Валентина Степановна Гризодубова
Возраст: 114 (со дня рождения)
Возраст смерти: 84 года
Валентина Степановна Гризодубова. Родилась 27 апреля (10 мая) 1909 года в Харькове — умерла 28 апреля 1993 года в Москве. Советская летчица. Полковник (1943). Участница рекордных перелетов. Первая женщина, удостоенная звания Героя Советского Союза (1938). Герой Социалистического Труда (1986). Депутат Верховного Совета СССР 1-го созыва.
Валентина Гризодубова родилась 27 апреля (10 мая) 1909 года в Харькове.
Отец — Степан Васильевич Гризоду́бов (13 июля 1884 — 11 декабря 1965), русский и советский летчик, авиаконструктор, один из пионеров российской авиации. В 1919-1920 командовал мастерскими Харьковского авиапарка, восстанавливал самолеты для Красной Армии. С 1924 года руководил секцией планерного спорта и маломощной авиации Общества авиации и воздухоплавания Украины и Крыма. Один из организаторов планеризма в стране. В 1940 построил мотопланер, однако двигатель к нему не закончил, и испытывал его в безмоторном полете.
Мать — Надежда Андреевна Гризодубова (в девичестве Комаренко), швея.
Семья была творческой. В доме Гризодубовых имелись два рояля, а также богатая библиотека, унаследованная от прадеда. С детства Валентина проявляла большой интерес к чтению, изучению немецкого и французского языков, а также занималась музыкой, активно участвуя в пениях вместе с матерью, чьим голосом восхищались все. Надежда Андреевна оказывала помощь Степану Васильевичу в строительстве самолетов, изготавливая обшивку для крыльев из парусины. Первые два самолета, собранные руками Степана Васильевича, поднимались в воздух лишь на короткое время, но третий успешно взмыл в небо. Еще совсем маленькой, в два с половиной года, Валентина совершила свой первый полет на самолете отца с харьковского аэродрома, пристегнутая к нему ремнями.
В 14 лет она впервые попробовала свои силы на планере в Коктебеле во время планерного слета. Именно там она встретила Сергея Павловича Королева.
После окончания средней школы и музыкального училища она поступила в Харьковскую консерваторию на фортепиано, а также в Харьковский технологический институт.
В авиации
4 ноября 1928 года, будучи студенткой Харьковского технологического института, Валентина Гризодубова присоединилась к первому набору Харьковского Центрального аэроклуба. Она успешно завершила курс обучения в аэроклубе всего за три месяца. Однако для продолжения обучения летному мастерству в Харькове не было возможности, и Валентина, покинув институт, поступила в 1-ю Тульскую летно-спортивную школу ОСОАВИАХИМа.
В 1929 году она присоединилась к Пензенской школе летчиков-инструкторов.
Валентина также активно занималась планерным спортом. С 1930 по 1933 годы она работала летчиком-инструктором в Тульском аэроклубе «Добролет», где подготовила множество молодых летчиков. Среди ее выпускников был будущий дважды Герой Советского Союза Борис Сафонов. После этого она стала инструктором летной школы около подмосковной деревни Тушино.
В период с 1934 по 1935 годы Валентина Гризодубова летала в составе агитэскадрильи имени М. Горького, базирующейся на Центральном аэродроме в Москве. В ходе своей работы в эскадрилье она охватила практически всю страну на различных типах самолетов того времени, побуждая девушек присоединяться к аэроклубам.
Она совершила полеты над Памиром, Кабардино-Балкарией и Ферганской долиной. 25 декабря 1936 же года за ее активное участие в культурно-просветительской работе в воинских частях она была удостоена своей первой государственной награды — ордена Трудового Красного Знамени.
Валентина Гризодубова в молодости
В 1930-х годах рекорды в авиации считались самым высоким достижением в мастерстве полета: летчики из разных стран соперничали, чтобы пролететь дальше, выше и быстрее всех. Зафиксировать рекорды требовало строгого соблюдения определенных алгоритмов. Во время каждого полета штурманы вели путевые журналы, которые прилагались к пакету документов, отправляемых в Международную авиационную федерацию в оригинальном виде и переведенные на французский язык.
Беспосадочный перелет Москва — Дальний Восток
В октябре 1937 года Валентина Гризодубова установила пять мировых авиационных рекордов для женщин на спортивных легкомоторных самолетах, созданных конструктором Яковлевым. Особенно заметен был их рекорд дальности полета по прямой, установленный 24 октября 1937 года вместе с Мариной Расковой от Москвы до Актюбинска на самолетах 1-й категории.
За эти спортивные достижения Валентина была награждена орденом Красной Звезды, врученным ей в Кремле лично Михаилом Калининым.
В 1938 году Валентина Гризодубова принялась за побитие женского мирового рекорда дальности полета, который составлял 4 тысячи километров и принадлежал французским летчицам. Поскольку для преодоления этого расстояния требовался бомбардировщик, на котором советские летчицы ранее не летали, Валентина убедила руководство доверить ей эту задачу. Она выбрала для этого дальний бомбардировщик АНТ-37 и предложила назвать его «Родина». В свой экипаж Валентина пригласила уже известную летчицу Полину Осипенко и штурмана Марину Раскову.
24-25 сентября 1938 года Валентина Гризодубова, в качестве командира экипажа, вместе с П. Д. Осипенко и М. М. Расковой, совершила беспосадочный перелет из Москвы на Дальний Восток, установив международный женский рекорд дальности полета. За 26 часов 29 минут они пролетели расстояние в 6450 км. Однако после пересечения Урала радиосвязь с землей была потеряна, и экипаж пролетел мимо пункта посадки и торжеств, запланированных в Комсомольске-на-Амуре.
Когда запас топлива уменьшился до полутора часов, Валентина приняла решение совершить посадку в тайге с убранным шасси. Она приказала Марине Расковой прыгнуть с парашютом, так как кабина штурмана находилась в носовой части самолета, и при вынужденной посадке возникала угроза для жизни этого члена экипажа.
Самолет приземлился на болотах в верховьях таежной реки Амгуни. Интенсивно велись поиски, и экипаж все-таки был обнаружен с воздуха. Катер «Дальневосточный» отправился из села Керби и обнаружил экипаж в верховьях реки Амгуни. Марина Раскова была найдена на десятый день.
За этот беспрецедентный перелет 2 ноября 1938 года членам экипажа было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина. После учреждения знака особого отличия 4 ноября 1939 года летчицам были вручены медали «Золотая Звезда». Валентине Гризодубовой был присвоен номер медали № 104, Марине Расковой — № 106. Медаль № 105 предназначалась Полине Осипенко, однако из-за гибели летчицы ей не была вручена.
За свой подвиг, совершенный во имя страны, Валентина Гризодубова, Полина Осипенко и Марина Раскова получили премии от руководства страны в размере 25 тысяч рублей каждая.
В 1937 году она вместе с Михаилом Громовым, Георгием Байдуковым и Валерием Чкаловым была избрана депутатом Верховного Совета СССР 1 созыва (1937-1946).
Мировые авиационные рекорды Валентины Гризодубовой
Дата | Самолет | Экипаж | Класс | Наименование рекорда | Результат |
---|---|---|---|---|---|
07.10.1937 | УТ-1 | В. С. Гризодубова | Класс С, 2-я категория, женский | Скорость полета на 100-км замкнутом маршруте | 218,18 км/ч |
09.10.1937 | УТ-1 гидро | В. С. Гризодубова | Класс С-бис, 2-я категория, женский | Скорость полета на 100-км замкнутом маршруте | 190,88 км/ч |
09.10.1937 | УТ-2 гидро | В. С. Гризодубова — летчик; Е. Слобоженко — бортмеханик | Класс С-бис, 1-я категория, женский | Скорость полета на 100-км замкнутом маршруте | 200,00 км/ч |
15.10.1937 | УТ-2 гидро | В. С. Гризодубова — летчик; Е. Слобоженко — бортмеханик | Класс С-бис, 1-я категория, женский | Высота полета | 3267 м |
24.10.1937 | АИР-12 | В. С. Гризодубова — летчик; М. М. Раскова — штурман | Класс С-бис, 1-я категория, женский | Дальность полета по прямой | 1444,72 км |
24-25.09.1938 | АНТ-37 «Родина» | В. С. Гризодубова — командир экипажа; П. Д. Осипенко — 2-й пилот; М. М. Раскова — штурман | Класс С, женский | Дальность полета по прямой | 5908,61 км |
Класс С — сухопутные самолеты (по классификации 1930-х годов).
Класс С-бис — гидросамолеты (по классификации 1930-х годов).
1-я и 2-я категория — самолеты с разным взлетным весом (как правило, малым).
В гражданской авиации
В 1939 году Валентина Степановна была приглашена занять должность начальника Управления международных воздушных линий Гражданского воздушного флота (ГВФ) СССР. Параллельно она продолжала свое обучение в Ленинградском институте инженеров ГВФ.
При ее руководстве управлением авиапарк значительно расширился: если в начале было всего пять самолетов, то к концу этого периода их число увеличилось до двадцати машин. Валентина Степановна проявила себя как талантливый организатор и дипломат, инициируя открытие первых регулярных авиарейсов в Европу, направленных на Балканы, в Скандинавию, Германию и Францию.
Следует также отметить, что 8 января 1940 года была запущена в эксплуатацию международная авиалиния Москва — Минск — Белосток — Кенигсберг (Калининград) — Данциг (Гданьск) — Берлин. Эта линия обслуживалась совместно авиакомпаниями «Аэрофлот» и «Дойче Люфтганза». Рейс представлял собой стыковочный маршрут: советские самолеты выполняли полеты до Кенигсберга, где пассажиры проводили ночь, а немецкие самолеты продолжали путь до Берлина. Для перевозок использовались «Дугласы ДС-3» с ежедневной частотой, время в пути составляло 24 часа с учетом стыковок и ночевки.
Валентина Гризодубова во время Великой Отечественной войны
В 1941 году вступила в ВКП(б).
Возглавляла Антифашистский комитет советских женщин в 1941-1945 годах. С 1942 года — член комиссии по расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков.
В период Великой Отечественной войны, с марта 1942 года по октябрь 1943 года, Валентина Степановна Гризодубова командовала 101-м авиаполком Авиации дальнего действия. Этот эпизод стал знаковым, поскольку Гризодубова стала первой женщиной, которая возглавила мужской авиаполк.
К маю 1943 года лично Валентина Степановна выполнила около 200 боевых вылетов, из которых 132 приходились на ночные операции. Она летала на самолете Ли-2, который был адаптирован для нанесения авиационных бомб калибром до 500 кг. Ее задачи включали бомбардировку вражеских объектов, доставку боеприпасов и военных грузов на передовую, а также поддержание связи с партизанскими отрядами.
За выдающиеся заслуги в борьбе с врагом Валентине Степановне Гризодубовой было присвоено звание полковника в 1943 году.
В командовании авиации были мужчины, некоторые из них ревностно относились к работе Гризодубовой.
За время всей войны командир мужского авиаполка, Валентина Степановна Гризодубова, была удостоена только Ордена Отечественной войны. Ее полк получил почетное наименование гвардейского, а после сражений под Ленинградом был назван «Красносельским». Однако, когда список кандидатов на медаль «За оборону Ленинграда» был представлен, в нем не оказалось имени командира, что вызвало недовольство среди летчиков. Они отказались принимать медали, пока их командир не будет награжден. Конфликт был разрешен после вмешательства командира корпуса, Виктора Ефимовича Нестерцева, который вручил медаль Валентине Степановне. Только после этого ее подчиненные согласились на принятие наград.
Эти события вынудили Валентину Степановну в 1944 году обратиться непосредственно к Верховному Главнокомандующему И.В. Сталину. В ответ на это действие командующий Авиации дальнего действия, А. Е. Голованов, в своих мемуарах описывал это как жалобу лично на себя. Архивные документы свидетельствуют, что обращения Гризодубовой и Голованова в ЦК ВКП(б) произошли в один и тот же день. Вероятно, Голованов был уведомлен о содержании письма Гризодубовой и ее обращении к Сталину вторым лицом, что поставило Гризодубову в неприятное положение.
После проведенного расследования жалоба Валентины Степановны была признана необоснованной. В результате этого Гризодубову исключили из состава Авиации дальнего действия, а ее полк через некоторое время был преобразован в 31-й гвардейский бомбардировочный полк.
На гражданской службе
В 1946 году вышла в запас. После ухода из состава Советской армии, Валентина Степановна приступила к работе заместителем начальника НИИ-17 (позднее преобразованного в Институт приборостроения, а в настоящее время известного как Концерн радиостроения «Вега»), ответственной за летную часть. Под ее руководством подразделение проводило испытания радиоэлектронной аппаратуры для нужд Военно-воздушных сил и гражданской авиации. Валентина Степановна лично принимала участие в испытательных полетах для проверки и усовершенствования разрабатываемого в НИИ-17 радиолокационного оборудования.
Интерес к радиолокационным технологиям был у Валентины Степановны с молодости, переданный ей от отца, который в 1930-х годах уже обратился к изучению электроники. Во время Великой Отечественной войны немецкие войска использовали радиолокаторы в районе населенного пункта Городок (Белоруссия), чтобы сбить шесть самолетов из полка Гризодубовой. Этот опыт убедительно доказал Валентине Степановне важность авиационной военной электроники.
В 1963 году по ее личной инициативе был создан уникальный Научно-исследовательский летно-испытательный центр (НИЛИЦ) на аэродроме Солнцево, который она и возглавила.
В 1972 году Гризодубова вернулась в Институт приборостроения на должность заместителя начальника, где проработала до 1993 года.
24 сентября 1973 года, когда отмечалось 35-летие беспосадочного перелета на самолете АНТ-37 «Родина» по маршруту Москва — Дальний Восток, в Село имени Полины Осипенко (Хабаровский край), на пересечении улиц Амгуньская и Школьная, открыт обелиск в честь женского экипажа — гранитное крыло, устремленное в небо.
Валентина Степановна Гризодубова умерла 28 апреля 1993 года в Москве, она похоронена на Новодевичьем кладбище (участок 11).
Во многих городах России и республиках бывшего СССР ее именем названы улицы.
В Москве на Кутузовском проспекте у входа в Московский научно-исследовательский институт приборостроения (дом 34, ныне Концерн радиостроения «Вега») 1 сентября 2000 года установлен памятник Гризодубовой работы скульпторов Салавата Щербакова и Федора Викулова.
В Пензе, возле здания ДОСААФ (ул. Коммунистическая, 30) 31 октября 2018 года открыт бюст В. С. Гризодубовой (скульптор Салават Щербаков).
В Москве на доме 44 по Ленинградскому проспекту, где она жила, установлена мемориальная доска.
Имя Гризодубовой носит авиапредприятие ОАО «Летные испытания и производство», расположенное в Жуковском.
Личная жизнь Валентины Гризодубовой:
Муж — Виктор Александрович Соколов (1909-1974), летчик-испытатель. На военную службу призван 19 марта 1932 года, в 30-е годы — летчик-испытатель завода № 1. В 1939 году перегнал в Комсомольск-на-Амуре, а затем в Москву АНТ-37 «Родина», на котором Гризодубова совершала беспосадочный перелет на Дальний Восток. Во время Великой Отечественной войны — командир 832-го истребительного авиационного полка 315-й истребительной авиационной дивизии 15-й воздушной армии 2-го Прибалтийского фронта. С 8 февраля 1949 года — в запасе, в отставку вышел в звании полковника. В послевоенное время на летно-испытательной работе на авиазаводе № 82 (Тушино).
Сын — Валерий Викторович Соколов (1936-1986).
Награды и звания Валентины Гризодубовой:
— Герой Советского Союза (2 ноября 1938 года), медаль «Золотая Звезда» № 104;
— Герой Социалистического Труда (6 января 1986 года);
— два Ордена Ленина (1938, 1986);
— два Ордена Отечественной войны 1-й степени (1945, 1985);
— орден Октябрьской Революции;
— орден Трудового Красного Знамени (1936);
— орден Красной Звезды (19.12.1937) — «за отличное овладение авиационной техникой»;
— медаль «Партизану Отечественной войны» 1-й степени;
— медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»;
— юбилейная медаль «Двадцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»;
— юбилейная медаль «Тридцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»;
— юбилейная медаль «Сорок лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»;
— Почетный гражданин города Пенза (1965).
последнее обновление информации: 01.02.2024