Роберт Дюваль (Robert Duvall)
Возраст: 93
Роберт Селден Дюваль (Robert Selden Duvall). Родился 5 января 1931 года в Сан-Диего, Калифорния, США. Американский актер театра и кино, режиссер, сценарист, композитор, продюсер. Обладатель премий «Оскар» (1983), «Золотой глобус» (1980, 1984, 1990, 1993), BAFTA (1980).
Роберт Дюваль родился 5 января 1931 года в Сан-Диего, штат Калифорния.
Отец — Уильям Говард Дюваль, военный моряк, адмирал.
Мать — Милдред Вирджиния Харт, является прямым потомком генерала Роберта Ли, командующего силами Конфедерации во время Гражданской войны в США.
Отец Дюваля принадлежал к Методистской церкви, Роберт и его мать являлись последователями Христианской Науки Мэри Бейкер-Эдди. Будучи сыном военного, какое-то время Дюваль с родителями жил в Аннаполисе, недалеко от Военно-морской академии США.
Посещал школу Северн (Severn School) в Северна-Парке (штат Мэриленд) и школу Принципиа (The Principia) в Сент-Луисе (штат Миссури).
В 1953 году окончил колледж Принципиа (The Principia College), образовательный центр Христианской науки, в городе Элса, штат Иллинойс.
Дюваль служил в армии США с 19 августа 1953 года по 20 августа 1954 года, демобилизовался в звании рядовой первого класса.
В 1954 году Роберт Дюваль поступил в школу актерского мастерства Neighborhood Playhouse в Нью-Йорке. Во время учебы Дюваль подрабатывал клерком на почте. В школе он познакомился с Джином Хэкменом и Дастином Хоффманом, с которыми он впоследствии неоднократно встретится на съемочных площадках. Наставником Дюваля в театральной школе был Сэнфорд Мейснер, который задействовал его в своей постановке пьесы Хортона Фута The Midnight Caller. Сотрудничество Роберта Дюваля и Хортона Фута позднее продолжилось и сыграло значительную роль в актерской карьере Дюваля. Именно Фут порекомендовал Роберта Дюваля на роль «Страшилы» Рэдли в фильме 1962 года «Убить пересмешника».
Дюваль играл в Нью-йоркском театре Гейт, где в 1958 году он исполнил роль Фрэнка Гарднера в спектакле «Профессия миссис Уоррен» по пьесе Бернарда Шоу. Следующей театральной работой Роберта Дюваля стала роль Дага в спектакле «Зови меня по имени», поставленном по пьесе Майкла Шартлифа на сцене театра One Sheridan Square.
В 1962 году Улу Гросбард поставил на сцене театра Sheridan Square Playhouse спектакль «Дни и ночи Биби Фенстермэйкер» по пьесе американского драматурга Уильяма Снайдера. Роберт Дюваль сыграл в спектакле роль Боба Смита.
28 января 1965 года в театре Sheridan Square Playhouse состоялась премьера спектакля «Вид с моста» по одноименной пьесе Артура Миллера. Режиссерами постановки выступили Улу Гросбард и Дастин Хоффман. Всего было сыграно 780 спектаклей, последнее представление было дано 11 декабря 1966 года. Роберт Дюваль сыграл роль Эдди и в 1965 году был награжден премией Obie «за выдающееся исполнение» этой роли.
Дюваль сыграл в бродвейской постановке пьесы Фредерика Нотта «Дождись темноты». Эта пьеса позднее легла в основу фильма «Дождись темноты» 1967 года режиссера Теренса Янга, в главной роли снялась знаменитая актриса Одри Хепберн. Роберт Дюваль создал образ психопата Гарри Роута младшего, спектакль стал сенсацией Бродвея 1966 года.
Роберт Дюваль в кино
Сниматься начал с конца 1950-х годов. Снялся в телесериалах «Альфред Хичкок представляет», «Беззащитный город», «Неприкасаемые», «Маршрут 66», «Сумеречная зона», «За гранью возможного», «Домушники» и др.
В 1962 году сыграл роль Артура «Страшилы» Рэдли, подростка, прожившего большую часть своей жизни взаперти, в фильме «Убить пересмешника», за который Грегори Пек получил «Оскар». Роль потребовала от Дюваля большого актерского мастерства, поскольку создавать образ Страшилы он должен был без слов, с помощью языка тела и жестов. Его присутствие на экране было минимальным, и появляется он лишь в самом конце.
Сыграл роль Чиза в фильме 1968 года «Обратный отсчет». Все сцены с участием Роберта Дюваля были основаны на драматических переговорах его героя из центра управления с персонажем Джеймса Каана, летящего в капсуле к Луне. Дуэт Дюваля и Каана вновь появится на экранах в 1969 году в фильме «Люди дождя» и в 1972 году в фильме «Крестный отец».
В 1969 году Роберт Дюваль был приглашен на роль Гордона в фильме Фрэнсиса Форда Копполлы «Люди дождя», а также на роль преступника «Счастливчика» Неда Пиппера в вестерне 1969 года «Настоящая храбрость», получившем множество кинематографических премий и наград.
Создал образ майора Фрэнка Бернса в фильме «Военно-полевой госпиталь». Фильму сопутствовал большой успех, а Дюваль доказал, что ему под силу не только драматические роли, но и юмористические образы.
Известность пришла к Роберту Дювалю с его первой главной ролью в культовом фильме Джорджа Лукаса «THX 1138». Позже Дюваль признавался, что после работы с Лукасом он был уверен, что «парень станет лучшим режиссером своего поколения».
Далее была еще одна знаковая роль — адвоката Тома Хейгена в оскароносном фильме «Крестный отец» Копполы. За эту роль в 1972 году Дюваль был номинирован на премию «Оскар» в номинации «лучшая роль второго плана». В 1974 году Коппола пригласил Дюваля сняться в продолжении, фильме «Крестный отец 2». Роль юриста мафиозного клана принесла Дювалю признание публики и критиков. В основе успеха, по мнению кинокритиков, лежало умение Дюваля полностью перевоплотиться в образ своего героя, а при его появлении на экране он воспринимался не как актер Роберт Дюваль в образе, а именно как Том Хейген. К третьей части трилогии персонаж Дюваля «умер», а причиной смерти назван несогласованный гонорар актера за роль.
Роберт Дюваль в фильме «Крестный отец»
Международное признание пришло к Роберту Дювалю после выхода на экраны фильма «Апокалипсис сегодня», в котором он сыграл роль подполковника Килгора, принесшую ему очередную номинацию на «Оскар», премии BAFTA и «Золотой глобус» (в номинациях «лучшая мужская роль второго плана»). В одном из эпизодов фильма Дюваль произнес свою знаменитую фразу «Люблю запах напалма по утрам».
Роберт Дюваль в фильме «Апокалипсис сегодня»
За роль в фильме «Телесеть» Дюваль снова был номинирован на премию BAFTA. За роль подполковника Мичама в фильме 1979 года «Великий Сантини» Дюваль был вновь номинирован на «Оскар» в номинации «лучшая мужская роль».
В 1980-е годы Дюваль продолжал сниматься в серьезном кино. В этот переиод он создал несколько запоминающихся драматических образов: циничный спортивный комментатор Макс Мерси в фильме 1984 года «Самородок», детектив отдела полиции Лос-Анджелеса Боб Ходжес в фильме 1988 года «Цвета».
Премию «Оскар» за лучшую мужскую роль Дюваль получил за роль Мака Следжа, исполнителя песен в стиле кантри, в фильме 1983 года «Нежное милосердие» австралийского режиссера Брюса Бересфорда. По сюжету жизнь его героя — певца кантри — не удалась. Каждый день одно и то же, никаких перспектив, и радость приносит только «общение» с рюмочкой, которая с каждым днем становится все милее и милее и, наконец, оказывается единственной верной подружкой. И только нежное милосердие молодой привлекательной вдовы и ее сынишки заставило его однажды взглянуть на мир трезвыми глазами и пробудило стремление к нормальной жизни, которая, оказывается, существует, просто он из неё выпал.
В 1983 году Дюваль выступил в качестве автора сценария и режиссера кинофильма «Анджело, моя любовь» об истории Анжело Эванса, мальчика из цыганской семьи, живущего на улицах Нью-Йорка. Фильм был благосклонно принят публикой и критиками.
В 1989 году Дюваль снялся в мини-серале «Одинокий голубь» в роли Гуса Маккрэя, бывшего техасского рейнджера. Эта роль принесла ему еще один «Золотой глобус» и номинацию на премию «Эмми» за лучшую актерскую работу в телесериале.
В начале 1990-х Дюваль сыграл роль папаши Хиллера в мелодраме «Слабая Роза», которого пытается соблазнить деревенская девушка-нимфоманка, ставшая любимицей и проклятием семьи Хиллеров.
В 1992-м сыграл Иосифа Сталина в американо-венгерском фильме «Сталин».
Роберт Дюваль в фильме «Сталин»
Интересными в 1990-е стали другие его работы — полицейский, готовящийся уйти на пенсию, в «С меня хватит!», кубинский пенсионер в «Я боролся с Эрнестом Хемингуэем», редактор нью-йоркской газеты в «Газета», провинциальный доктор в «Феномен», астронавт в фильме «Столкновение с бездной», ковбой в вестерне «Открытый простор», футбольный тренер в «Бей и кричи», чемпион Лас-Вегаса по покеру в «Везунчике» и капитан полиции Нью-Йорка в «Хозяевах ночи».
Очередная номинация на премию «Оскар» последовали за роль харизматичного протестантского священника Улисса «Сонни» Дьюи в фильме 1997 года «Апостол». Дюваль также выступил режиссером и автором сценария этого фильма.
В 2002 году Дюваль снял кинофильм «Убийственное танго» — триллер об одном из своих увлечений — танго. Это еще один авторский фильм Роберта Дюваля, он является автором сценария, режиссером и исполнителем главной роли, а основной женский образ создала нынешняя жена Дюваля, актриса Лусиана Педраса.
В 2003 году в фильме «Боги и генералы» Дюваль воплотил образ командующего войсками Конфедерации генерала Ли, своего предка. Фильм снимался на ранчо недалеко от владений Дюваля в штате Виргиния.
В 2009 году был удостоен множества наград за роль деревенского отшельника в драме «Похороните меня заживо», в том числе номинации на премию Гильдии киноактеров США, и считался одним из ключевых претендентов на «Оскар», но в итоге не вошел в шорт-лист.
В 2014-м создал образ авторитетного судьи Джозефа Палмера, у которого отец подозревается в убийстве, в картине «Судья». Фильм вновь принес Дювалю выдвижение на премию Гильдии киноактеров США и номинацию на «Золотой глобус». Также Дюваль 4-й раз в карьере был номинирован на «Оскар» за лучшую мужскую роль второго плана.
Роберт Дюваль в фильме «Судья»
В 2021 году исполнил главную роль — Мейсона Хоука — в исторической спортивной драме «12 могучих сирот». В фильме ветеран Первой мировой войны в попытке обрести смысл жизни возвращается в приют, где мать оставила его еще ребенком, чтобы стать тренером местной футбольной команды.
«Я всегда помню то, что Сэндфорд Мейснер, мой учитель актерского мастерства, говорил нам. Когда вы создаете образ, это как делать стул, за тем лишь исключением, что вместо дерева вы делаете его из себя самого. Это и есть актерское ремесло — вложить всего себя в образ», — говорил Роберт Дюваль об актерском мастерстве.
Рост Роберта Дюваля: 174 сантиметра.
Личная жизнь Роберта Дюваля:
Четыре раза был женат. Детей нет.
Первая жена — Барбара Бенджамин. Поженились 31 декабря 1964 года. Брак продлился 11 лет, закончившись разводом в 1975 году.
Вторая жена — актриса Гейл Янгс. Дюваль женился на ней 22 августа 1982 года, развелись в 1986 году.
Третья жена — Шэрон Брофи. Были в браке с 1 мая 1991 года до 1996 года.
Четвертая жена — аргентинская актриса Лусиана Педраса (Luciana Pedraza). Она младше Дюваля на 41 год. Пара сыграла свадьбу 6 октября 2004 года после семи лет фактического брака. В интервью Роберт Дюваль так прокомментировал значительную разницу в возрасте между ними: «Разница в возрасте никогда не смущала ее. Мы везде ходим вместе и все делаем вместе. Мы как будто всегда были знакомы».
Роберт Дюваль и Лусиана Педраса
Актер ведет активную общественную деятельность, в частности он участвовал в акциях протеста по поводу строительства супермаркета рядом с мемориальным полем битвы времен Гражданской войны в штате Виргиния.
Роберт Дюваль и его жена Лусиана Педраса поддерживают Республиканскую партию США. В предвыборной президентской кампании 2008 года они открывали встречу сенатора Маккейна и Сары Пэйлин с избирателями в Albuquerque Convention Center 6 сентября 2008 года, Дюваль также озвучивал видеоролик, представлявший Джона Маккейна на съезде Республиканской партии США. После появления в прессе критических публикаций о Саре Пэйлин, Роберт Дюваль позволил себе резкие высказывания в адрес репортеров. В частности, он обрушился на журналиста, раскритиковавшего Пэйлин, демонстративно сделав вид, что не может вспомнить его фамилию.
Дюваль занимает достаточно жесткую позицию в отношении Кубы. Так, он отказался сниматься в фильме студии Dreamworks, спонсором которого должен был выступить Стивен Спилберг, и весьма язвительно прокомментировал высказывание Спилберга, заявившего после своей поездки на Кубу, что «проведенные с Фиделем Кастро семь часов, были, в общем, лучшими в его жизни».
Дюваль является основателем благотворительного фонда «The Robert Duvall Children’s Fund». Фонд оказывает помощь детям Аргентины, финансированием строительства школ и больниц, помощь малоимущим. Помимо собственного фонда, Дюваль и его жена поддерживают иные благотворительные организации и мероприятия.
Фильмография Роберта Дюваля:
1955-1962 — Альфред Хичкок представляет (Alfred Hitchcock Presents)
1958-1963 — Голый город (Naked City)
1959-1964 — Сумеречная зона (Twilight Zone, The)
1959-1963 — Неприкасаемые (Untouchables, The)
1960 — Театр-90 (Playhouse 90) — эпизод
1961-1965 — Защитники (Defenders, The)
1961-1963 — Шоссе 66 (Route 66)
1962 — Убить пересмешника (To Kill a Mockingbird) — Артур
1963-1967 — Боб Хоуп представляет (Bob Hope Presents the Chrysler Theatre)
1963-1967 — Беглец (Fugitive, The)
1963-1965 — Театр создателей саспенса (Kraft Suspense Theatre)
1963 — Капитан Ньюман, доктор медицины (Captain Newman, M.D.) — Пол Кэбот Уинстон, капитан
1965-1969 — ФБР (F.B.I., The)
1965-1969 — Дикий-дикий Запад (Wild Wild West, The)
1966 — Погоня (Chase, The) — Эдвин Стюарт (дубляж — Олег Голубицкий)
1969 — Люди дождя (Rain People, The)
1968 — Обратный отсчет (Countdown)
1968 — Детектив (Detective, The) — Нестор
1968 — Буллит (Bullitt) — Вайссберг
1969 — Настоящее мужество (True Grit) — Нед Пеппер
1970 — МЭШ (MASH) — Фрэнк Бернс, майор
1971 — Представитель закона (Lawman) — Вернон Адамс
1971 — Галактика ТНХ-1138 (THX 1138) — THX
1972 — Крестный отец (Godfather, The) — Том Хаген
1972 — Завтра (Tomorrow) — Джексон Фентри
1972 — Джо Кид (Joe Kidd) — Фрэнк
1972 — Великий налет на Нортфилд, Миннесота (Great Northfield Minnesota Raid, The) — Джесси Джеймс
1973 — Разговор (Conversation, The) — директор (нет в титрах)
1973 — Нагрудный знак 373 (Badge 373)
1973 — Дамочка при бриллиантах (Lady Ice)
1973 — Банда (Outfit, The) — Маклин
1974 — Крестный отец: Часть вторая (Godfather, The: Part II) — Том Хоган
1975 — Побег (Breakout) — Джей Вагнер
1975 — Элита убийц (Killer Elite, The) — Джордж Хансен
1976 — Телесеть (Network) — Фрэнк Хэккетт
1976 — Орел приземлился (Eagle Has Landed, The) — Макс Редл, полковник
1977 — Крестный отец: Новелла для телевидения (Godfather: A Novel for Television, The) — Том Хоган
1977 — Величайший (Greatest, The)
1978 — Вторжение похитителей тел (Invasion of the Body Snatchers) — эпизод (нет в титрах)
1978 — Бетси (Betsy, The)
1979 — Великий Сантини (Great Santini, The) — Мичум
1979 — Апокалипсис сегодня (Apocalypse Now) — Билл Килгор
1981 — Тайны исповеди (True Confessions) — Том Спелласи
1981 — Преследование Д.Б.Купера (Pursuit of D.B. Cooper, The)
1983 — Милости Господни (Tender Mercies) — Мак Следж
1984 — Самородок (Natural, The) — эпизод
1984 — Каменный мальчик (Stone Boy, The) — Джо Хиллерман
1985 — Сэнфорд Майснер (Sanford Meisner: The American Theatre’s Best Kept Secret) (документальный) — камео
1986 — Плавучий маяк (Lightship, The) — Каспери
1986 — Давай спасем Гарри (Let’s Get Harry)
1986 — Белизар Каджунский (Belizaire the Cajun)
1987 — Отель «Колониаль» (Hotel Colonial)
1988 — Цвета (Colors) — офицер Боб Ходжес
1989 — Одинокая голубка (Lonesome Dove) — «Гас» МакКрэй
1989 — История служанки (Handmaid’s Tale, The) — Командир
1990 — Дни грома (Days of Thunder)
1990 — Демонстрация силы (Show of Force, A) — Говард Базлин
1991 — Слабая Роза (Rambling Rose) — Дедди Хайлер
1991 — Заключенные (Convicts) — Сол Готье
1992 — Чума (Peste, La) — Джозеф Гранд
1992 — Сталин (Stalin) — Иосиф Сталин
1992 — Продавцы газет (Newseys) — эпизод
1992 — Крестный отец: Трилогия 1901-1980 (Godfather Trilogy: 1901-1980, The) — Том Хоган
1993 — Я боролся с Эрнестом Хэмингуэем (Wrestling Ernest Hemingway)
1993 — С меня хватит! (Falling Down) — Мартин Пендергаст, детектив
1993 — Джеронимо: Американская легенда (Geronimo: An American Legend)
1994 — Газета (Paper, The) — Берни Уайт
1995 — Тема для разговора (Something to Talk About) — Вилли Кинг
1995 — Счастливые звезды над Генриеттой (Stars Fell on Henrietta, The) — мистер Кокс
1995 — Алая буква (Scarlet Letter, The) — Роджер
1996 — Феномен (Phenomenon) — Брандер — доктор
1996 — Семейное дело (A Family Thing)
1996 — Отточенное лезвие (Sling Blade)
1997 — Апостол (Apostle, The) — Улисс Дьюи / Апостол
1998 — Столкновение с бездной (Deep Impact)
1998 — Леший (Gingerbread Man, The) — Диксон Досс
1998 — Гражданский иск (Civil Action, A) — Джером Фечер
2000 — Шестой день (6th Day, The)
2000 — Цена победы (Shot at Glory, A) — Гордон МакКлеод
2000 — Угнать за 60 секунд (Gone in Sixty Seconds) — Отто
2002 — Танго с убийцей (Assassination Tango)
2002 — Джон Кью (John Q)
2003 — Подержанные львы (Secondhand Lions) — Хаб
2003 — Открытый простор (Open Range) — Босс Спирмэн
2003 — Боги и генералы (Gods and Generals)
2005 — Здесь курят (Thank You for Smoking) — Капитан
2005 — Бей и кричи (Kicking & Screaming) — Бак Уэстон
2006 — Прерванный путь (Broken Trail)
2007 — Хозяева ночи (We Own the Night) — Берт
2007 — Везунчик (Lucky You)
2008 — Четыре Рождества (Four Christmases) — Ховард
2009 — Сумасшедшее сердце (Crazy Heart) — Уэйн
2009 — Дорога (Road, The) — Старик
2012 — Машина Джейн Мэнсфилд (Jayne Mansfield’s Car) — Джим Колдуэлл
2012 — Джек Ричер (Jack Reacher)
2013 — Ночь в старой Мексике (A Night in Old Mexico / Una noche en el viejo México) — Ред
2014 — Судья (Judge, The) — Джозеф Палмер, судья
2016 — И проиграли бой (In Dubious Battle) — Болтон
2018 — Вдовы (Widows) — Маллиган-ст.
2021 — 12 могучих сирот (12 Mighty Orphans) — Мейсон Хоук
2022 — Прорваться в НБА (Hustle)
2022 — Всевидящее око (Pale Blue Eye, The)
Озвучивание Роберта Дюваля:
1976 — Семипроцентный раствор (Seven-Per-Cent Solution, The) 1988 — Американский опыт (American Experience, The) (документальный)
Режиссерские работы Роберта Дюваля:
1983 — Анджело, моя любовь (Angelo My Love)
1997 — Апостол (Apostle, The)
2002 — Танго с убийцей (Assassination Tango)
Сценарии Роберта Дюваля:
1983 — Анджело, моя любовь (Angelo My Love)
1997 — Апостол (Apostle, The)
2002 — Танго с убийцей (Assassination Tango)
Работы Роберта Дюваля как композитора:
1979 — Апокалипсис сегодня (Apocalypse Now)
Продюсерские работы Роберта Дюваля:
1983 — Милости Господни (Tender Mercies)
1983 — Анджело, моя любовь (Angelo My Love)
1996 — Семейное дело (A Family Thing)
1997 — Апостол (Apostle, The)
2000 — Цена победы (Shot at Glory, A)
2002 — Танго с убийцей (Assassination Tango)
2006 — Прерванный путь (Broken Trail)
2009 — Сумасшедшее сердце (Crazy Heart)
2013 — Ночь в старой Мексике (A Night in Old Mexico / Una noche en el viejo México)
последнее обновление информации: 13.01.2023