София Губайдулина
Возраст: 92
София Асгатовна Губайдулина (тат. Софья (Сания) Әсгать кызы Гобәйдуллина; Sofiya (Saniya) Äsğät qızı Ğobäydullina). Родилась 24 октября 1931 года в Чистополе Татарской АССР. Советский и российский композитор. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1989).
София Губайдулина родилась 24 октября 1931 года в Чистополе Татарской АССР.
Отец — Асгат Масгудович Губайдулин, инженер-геодезист.
Мать — Федосия Федоровна Губайдулина (урожденная Елхова), педагог.
Дед — Масгуд Губайдулин, был муллой.
С 1932 года ее семья жила в Казани, где в 1935-м София поступила в музыкальную школу № 1 имени П. И. Чайковского.
В 1946-1949 годах училась в казанской музыкальной гимназии по классу фортепиано в классе М.А. Пятницкой.
В 1949-1954 годах училась в Казанской консерватории по классу композиции у профессора Альберта Лемана, а также по классу фортепиано у Григория Когана.
В 1954 году поступила в Московскую консерваторию, класс композиции Юрия Шапорина, а затем Николая Пейко, класс фортепиано Якова Зака. Была сталинской стипендиаткой.
В 1963 году она окончила аспирантуру Московской консерватории по композиции у профессора Виссариона Шебалина. Уже тогда она отличалась своим собственным стилем и оригинальностью, что было положительно отмечено самим Дмитрием Шостаковичем, который сказал ей: «Я вам желаю идти вашим «неправильным» путем».
София Губайдулина в молодости
В 1969-1970 Губайдулина работала в Московской экспериментальной студии электронной музыки в музее имени А.Н. Скрябина. Написала там в 1970 году электронную пьесу Vivente — non vivente (Живое — неживое).
С 1975 года выступала с импровизациями в составе ансамбля «Астрея» вместе с композиторами Виктором Суслиным и Вячеславом Артемовым.
Писала музыку для кино, в частности, для фильмов «Вертикаль» и «Чучело», мультфильмов «Маугли» и «Человек и его птица».
Творчество Губайдулиной стремилось к органичному объединению свойств искусства Запада и Востока, воздействие представлений духовно-религиозного порядка. Через веру она приходит и к смыслу творчества. Наряду с Альфредом Шнитке и Эдисоном Денисовым она входила в так называемую «троицу» московских композиторов авангардного направления.
В 1979 году на VI съезде композиторов в докладе Тихона Хренникова ее музыка подверглась жесткой критике, и Губайдулина попала в так называемую «хренниковскую семерку» — «черный список» семи отечественных композиторов, в течение ряда лет не могла выступать на радио и телевидении.
В 1991 году Губайдулина получила немецкую стипендию и полтора года находилась в Ворпсведе. С 1992 года живет в Аппене под Гамбургом, сохраняя российское гражданство. О причинах эмиграции она говорила: «Тогда было трудно, жизнь в Германии была проще. Но я никогда не считала себя изгнанником. Я часто возвращаюсь в Россию. Пока я не приехала сюда, я всегда жила в городах, но это становится все более невозможным. Мне нужна тишина, чтобы писать. Здесь вокруг меня лес, в котором я могу бродить. Я живу в деревне только с двумя дорогами».
В 2005 году провела мировое турне, посвященное 1000-летию Казани.
В 2011 году в Казани прошли торжества и акции в честь 80-летия Губайдуллиной, в том числе два фестиваля ее имени и объявление ее почетным гражданином Казани.
В 2013 году композитор участвовала в фестивале «The rest is noise» в Лондоне, посвященном политике и духовности в искусстве.
В 2011 году с личным патронатом и участием Софии Губайдулиной в Казани силами Государственного симфонического оркестра Республики Татарстан основан ежегодный фестиваль современной музыки ее имени «Конкордия», в котором выступают известные российские и зарубежные композиторы и исполнители. Художественный руководитель фестиваля — заслуженный артист России Александр Сладковский.
В Казани проводится международный конкурс пианистов ее имени с участием студентов Казанской и других консерваторий.
Центр современной музыки действует в Казани в реконструированном доме на улице Тельмана, где композитор провела свои детские годы.
«Я религиозный православный человек и религию понимаю буквально, как re-ligio — восстановление связи между жизнью и высотой идеальных установок и абсолютных ценностей, постоянное воссоздавание legato жизни. Жизнь разрывает человека на части. Он должен восстанавливать свою целостность — это и есть религия. Помимо духовного восстановления нет никакой более серьезной причины для сочинения музыки», — говорила она.
В 2022 году она была включена в список номинантов на «Грэмми» в категории «Лучшая современная классическая композиция» за произведение для оркестра Der Zorn Gottes («Гнев божий»), написанное на рубеже 2019 и 2020 годов.
Личная жизнь Софии Губайдулиной:
Дважды была замужем.
Первый муж — Марк Александрович Ляндо, поэт.
В 1959 году у них родилась дочь Надежда. Дочь воспитывалась у бабушки и дедушки в Казани. Надежда умерла в 2004 году от лейкемии. У нее остались сыновья Илья и Александр, а также внуки Денис и Екатерина.
Второй муж — Петр Николаевич Мещанинов, пианист и теоретик музыки. Поженились в 1991 году, вместе уехали в Германию. Второй супруг умер в 2006 году в возрасте 62 лет.
Музыка Софии Губайдулиной для кино:
1964 — «Хотите — верьте, хотите — нет…»
1967 — «Вертикаль»
1967 — «Кузнец-колдун» (мультипликационный)
1968 — «День ангела»
1969 — «Белый взрыв»
1973 — «Маугли» (мультипликационный)
1974 — «Каждый день доктора Калинниковой»
1975 — «Человек и его птица» (мультипликационный)
1981 — «Великий самоед»
1982 — «Кафедра»
1983 — «Чучело»
1987 — «Крейцерова соната»
1988 — «Кошка, которая гуляла сама по себе» (мультипликационный)
1988 — «Балкон»
1989 — «Личное дело Анны Ахматовой» (документальный)
2011 — «Картонная деревня»
2013 — «Мария — королева Шотландии»
2017 — «Убийство священного оленя»
Сочинения Софии Губайдулиной:
Фацелия, вокальный цикл на слова М. Пришвина (1957);
Пять этюдов для арфы, контрабаса и ударных инструментов (1965);
Ночь в Мемфисе, кантата для меццо-сопрано, мужского хора и оркестра на древнеегипетские тексты (1968);
Рубайят, кантата на стихи Хакани, Хафиза и Хайяма (1969);
Пять пьес для домры и фортепиано по мотивам татарского фольклора (1977);
Квартет для четырех флейт (в пяти частях), (1977);
De profundis (Из глубины), пьеса для баяна соло (1978), впервые исполнена Ф. Липсом;
Семь слов Христа для виолончели, баяна и струнных (1982);
Offertorium (Жертвоприношение), концерт для скрипки с оркестром (1980/1981/1986), посвящение Гидону Кремеру;
Et expecto (И чаю воскрешения мертвых), соната для баяна в 5 частях, посвящение Ф. Липсу (1986);
Слышу… Умолкло…, симфония в 12 частях под названием (1986);
Аллилуйя для хора, оркестра, органа, солиста-дисканта и цветных проекторов, 1990;
Из Часослова, кантата на стихи Райнера Марии Рильке, (1991);
Теперь всегда снега, кантата на стихи Геннадия Айги (1993);
Музыка для флейты, струнных и ударных (1994);
Симфония Фигуры времени (1994);
Висельные песни (15 песен) на стихи Х. Моргенштерна для голоса и ансамбля инструментов (контрабас, ударные и др., 1996);
Ночная песнь рыбы, концерт для альта с оркестром (1996), по заказу Чикагского симфонического оркестра, посвященный Ю. Башмету;
Кватернион для четырех виолончелей (1996);
Страсти по Иоанну, для солистов, хора и оркестра, написанная по заказу города Штутгарта в ознаменование 250-летия со дня смерти И. С. Баха (2000);
Пасха по Иоанну, для солистов, хора и оркестра, (2001);
«Лира Орфея», концерт для скрипки, струнных и ударных (2006);
«In Tempus Praesens», второй концерт для скрипки с оркестром, (2007);
So Sei Es (Да будет так), камерная пьеса, посвященная Суслину (2013);
Über Liebe Und Hass (О любви и ненависти), для сопрано, тенора, баритона, баса, двух смешанных хоров и оркестра (на тексты псалмов и молитв на русском, немецком, французском и итальянском) (2015-2016);
«Диалог: Я и Ты», концерт для скрипки с оркестром (2018);
«Der Zorn Gottes» (Гнев Божий), для оркестра (2020).
Награды и звания Софии Губайдулиной:
— Премия князя Монако (1987);
— Заслуженный деятель искусств РСФСР (16 ноября 1989 года) — за заслуги в области советского искусства;
— Член Комитета по присуждению Ленинских премий (1990);
— Премия имени Кусевицких, США (1990, 1994);
— Премия Франко Аббиато, Италия (1991);
— Премия на 7-м Международном фестивале композиторов-женщин в Гейдельберге (1992);
— Государственная премия Российской Федерации (1992);
— Премия имени Людвига Шпора, Германия (1995);
— Член Шведской королевской музыкальной академии (1995);
— Императорская Премия (Praemium Imperiale), Япония (1998);
— Член ордена «Pour le Mérite» («За заслуги») Германия (1999);
— премия фонда «Библия и культура», Германия (1999);
— Музыкальная премия Леони Соннинг, Дания (1999);
— Медаль Гете, Германия (2001);
— Премия »Silenzio», Москва (2001);
— Премия Polar Music, Стокгольм (2002);
— Большой Крест со звездой ордена «За заслуги перед ФРГ» (2002);
— «Living Composer», Франция (2003);
— Премия «Триумф» (2006);
— Почетная награда Правительства Москвы и Международного Совета российских соотечественников «Соотечественник года — 2007» — за большой личный вклад в развитие российской и мировой культуры;
— Почетный доктор Йельского университета (2009);
— Большой крест со звездой и плечевой лентой ордена «За заслуги перед Федеративной Республикой Германия» Германия (2009);
— Орден Дружбы (30 декабря 2010 года) — за заслуги в развитии отечественной культуры и искусства, многолетнюю плодотворную деятельность;
— Почетный доктор Чикагского университета (2011);
— Почетный гражданин Казани (2011);
— «Золотой лев» музыкального фестиваля Венеции (Music and Theatre sectors of the Biennale di Venezia) (2013);
— Орден «Дуслык» (19 октября 2016 года, Республика Татарстан, Россия) — за значительный вклад в развитие музыкального искусства и многолетнюю творческую деятельность;
— BBVA Foundation Frontiers of Knowledge Awards (2016);
— Орден «За заслуги в культуре и искусстве» (21 февраля 2022 года) — за большой вклад в развитие отечественной культуры и искусства, многолетнюю плодотворную деятельность
последнее обновление информации: 08.11.2023