Наталья Гундарева
Возраст: 75
Наталья Георгиевна Гундарева. Родилась 28 августа 1948 года в Москве — умерла 15 мая 2005 года в Москве. Советская и российская актриса театра и кино. Народная артистка РСФСР (1986). Лауреат Государственной премии СССР (1984), Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых (1980), Премии Президента Российской Федерации (2003). Депутат Государственной Думы I созыва (1994-1996).
Наталья Гундарева родилась в Москве 28 августа 1948 года, в коммунальной квартире на Таганке.
Отец — Георгий Макарович, работал инженером на заводе малолитражных автомобилей.
Мать — Елена Михайловна, работала инженером-проектировщиком — руководителем группы — в проектно-конструкторском бюро ЦНИИ строительства торговых и промышленных зданий.
Любовь к театру передалась Наталье от матери, но в качестве актрисы никогда себя не рассматривала — считала, что это не для неё. Восьмиклассницей Наташа пришла в театр юных москвичей во Дворце пионеров на Ленинских горах.
В десятом классе школы Гундарева начинает работать чертёжницей в конструкторском бюро, готовится стать проектировщицей.
Друг Натальи, Виктор Павлов, повлиял на неё в выборе профессии и уговорил поступать в Щукинское училище. В 1971 году она окончила курс Юрия Васильевича Катина-Ярцева, где училась вместе с Константином Райкиным, Юрием Богатырёвым, Натальей Варлей.
В 1971 году многообещающую выпускницу училища приглашали в свою труппу сразу несколько ведущих московских коллективов, но Гундарева выбрала Театр им. Маяковского, в котором служила до конца жизни. Несколько лет главный режиссёр театра Андрей Гончаров предлагал молодой актрисе только эпизодические роли.
В 1974 году в спектакль «Банкрот, или Свои люди — сочтёмся» по Островскому Гончарову понадобилось ввести новую актрису на роль Липочки, которую исполняла Татьяна Доронина. После 10 дней репетиций Гундарева органично вошла в спектакль; её дебют в главной роли сразу был оценен театральной Москвой.
На сцене практически ни одна работа актрисы не оставалась незамеченной критикой, как и её работы на телевидении: Дуньки в телеспектакле «Любовь Яровая» (режиссёр Турбин), Софьи в «Возвращении» по Тургеневу (режиссёр П. Резников), Мирандолины в пьесе Гольдони «Трактирщица». Однако только к концу 1970-х Гундарева стала одной из ведущих актрис театра.
В кино, в эпизодических ролях, Наталья Гундарева снималась ещё с 1971 года. Первой значительной ролью, принесшей актрисе успех, стала Аня Доброхотова в картине «Сладкая женщина» Владимира Фетина. Предложения от кинорежиссёров следовали одно за другим. В 1977 году по опросу журнала «Советский экран» она была признана лучшей актрисой.
Наталья Гундарева в фильме «Сладкая женщина»
1979-1984 годы становятся временем расцвета театральной и кинематографической карьеры актрисы. Она ушла наконец от амплуа простых деревенских женщин, доярок-буфетчиц, раскрывая психологически сложные, многогранные образы. Одна за другой в свет выходят её программные работы, признанные классикой.
В 1981 году вновь признана лучшей актрисой года по опросу журнала «Советский экран» за фильм «Однажды двадцать лет спустя».
Наталья Гундарева в фильме «Однажды двадцать лет спустя»
Наиболее значимой из театральных ролей Гундаревой, как считал критик Андрей Плахов, стала Катерина Измайлова в трагедии «Леди Макбет Мценского уезда». Андрей Гончаров собирался поставить Лескова ещё в конце 1950-х в Театре на Малой Бронной. Спектакль был отрепетирован, но в последний момент режиссёр передумал и отложил постановку. В 1979 году Гончаров повторил попытку и на главную роль Катерины Львовны назначил Наталью Гундареву.
Спектакль «Леди Макбет Мценского уезда» стал одной из наиболее значительных постановок в истории Театра им. Маяковского и с успехом шёл в течение 13 лет.
Другой её значимой ролью стала Нина Бузыкина в фильме «Осенний марафон». Ещё одно серьёзное достижение периода — Валерия в телефильме «Отпуск в сентябре» по пьесе Вампилова «Утиная охота» (1981 год, режиссёр В. В. Мельников). К сожалению, фильм был признан упадническим и дошёл до зрителя только в 1987 году.
Фильмы «Одиноким предоставляется общежитие» (режиссёр С. Самсонов) и «Хозяйка детского дома» (режиссёр В. Кремнев), вышедшие в 1984 году, затрагивают социально важные темы одиноких женщин и брошенных детей. О своей работе в ленте «Хозяйка детского дома» Наталья Гундарева говорила: «Роль «Хозяйки детского дома» вошла мне прямо в сердце. Реальный прототип у героини был. Мы снимали в одном детском доме, где в течение семнадцати лет работала женщина, у которой было два сына… Роль у меня пошла сразу. Помните эпизод, когда директриса детского дома выступает с трибуны собрания педагогов и руководящих товарищей? Так вот, этот текст я выучила наизусть в одно мгновение, потому что это были мои собственные слова! Эта тема – детский дом – проняла меня до глубины существа».
Аркадий Инин писал сценарий фильма «Одиноким предоставляется общежитие» и образ Веры Голубевой именно «под Гундареву». Темы, поднятые в картинах, и мастерство актрисы вызвали большой отклик у аудитории — спустя много лет она продолжала получать письма от зрителей. Сама лишённая счастья материнства, Наталья Гундарева нередко воплощала на экране образ матери и в том числе многодетной матери — эти работы стали одними из лучших в её карьере.
Наталья Гундарева в фильме «Одиноким предоставляется общежитие»
С начала 1990-х актриса меньше снимается и репетирует. Сетует на то, что всё меньше ей предлагают подходящих ролей. Одной из заметных работ становится роль леди Гамильтон в спектакле «Виктория?..» и княгини Шадурской в сериале «Петербургские тайны».
Первые роли Натальи Гундаревой эксплуатировали характерную внешность. Образ типичной русской женщины, кустодиевской красавицы привлекал публику. Однако даже в дебютных ролях ощущались, что актриса способна на гораздо большее. Она воплощала на сцене русский национальный тип, но делала это с оглядкой на европейскую театральность.
За без малого 30 лет своей творческой карьеры Гундаревой удалось создать галерею разноплановых образов. Первая же роль — Липочки в «Банкроте» — показала, что актриса способна передавать тонкие нюансы психологии героини. Способность раскрыть и донести режиссёрскую мысль в персонажах с самых разных полюсов — ещё одна грань таланта актрисы ученицы вахтанговской школы. Драматург Александр Володин упоминал даже о том, что с Гундаревой стало отождествляться представление о том, что её героини — пошлые и приземлённые создания, своего рода хозяйки современной жизни. Но и в таких образах можно было увидеть тонкие штрихи, которые актриса создала своим дарованием в неприглядных героях. Карен Шахназаров считал, что Гундаревой, как никому другому в советском театре и кино, свойственны страстность, темперамент и точность в деталях. Её работа в фильме «Зимний вечер в Гаграх», по словам Шахназарова, спасла плоскую и маловыразительную по сценарию роль певицы Мельниковой.
Гундарева всегда считала себя прежде всего театральной актрисой. Ей всегда был больше по душе академический театр, традиции чеховской и горьковской драматургической школы. В 1990-е годы ей было очень сложно свыкнуться с новыми веяниями и авангардистскими изысками. Как вспоминал Виктор Мережко, создавший в своих сценариях несколько интересных героинь для актрисы, с конца 1980-х началась эксплуатация её профессиональных возможностей.
Гундаревой удалось успешно поработать и в таком сложном жанре, как художественное чтение. Она всегда любила русскую классику, особенно Достоевского и Лескова. Ещё во время учёбы в Щукинском училище педагог Дина Андреева привила будущей актрисе вкус к слову, способность передать слушателю его музыку и колорит. В 1981 году Наталья Гундарева записала для ЦТ СССР моноспектакль «Тупейный художник», в котором она читала прозу Лескова.
Гундарева уделяла внимание общественной и политической деятельности. В 1993-1995 работала в Госдуме во фракции «Женщины России».
Ещё с начала 1980-х годов друзья и знакомые стали замечать, что у актрисы появились проблемы со здоровьем. Она много курила, хотя неоднократно пыталась бросить пагубную привычку. Несколько раз из-за приступов гипертонической болезни переносились её спектакли. В 1986 году Гундарева, которая с удовольствием водила машину, попала в тяжёлую аварию и почти год приходила в себя.
Последней работой в театре стала роль Леттис в «Любовном напитке» (1997).
В 1999 году актриса серьёзно сбросила вес и перенесла пластическую операцию.
Наталья Гундарева после пластики
Последнюю роль — Василису Саввичну в сериале «Саломея» — актриса сыграла в начале 2001 года, и зрители обратили внимание на сильно изменившийся облик Гундаревой.
В 2001 году Гундарева получила предложение от Олега Табакова в МХТ им. Чехова на роль Мадлены Бежар в «Кабале святош» Булгакова. Интересный персонаж и возможность сыграть в прославленной труппе очень привлекали артистку, и она начала репетиции. Однако в новом коллективе были свои порядки, и ей сложно было с ними свыкнуться. Гундарева всегда ответственно относилась к работе. Как вспоминал Игорь Костолевский: «Я помню, как она мне жаловалась, когда репетировала во МХАТе и не могла понять, почему меняется время репетиций, почему всё происходит не вовремя». В итоге от роли, незадолго до премьеры, Гундарева отказалась.
Смерть Натальи Гундаревой
В ночь с 18 на 19 июля 2001 года Наталья Гундарева почувствовала себя плохо и была доставлена в больницу с диагнозом «нарушение мозгового кровообращения». Актрису экстренно перевезли в Институт Склифосовского, по дороге состояние её резко ухудшилось. 21 июля она впала в кому, и врачи констатировали обширный ишемический инсульт. 27 июля пациентку перевели в НИИ нейрохирургии им. Н. Н. Бурденко и ситуация начала меняться к лучшему. 1 августа Гундарева полностью пришла в себя.
Постепенно больная пошла на поправку, к ней вернулась речь и ограниченное движение. Врачи начали давать осторожно позитивные прогнозы на исход лечения. К лету 2002 года Гундарева выписалась из больницы и переехала домой. Дала несколько интервью прессе, принимала друзей.
В 2002 году в рамках акции «Во имя здоровья» она занималась благотворительностью и помогала многим актёрам пройти курс лечения.
Больше Наталья Гундарева на сцену уже не выходила и не появлялась на публике. Несмотря на усилия родственников и врачей, полного выздоровления не наступало. В 2002 году во время прогулки поскользнулась и ударилась затылком.
15 мая 2005 года Наталья Георгиевна Гундарева скончалась в больнице Св. Алексия (бывшая 5-я градская) из-за повторного геморрагического инсульта. Похоронена 18 мая на Троекуровском кладбище в Москве. Автором памятника выступили отец и сын Согоян.
Рост Натальи Гундаревой: 168 сантиметров.
Личная жизнь Натальи Гундаревой:
Наталья Гундарева трижды была замужем. Детей не было.
В 1973 году во время съёмок телевизионного спектакля «Обрыв» она познакомилась с Леонидом Ефимовичем Хейфецем. Известный режиссёр был на 14 лет старше молодой актрисы. Сразу после съёмок они поженились. Леонид Ефимович — который, до того как обзавёлся семьёй, не имел своего жилья и обитал прямо в театре — получил квартиру. Через шесть лет супруги развелись. Гундарева жаловалась, что разрывается между семейными заботами и навалившейся тогда высокой профессиональной востребованностью.
Наталья Гундарева и Леонид Хейфец
В 1979 году во время работы над звёздным спектаклем «Леди Макбет Мценского уезда» Гундарева сблизилась со сценическим партнёром по роли Виктором Корешковым. После короткого и бурного романа они поженились, но брак вскоре распался.
Наталья Гундарева и Виктор Корешков
Третий муж — Михаил Филиппов, актёр театра Маяковского с 1973 года. Онии были давними знакомыми. В 1986 году поженились, и в этом браке актриса обрела счастье, не расставшись с Михаилом до самой смерти. До брака с Гундаревой Филиппов был женат на дочери Андропова — Ирине.
«Миша пришёл в наш театр и подружился с моим бывшим сокурсником по театральному училищу. Таким образом мы оказались в одной компании. Приятельствовали, устраивали розыгрыши, хохмы… Потом в театре мы так сработались, что поняли: нам нужно жить вместе. Я за него вышла замуж не потому, что он талантливый, а потому, что это он», — говорила Гундарева.
Наталья Гундарева и Михаил Филиппов
Последние годы актриса провела в своей квартире в Москве на 1-й Тверской-Ямской.
О первом и особенно о втором браке актриса не любила вспоминать. Детей у Натальи Гундаревой не было. Сама она говорила, что детей ей заменил театр.
Однако у Натальи Гундаревой в 40 лет появилась так называемая «приёмная дочь» Ирина Дегтева. О ней писал муж Гундаревой Михаил Филиппов в книге воспоминаний «Наташа»: «Жили-были старик со старухой. И не было у них детей. И послал им Бог дочку…» Вот и нам послал Господь дочку. Не Снегурочку, не Дюймовочку, а как Маугли — Человеческого детеныша — Ирку! Мы оба привязались к ней, а она к нам. Когда мы обрели этого Подкидыша, ребёнку было лет тридцать, так что многие заботы от нас отпадали — она умела читать, плавать, и в школу нас никто не вызывал за неуспеваемость и проказы».
Наталья Гундарева
Фильмография Натальи Гундаревой:
1966 — Хмырь — здоровячка
1972 — Здравствуй и прощай — Надежда Сергеевна (Надёжка), буфетчица в кафе «Улыбка»
1972 — В Москве проездом… — продавщица биноклей в ГУМе
1973 — Назначение — Майя Золоткова
1973 — Ищу человека — Клава
1974 — Смешные люди! — Машуня, жена следователя
1974 — Осень — Дуся
1974 — Самый жаркий месяц — Таня
1974 — Сергеев ищет Сергеева — председатель месткома
1976 — Сладкая женщина — Анна Александровна Доброхотова
1976 — Труффальдино из Бергамо — Смеральдина, служанка в доме Панталоне (вокал — Елена Дриацкая)
1977 — Подранки — Тася
1977 — Обратная связь — Медведева
1978 — Гарантирую жизнь — Ольга
1978 — Уходя — уходи — Марина
1978 — Вас ожидает гражданка Никанорова — Катя Никанорова
1978 — След на земле — Клава
1979 — Отпуск в сентябре — Валерия
1979 — Осенний марафон — Нина Евлампиевна Бузыкина
1980 — Мнимый больной — Белина
1980 — Следствие ведут ЗнаТоКи. Ушёл и не вернулся — Алёна Миловидова
1980 — Белый снег России — Надежда, русская жена Алёхина
1980 — Однажды, двадцать лет спустя — Надя Круглова
1980 — О бедном гусаре замолвите слово — Жужу, модистка
1980 — Дульсинея Тобосская — Альдонса-Дульсинея
1980 — Незваный друг — Анна Глушенкова, бывшая жена Виктора
1981 — Проданный смех — фрау Бебер
1982 — Детский мир — Людмила Яковлевна
1983 — Одиноким предоставляется общежитие — Вера Николаевна Голубева
1983 — Подросток — Татьяна Павловна
1983 — Срок давности — Наталья
1983 — И жизнь, и слёзы, и любовь — повариха
1984 — Хозяйка детского дома — Александра Ивановна Ванеева
1985 — Подвиг Одессы — тётя Груня
1985 — Зимний вечер в Гаграх — Мельникова, певица
1985 — Личное дело судьи Ивановой — Любовь Григорьевна Иванова, судья
1985 — Прощание славянки — Женя
1985 — Дети солнца — Меланья Николаевна, сестра Бориса Чепурного
1987 — Избранник судьбы — трактирщица
1988 — Жизнь Клима Самгина — Марина Петровна Зотова (Премирова)
1989 — Аэлита, не приставай к мужчинам — Аэлита
1989 — Оно — Клемантинка де Бурбон
1989 — Две стрелы. Детектив каменного века — Вдова
1989 — Сердце не камень — Аполлинария Халымова
1990 — Паспорт — Инга
1990 — Собачий пир — Жанна
1990 — Искушение Б. — Наталья Петровна, она же Маркиза
1991 — Виват, гардемарины! — императрица Елизавета
1991 — Чокнутые — княгиня Отрешкова
1991 — Затерянный в Сибири — Фаина
1991 — Тысяча долларов в одну сторону — Анфиса
1991 — Курица — Алла
1991 — Небеса обетованные — Люська, сожительница Васьки, посудомойка
1992 — Гардемарины 3 — императрица Елизавета
1992 — Осколок «Челленджера» — Зинаида
1993 — Альфонс — Света
1993 — Личная жизнь королевы — Рапа, генсек КПЗ
1993 — Заложники «Дьявола» — Елена Сергеева
1994 — Петербургские тайны — Татьяна Львовна Шадурская, княгиня
1995 — Московские каникулы — Дуся
1998 — Райское яблочко — Римма Петровна Крутилина, директор
1998 — Хочу в тюрьму — Маша
1999 — Криминальное танго — генеральша
2000 — Любовь.ru — Марина
2001 — Ростов-папа — Анна Гусарова
2001 — Саломея — Василиса Саввична, сваха
Телеспектакли Натальи Гундаревой:
1973 — Обрыв — Марфинька
1975 — Возвращение — Софья
1975 — Трактирщица — Мирандолина
1978 — Капитанская дочка (Страницы романа) — Екатерина Вторая
1986 — Переход на летнее время — Венцова
Озвучивание мультфильмов Натальи Гундаревой:
1984 — То ли птица, то ли зверь
1986 — Сказка о глупом муже
1993 — Шут Балакирев — Екатерина I
последнее обновление информации: 22.08.2023