Николай Жуковский

Николай Егорович Жуковский

Возраст: 177 (со дня рождения)

Возраст смерти: 74 года

Николай Жуковский

Николай Егорович Жуковский. Родился 5 (17) января 1847 года в дер. Орехово Владимирской губернии — умер 17 марта 1921 года в Москве. Русский ученый-механик, основоположник гидро- и аэродинамики. Заслуженный профессор Московского университета (1911), почетный член Московского университета (1916), заслуженный профессор Императорского Московского технического училища. Член-корреспондент Императорской Академии наук по разряду математических наук (1894).

Николай Жуковский родился 5 (17 по новому стилю) января 1847 года в деревне Орехово Владимирской губернии.

Отец — Егор Иванович Жуковский, штабс-капитан, военный инженер.

Мать — Анна Николаевна Жуковская (урожденная Стечкина).

Дед был офицером русской армии, участником Отечественной войны 1812 года.

В 1864 году с серебряной медалью окончил 4-ю московскую гимназию. Далее без экзаменов был зачислен на физико-математический факультет Московского университета.

В 1868 году окончил Московский университет по специальности прикладная механика. Пытался учиться в Петербургском институте путей сообщения, но не смог из-за недостатка средств.

С 1870 года Жуковский работал преподавателем физики во 2-й московской женской гимназии. В 1871 году сдал магистерские экзамены и стал преподавать математику и механику в Московском высшем техническом училище. 14 сентября 1874 года Жуковский был утвержден доцентом кафедры аналитической механики училища. 4 ноября 1876 года состоялась публичная защита его магистерской диссертации «Кинематика жидкого тела». 30 апреля 1882 года Жуковский защитил диссертацию на степень доктора прикладной математики, представив работу «О прочности движения». С 1879 года — сверхштатный профессор механики училища.

С 1885 года также преподавал в Московском университете гидродинамику. С 1886 года — экстраординарный профессор кафедры прикладной механики, затем — ординарный. В 1887 году он стал штатным профессором аналитической механики в Московском высшем техническом училище.

Параллельно в 1872-1920 годах он читал в московской академии коммерческих наук курс практической механики. Также преподавал в инженерном училище ведомства путей сообщения.

Николай Жуковский в молодости

Николай Жуковский в молодости

С января 1893 года — действительный статский советник.

В 1894 году Жуковский был избран членом-корреспондентом Академии наук.

Научная деятельность Николая Жуковского

В 1883 году в статье «Приложение теории центров ускорений высших порядков к направляющему механизму Чебышева» Жуковский применил аппарат теории ускорений высших порядков к теории механизмов — в задаче о синтезе симметричного прямолинейно-направляющего механизма Чебышева.

В 1890 году в Математическом сборнике Московского университета была напечатана работа Жуковского «Видоизменение метода Кирхгофа для определения движения жидкости в двух измерениях при постоянной скорости, данной на неизвестной линии тока». В том же году он предпринял попытку разработать теоретические основы определения подъемной силы винта или крыла — «К теории летания».

Работы Николая Жуковского в сфере аэродинамики оказали значительное влияние на развитие авиационной науки, вдохновив ключевые концепции. Он провел комплексное изучение динамики полета птиц и 3 ноября 1891 года представил доклад «О парении птиц». Путем анализа способности птиц плавать в воздухе с развернутыми крыльями, Жуковский смог доказать возможность создания планера, способного выполнять «мертвую петлю». Более двадцати лет спустя русский военный летчик Нестеров впервые в мире осуществил этот маневр на своем самолете, который был назван в его честь «петлей Нестерова».

В 1892 году Николай Жуковский представил доклад «По поводу летательного снаряда Чернушенко», где разработал основные уравнения динамики для центра тяжести планирующего тела (т.е. при постоянном угле атаки). Это позволило ему определить траектории движения при различных условиях атмосферного движения воздуха.

В 1895 году Николай Жуковский посетил Германию, где встретился с ведущим пионером авиации Отто Лилиенталем и приобрел один из его планеров для дальнейших исследований.

В 1897-1898 годах Николай Жуковский провел исследования, направленные на выявление причин аварий в Московском водопроводе. 21 февраля 1898 года на собрании ученых и инженеров в Политехническом обществе он представил доклад о явлениях гидравлического удара, раскрыв его механизм и выводя формулы, связывающие скорость течения, давление и плотность с радиусом трубы, а также зависимости от времени и расстояния от выбранного начала координат.

Осенью 1898 года на Х съезде русских естествоиспытателей и врачей Жуковский представил обзорный доклад «О воздухоплавании». Также в этом же году он разработал методы оптимально экономичного горизонтального полета, известные как «О крылатых пропеллерах».

В 1902 году он руководил сооружением аэродинамической трубы всасывающего типа при механическом кабинете Московского университета. В 1904 году он возглавил первый в Европе аэродинамический институт, созданный на средства Д. П. Рябушинского в поселке Кучино под Москвой.

В 1904 году Николай Жуковский сформулировал теорему, которая предоставляла количественную оценку подъемной силы крыла самолета. Он также определил основные профили крыльев и лопастей винта самолета, а также разработал вихревую теорию воздушного винта. Его доклад «О присоединенных вихрях», прочитанный им 15 ноября 1905 года, положил теоретическую основу для развития методов определения подъемной силы крыла аэроплана. В 1906 году он опубликовал свои открытия в работе под названием «О падении в воздухе легких продолговатых тел, вращающихся около своей продольной оси».

В 1905 году Жуковский был избран президентом Московского математического общества.

В высшем техническом училище в 1908 году он создал Воздухоплавательный кружок, из которого впоследствии вышли многие известные деятели авиации и техники: А. А. Архангельский, В. П. Ветчинкин, Г. М. Мусинянц, Г. Х. Сабинин, Б. С. Стечкин, А. Н. Туполев, Б. Н. Юрьев. В 1909 году Жуковский возглавил создание в училище аэродинамической лаборатории.

В период с 1910 по 1912 год Николай Жуковский провел курс лекций под названием «Теоретические основы воздухоплавания», в котором систематизировал свои теоретические исследования и эксперименты, проведенные в Кучинском институте, а также работы Чаплыгина. Он разработал математический аппарат для решения задач, связанных с обтеканием крыла.

В течение 1912-1916 годов Жуковский установил закон распределения скорости на лопасти винта, что послужило теоретической основой для разработки воздушных винтов.

Во время Первой мировой войны он разработал теорию бомбометания и занимался проблемами баллистики артиллерийских снарядов.

В 1916 году он возглавил расчетно-испытательное бюро при аэродинамической лаборатории Московского технического училища, в котором разрабатывались методы аэродинамического расчета и расчета прочности самолетов.

При его активном участии были созданы: «Краткие теоретические курсы авиации» (1913), преобразованные сначала в Московский авиационный техникум (1919), а затем в «Институт инженеров Красного воздушного флота» (1920) и, наконец, в Военно-воздушную академию; Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ).

Николай Жуковский был противником теории относительности Альберта Эйнштейна. В своей речи «Старая механика в новой физике», произнесенной 3 марта 1918 года в Московском математическом обществе, Жуковский сказал: «Эйнштейн в 1905 году встал на метафизическую точку зрения, которая решение прилегающей к рассматриваемому вопросу идеальной математической проблемы возвела в физическую реальность… Я убежден, что проблемы громадных световых скоростей, основные проблемы электромагнитной теории разрешатся с помощью старой механики Галилея и Ньютона… Мне сомнительна важность работ Эйнштейна в этой области, которая обстоятельно была исследована Абрагамом на основании уравнений Максвелла и классической механики».

Николай Егорович Жуковский

В 1920 году в ознаменование 50-летия научной деятельности Жуковского и больших заслуг его как «отца русской авиации» был издан декрет Совета Народных Комиссаров за подписью В. И. Ленина об учреждении премии им. Н. Е. Жуковского за лучшие труды по математике и механике, об издании трудов Жуковского, а также о ряде льгот для самого ученого.

В последние годы жизни он тяжело болел, перенес два инсульта, воспаление легких, брюшной тиф. Жуковский очень тяжело перенес кончину своей любимой дочери Лены от туберкулеза в 1920 году.

Умер 17 марта 1921 года в Москве. Похоронен на кладбище Донского монастыря в Москве.

В 1920 году учреждена Премия имени Н. Е. Жуковского за наилучшие труды по математике и механике.

На родине Н. Е. Жуковского в деревне Орехово Собинского района Владимирской области в 1937 году создан Мемориальный дом-музей Н. Е. Жуковского.

В связи со 100-летием со дня рождения Жуковского в январе 1947 года Совет Министров СССР учредил 2 ежегодные премии им. Н. Е. Жуковского, стипендии им. Н. Е. Жуковского для студентов старших курсов Московского университета, Московского авиационного института и МВТУ им. Н. Э. Баумана; в Москве и поселке Стаханово Московской области сооружены памятники ученому; создан Научно-мемориальный музей профессора Н. Е. Жуковского в Москве; реставрирован дом-музей на родине Жуковского.

23 апреля 1947 года Указом Президиума Верховного Совета РСФСР поселок Стаханово Раменского района Московской области получил статус города и название — Жуковский.

Его имя присвоено городу Жуковскому Московской области; Центральному аэрогидродинамическому институту (г. Жуковский); Военно-воздушной инженерной академии (г. Москва); Харьковскому авиационному институту; Омскому авиационному техникуму; Кафедре теоретической механики (ФН-3) МГТУ им. Н. Э. Баумана; Кратеру на обратной стороне Луны.

Военный учебно-научный центр военно-воздушных сил называется «Военно-воздушная академия имени профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина».

Бюст Жуковского установлен перед зданием Петровского путевого дворца на Ленинградском проспекте в Москве в 1959 году, где в то время действовала Военно-воздушная академия его имени.

Памятник Жуковскому находится в городе Жуковском Московской области (установлен в 1969 году; автор и скульптор — Г. М. Тоидзе, архитектор — Б. И. Тхор).

В июне 2017 года бюст Николая Жуковского установлен у входа в Военно-воздушную академию имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина в Воронеже.

Личная жизнь Николая Жуковского:

Женат не был.

От тамбовской крестьянки Н. С. Антиповой, которая была прислугой в его доме, имел дочь Елену (1894-1920) и сына Сергея (1899-1924).

Его мать была женщиной консервативных взглядов. Поэтому жить с Антиповой и детьми открыто он смог только после кончины матери в 1912 году.

Награды Николая Жуковского:

— орден Св. Станислава 2-й ст. (1884);
— орден Св. Анны 2-й ст. (1888);
— орден Св. Владимира 3-й ст. (1899);
— орден Св. Станислава 1-й ст. (1902);
— орден Св. Анны 1-й ст. (1914)

Образ Николая Жуковского в кино:

1950 — «Жуковский» — в роли Николая Жуковского актер Юрий Юровский;

Юрий Юровский в роли Николая Жуковского

Юрий Юровский в роли Николая Жуковского

1977 — «Талант» — в роли Николая Жуковского актер Петр Глебов;

Петр Глебов в роли Николая Жуковского

Петр Глебов в роли Николая Жуковского

1979 — «Поэма о крыльях» — в роли Николая Жуковского актер Николай Анненков.

последнее обновление информации: 18.04.2024

Оцените статью
Добавить комментарий