Наталья Бессмертнова
Возраст: 82
Наталья Игоревна Бессмертнова. Родилась 19 июля 1941 года в Москве — умерла 19 февраля 2008 года в Москве. Советская и российская балерина, педагог-репетитор. Народная артистка СССР (1976). Лауреат Ленинской премии (1986), Государственной премии СССР (1977) и премии Ленинского комсомола (1972). Прима-балерина Большого театра. Жена балетмейстера Юрия Григоровича.
Наталья Бессмертнова родилась 19 июля 1941 года в Москве.
Отец — Игорь Борисович Бессмертнов, врач.
Мать — Антонина Яковлевна Бессмертнова (в девичестве — Пешкова; 1920-2012).
Имела младшую сестру Татьяну.
Обе дочери с ранних лет поступили в Московское хореографическое училище, однако Наталья добилась на этом поприще значительно больших успехов, чем сестра. Первым педагогом Бессмертновой была Мария Кожухова. Наталья была ее любимицей. В 1959 году Кожухова умерла, далее она попала в класс к Софье Николаевне Головкиной. Также ее педагогом была Л. К. Черкасова.
В 1961 году окончила Московское хореографическое училище. На выпускном экзамене Бессмертнова блестяще выполнила 48 фуэте, и получила высшую оценку по классическому танцу.
В том же 1961 году была принята в труппу Большого театра. Тоненькая, хрупкая и воздушная Бессмертнова возродила на современной хореографической сцене дух подлинно романтического балета, представ ирреальным, фантастическим существом, пришедшим из старинных сказок и легенд: сильфидой, виллисой, нереидой. Балерина обладала удлиненными, «плакучими» линиями танца, невесомым, парящим прыжком, изысканно-ломкой грацией движений.
Долгое время основным партнером артистки был Михаил Лавровский, творческий дуэт с которым сложился еще во время учебы. Вместе с Лавровским Бессмертнова начала осваивать одну из самых главных ролей в своей жизни — Жизель. 20 ноября 1963 года «Жизель» в исполнении молодой балерины покорила московскую публику. За свою жизнь Наталия Игоревна станцевала эту партию почти 200 раз.
Наталья Бессмертнова в молодости
Прима-балерина Большого театра, она станцевала все ведущие партии классического и современного репертуара. Была первой исполнительницей многих партий в балетах своего мужа, главного балетмейстера Большого театра Юрия Григоровича. В балетах Григоровича она воплотила многие лирические образы, вошедшие в классику отечественной хореографии.
Великая балерина Галина Уланова отмечала: «Помню, как на каком-то спектакле «Жизели», взглянув на Бессмертнову, танцевавшую одну из девушек, подруг героини балета, я уже не могла оторвать от неё глаз — так искренне, непосредственно «жила» она в «толпе», так выразительно смотрела, пугалась, сочувствовала, когда шла сцена сумасшествия Жизели».
Репертуар Натальи Бессмертновой в Большом театре:
- 1961 — «Шопениана» на музыку Ф. Шопена — 7-й вальс и Мазурка;
- 1961 — «Страницы жизни» А. М. Баланчивадзе — Дочь Андрея;
- 1963 — «Золушка» С. С. Прокофьева — Осень;
- 1963 — «Класс-концерт» на сборную музыку в постановке А. М. Мессерера — Солистка;
- 1963 — «Жизель» А. Адана — Жизель;
- 1963 — «Спящая красавица» П. И. Чайковского — Принцесса Флорина, Фея Нежности;
- 1964 — «Паганини» С. Рахманинова — Муза;
- 1964 — «Бахчисарайский фонтан» Б. В. Асафьева — Мария;
- 1964 — «Лейли и Меджнун» С. А. Баласаняна — Лейли;
- 1965 — «Лебединое озеро» П. И. Чайковского — Одетта-Одиллия;
- 1965 — «Легенда о любви» А. Меликова — Ширин;
- 1967 — «Мелодия» на музыку А. Дворжака («Хореографические композиции Касьяна Голейзовского»);
- 1967 — «Видение Розы» на музыку К. М. Вебера — Девушка;
- 1968 — «Спартак» А. Хачатуряна — Фригия;
- 1968 — «Щелкунчик» П. И. Чайковского — Маша;
- 1970 — «Дон Кихот» Л. Минкуса — Китри;
- 1973 — «Спящая красавица» П. И. Чайковского — Аврора;
- 1975 — «Иван Грозный» на музыку С. С. Прокофьева — Анастасия;
- 1976 — «Ангара» А. Я. Эшпая — Валентина;
- 1979 — «Ромео и Джульетта» С. С. Прокофьева — Джульетта;
- 1981 — «Баядерка» Л. Минкуса — Никия;
- 1982 — «Золотой век» Д. Д. Шостаковича — Рита;
- 1984 — «Раймонда» А. К. Глазунова — Раймонда.
«Три таких чуда в моей жизни: Павлова, Спесивцева, Бессмертнова… Спасибо Наташе, спасибо Родине…», — говорил о ней Серж Лифарь.
Знаменитый артист балета Михаил Барышников вспоминал: «Я танцевал с ней мой последний спектакль в Ленинграде. До того, как мне довелось лично познакомиться с Наталией Бессмертновой и танцевать с ней, я восхищался её талантом со стороны, в качестве зрителя. Неизменно поражали её идеальные пропорции и красота линий, экзотичность, некая скрытая тайна, точёная голова на изящно выгнутой шее. При строгой приверженности к классическим балетным традициям она никогда не была закована в рамки классической условности, сохраняя свою неповторимую индивидуальность, оставаясь живой, современной и естественной. При едва-едва заметной обаятельной угловатости Наталия Бессмертнова всегда была изящной, грациозной и лёгкой. Утончённая внешность и внутренний лиризм в сочетании с предельной естественностью сделали неповторимой её Жизель. И, конечно, мне очень хотелось танцевать Альберта в «Жизели» с Бессмертновой. Мне тогда не удалось добиться её приглашения на эту роль в Кировский театр. Но зимой 1972 года, когда ленинградское телевидение предложило мне сняться в дуэте из второго акта, я, не задумываясь, пригласил Наталию Бессмертнову принять в этом участие. Нашим репетитором на Ленинградском телевидении была Татьяна Вечеслова, с которой Наталия и я дружили. Несколько дней репетиций и съёмок превратились в сплошной праздник. Жаль, что не сохранилась запись того дуэта. Когда Ирина Колпакова и я танцевали в «Жизели» на гастролях в Большом театре, Бессмертнова пришла на наш спектакль. Царила она на сцене, а в жизни была предельно скромной, неизменно доброжелательной. Прошёл ещё год, и мне всё же посчастливилось танцевать с ней в «Жизели» на сцене Кировского театра. Этот последний для меня спектакль в Ленинграде, 30 апреля 1974 года, накрепко связан в моей памяти с воспоминаниями об уникальной балерине Наталии Бессмертновой».
Кроме Большого театра, она выступала как приглашенная балерина в спектаклях балета Финской национальной оперы в Хельсинки (Жизель, 1966), Белградского национального театра (Одетта-Одиллия, Жизель, 1970-1971), театра «Ла Скала» в Милане (Одетта-Одиллия, Жизель, 1970, 1977), балета Римской оперы (Жизель, Одетта-Одиллия, 1970, 1980), Варшавского национального театра (Жизель, 1971), Норвежской королевской оперы в Осло (Одетта-Одиллия, 1972), балета Софийской народной оперы (Жизель, 1972), балета Венской государственной оперы (Маша, «Щелкунчик», 1973), Парижской национальной оперы (Анастасия, «Иван Грозный», (1976), Жизель (1977), Джульетта, 1978), Королевского Шведского балета в Стокгольме (Одетта-Одиллия, 1979), а также в балетных труппах Висбадена, Базеля, Турина, Тулона, Ниццы, Любляны, Нови-Сада, Загреба, Токио. Участвовала в гала-концерте в театре «Метрополитен-опера» в Нью-Йорке, посвященном 85-летию импресарио С. Юрока (1973).
В 1988 году вышла на творческую пенсию, но продолжала периодически выступать по контракту до 1993 года.
В 1988-1995 и 2001-2003 годы — педагог-репетитор (по контракту) Большого театра, покинула театр по собственному желанию 20 марта 1995 года (Приказ №127 от 21 марта 1995 года) — в день назначения художественным руководителем Большого театра В. В. Васильева.
C 1995 до 2007 года была ассистентом балетмейстера в спектаклях, которые Юрий Григорович ставил в театре «Кремлёвский балет» («Ромео и Джульетта» С. Прокофьева (1999), «Иван Грозный» на музыку С. Прокофьева (2001), в Большом театре («Лебединое озеро» П. Чайковского (2001), «Легенда о любви» А. Меликова (2002), «Раймонда» А. Глазунова (2003), «Золотой век» Д. Шостаковича (2006). Как педагог-репетитор также работала вместе с Юрием Григоровичем над постановками: «Раймонда» А. К. Глазунова (Национальная опера Белоруссии, Минск, (1997), Пражский национальный театр, 2001), «Щелкунчик» П. И. Чайковского (Молдавская национальная опера, (1998), Пражский национальный театр, (1998), Стамбульский театр оперы и балета, 2001), «Спящая красавица» П. И. Чайковского (Варшавский национальный театр, совместно с Театром Карло Феличе, Генуя, 1996-1997), «Легенда о любви» А. Меликова (Стамбульский театр оперы и балета, 2000), «Спартак» А. Хачатуряна (Национальный балет Кореи, Сеул, 2001), «Иван Грозный» на музыку С. С. Прокофьева (Парижская опера, 2003).
Неоднократно была членом жюри Международных конкурсов артистов балета (Москва (Россия), Варна (Болгария, неоднократно), Лозанна (Швейцария) — «Приз Лозанны» (1995), Всеяпонского конкурса артистов балета в Нагое (2001-2004, в 2001, 2004 — председатель).
Депутат Верховного Совета СССР 10 созыва (1979-1984).
Болезнь и смерть Натальи Бессмертновой
К концу жизни балерина сильно заболела. Врачи долгое время не могли поставить диагноз. Как оказалось, у нее были больны почки. От болезни, и без того довольно стройная, она очень сильно похудела. У нее были ужасные боли. Как вспоминал Виталий Вульф, страдания балерины были столь ужасными, что сильная от природы Бессмертнова даже желала собственной смерти. Но и тогда она не переставала думать о муже и его делах.
Когда Григоровичу понадобилось уехать в Сеул, супруга не стала отговаривать его, более того — сказала, что он не должен забывать о делах. И это был последний раз, когда они виделись. Бессмертновой стало плохо, практически сразу, после отъезда супруга. Когда Юрий Николаевич узнал об этом, он вылетел первым же рейсом. Но было поздно.
Наталья Бессмертнова скончалась в ночь с 18 на 19 февраля 2008 года в Москве. Похоронена на Новодевичьем кладбище (участок № 10).
Личная жизнь Натальи Бессмертновой:
Муж — Юрий Николаевич Григорович. Советский и российский артист балета, хореограф, балетмейстер, режиссер, сценарист, педагог. Главный балетмейстер Большого театра в 1964-1995 годах. Народный артист СССР (1973). Лауреат Ленинской премии (1970), двух Государственных премий СССР (1977, 1985), Государственной премии России (2017) и двух Премий Правительства РФ (2002, 2011). Один из самых выдающихся хореографов XX века.
Наталья Бессмертнова была не только супругой главного балетмейстера Большого театра, но и его музой. Она, как никто другой, могла воплотить все замыслы Юрия Николаевича — Анастасия в «Иване Грозном», Ширин в «Легенде о любви», Валентина в «Ангаре», Рита в «Золотом веке» и другие.
Сам хореограф любил повторять, что ставит балеты не для жены, а для выдающейся балерины Бессмертновой. Григорович искренне гордился своей супругой — ее талантом, умом и самостоятельностью.
Детей у балерины не было. Она заботилась о племяннике Михаиле. Именно он, сестра Татьяна и муж — единственные люди, которых Бессмертнова допускала в больницу, когда начала сильно болеть.
Наталья Бессмертнова и Юрий Григорович
Фильмография Натальи Бессмертновой:
1964 — «Секрет успеха» (фильм-спектакль) — «Вальс» М. Равеля
1968 — «Ромео и Джульетта» (фильм-спектакль) — Джульетта
1971 — «Хореографическая симфония»
1973 — «Хореографические новеллы»
1974 — «Вторник, четверг, суббота Натальи Бессмертновой» (документальный)
1975 — «Жизель» — Жизель
1975 — «Ромео и Джульетта» — Джульетта
1975 — «Спартак» (фильм-спектакль) — Фригия
1976 — «Грозный век» (фильм-спектакль) — Анастасия
1977 — «Шопениана» — 7-й вальс и Мазурка
1978 — «Балетные зарисовки»
1978 — «Жизнь в танце»
1980 — «Большой балет» (фильм-спектакль)
1983 — «Лебединое озеро» — Одетта-Одиллия
1987 — «Балет от первого лица» (документальный)
1989 — «Спартак» — Фригия
1989 — «Легенда о любви» — Ширин
1989 — «Раймонда» — Раймонда
1989 — «Жизель» — Жизель
1989 — «Ромео и Джульетта» — Джульетта
1989 — «Иван Грозный» — Анастасия
1989 — «Лебединое озеро» — Одетта-Одиллия
1989 — «Золотой век» — Рита
1991 — «Откровения балетмейстера Федора Лопухова» (документальный)
Награды и звания Натальи Бессмертновой:
— Первая премия Международного конкурса артистов балета в Варне (1965);
— Заслуженная артистка РСФСР (1970);
— Народная артистка РСФСР (7 декабря 1973 года) — за большие заслуги в области советского искусства;
— Народная артистка СССР (25 мая 1976 года) — за большие заслуги в развитии советского музыкального и хореографического искусства и в связи с 200-летием Государственного академического Большого театра СССР;
— Ленинская премия (1986) — за исполнение балетных партий последних лет;
— Государственная премия СССР (1977) — за исполнение партии Валентины в балетном спектакле «Ангара» А. Я. Эшпая;
— Премия Ленинского комсомола (1972) — за высокое исполнительное мастерство, большой вклад в развтие советского хореографического искусства;
— Орден Трудового Красного Знамени (1971);
— Орден Дружбы народов (1981);
— Премия им. Анны Павловой (Парижская академия танца, 1970);
— Премия «Давид» (Таормина, Италия, 1977).
последнее обновление информации: 23.04.2020