Олег Иванович Даль
Возраст: 82 (со дня рождения)
Возраст смерти: 39 лет
Олег Иванович Даль. Родился 25 мая 1941 года в Люблино (Московская область) — умер 3 марта 1981 года в Киеве. Советский актёр театра и кино.
Олег Даль родился 25 мая 1941 года в городе Люблино (ныне район Москвы).
Отец — Иван Зиновьевич Даль — был крупным железнодорожным инженером.
Мать — Павла Петровна — учительница.
У него также была сестра Ираида.
Существует версия, что Олег Даль — правнук в пятом колене Владимира Ивановича Даля по побочной линии.
Детство Даля прошло в городе Люблино, во дворе дома № 63 по ул. Московская, ныне Люблинская улица — в те годы Люблино ещё не было районом Москвы.
Во время школьных тренировок по баскетболу начались проблемы с сердцем.
В школьные годы началось его увлечение творчеством, на тот момент — живописью и литературой.
В 1959 году Олег окончил среднюю школу и решил поступать в Высшее театральное училище имени М. С. Щепкина. Родители были категорически против этого, кроме того, Даль с детства картавил.
На экзамене в училище Даль читал монолог Ноздрёва из «Мёртвых душ» и отрывок из «Мцыри» своего любимого поэта М. Ю. Лермонтова. По результатам вступительных экзаменов Олега зачислили на первый курс училища (руководитель Николай Анненков). На курсе с ним учились Михаил Кононов, Виктор Павлов, Виталий Соломин.
Олег Даль в юности
Хотя огромному количеству советских и российских зрителей он запомнился и полюбился своими ролями в кино, тем не менее Олег Даль был прежде всего театральным актёром.
В 1963 году он получил приглашение в театр «Современник», где первые пять лет играл только роли второго плана. В 1968 году он сыграл Ваську Пепла в поставленной Галиной Волчек пьесе «На дне». Эта роль стала одной из самых ярких работ актёра в «Современнике». Образ вора Васьки в трактовке Волчек был устремлённым к счастью и красоте человеком.
В дальнейшем он с успехом играл в спектаклях «Валентин и Валентина» М. Рощина, «Провинциальные анекдоты» А. Вампилова, «Из записок Лопатина» К. Симонова, «Принцесса и дровосек» М. Микаэлян и Г. Волчек.
Одной из самых популярных театральных работ Даля в те годы стала роль Мужчины, в спектакле «Вкус черешни». Спектакль «Принцесса и дровосек» (1969), в котором Даль сыграл одну из главных ролей, стал и его первым режиссёрским опытом.
У Олега Даля был свой взгляд на вещи и собственное понимание творческого процесса. Он часто менял творческие коллективы и режиссёров. В 1971-1972 годах он работал в труппе Ленинградского драматического театра имени Ленинского комсомола.
В 1971 году его приглашал во МХАТ Олег Ефремов, они даже начали репетиции.
В 1975 году Даль покинул «Современник» и поступил на режиссёрские курсы ВГИКа (мастерская И. Хейфица), но не закончил их.
В 1975 году Анатолий Эфрос предоставил Далю возможность осуществить его давнюю мечту, предложив роль Печорина в телеспектакле «По страницам журнала Печорина». Ещё будучи школьником, прочитав «Героя нашего времени» М. Ю. Лермонтова, Даль решил стать актёром, чтобы когда-нибудь сыграть главного героя повести.
В 1977 году он пришёл в Театр на Малой Бронной, где служил до 1978 года и сыграл несколько ролей, в том числе Алексея Николаевича Беляева («Месяц в деревне» И. С. Тургенева), который, как вспоминает А. В. Эфрос «в серьёзной сцене он вскакивал, сняв ботинок, и гонялся за бабочкой — ловил, хлопал, убивал, и остановить его было невозможно».
Дебют Олега Даля в кино состоялся в 1962 году в фильме Александра Зархи «Мой младший брат» по повести «Звёздный билет» Василия Аксёнова. Тогда же Сергей Фёдорович Бондарчук приглашает Олега попробоваться на роль младшего Ростова в «Войне и мире» (но пробы Даль не прошёл), а Леонид Агранович доверил ему главную роль в психологическом детективе «Человек, который сомневается» (фильм вышел на экраны в 1963 году).
Герои Олега Даля в ранний период его творчества — его ровесники, живущие с ним в одно время. Даль наделял создаваемые им образы своими личными чертами, своим обаянием с оттенком грусти.
В 1967 году Олег Даль снимался в картине Владимира Мотыля «Женя, Женечка и «катюша»». Премьера фильма, состоявшаяся 21 августа 1967 года, вызвала большой интерес у зрителей, но широкой известности актёрам не принесла, поскольку фильм по решению чиновников от культуры пошёл «вторым экраном». Однако, тогда же фильм Наума Бирмана «Хроника пикирующего бомбардировщика», в котором Олег создал образ обаятельного и умного стрелка-радиста Жени Соболевского, вышел на широкий экран, и об Олеге Дале узнала вся страна. Его начинают приглашать сниматься ведущие режиссёры.
Даль создал широкую гамму образов на экране: Солдат («Старая, старая сказка»), Евгений Крестовский («Земля Санникова»), Теодор Христиан и его Тень («Тень»).
В 1969 году актёр снялся в роли Шута в фильме «Король Лир» (режиссёр Г. Козинцев).
Олег Даль в фильме «Тень»
В 1971 году на экраны вышел фильм-сказка Надежды Кошеверовой «Тень», где Олег Даль сыграл две роли: учёного Христиана-Теодора и его Тени. Учёный Христиан-Теодор, воплощённый на экране Далем, — добрый, милый неудачник в потёртом бархатном костюмчике, вечный юноша, ждущий встречи со сказочно прекрасной любовью, с приключениями. Но приключение внезапно оборачивается раздвоением личности и Тень-Даль мечется среди андерсеновских декораций с длинными ломающимися пальцами, с лицом-маской, с повадками диких животных.
1973-1974 годы стали весьма плодотворными — Даль снялся в пяти картинах: «Звезда пленительного счастья», «Горожане», «Не может быть!», «Военные сороковые» и «Вариант «Омега»».
Олег Даль в фильме «Не может быть!»
В 1977 году он снялся у Анатолия Эфроса в фильме «В четверг и больше никогда» в роли Сергея. Эта кинокартина (наряду с телефильмом «Отпуск в сентябре», снятым в 1978-м году), стала одной из самых значительных работ Олега Ивановича в кино. Последней совместной работой Даля и Эфроса, стал телеспектакль «Острова в океане» (1978). «Он был душевно очень высокий человек. Очень жёсткий, а за этой жёсткостью — чрезвычайная тонкость и хрупкость», — говорил об актёре А. В. Эфрос.
Фильм «Отпуск в сентябре» (по пьесе А. Вампилова «Утиная охота», 1979) стал значительным этапом и одной из последних заметных работ в творчестве Даля. Однако тогда картину посчитали «упаднической» и не выпустили в прокат, положив «на полку». Фильм вышел на телевизионные экраны только в июне 1987 года.
Герои Олега Даля узнаваемы и своеобразны. Актёру была свойственна необычайная широта творческого диапазона от детской сказки до трагедии. Интеллигентность и остроумие были свойственны ему с первого же появления на экране и сцене театра.
Актёр был чрезвычайно требователен к себе и разборчив при выборе роли. Режиссёры приглашали Олега наперебой, но он чаще отказывался, чем соглашался. Так, например, Олег Даль отклонил приглашение сниматься в фильме Эльдара Рязанова «Ирония судьбы, или С лёгким паром!», у Леонида Гайдая в «Инкогнито из Петербурга».
В списке отказов Олега Даля: Динара Асанова, Олег Ефремов, Александр Митта (фильм «Экипаж», роль бортинженера Скворцова), Михаил Козаков.
Очень отрицательно актёр отзывался о своей работе в фильме «Земля Санникова», хотя картина пользовалась огромным зрительским успехом.
Олег Даль в фильме «Земля Санникова»
Даль позволял себе поступки, которые трудно понять, не зная причин, их вызвавших. Он мог внезапно уйти из театра и бросить постановку за несколько дней до премьеры. Так случилось во МХАТе с Ефремовым и с Эфросом в театре на Малой Бронной.
В то же время о роли Зилова в фильме «Отпуск в сентябре» Даль мечтал ещё с того времени, когда впервые прочитал пьесу Вампилова и считал её своей. Также трепетно он относился к образу Печорина в телевизионном спектакле «По страницам журнала Печорина» (постановка Эфроса).
По мнению Анатолия Эфроса, Даль был воплощением современного актёра. «Даль был замкнут, нервен и нетерпелив, убийственно остроумен, а иногда невыносим. Всё чувствительное и нежное в себе он прикрывал такими парадоксально обратными красками, что иногда брала оторопь. В нём всегда был какой-то мятеж. И если попытаться разгадать, против чего он постоянно этот мятеж в собственной душе поднимал, я бы сказал — против всех нелепостей нашей жизни, против всех её уродств… Даль ничего не делал формально, у него всё наполнялось содержанием, и каким! Я торопился снимать, не спрашивал, понял ли Олег какие-то мои пояснения, а плёнка потом отражала не иллюстрацию к пояснениям, а нечто самостоятельное и значительное», — отмечал Анатолий Эфрос.
«Он был болен одной из самых прекрасных и трагических болезней — манией совершенства. Он знал, как это играть надо, но нельзя было на этом безумном темпераменте, на этой беспредельной боли и нерве, на этих слезах в горле провести всю роль — так можно было только умереть», — говорил о нем Эдвард Радзинский.
Смерть Олега Даля
В конце 1970-х годов, после запрета фильма «Отпуск в сентябре» и постоянных отказов Олега от приглашений известных режиссёров он постепенно заработал репутацию опального актёра.
До 1977 года актёр в течение десяти лет был «невыездным», и ему не разрешали покидать пределы СССР.
В 1980 году с большим трудом удалось утвердить Олега на роль в картине «Незваный друг». Перед пробами произошёл конфликт с руководством студии «Мосфильм», который Даль пережил очень тяжело. Знакомые и коллеги отзывались, что выглядел Олег в последние месяцы жизни очень плохо, был в состоянии нервного и физического истощения.
Актёр злоупотреблял спиртным и принимал меры для того, чтобы превозмочь свою предрасположенность к алкоголю. По свидетельству вдовы Олега Ивановича, Елизаветы, у него было слабое здоровье и больное сердце. Несмотря на это, работал он «на износ» и часто конфликтовал с режиссёрами, не желая сниматься в фильмах и работать в спектаклях, которые ему были не по душе.
11 ноября 1980 года Даль вошёл в труппу Малого театра, где он успел сыграть одну роль (31 декабря 1980) Алекса («Берег» Ю. Бондарева). Последней его работой в кино стала роль Виктора Свиридова в фильме «Незваный друг» (1980). Олег Даль скончался 3 марта 1981 года в гостиничном номере, во время творческой командировки в Киеве.
По распространённой версии, сердечный приступ был спровоцирован употреблением спиртного, которое было противопоказано больному, «зашитому» противоалкогольной капсулой. Вдова актёра отрицает эту информацию, считая, что он просто скоропостижно скончался во сне «от остановки сердца».
Похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве (участок № 12).
Рост Олега Даля: 185 сантиметров.
Личная жизнь Олега Даля:
В 1963 году женился на актрисе театра «Современник» Нине Дорошиной, которая была влюблена в Олега Ефремова. В 1963-м Нина Дорошина снималась в кинофильме «Первый троллейбус», до нее дошли слухи, что Олег Ефремов увлекся очередной красавицей. В расстроенных чувствах девушка отправилась купаться и едва не утонула. Спас Нину именно Олег Даль. Они проговорили всю ночь, а к утру назначили дату свадьбы. Дорошина надеялась, что со временем сможет полюбить Даля и забыть Ефремова. На их свадьбе гулял весь театр «Современник», в т.ч. пришел и Олег Ефремов. Последний, изрядно выпив, подошел к невесте и громко сказал: «А любишь ты все-таки меня». После такого неудачного свадебного торжества совместная жизнь была уже невозможна, брак вскоре распался.
Второй женой стала актриса Татьяна Лаврова. Они познакомились в театре «Современник», где оба служили. Татьяна была на три года старше его, на момент знакомства у обоих за плечами уже были неудавшиеся отношения и болезненные расставания, но друг в друге они нашли родственные души. Как позже вспоминала Лаврова, для общения им даже не нужны были слова, они понимали друг друга с полуслова. Их брак продлился лишь около полугода. Виной тому были сложный характер Олега Даля, а также его пристрастие к горячительным напиткам.
В третий раз женился на монтажёре Елизавете Алексеевне Апраксиной (1937-2003), внучке литературоведа Бориса Эйхенбаума. Они познакомились в 1969 году на съемках фильма «Король Лир».
Елизавета Апраксина оказалась единственной женщиной, которой удалось совладать с неуживчивым характером актера и найти к нему подход. Елизавета терпела его эмоциональные всплески, относилась к нему с пониманием и заботой, а ему нравилось, что его третья супруга, в отличие от двух предыдущих, была абсолютно непубличным человеком.
Олег Даль любил детей, они мечтали о рождении наследников, но, к сожалению, этого так и не произошло. Доктора не смогли найти причину, почему в знаменитой семье не случилось пополнения. Когда супруги поняли, что своих детей у них не будет, они хотели взять ребенка из детского дома, но сделать этого так и не успели.
Олег Даль и жена Елизавета Апраксина
Фильмография Олега Даля:
1962 — Мой младший брат — Алик Крамер
1963 — Человек, который сомневается — Борис Иванович Дуленко
1963 — Первый троллейбус — Сеня
1965 — От семи до двенадцати — Шурик («Чёрный котенок»)
1966 — Строится мост — Юлиан
1967 — Женя, Женечка и «катюша» — Женя Колышкин
1967 — Хроника пикирующего бомбардировщика — Евгений Александрович Соболевский
1968 — Солдат и царица (короткометражный) — солдат
1968 — Старая, старая сказка — Солдат / Кукольник
1969 — Ждите моего звонка (телеспектакль) — Гремин, поручик
1969 — Удар рога (телеспектакль) — Хосе Альба
1970 — Король Лир — шут
1971 — Тень — Учёный и его Тень
1971 — Два Веронца (телеспектакль) — Валентино
1973 — Земля Санникова — Евгений Крестовский, офицер-авантюрист
1973 — Плохой хороший человек — Иван Андреевич Лаевский
1973 — Пожар во флигеле — скульптор
1974 — Ночь ошибок (телеспектакль) — Чарли Марлоу
1974 — Домби и сын (телеспектакль) — Каркер
1975 — Страницы журнала Печорина (телеспектакль) — Григорий Александрович Печорин
1975 — Военные сороковые (телеспектакль) — исполнение песни «Эх, дороги»
1975 — Звезда пленительного счастья — начальник караула в Петропавловской крепости (озвучивает С. С. Юрский)
1975 — Не может быть! — Анатоль Барыгин-Амурский, муж Татьяны
1975 — Горожане — пассажир, подвыпивший полярник, водитель вездехода
1975 — Вариант «Омега» — Сергей Николаевич Скорин, старший лейтенант госбезопасности, он же капитан Пауль Кригер
1976 — Обыкновенная Арктика — Антон Семёнович, новый начальник
1977 — Как Иванушка–дурачок за чудом ходил — Иванушка-дурачок
1977 — Золотая мина — Николай Косов, он же Борис Брунов
1977 — Трубка коммунара (телеспектакль) — чтение произведений И. Г. Эренбурга
1977 — Эти невероятные музыканты, или Новые сновидения Шурика — камео
1977 — В четверг и больше никогда — Сергей Андреевич
1978 — Личное счастье — Александр Никонович Канавин, актёр
1978 — Расписание на послезавтра — Андрей Андреевич, директор физико-математической школы
1979 — Острова в океане (телеспектакль) — посыльный
1979 — Отпуск в сентябре — Зилов, штатный инженер в ЦБТИ
1979 — Клуб самоубийц, или Приключения титулованной особы (Приключения принца Флоризеля) — принц Флоризель
1980 — Мы смерти смотрели в лицо — Борис Владимирович Корбут
1980 — Незваный друг — Виктор Свиридов, инженер-проектировщик
Озвучивание Олега Даля:
1970 — Дорога на Рюбецаль — В. Г. Смирнитского (Бельчик)
1973 — Дверь без замка — А. Минина (стройотрядовец)
1975 — Альтернатива (документальный фильм Б. Загряжского об искусственном разуме) — голос ведущего за кадром
1978 — Короли и капуста — (Пол)
1978 — Расмус-бродяга — А. Л. Филозова (Оскар «Перекати-поле»)
1978 — Как тоску одолели(мультфильм) — (веселый мастер)
1980 — Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона — Виктора Евграфова (профессор Мориарти)
2000 — Воспоминания о Шерлоке Холмсе — Виктора Евграфова (профессор Мориарти)
последнее обновление информации: 18.11.2022