Павел Федорович Жигарев
Возраст: 123 (со дня рождения)
Возраст смерти: 62 года
Павел Федорович Жигарев. Родился 6 (19) ноября 1900 года в дер. Бриково Тверской губернии — умер 2 октября 1963 года в Москве. Советский военачальник. Главный маршал авиации (1955). Главнокомандующий ВВС СССР (1941-1942, 1949-1957).
Павел Жигарев родился 6 (19 по новому стилю) ноября 1900 года в деревне Бриково Тверской губернии (ныне в составе Весьегонского района Тверской области) в бедной крестьянской семье.
По национальности — русский.
В 1919 году вступил в ряды Рабоче-Крестьянской Красной Армии. В 1919-1920 годах служил в запасном кавалерийском полку в Твери и в основных боевых действиях гражданской войны не участвовал.
Член РКП(б) с 1920 года.
В 1922 году окончил 4-ю кавалерийскую школу комсостава РККА, затем командовал кавалерийским взводом.
С 1925 года по личному желанию переведен в авиацию и направлен на учебу. В 1927 году окончил Ленинградскую военную школу летчиков-наблюдателей. Несколько лет был на преподавательской работе в военно-учебных авиационных заведениях.
В 1932 году окончил Военно-воздушную академию РККА имени Н.Е. Жуковского, а в 1933 году — адъюнктуру при ней. С 1933 года — начальник штаба Качинской высшей авиационной школы летчиков, тогда же и сам окончил ее без отрыва от исполнения служебных обязанностей.
В 1934-1936 годах командовал различными авиационными частями — отдельной эскадрильей, полком, авиабригадой.
В 1937-1938 годах находился в командировке в Китае, где возглавляя группу советских летчиков-добровольцев. Принимал участие в боевых действиях Японо-китайской войны на стороне правительственных войск Чан Кайши, организовывал отражение ударов японской авиации, противовоздушную оборону, обучение китайских летчиков на советских самолетах.
В Китае он хорошо себя зарекомендовал. Его действия были высоко оценены руководством армии. И в сентябре 1938 года он назначен начальником Управления боевой подготовки ВВС РККА.
С 1939 года — командующий ВВС 2-й Отдельной Дальневосточной Краснознаменной армии. С декабря 1940 года — первый заместитель, а с апреля 1941 начальник Главного управления Военно-воздушных сил РККА.
Павел Жигарев во время Великой Отечественной войны
29 июня 1941 года он был назначен командующим Военно-воздушными силами РККА. Перед тем на базе Главного управления ВВС был сформирован Штаб ВВС РККА. Он возглавлял Военно-воздушные силы СССР в самый тяжелый начальный период Великой Отечественной войны. Принимал непосредственное участие в планировании и руководстве боевыми действиями советской авиации в Битве за Москву.
С июля 1941 по апрель 1942 года — заместитель народного комиссара обороны СССР по авиации. За первый год войны для решения важнейших вопросов строительства и применения ВВС 44 раза вызывался на прием к И.В. Сталину.
4 мая 1942 года приказом Народного комиссара обороны № 136 был снят с должности командующего ВВС Красной Армии и назначен командующим ВВС тылового Дальневосточного фронта.
Относительно причин его опалы есть две версии. Согласно воспоминаниям маршала А.М. Василевского, причиной стало неудачные действия авиации при снабжении окруженных войск на Ржевском направлении: «И вот случись же так, что целый отряд транспортных самолетов, который сбрасывал провиант, промахнулся, и весь груз сбросил на глазах у дивизии Масленникова немцам. Масленников, видя это, дает отчаянную радиограмму: «Мы подыхаем с голоду, а вы кормите немцев!» Радиограмма попала к Сталину. Сталин вызвал меня и Жигарева и был во время этого разговора настолько вне себя, что я один момент боялся, что он своими руками расстреляет Жигарева тут же, у себя в кабинете».
Другую версию изложил главный маршал авиации А.Е. Голованов в своей книге «Дальняя бомбардировочная…». По его данным, Жигарева сместили после того, как он обманул Сталина, а обман был тут же раскрыт. Жигарев заявил Сталину, что самолеты, произведенные на заводах, простаивают на аэродромах, так как имеют различные технические дефекты. Но нарком авиационной промышленности Алексей Шахурин смог доказать, что Жигарев лжет: самолеты исправны, но перегонять их попросту некому.
Главный маршал авиации Голованов подробно описывает историю обмана Сталина Жигаревым:
— Вот тут нас уверяют, — сказал Сталин, — что те семьсот самолетов, о которых вы мне говорили, стоят на аэродромах заводов не потому, что нет летчиков, а потому, что они не готовы по бою, поэтому не принимаются военными представителями, и что летчики в ожидании матчасти живут там месяцами.
— Это неправда, товарищ Сталин, — ответил Шахурин.
— Вот видите, как получается: Шахурин говорит, что есть самолеты, но нет летчиков, а Жигарев говорит, что есть летчики, но нет самолетов. Понимаете ли вы оба, что семьсот самолетов — это не семь самолетов? Вы же знаете, что фронт нуждается в них, а тут целая армия. Что же мы будем делать, кому из вас верить?», — спросил Сталин.
Возникла небольшая пауза, но тут Жигарев уверенно заявил: «Я ответственно, товарищ Сталин, докладываю, что находящиеся на заводах самолеты по бою не готовы».
На что Шахурин спокойно сказал, что можно позвонить по прямому проводу любому директору авиазавода и уточнить ситуацию. Вызвали А.Н. Поскребышева и генерала Н. П. Селезнева, который ведал военными заказами. У одного получился 701 самолет, у второго — 702, но ответ был один: «Самолеты не перегоняют, поскольку нет экипажей».
Я взглянул на Сталина. Он был бледен и смотрел широко открытыми глазами на Жигарева, видимо, с трудом осмысливая происшедшее. Чувствовалось, что его ошеломило не то, почему такое огромное количество самолетов находится до сих пор еще не на фронте, что ему было известно, не установлены были лишь причины, а та убежденность и уверенность, с которой генерал говорил неправду.
Сталин медленно подошел к Жигареву и рука его стала подниматься.
«Неужели ударит?» — мелькнула у меня мысль.
— Подлец! — с выражением глубочайшего презрения сказал Сталин и опустил руку. — Вон.
С июня 1945 года — командующий 10-й воздушной армией. В августе 1945 года войска его армии участвовали в Советско-японской войне в полосе войск Второго Дальневосточного фронта в Маньчжурии, обеспечивали боевые действия на Сахалине и Курильских островах.
Командующий Дальней авиацией
В апреле 1946 года Жигарев назначен первым заместителем командующего Военно-воздушными силами СССР.
С 1948 года — командующий Дальней авиацией — заместитель главнокомандующего Военно-воздушными силами СССР.
С сентября 1949 года — главнокомандующий Военно-воздушными силами Союза. С апреля 1953 года — главнокомандующий Военно-воздушными силами — заместитель (с марта 1955 года — первый заместитель) Министра обороны СССР.
Маршал авиации (03.08.1953).
Главный маршал авиации (11.03.1955).
С января 1957 года — начальник Главного управления Гражданского воздушного флота СССР. С ноября 1959 — начальник Военной командной академии противовоздушной обороны.
Депутат (от Военного избирательного округа) Совета национальностей Верховного Совета СССР 3-го (1950-1954) и 4-го (1954-1958) созывов, депутат (от Литовской ССР) Совета Союза Верховного Совета СССР 5-го созыва (1958-1962); депутат Верховного Совета РСФСР 2-го созыва (1947-1951).
Кандидат в члены ЦК КПСС в 1952-1961 годах.
Умер 2 октября 1963 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище Москвы.
В честь Павла Жигарева названы улицы в Весьегонске, Твери и Павлодаре.
Личная жизнь Павла Жигарева:
Жена — Елена Сергеевна Жигарева (1912-2005). Похоронена вместе с мужем на Новодевичьем кладбище.
Дочь — Татьяна Павловна Жигарева (1932–2017).
Могила Павла Жигарева и его жены Елены
Награды Павла Жигарева:
— 2 ордена Ленина (22.10.1941, 21.02.1945);
— 3 ордена Красного Знамени (14.03.1938, 03.11.1944, 02.09.1950);
— орден Кутузова 1-й степени (08.09.1945);
— орден Красной Звезды (25.05.1936);
— орден Китайской республики 3-й степени;
— медаль «Китайско-советская дружба» (КНР).
последнее обновление информации: 12.02.2024