Михаил Иосифович Гуревич
Возраст: 131 (со дня рождения)
Возраст смерти: 83 года
Михаил Иосифович Гуревич. Родился 31 декабря 1892 года (12 января 1893 года) в дер. Рубанщина Суджанского уезда Курской губернии — умер 25 ноября 1976 года в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург). Советский инженер, авиаконструктор. Один из создателей знаменитых истребителей МиГ. Герой Социалистического Труда (1957). Лауреат Ленинской премии (1963) и шести Сталинских премий (1941, 1947, 1948, 1949, 1952, 1953).
Михаил Гуревич родился 31 декабря 1892 года (12 января 1893 года по новому стилю) в деревне Рубанщина Суджанского уезда Курской губернии в еврейской семье.
Отец — Иосиф Исаевич Гуревич, был механиком винокуренных заводов.
Мать — Анна Моисеевна, домохозяйка.
Михаил Гуревич с серебряной медалью окончил Ахтырскую гимназию. Затем учился в Харьковском университете на факультете математики, но исключен за гражданскую активность после года обучения. С 1912 года продолжил образование во Франции в Университете Монпелье, далее в 1892−1986 годах обучался в Национальной школе аэронавтики и космоса в Тулузе, где его сокурсником был знаменитый французский авиаконструктор Марсель Блох, ставший известным как Марсель Дассо (Marcel Dassault). Чтобы свести концы с концами, Михаил давал частные уроки детям в состоятельных семьях.
Летом 1914 года Гуревич навещал родину, когда началась Первая мировая война. Это прервало его образование во Франции.
С 1914 по 1916 год работал чертежником в технических конторах Харькова.
В 1917 году поступил в Харьковский политехнический институт на отделение механики, где учился с большими перерывами, в связи с гражданской войной, и окончил его в 1925 году с дипломом инженера-механика по самолетостроению. Был активным участником Общества авиации и воздухоплавания Украины и Крыма (ОАВУК), где спроектировал и изготовил свои первые летательные аппараты — планеры «Бумеранг» и «Аист».
Михаил Гуревич в молодости
После чего работал инженером-конструктором в Харьковском отделении общества «Тепло и сила». Занимался конструированием и постройкой планеров.
Но не найдя в Харькове достойного применения своим знаниям и помыкавшись по разным проектным конторам, в 1929 году он уехал в Москву, где начал работать в конструкторском бюро завода «Десятилетие Октября». Пройдя тяжелый конкурсный отбор, он попадает в бюро известного французского авиаконструктора Поля Эме Ришара, перед которым была поставлена задача создать первые советские гидросамолеты. В бюро Ришара Гуревич приобретает опыт конструирования самолетов, участвует в создании морского торпедоносца и крупнотоннажных летающих лодок. После возвращения Ришара во Францию Гуревич переходит в Центральное конструкторское бюро Авиапрома, где выполняет первую самостоятельную работу — проект штурмовика «ТШ-З», в котором молодой специалист применяет новые оригинальные решения.
Работал инженером-конструктором и руководителем группы в ОПО-4 Авиатреста.
В 1936-1937 года он откомандирован в США на авиазаводы фирмы Douglas Aircraft, а после участвовал в освоении в СССР самолета Ли-2.
С апреля по декабрь 1938 года он главный конструктор ОКБ-1 завода № 84. В марте 1939 года переведен на завод № 1 в ОКБ Н. Н. Поликарпова. У Поликарпова работал над несколькими опытными самолетами, в том числе над «И-200» — проектом будущего МиГа.
Михаил Гуревич был одним из основателей созданного в декабре 1939 года Особого конструкторского отдела (ОКО) во главе с Артемом Микояном, став его заместителем.
Гуревич вспоминал: «Артем Иванович произвел на меня впечатление очень мягкого, доброго человека, очень внимательного ко всему. В первый момент даже показалось, что как будто бы и не очень волевой человек, но это только внешне был он тих и мягок. Артем Иванович был очень корректным, доброжелательным, но воли, можете мне поверить, у него хватало. Он всегда был внимателен ко всему и не стеснялся учиться, причем учился очень успешно, впитывал и накапливал опыт. Мы тогда еще очень многого не знали. Приходилось до всего доходить своим умом, буквально своими руками ощупывать каждую заклепку, каждый болт. У нас сложились очень хорошие отношения. И такими они были на протяжении долгих лет совместной работы».
Конструкторы отлично дополняли друг друга. Гуревич был осторожнее и осмотрительнее, а Микоян — энергичнее и темпераментнее. Известный английский авиационный журналист Вильям Грин написал, что содружество Микояна и Гуревича оказало «значительное влияние на ход развития русской истребительной авиации в течение ближайших двадцати пяти лет».
1 мая 1940 года, завершая воздушный парад, над Красной площадью столицы пронеслись, вызвав удивление и восторг, новые скоростные советские самолеты «МиГ».
В 1940 году Микоян и Гуревич создали истребитель МиГ-1 («Микоян и Гуревич»), а затем его модификацию МиГ-3. В 1940-1941 годах МиГ-3 строился большой серией и принимал участие в боях первого периода Великой Отечественной войны (основной ночной истребитель ВВС СССР во время Великой Отечественной войны).
Михаил Гуревич и Артем Микоян
В 1940-1957 годах — зам. главного конструктора, в 1957-1964 годах главный конструктор в ОКБ Микояна. В годы войны участвовал в создании опытных самолетов, после войны — в разработке скоростных и сверхзвуковых фронтовых истребителей, многие из которых длительное время изготовлялись большими сериями и находились на вооружении ВВС СССР.
После войны коллектив Микояна и Гуревича включился в разработку реактивных самолетов. Уже 14 апреля 1946 года прошли испытания на первом серийном отечественном реактивном самолете МиГ-9. Но мировую славу его творцам принес истребитель МиГ-15.
В феврале 1950 года самолет МиГ-17 впервые преодолел звуковой барьер, а МиГ-19 стал первым в СССР серийным сверхзвуковым истребителем. Новую страницу в развитии отечественной сверхзвуковой авиации открыли легкие многоцелевые всепогодные истребители МиГ-21 с треугольным крылом и МиГ-23 с изменяемой в полете стреловидностью крыла. В их разработке огромная заслуга принадлежит Михаилу Гуревичу.
На завершающем этапе своей трудовой деятельности Гуревич руководил созданием истребителя МиГ-25 в стальной конструкции, необходимость которой была вызвана сверхзвуковыми скоростями. Особенно ярко многогранный талант авиаконструктора проявился при создании управляемого ракетного оружия. Благодаря его широкому техническому кругозору, личной инициативе и организаторским способностям были запущены в серийное производство и приняты на вооружение дальней авиации крылатая ракета КС-1 класса «воздух–поверхность», сверхзвуковая противокорабельные ракета К-10 и стратегическая сверхзвуковая ракета Х-20.
Доктор технических наук (1964).
Умер 25 ноября 1976 года. Похоронен в Ленинграде на Серафимовском кладбище (1-й вязовый участок).
20 июня 2012 года в Москве по адресу Беговая улица, д.17 состоялось торжественное открытие мемориальной доски выдающемуся советскому авиаконструктору Михаилу Иосифовичу Гуревичу.
Личная жизнь Михаила Гуревича:
Жена — Надежда Яковлевна Андрияшева, дочь киевского врача, училась в университете в Монпелье на медицинском факультете, работала в поликлинике завода №30 пульмонологом. Первым браком была замужем за художником, у них родился сын Анатолий, но художник отказался от ребенка, она записала сына на свою фамилию.
С Надеждой Андрияшевой он познакомился во Франции. Для Анатолия, сына жены от первого брака, он стал близким человеком. Анатолий Петрович Андрияшев стал академиком-ихтиологом.
Своих детей у Михаила Гуревича не было.
Внучка — Наталья Анатольевна, живет в Санкт-Петербурге.
В Москве Михаил Иосифович жил на улице Беговой в доме № 17 — совсем рядом с заводом, где выпускались созданные им истребители.
Знакомые лично с Михаилом Иосифовичем люди вспоминали о нем как о невероятно скромном, простом в обращении с людьми, доброжелательном и, что особенно характерно, стремившемся всегда и во всем помочь другим человеке. Круг его интересов был широк и многообразен. Он любил и хорошо знал художественную литературу, в том числе зарубежную, которую читал в оригинале на английском и французском языках.
Награды и звания Михаила Гуревича:
— Герой Социалистического Труда (12.07.1957);
— четыре ордена Ленина (31.12.1940, 03.02.1953, 20.04.1956, 12.07.1957);
— два ордена Трудового Красного Знамени (02.07.1945, 08.01.1963);
— орден Красной Звезды (08.09.1941);
— Ленинская премия (1963);
— Сталинская премия первой степени (1941) — за разработку новой конструкции самолета («МиГ-3»);
— Сталинская премия первой степени (1947) — за разработку конструкции нового образца боевого самолета;
— Сталинская премия первой степени (1948) — за создание нового типа боевого самолета;
— Сталинская премия второй степени (1949) — за создание нового самолетного агрегата;
— Сталинская премия первой степени (1952) — за создание самолета («МиГ-17»);
— Сталинская премия первой степени (1953)
последнее обновление информации: 11.10.2022