Надежда Грачева
Возраст: 54
Надежда Александровна Грачева. Родилась 21 декабря 1969 года в Семипалатинске Казахской ССР. Российская артистка балета, педагог. Лауреат Государственной премии РФ (1996). Заслуженная артистка РФ (1994). Народная артистка РФ (1996).
Надежда Грачева родилась 21 декабря 1969 года в Семипалатинске в рабочей семье.
Впервые увидела балет Большого театра по телевизору в возрасте шести лет, который произвел на нее сильное впечатление, и заявила родителям, что станет балериной. «Можно сказать, Большой театр стал моей голубой мечтой, моей целью. В шесть лет родители отдали меня в балетную студию в Семипалатинске, в девять — в балетную школу. Я с удовольствием училась этому искусству. Особая поддержка чувствовалась от папы, который говорил: «Я очень хочу, чтобы моя дочь стала балериной».
Училась в Алма-Атинском хореографическом училище в младших классах у Светланы Амангалиевны Наурызбаевой и Галины Борисовны Горской, с 5 по 7 класс — у народной артистки Казахской ССР Сары Идрисовны Кушербаевой.
«Я благодарна своему педагогу Саре Идрисовне Кушербаевой. Понимаете, у меня хорошие данные: не стоит больших усилий прыгнуть или высоко поднять ногу. Тогда Сара Идрисовна сказала мне: «Из тебя не получится никакой балерины. Ты пользуешься тем, что у тебя есть, и все делаешь поверхностно. А вот глубже уйти в свою профессию, познавать искусство до мелочей не получается». Эти слова пробудили во мне злость в хорошем смысле слова, стали толчком. Я решила, что докажу обратное. И с того момента начала заниматься балетом по-взрослому, осознанно», — рассказывала Надежда Грачева.
После выступления в 1986 году на Международном конкурсе артистов балета в Варне, где она получила II премию в младшей группе, перевелась в Московское академическое хореографическое училище, которое окончила в 1988 году в классе профессора Софьи Николаевны Головкиной.
В том же 1988 году была принята в труппу Большого театра, где сразу начала исполнять сольные, а затем и ведущие партии. В Большом она исполнила практически все спектакли репертуара. Ее первой партией в качестве артистки Большого театра стала Повелительница в «Дон Кихоте», а Китри исполняла тогда Нина Ананиашвили. Этот спектакль с ними делала Раиса Степановна Стручкова. Благодаря ее педагогу из Московского хореографического училища Софье Николаевне Головкиной в ее репертуаре уже было и «Лебединое озеро», и «Пахита», и «Тщетная предосторожность», и «Копеллия». Поэтому выходить на сцену Большого театра не боялась.
Значительную часть своего репертуара готовила с Галиной Улановой (Надежда Грачева была ее последней ученицей). Затем в течение долгого времени вплоть до окончания своей сценической карьеры репетировала под руководством Марины Кондратьевой.
В 1991 году стала первой исполнительницей роли Никии в балете «Баядерка» под редакцией Юрия Григоровича. Год спустя за эту роль балерина получила премию «Benois de la danse».
В 1992 и 1994 годах стала первой исполнительницей Медоры в постановках «Корсара» в редакции К. Сергеева и Ю. Григоровича соответственно.
В 1993 году по приглашению принца и принцессы Уэльских приняла участие в рождественском концерте звезд мирового искусства, который состоялся в лондонском театре «Доминион».
В 1994-1995 годах неоднократно выступала с балетной труппой Национального театра Белграда, где, являясь примой, исполняла главные партии в балетах «Дон Кихот», «Лебединое озеро» и «Жизель». Она не побоялась выступать в Югославии во время войны. Балерина вспоминала: «Когда меня туда пригласили, сочла, что это мой долг, я должна выступить перед людьми, которые вопреки всему так тянутся к искусству. Не скрою — конечно же, было страшно. Но, вы знаете, даже в газетах писали, что на время спектаклей в Белграде прекращались военные действия. Публика не боялась приходить — театр был забит битком! Для них это была настоящая отдушина… В первый приезд танцевала там «Жизель» с местными артистами. А «Лебединое озеро» и «Дон Кихота» приезжала танцевать уже со своими партнерами. И мне приятно, что я почетная прима-балерина Белградского театра». Надежда Грачева была награждена медалью «За выдающиеся заслуги перед Национальным театром». Кроме того, балерине было присвоено звание Почетного гражданина Белграда.
В 1994 году Надежда Грачева стала первой исполнительницей роли Сильфиды в одноименном балете Х. Левенсхольда (хореография А. Бурнонвиля, постановка Э. М. фон Розен). В этом же году народный художник СССР Александр Максович Шилов написал портрет Надежды Грачевой, который в настоящий момент выставлен в галерее Александра Шилова.
В 1994 году Надежда Грачева была удостоена звания Заслуженная артистка России, а уже в 1996 стала Народной артисткой Российской Федерации.
В 1996 году исполнила роль Жанны на премьере спектакля «Последнее танго», который ставился балетмейстером В. Гордеевым именно на Надежду Грачеву.
В 1997 году выступила на гала-концерте звезд русского балета в Нью-Йорке. Мероприятие проводилось в честь 125-летия Сергея Дягилева.
На протяжении всей своей сценической карьеры неоднократно принимала участие в гала-концертах Gala des étoiles по всему миру.
В 1999 году в Большом театре состоялась премьера балета «Симфония до мажор» на музыку Ж. Бизе в хореографии Д. Баланчина, в котором Грачева исполнила роль солистки первой части спектакля.
В 2004 году стала первой исполнительницей заглавной роли балета «Леа» А. Ратманского. В этом же году труппа Большого театра три вечера подряд ставила самые известные балеты Джорджа Баланчина, отметив таким образом столетие со дня рождения легендарного хореографа. Надежда Грачева стала первой и единственной исполнительницей па де де «Сильвия».
В ноябре 2009 года на сцене Большого театра состоялся бенефис Надежды Грачевой «Для Вас впервые…», в котором помимо главной героини вечера приняли участие Николай Цискаридзе, Андрей Уваров, Мария Александрова, Руслан Скворцов и другие известные артисты балета. Надежда Грачева сама стала и автором идеи, и режиссером вечера. Все партии были исполнены балериной впервые — Надежда показала поклонникам новые образы, в которых зрители не только никогда ее не видели, но, возможно, даже не могли себе представить.
Репертуар Надежды Грачевой:
- 1988 — «Дон Кихот» Л. Минкуса, хореография А. Горского — Повелительница дриад;
- 1989 — «Млада» Н. Римского-Корсакова, балетмейстер А. Петров — Тень княжны Млады и царицы Клеопатры;
- 1990 — «Жизель» А. Адана, редакция Ю. Григоровича — Мирта;
- 1990 — «Шопениана» на музыку Ф. Шопена, хореография М. Фокина — Мазурка;
- 1990 — «Раймонда» А. Глазунова, редакция Ю. Григоровича — Генриетта;
- 1990 — «Каменный цветок» С. Прокофьева, балетмейстер Ю. Григорович — Хозяйка Медной горы;
- 1991 — «Баядерка» Л. Минкуса, редакция Ю. Григоровича — Никия — первая исполнительница;
- 1991 — «Лебединое озеро» П. Чайковского, редакция Ю. Григоровича — Одетта-Одиллия;
- 1992 — «Корсар» А. Адана, редакция К. Сергеева — Медора — первая исполнительница;
- 1992 — «Ромео и Джульетта», редакция Ю. Григоровича — Джульетта;
- 1993 — «Спящая красавица» П. Чайковского, редакция Ю. Григоровича — Принцесса Аврора;
- 1993 — «Жизель» А. Адана, редакция Ю. Григоровича — Жизель;
- 1994 — «Корсар» А. Адана, редакция Ю. Григоровича — Медора — первая исполнительница;
- 1994 — «Сильфида» Х. Левенсхольда, хореография А. Бурнонвиля, постановка Э. М. фон Розен — Сильфида — первая исполнительница;
- 1995 — «Дон Кихот» Л. Минкуса, редакция Ю. Григоровича — Китри;
- 1995 — «Спартак» А. Хачатуряна, балетмейстер Ю. Григорович — Эгина;
- 1995 — «Легенда о любви» А. Меликова, балетмейстер Ю. Григорович — Мехмене Бану;
- 1995 — «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева, хореография Л. Лавровского — Джульетта;
- 1996 — «Последнее танго» на музыку А. Пьяццоллы, балетмейстер В. Гордеева — Жанна — первая исполнительница;
- 1999 — «Симфония до мажор» на музыку Ж. Бизе, хореография Д. Баланчина — Солистка I части — первая исполнительница;
- 2000 — «Дочь фараона» Ч. Пуни, балетмейстер П. Лакотт Аспиччия;
- 2002 — «Лебединое озеро» П. И. Чайковского, II-я редакция Ю. Григоровича — Одетта-Одиллия;
- 2003 — «Раймонда» А. Глазунова, редакция Ю. Григоровича — Раймонда;
- 2004 — «Симфония до мажор» на музыку Ж. Бизе, хореография Д. Баланчина — Солистка II части;
- 2004 — «Леа» на музыку Л. Бернстайна, балетмейстер А. Ратманский — Леа — первая исполнительница;
- 2008 — Большое классическое па из балета «Пахита» Л. Минкуса, редакция Ю. Бурлаки — Пахита — первая исполнительница.
«Быть первой — очень тяжело, однако я всегда к этому стремилась. Показатель уровня мастерства для балерины — это ее работа на сцене: каждый новый выход должен быть лучше предыдущего. В нашей профессии не бывает совершенного исполнения, потому что всегда есть мелочи, над которыми можно и нужно работать», — говорила Надежда Грачева.
В 2011 году закончила сценическую карьеру и стала балетмейстером-репетитором Большого театра.
«Мне нравятся грамотные и «чистые» позиции ног. Нравится, когда артист понимает, что он делает. В балете есть такое выражение «поющие ноги» — это, когда танцовщик одной лишь ступней может рассказать многое. Такое мы часто видим в исполнении западных трупп, особенно французских. Однако русский балет отличается тем, что мы танцуем душой: не просто работаем ногами, а «говорим» своим верхом. Техника важна, но еще важнее каждым своим жестом и взглядом донести до публики, о чем балет. Я добивалась, чтобы артисты раскрепостили верх, чтобы они понимали, что делают. Меня в свое время этому научила Галина Сергеевна Уланова. Она вытащила то, что было глубоко внутри меня», — отмечала Надежда Грачева.
Является педагогом-репетитором Евгении Образцовой, Екатерины Шипулиной, Ксении Жиганшиной, Юлии Гребенщиковой, Юлии Скворцовой, Янины Париенко, Дарьи Бочковой.
20 февраля 2020 года стала главной героиней первого творческого вечера авторского цикла «Другой ракурс» Народного артиста Российской Федерации Дмитрия Гуданова.
Личная жизнь Надежды Грачевой:
Муж — Александр Воробьев, артист балета.
Рассуждая на тему брака между двумя профессиональными артистами балета, она говорила: «Во всяком случае, вместе нам не тяжело. Но почему-то так получается, что дома о балете мы почти не разговариваем — видимо, слишком много времени посвящаем ему в театре. Зато очень любим вместе готовить. Пирожки всегда печем вдвоем: я тесто раскатываю, а он в них начинку закладывает».
Фильмография Надежды Грачевой:
1993 — Надежда Большого Балета
1996 — Баядерка
2001 — Баядерка
Награды и звания Надежды Грачевой:
1986 — лауреат Международного конкурса артистов балета в Варне (II премия, младшая группа);
1988 — лауреат Всесоюзного балетного конкурса в Москве (I премия и приз Ленинградского хореографического училища, младшая группа);
1988 — лауреат Международного конкурса артистов балета в Варне (II премия, старшая группа);
1992 — лауреат премии Benois de la Danse за исполнение партии Никии в балете «Баядерка» в постановке Ю. Григоровича;
1994 — Заслуженная артистка России;
1995 — лауреат Международного конкурса артистов балета в Осаке (I премия);
1995 — медаль «За выдающиеся заслуги перед Национальным театром» Белграда;
1995 — звание Почетного гражданина Белграда;
1996 — Народная артистка России;
1996 — Государственная премия Российской Федерации;
2001 — Орден Почета;
2009 — приз журнала «Балет» «Душа танца» (в номинации «Королева танца»)
последнее обновление информации: 26.05.2023