Николай Леонидович Духов
Возраст: 119
Николай Леонидович Духов. Родился 26 октября (8 ноября) 1904 года в селе Веприк Полтавской губернии — умер 1 мая 1964 года в Москве. Советский конструктор бронетехники, ядерного и термоядерного оружия. Создатель танков КВ-1, КВ-2, КВ-1с, КВ-85, ИС-1, ИС-2, ИС-3, ИС-4. Член-корреспондент АН СССР (1953), доктор технических наук (1953). Трижды Герой Социалистического Труда. Генерал-лейтенант инженерно-технической службы. Лауреат Ленинской премии и пяти Сталинских премий.
Николай Духов родился 26 октября (8 ноября по новому стилю) 1904 года в селе Веприк Гадячского уезда Полтавской губернии.
По национальности — русский.
Отец — Леонид Викторович Духов, служил ротным фельдшером, поэтому переезжал с места на место по долгу службы и за год до рождения сына поступил на сахарный завод в селе Веприк.
Мать — Мария Михайловна Духова (в девичестве Осипова), дочь обедневшего помещика.
Учился сначала в сельской школе, затем в Гадячской классической мужской гимназии. Особенно хорошо там было поставлено преподавание иностранных языков (впоследствии Духов владел немецким, английским и французским). В 1919 году гимназию преобразовали в единую трудовую школу второй ступени, в 1920 году Николай получил диплом об ее окончании.
С 14 лет работал — сначала секретарем Вепричского комитета бедноты, с 1921 года — агентом продотряда. Вел перепись, которая служила сельскому совету основанием для определения продналога. Также был заведующим районной избой-читальней, секретарем райземлеса, заведовал ЗАГСом. В 1925 году поступил на Чупаховский сахарный завод резчиком свеклы. Позже его перевели в технико-нормировочное бюро.
В 22 года по решению заводского комсомольского собрания ему вручили путевку на рабфак Харьковского геодезического и землеустроительного института. После окончания рабфака был рекомендован «для зачисления без испытания на механический факультет» Ленинградского политехнического института, где обучался с 1928 по 1932 год на кафедре «Автомобили и тракторы» и получил специальность инженера-конструктора тракторов и автомобилей.
Николай Духов в молодости
После окончания института был направлен на ленинградский завод «Красный Путиловец» (позднее — Ленинградский Кировский завод), где прошел путь от рядового инженера до заместителя главного конструктора завода: в первые годы работал над конструированием приспособлений для массового производства трактора «Универсал», над созданием первого советского легкового автомобиля «Ленинград-I», принимал участие в конструировании тяжелого подъемного крана.
Конструктор бронетанковой техники
В 1936 году привлечен к работе по улучшению бронетанковой техники: перешел в СКБ-2 Кировского завода, где сразу приступил к созданию единой методики тягового и прочностного расчета танков, которой он и его коллеги впоследствии пользовались не один год. Затем руководил конструкторской группой, занимавшейся модернизацией танка Т-28. К концу 1938 года группа выполнила задание, причем бортовую передачу новой конструкции для танка Духов спроектировал лично.
Инженера волновала проблема создания нового танка с противоснарядным бронированием. В конце 1938 года Духов предложил технический проект новой машины — тяжелого танка КВ-1. В 1939 году Кировский завод приступил к серийному выпуску танков КВ. Согласно отечественной военной теории, такие танки были необходимы для взламывания фронта противника и организации прорыва или преодоления укрепленных районов.
Танк КВ-1с
30 ноября 1939 года началась Советско-финская война. Военные не упустили случая испытать новые тяжелые танки. За день до начала войны (29 ноября 1939 г.) СМК, Т-100 и КВ отправились на фронт. Их передали 20-й тяжелотанковой бригаде. Первый бой КВ принял 17 декабря при прорыве Хоттиненского укрепрайона линии Маннергейма. Танк успешно прошел испытания боем: его не могла поразить ни одна противотанковая пушка противника. Огорчение военных вызвало лишь то, что 76-мм пушка Л-11 оказалась недостаточно сильной для борьбы с ДОТами. Для этой цели пришлось создавать новый танк КВ-2, вооруженный 152-мм гаубицей. По представлению ГАБТУ совместным постановлением Политбюро ЦК ВКП(б) и СНК СССР от 19 декабря 1939 года (уже через день после испытаний) танк КВ был принят на вооружение.
11 ноября 1940 года Николай Духов был назначен заместителем начальника СКБ-2 ЛКЗ, был ведущим конструктором тяжелого танка КВ-1, а также внес значительный вклад в разработку танка КВ-2.
Член ВКП(б) с 2 апреля 1941 года.
В 1941 году Ленинградский Кировский завод постепенно эвакуировался в Челябинск, где на базе Челябинского тракторного завода начали разворачивать производство танков КВ. 10 июля 1941 года Духов выехал из Ленинграда в Челябинск, получив должность главного конструктора отдела № 3. 25 июля он был на месте и быстро организовал работу. 6 октября ЧТЗ был переименован в Челябинский Кировский завод, Духов стал заместителем главного конструктора, а постановлением Государственного Комитета Обороны от 26 июня 1943 года был назначен главным конструктором, оставаясь в этой должности до 1948 года.
На заводе Духов наладил поточно-конвейерное производство танков КВ, возглавил разработку их модификаций и самоходных артиллерийских установок, осуществил коренную модификацию средних танков Т-34. Под его руководством разрабатывались тяжелые танки КВ-1с, КВ-85, ИС-1, ИС-2, ИС-3 и ИС-4. Были изготовлены и не пошедшие в серию образцы — например КВ-13.
ИС-2 (Объект 240) — советский основной и тяжелый танк периода Великой Отечественной войны, являлся самым мощным и наиболее тяжелобронированным из советских и союзных серийных танков периода войны, и одним из сильнейших основных танков на то время в мире. Аббревиатура ИС означает «Иосиф Сталин» — официальное название серийных советских тяжелых танков выпуска 1943-1953 годов; индекс 2 соответствует второй серийной модели танка этого семейства. В годы Великой Отечественной войны вместе с обозначением ИС-2 на равных использовалось название ИС-122, в этом случае число 122 означает калибр пушки — основного вооружения боевой машины. Немцы называли его в своих документах КВ-00(ИС). Танки этого типа сыграли большую роль в боях 1944-1945 годов, особенно отличившись при штурме городов. После завершения войны ИС-2 были модернизированы и находились на вооружении Советской Армии ВС Союза ССР и впоследствии ВС России до 1993 года. Также танки ИС-2 поставлялись в ряд государств и участвовали в некоторых вооруженных конфликтах после 1945 года.
Танк ИС-2
После войны под непосредственным руководством Духова разрабатывался новый трактор ЧТЗ С-80 («Сталинец-80») с кабиной закрытого типа.
Работа в промышленности ядерных вооружений
В 1948 году был привлечен к работам в советском атомном проекте и стал заместителем главного конструктора КБ-11 (Арзамас-16) Ю. Б. Харитона. Возглавляя конструкторский сектор, Духов руководил разработками конструкции как первого отечественного плутониевого заряда, так и конструкции атомной бомбы. Активный участник испытаний первой отечественной атомной бомбы на Семипалатинском полигоне 29 августа 1949 года и первой водородной бомбы РДС-6с 12 августа 1953 года.
Юлий Борисович Харитон говорил про Николая Духова: «Его конструкторская гениальность врожденна… Роль Николая Леонидовича в создании первых образцов оружия была чрезвычайно велика. Вместе со своими товарищами по работе он очень много сделал, чтобы под общим руководством Игоря Васильевича Курчатова приблизить день ликвидации американской монополии на ядерное оружие… то, что он сделал за свою жизнь, огромно как по количеству и уровню инженерных решений, так и по тому значению, которое его труды имели для укрепления оборонной мощи нашей Родины».
С 1954 года Духов стал директором, главным конструктором и научным руководителем филиала № 1 КБ-11 (в настоящее время ВНИИА им. Н. Л. Духова), которым руководил до своей смерти. Им были определены основные направления тематики института — создание ядерных боеприпасов для стратегических и тактических комплексов ядерного оружия, систем электрического и нейтронного инициирования ядерных зарядов, приборов автоматики ядерных боеприпасов, унифицированной контрольно-измерительной аппаратуры.
За десять лет под его руководством разработаны три поколения блоков автоматики, первое поколение ядерных боеприпасов для семнадцати различных носителей — баллистической ракеты Р-7, торпеды Т-5, первых крылатых ракет для ВВС, ВМФ, ПВО, для этих ядерных боеприпасов была разработана целая гамма электромеханических приборов. Для контроля ЯБП и блоков автоматики разработаны первые три поколения контрольно-измерительной аппаратуры: осциллографическая, малогабаритная безосциллографическая и автоматизированная с цифровой регистрацией. Николай Духов по праву может считаться основателем конструкторской школы по ядерным боеприпасам.
Николай Леонидович Духов
Духов установил тесные деловые связи с большим количеством главных и генеральных конструкторов авиационного и ракетного оружия: А. И. Микояном, В. Н. Челомеем, С. П. Королевым и др.
Параллельно с инженерно-конструкторской, занимался и преподавательской работой. С 1935 по 1940 год преподавал в ЛАДИ и на механическом факультете Ленинградского политехнического института. В 1944 году в Челябинске был создан Механико-машиностроительный институт (позднее преобразованный в Политехнический) с двумя факультетами: танковым (сегодня Автотракторный) и технологическим (сегодня Механико-технологический). Заведующим кафедрой танкостроения («гусеничных машин») и руководителем государственной экзаменационной комиссии этого ВУЗа был назначен Духов.
Во время работы в филиале 1 КБ-11 Духов также придавал огромное значение подготовке научных кадров высшей квалификации. Он поставил перед министерством вопрос о создании в КБ аспирантуры и совета по присуждению ученых степеней кандидата технических наук. Первые три защиты состоялись уже в 1962 году.
Умер 1 мая 1964 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 6).
Имя Духова присвоено Всероссийскому НИИ автоматики.
К столетию Николая Леонидовича и пятидесятилетию Всероссийского НИИ автоматики на территории ВНИИА был установлен бюст Духова работы скульптора В. Н. Левина.
В Челябинске на доме, в котором в годы Великой Отечественной войны жил Духов (пр. Ленина, 15), установлена мемориальная доска работы скульптора Э. Э. Головницкой; еще одна доска установлена на здании лицея № 11 (ул. Тимирязева, 6) в Челябинске.
15 декабря 2003 года в галерее ученых ЮУрГУ открыт бюст Н. Л. Духова работы заслуженного художника РСФСР В. А. Авакяна.
В 2004 году Верховная Рада Украины приняла постановление «О праздновании 100-летия со дня рождения Николая Леонидовича Духова». Торжественная дата отмечалась в сентябре 2004 года на государственном уровне. Празднование прошло в содружестве с Российской Федерацией.
В ознаменование 100-летия со дня рождения Н. Л. Духова по заказу ВНИИА издательством «Марка» была выпущена юбилейная почтовая марка, а на Московском монетном дворе по эскизу художника И. Копыткина изготовлена памятная медаль «100 лет со дня рождения Н. Л. Духова».
В память о Н. Л. Духове названа одна из улиц в Сарове и одна из улиц Тракторозаводского района Челябинска. В Главном здании СПбГПУ установлена мемориальная доска. Во Всероссийском НИИ автоматики им. Н. Л. Духова установлена мемориальная доска работы скульптора Александра Ноздрина (2017).
В его память названы улицы в селе Веприк, городах Гадяч и Полтава.
Личная жизнь Николая Духова:
Жена — Мария Александровна Духова, работала в конструкторском бюро СКБ-2 на Кировском заводе в Ленинграде и Кировском танковом заводе в Челябинске.
Дочь — Зоя, окончила МГУ, стала кандидатом биологических наук.
Внуки — Игорь и Светлана.
Николай Духов с женой и дочерью
Награды и звания Николая Духова:
Трижды Герой Социалистического Труда:
16 сентября 1945 года — за большой вклад в создание танков и совершенствование их конструкции;
29 октября 1949 — за работы, связанные с созданием и проведением испытания первой советской атомной бомбы;
4 января 1954 года — за вклад в разработку и испытания первой водородной бомбы (изделия РДС-6с);
Четыре ордена Ленина: 17.04.1940 — за успешную работу и проявленную инициативу по укреплений обороноспособности нашей страны; 05.08.1944 — за успешное выполнение заданий Государственного Комитета Обороны по созданию новых конструкций тяжелых танков и артиллерийских самоходных установок;
Орден Суворова 2-й степени (19.04.1945);
Орден Трудового Красного Знамени (24.01.1944);
Орден Красной Звезды (05.06.1942);
Медаль «За трудовую доблесть» (07.03.1940);
Ленинская премия (1960) — за работы по созданию боеприпаса для ракеты Р-7;
Сталинская премия второй степени (1943) — за усовершенствование конструкций тяжелых танков;
Сталинская премия первой степени (1946) — за создание тяжелого танка ИС-1 и коренное усовершенствование существующего танка;
Сталинская премия первой степени (29.10.1949) — за создание атомной бомбы;
Сталинская премия (1951) — за заслуги в производстве новых ядерных зарядов;
Сталинская премия (1953) — за создание водородной бомбы
последнее обновление информации: 26.09.2022