательского института.
В период с августа по декабрь 1941 года, сразу после начала Великой Отечественной войны, Громов находился в правительственной командировке в США для решения вопросов по закупке американских самолетов.
После возвращения в СССР Михаил Михайлович Громов активно участвовал в боевых действиях, занимая командные должности:
— Декабрь 1941 — Февраль 1942: Командир 31-й смешанной авиадивизии на Калининском фронте;
— Февраль — Май 1942: Командующий ВВС Калининского фронта;
— Май 1942 — Май 1943: Командующий 3-й воздушной армией;
— Май 1943 — Июнь 1944: Командующий 1-й воздушной армией;
— 1944 — 1946: Начальник Главного Управления боевой подготовки фронтовой авиации ВВС.
В этих периодах Громов продемонстрировал выдающиеся лидерские качества, принимая активное участие в стратегическом управлении и боевой подготовке военно-воздушных сил.
В военные годы именем летчика были названы два партизанских отряда, действовавшие в Минской области: партизанский отряд имени М. М. Громова бригады «Буревестник» и партизанский отряд имени М. М. Громова 64-й бригады имени В. П. Чкалова.
После окончания Второй мировой войны Михаил Михайлович Громов продолжил свою службу в Советской армии. С 1946 по 1949 годы он занимал должность заместителя командующего Дальней авиацией. В период с 1949 по 1955 годы он исполнял обязанности начальника Управления летной службы Министерства авиационной промышленности СССР. С 1955 года он перешел в запас.
Генерал-полковник авиации Михаил Михайлович Громов
После войны, вместе с супругой Ниной Григорьевной Громовой, он увлекался конным спортом и принимал участие в рысистых бегах на Центральном Московском ипподроме под псевдонимом «Михайлов». Они также разрабатывали методы тренировки лошадей по стипль-чезу.
Проживая в Москве, Михаил Громов активно участвовал в общественной деятельности. В период с 1959 по 1961 годы он занимал должность председателя Федерации тяжелой атлетики СССР. На Олимпийских играх 1960 года советские тяжелоатлеты под его руководством выиграли 5 золотых медалей в 7 категориях.
Громов также был депутатом Верховного Совета СССР первого созыва в период с 1937 по 1946 годы.
Михаил Михайлович Громов скончался 22 января 1985 года и похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.
Память о Михаиле Михайловиче Громове отражена в многочисленных памятниках и увековечена в различных местах:
— Бюсты Громова установлены в городах Тверь, Ржев, Жуковский (на территории ЛИИ им. М.М. Громова), на аллее славы в Щелково (пос. Чкаловский), и на аллее славы в Ахтубинске;
— На историческом первом ангаре ЛИИ им. М. М. Громова, где работал сам Громов, установлена мемориальная доска;
— Именем Громова названы улицы в различных городах, таких как Быхов, Тверь, Москва, Махачкала, Могилев, Севастополь, Екатеринбург, Витебск, Орша, Днепропетровск, Челябинск, Владивосток, Ярославль, Тула, а также площадь в Жуковском. В период с 1937 по 1957 годы в Воронеже была названа улица в его честь;
— С 1986 года имя летчика носит Летно-исследовательский институт в подмосковном Жуковском. В 2011 году в институте учреждена медаль М. М. Громова;
— В калифорнийском городе Сан-Джасинто действует «Громовский комитет», состоящий из летчиков и членов семей, встречавших в 1937 году советский экипаж в США. В мэрии Сан-Джасинто установлен портрет Громова;
— Имя Громова присвоено школам в Витебске (Средняя школа № 40 г. Витебска имени М. М. Громова) и в Киеве (Лицей № 227 имени М. М. Громова);
— Михаил Громов также увековечен в зале Победы Белорусского государственного музея истории Великой Отечественной войны. Групповая фотография командования 1-й воздушной армии в 1943 году, а также фотоколлаж «Сталинские питомцы – отважные летчики Страны Советов» со снимком Героя Советского Союза Михаила Михайловича Громова, хранятся в фондах музея.
Личная жизнь Михаила Громова:
Четыре раза был женат.
Имел дочь Софию (родилась 13.02.1949).
Четвертая жена — Нина Георгиевна Громова (в девичестве Байскова; 30 января 1922, Семипалатинск — 28 января 2019, Москва), советская спортсменка (конный спорт), заслуженный мастер спорта России, неоднократный призер, рекордсменка и чемпион СССР в целом ряде видов конного спорта (как в командном, так и в личном первенстве), автор действующих до сих пор рекордов в стипль-чезе, член Олимпийской сборной СССР на летних Олимпийских Играх 1956 года в Стокгольме, тренер юношеской сборной Белорусской ССР и взрослой команды Литовской ССР по выездке, первый представитель СССР в Международной Федерации конного спорта FEI (1968-1972), почетный президент Федерации конного спорта России (2016). Во время Великой Отечественной войны была военным переводчиком, членом делегации СССР на первой сессии Совета безопасности ООН в Лондоне.
Они познакомились после войны, их объединяли многие интересы, прежде всего — конный спорт.
О своем муже Нина Георгиевна Громова говорила: «Это был человек с аналитическим складом ума. Но он отлично знал не только самолеты. Любя лошадь, он был знаком со всеми выдающимися наездниками, жокеями, тренерами на ипподроме. Сам участвовал в рысистых заездах под фамилией Михайлов (фамилия Громов была слишком узнаваема). Любовь к лошадям у Михаила Михайловича тоже с детства. Но встреча со мной, видимо, натолкнула его на изучение процесса подготовки лошади к самому сложному и наиболее опасному виду конного спорта — стипль-чезу (скачки с препятствиями). Он разработал новый вид тренировки лошади, а я оправдала его правильный научно-обоснованный подход на практике».
Нина Георгиевна Громова
Награды и звания Михаила Громова:
— Медаль «Золотая Звезда» Героя Советского Союза (28.09.1934, медаль № 8);
— Четыре ордена Ленина (28.09.1934, 21.02.1945, 25.02.1969, 23.02.1984);
— Орден Октябрьской Революции (23.02.1979);
— Четыре ордена Красного Знамени (17.07.1925, 01.09.1937, 03.11.1944, 24.06.1948);
— Орден Суворова II степени (30.08.1943);
— Орден Отечественной войны I степени (23.11.1942);
— Три ордена Красной Звезды (27.10.1932, 17.08.1933, 28.10.1967);
— Медаль «За трудовую доблесть» (16.09.1960);
— Медаль «В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина» (1970);
— Медаль «За оборону Москвы»;
— Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (1945);
— Медаль «20 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (1965);
— Медаль «30 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (1975);
— Медаль «XX лет Рабоче-Крестьянской Красной Армии» (1938);
— Медаль «30 лет Советской Армии и Флота» (1948);
— Медаль «40 лет Вооруженных Сил СССР» (1958);
— Медаль «50 лет Вооруженных Сил СССР» (1968);
— Медаль «60 лет Вооруженных Сил СССР» (1978);
— Медаль «Ветеран Вооруженных Сил СССР»;
— Медаль «В память 800-летия Москвы» (1947);
— Медаль де Лаво (ФАИ, 1937);
— Командор ордена Почетного легиона;
— Чемпион СССР по тяжелой атлетике (в тяжелом весе) (1923);
— Профессор (1937);
— Заслуженный мастер спорта СССР (1969).
Библиография Михаила Громова:
1939 — Across the North pole to America
1986 — Через всю жизнь.
последнее обновление информации: 21.01.2024