Сара Бернар
Возраст: 179
Сара Бернар (фр. Sarah Bernhardt; урождённая Генриетт Розин Бернар, фр. Henriette Rosine Bernard; 22 октября 1844, Париж, Франция — 26 марта 1923, там же) — французская актриса, которую в начале XX века называли «самой знаменитой актрисой за всю историю».
Успеха она добилась на сценах Европы в 1870-х годах, а затем с триумфом гастролировала и в Америке. В её амплуа были в основном серьёзные драматические роли, из-за чего актриса получила прозвище «Божественная Сара».
Сара Бернар родилась 22 октября 1844 года в Париже. Мать Сары — Юдифь (впоследствии Юлия) Бернар (1821, Амстердам — 1876, Париж), происходила из еврейской семьи и была дочерью коммивояжёра Морица Баруха Бернардта и Сары Гирш (1797-1829). С 1835 года Юдифь, её четыре сестры и брат воспитывались мачехой Сарой Кинсберген (1809-1878). Отец остался неизвестен. Иногда им считают Поля Мореля, офицера французского флота (об этом свидетельствуют некоторые официальные документы). По другой версии отцом является Эдуард Бернар, молодой адвокат.
До приезда во Францию Юдифь подрабатывала модисткой. Но в Париже она предпочла стать куртизанкой. Приятная внешность, умение со вкусом одеваться обеспечили ей безбедное существование за счёт средств состоятельных любовников. Родившаяся дочь мешала Юдифь вести беззаботную жизнь, и поэтому Сара была отправлена в Англию, где жила с няней. Она могла остаться там вплоть до совершеннолетия, если бы не произошёл несчастный случай: няня оставила Сару одну с мужем-инвалидом, Сара смогла выбраться из своего кресла и подошла слишком близко к камину, платье загорелось. Соседи спасли Сару. Юдифь в это время путешествовала по Европе с очередным спонсором. Её вызвали к дочери, она приехала в Англию и забрала Сару в Париж. Впрочем, вскоре она снова покинула её, оставив на попечение ещё одной няньки.
Вынужденная жить в унылом месте, в мрачном доме, куда привезла её нянька, Сара замкнулась в себе. Но судьба всё-таки соединила мать и дочь. Случайная встреча с тётей, Розиной, которая была такой же куртизанкой, как и Юдифь, ввергает Сару в исступление. В припадке она падает с рук няни и ломает себе руку и ногу. Мать, наконец, забирает её, и несколько лет уходит на то, чтобы одинокая девочка вспомнила, что такое материнская любовь.
Сара не была обучена ни чтению, ни письму, ни счёту. Её отдают в школу Мадам Фрессард, где она проводит два года. Во время пребывания в школе Сара впервые принимает участие в спектаклях. Во время одного из представлений она вдруг видит, как в зал входит её мать, решившая навестить дочь. С Сарой случается нервный приступ, она забывает весь текст и «страх сцены» с тех пор остаётся с ней до самых последних дней, продолжая преследовать её даже в период её мировой славы.
Осенью 1853 года Сару отдают на обучение в привилегированную частную школу Грандшамп. Протекцию устраивает очередной поклонник Юдифи, герцог Морни.
Подростком Сара была очень худой, постоянно кашляла. Осматривавшие её доктора предрекали ей скорую смерть от туберкулёза. Сара становится одержима темой смерти. Примерно в это время делаются её знаменитые фотографии, где она лежит в гробу (гроб ей купила мать после долгих уговоров). Однажды мать устроила совещание близких родственников и друзей, где они решили, что Сару стоит побыстрей выдать замуж. В аффектации девочка устремляет взор к небесам и заявляет присутствующим, что она отдана Богу и её участь — монашеские одежды. Герцог Морни по достоинству оценивает эту сцену и рекомендует матери отдать дочь в консерваторию. В это же время Сара впервые попадает на настоящее представление в Комеди Франсэз.
В возрасте 13 лет Сара поступила в драматический класс Высшей национальной консерватории драматического искусства, который она окончила в 1862 году.
Несмотря на протекцию, для поступления в консерваторию Саре предстояло выдержать экзамен перед комиссией. Для подготовки к нему она занимается уроками дикции. Её главным учителем в это время становится Александр Дюма-отец. Гений художественных образов, он учит Сару как создавать характеры с помощью жестов и голоса. На экзамене все очарованы голосом Сары и она без проблем поступает на обучение, которому отдаёт все силы. На выпускном экзамене она завоёвывает второй приз.
1 сентября 1862 года Сара Бернар дебютировала в театре «Комеди Франсэз» в спектакле «Ифигения» Жана Расина, исполнив главную роль. Ни один из критиков не разглядел в начинающей актрисе будущую звезду, большинство считало, что скоро имя этой актрисы незаметно исчезнет с афиш. Вскоре из-за конфликта Сара Бернар прекратила сотрудничество с «Комеди Франсэз». Её возвращение туда состоялось лишь через десять лет.
После ухода из театра для Бернар наступают непростые времена. О следующих четырёх годах её жизни мало что известно, за исключением разве того, что в этот период она сменила несколько любовников. Но стать куртизанкой, как её мать, Сара не хотела. 22 декабря 1864 года у Сары рождается сын, Морис, чьим отцом был Анри, принц де Линь. Вынужденная искать средств для существования и воспитания сына, Сара устраивается в театр Одеон, второй по значимости из парижских театров того времени. После нескольких не слишком удачных ролей критики замечают её в Короле Лире, где она играет Корделию. Следующий успех приходит с ролью в пьесе «Kean» Дюма-отца, который остался весьма доволен игрой своей протеже.
В 1869 году актриса исполняет роль менестреля Занетто в «Прохожем» Франсуа Коппе, после чего к ней пришёл успех. Триумфальной стала для неё роль Королевы в «Рюи Блазе» Виктора Гюго, которую она сыграла в 1872 году.
Работала в театрах «Комеди Франсез», «Жимниз», «Порт-Сен-Мартен», «Одеон». В 1893 году приобрела театр «Ренессанс», в 1898 году театр «Насьон» на площади Шатле, который получил название Театра Сары Бернар (ныне фр. Théâtre de la Ville). Многие выдающиеся деятели театра, например К. С. Станиславский, считали искусство Бернар образцом технического совершенства. Однако виртуозное мастерство, изощрённая техника, художественный вкус сочетались у Бернар с нарочитой эффектностью, некоторой искусственностью игры.
Многие выдающиеся современники, в частности, А. П. Чехов, И. С. Тургенев, А. С. Суворин и Т. Л. Щепкина-Куперник, отрицали наличие у актрисы таланта, который подменялся предельно отточенной и механистической техникой игры. Столь крупный успех ими объяснялся феноменальным паблисити, оказываемым Бернар прессой, и более касавшимся её личной жизни, чем собственно театра, а также необычайно раздуваемым ажиотажем, предшествующим самому представлению.
Среди лучших ролей: донья Соль («Эрнани» Гюго), Маргарита Готье («Дама с камелиями» Дюма-сына), Теодора (одноимённая пьеса Сарду), принцесса Грёза, герцог Рейхштадтский (в одноимённой пьесе и «Орлёнке (фр.)» Ростана), Гамлет (одноимённая трагедия Шекспира), Лорензаччо (одноимённая пьеса Мюссе). С 1880-х гг. Бернар гастролировала во многих странах Европы и Америки. Выступала в России (1881, 1892, 1908-1909) в стенах Михайловского театра, в Москве, а также Киеве, Одессе и Харькове.
Во время гастролей 1905 года в Рио-де-Жанейро Сара Бернар повредила правую ногу, которую в 1915 году пришлось ампутировать. Но, несмотря на увечье, Сара Бернар не оставила сценическую деятельность. В годы Первой мировой войны выступала на фронте. В 1914 году была награждена орденом Почётного легиона. В 1922 году оставила сценическую деятельность.
Актриса умерла 26 марта 1923 года в Париже в возрасте 78 лет от уремии после отказа почек. Она похоронена на кладбище Пер-Лашез.
Самые известные роли на сцене театров:
1862 — Расин, Ифигения
1862 — Эжен Скриб, Valérie
1862 — Мольер, Учёные женщины
1864 — Эжен Лабиш & Деланд, Un mari qui lance sa femme
1866 — T & Г Коньар, La Biche aux Bois
1866 — Расин, Федра (в роли Aricie)
1866 — Мариво, Игра любви и случая (в роли Сильвии)
1867 — Мольер, Учёные женщины (в роли Арманды)
1867 — Жорж Санд, Маркиз де Вильмер
1867 — Жорж Санд, Франсуа-найденыш (в роли Maриетты)
1868 — Дюма отец, Кин, гений и беспутство (в роли Aнны Дамби)
1869 — Коппе, Прохожий (в роли трубадура Дзанетто); первая большая успешная роль
1870 — Жорж Санд, L’Autre
1871 — Андре Терье, Жанна-Maрия
1871 — Коппe, Fais ce que dois
1871 — Фуссье и Эдмон, Баронесса
1872 — Буйе, Mademoiselle Aïssé
1872 — Виктор Гюго, Рюи Блаз (в роли доньи Марии Нейбургской, королевы Испании)
1872 — Дюма отец, Mademoiselle de Belle-Isle (в роли Gabrielle)
1872 — Расин, Британик (в роли Junie)
1872 — Бомарше, Женитьба Фигаро
1872 — Сандо, Mademoiselle de la Seiglière
1873 — Фейе, Далила (в роли принцессы Фальконьери)
1873 — Феррие, У адвоката
1873 — Расин, Андромаха
1873 — Расин, Федра (в роли Aricie)
1873 — Фейе, Сфинкс
1874 — Вольтер, Заира
1874 — Расин, Федра (в роли Федры)
1875 — Борнье, La Fille de Roland Дюма сын, L’Étrangère (в роли Mrs. Clarkson)
1877 — Виктор Гюго, Эрнани (в роли доньи Соль)
1879 — Расин, Федра (в роли Федры)
1880 — Ожье, Авантюристка
1880 — Легуве & Эжен Скриб, Адриана Лекуврёр
1880 — Мельяк & Галеви, Фруфру
1880 — Дюма сын, Дама с камелиями (в роли Maргариты)
1882 — Сарду, Феодора Сарду, Феодора (в роли Феодоры)
1887 — Сарду, Тоска Дюма сын, Принцесса Жорж
1890 — Сарду, Клеопатра, в роли Клеопатры
1893 — Леметр, Короли
1894 — Сарду, Жисмонда
1895 — Мольер, Амфитрион
1895 — Mагда (пер. с нем. Зудермана Heimat)
1896 — Дама с камелиями
1896 — Мюссе, Лорендзачио (в роли Lorenzino de’ Medici)
1897 — Сарду, Спиритизм
1897 — Ростан Самаритянка
1897 — Мирбо, Les Mauvais bergers
1898 — Катюль Мендес Meдея
1898 — Дама с камелиями (в роли Maргариты)
1898 — Огюст Барбье, Жанна д’Арк (в роли Жанны д’Арк)
1898 — Moран & Сильвестр, Izéïl (в роли Изеиля)
1898 — Шекспир, Король Лир (в роли Корделии)
1899 — Шекспир, Гамлет (в роли Гамлета)
1899 — Шекспир, Антоний и Клеопатра (в роли Клеопатры)
1899 — Шекспир, Mакбет (в роли Lady Macbeth)
1899 — Ришпен, Pierrot Assassin (в роли Пьерро)
1900 — Ростан, Орлёнок (в роли Орлёнка)
1903 — Сарду, La Sorcière
1904 — Метерлинк, Пелеас и Мелисанда (в роли Пелеасa)
1906 — Ибсен, Женщина с моря
1906 — К. Мендес, La Vierge d’Avila (в роли св Терезы)
1911 — Mоро, Les Amours de la reine Élisabeth (в роли королевы Елизаветы)
1913 — Тристан Бернар, Jeanne Doré (в роли Жанны Доре).