Валерий Иванович Алексеев
Возраст: 75
Валерий Иванович Алексеев. Родился 7 апреля 1948 года в Усолье-Сибирское Иркутской области. Советский и российский актер театра и кино, театральный режиссер, педагог. Народный артист Российской Федерации (1997).
Валерий Алексеев родился 7 апреля 1948 года в Усолье-Сибирское Иркутской области.
Отец работал на заводе горного оборудования.
Его мать была дочерью репрессированного.
Бабушка — казачка, племянница атамана Семенова.
О своем детстве он вспоминал: «Я подходил к железной дороге, с завистью провожал поезда и думал: «Вот это жизнь!». Потом прибегал домой и спрашивал: «Мама, ну за что мы здесь?». Тоска была страшная, повсюду стояли бараки, а в бараках — драки, пьянки, мат, поножовщина. Кого там только не было: немцы, западенцы, буряты, поляки, монголы, евреи — адская смесь, а для меня — семья. Драки проходили улица на улицу. Если не пойдешь биться за свою улицу, все — ты трус. Я подкладывал под живот циферблат сломанных ходиков, чтоб не пырнули шилом. Вот какая была жизнь и послевоенные нравы».
Его отец хорошо играл на баяне, был чемпионом Сибири и Дальнего Востока по гонкам на мотоциклах. В 7 лет Валерий уже ездил на мотоцикле.
Читать научился в 6 лет. В детстве любил пародировать окружающих, также умел подражать голосам птиц.
С 12 лет читал медицинские книжки, потому что мать хотела, чтобы он стал врачом. После школы поступил в военно-медицинское училище, но потом его потянуло в актерскую профессию.
В 1967 году окончил актерское отделение Иркутского театрального училища. В 18 лет в дипломном спектакле «Правда — хорошо, а счастье лучше» Валерий Алексеев сыграл 70-летнего старика.
В 1967-1973 годах работал в Иркутском театре драмы имени Н.П. Охлопкова, среди его работ: «Старший сын» А. В. Вампилова — Бусыгин; «Василиса Прекрасная» О. Нечаева, Г. Владычина — Иванушка.
Был хорошо знаком с драматургом Александром Вампиловым. Валерий Алексеев рассказывал: «С Сашей я познакомился на третьем курсе училища. Узнал, что он пишет пьесы. Ну, а кто тогда их не писал? В основном сочиняли «датские», то есть к какой-нибудь дате. Это были даже не пьесы, а передовицы из газеты «Правда». И тут вдруг Саша. Я прочел его пьесу на первых своих гастролях. Было лето, градусов сорок жары, мы с ребятами лежали на берегу Урала, и мне дали «Старшего сына». Я все забыл, когда начал читать… Мы стали репетировать, но пьесу запретили. Нам говорили: «Нельзя, это антисоветская пьеса. Как можно, чтобы в центре внимания был герой, выпивающий по ночам, что он может быть несчастным, что от него ушла жена? Как такое может быть в советской семье — сын убегает из дома?!». Мы репетируем. Помню потрясающие два дня перед премьерой. На тумбах по всему городу расклеены афиши, я вышел покурить, подышать: осень, листья летят. Подхожу к афише — афиши нет, я к музыкальному театру — афиши нет, я к ТЮЗу — там тоже нет. И вот сдача спектакля. В театре уйма народу, у нас — «колотун». Первая картина — реакция есть, вторая — аплодисменты, третья — снова аплодисменты, и покатилось. Это был самый счастливый момент нашей жизни. В другой Сашиной пьесе, «Прощание в июне», я сыграл, когда уже преподавал на факультете общественных профессий».
С 1973 года — артист Омского театра драмы.
Работы Валерия Алексеева в Омском театре драмы:
- Лот — «Царствие земное» Т. Уильямса;
- Курносый — «Энергичные люди» В. Шукшина;
- Алеша — «Муж и жена снимут комнату» М. Рощина;
- Коняев — «Восточная трибуна» А. Галин;
- Регистратор — «Биография» Макс Фриш;
- Илья — «Московские кухни» Ю. Кима;
- Спирид — «Панночка» Н. Садур;
- Кортес — «Церемонии зари» К. Фуэнтеса;
- Полковник — «Полковнику никто не пишет» Г. Маркеса;
- Басов — «Дачники» М. Горького;
- Войницкий — «Дядя Ваня» А. П. Чехова;
- Брандо — «Натуральное хозяйство в Шамбале» А. Шипенко;
- Судья — «Балкон» Ж. Жене;
- Дзанетто — «Венецианские близнецы» К. Гольдони;
- Тонино — «Венецианские близнецы» К. Гольдони;
- Соленый — «Три сестры» А. П. Чехова;
- Лыняев — «Волки и овцы» А. Н. Островского;
- А. П. Чехов — «Танго беллетриста» Н. Скороход;
- Феличе — «Голодранцы-аристократы» Э. Скарпетта;
- Филиппо Строцци — «Лоренцаччо» А. де Мюссе;
- Дженнаро де Сиа — «Человек и джентльмен» Э. де Филиппо;
- Ноздрев — «Брат Чичиков» Н. Садур;
- Автолик и Антигон — «Зимняя сказка» У. Шекспира;
- Джингль — «Пиквикский клуб» по роману Ч. Диккенса;
- Мэтр Блазиус — «Любовью не шутят» А. де Мюссе;
- Мистер Уэбб — «Наш городок» Т. Уайлдера;
- Спирид — «Панночка» Н. Садур;
- Гаев — «Вишневый сад» А. П. Чехова;
- Атиллио — «Цилиндр» Э. де Филиппо;
- майор Ковалев — «На Невском проспекте» по Н. В. Гоголю;
- Раскольников — «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского;
- Костя, Алеша — «Девушка с ребенком» А. Яковлева;
- Сганарель — «Лекарь поневоле» Ж.-Б. Мольера;
- Арган — «Мнимый больной» Ж.-Б. Мольера;
- Чарли Айкин, муж Мети Фей — «Август. Графство Осэйдж» Трейси Леттс;
- Князь К. — «Дядюшкин сон» Ф. М. Достоевского;
- Мужчина — «Орфей спускается в ад» Т. Уильямса;
- Харчевников — «Последний срок» В. Распутина;
- Евграф Ларионович Ежевикин — «Село Степанчиково и его обитатели» по повести Ф. М. Достоевского;
- Бониперти, секретарь Елизаветы — «Царская охота» Л. Зорина;
- Основа, ткач — «Бэссамэмучо» («Ночь любовных помешательств») У. Шекспира;
- Двуутробников, Мишкин, Будагов, Рукавов — «Чертова дюжина» А. Аверченко;
- Мамаев — «На всякого мудреца довольно простоты» А.Н. Островского;
- Князь Вано Пантиашвили — «Ханума» А. Цагарели;
- Папа — «Смерть не велосипед, чтоб ее у тебя украли» Б. Срблянович;
- генерал Чарнота — «Бег» М. Булгакова;
- Соломон Захарович — «Время женщин» Е. Чижовой;
- Альберто Пинкус — «На чемоданах» Х. Левина;
- Николай Васильевич Муковнин — «Мария» И. Бабеля;
- отставной унтер-офицер Сила Ерофеич Грознов — «Правда — хорошо, а счастье лучше» А.Н. Островского;
- Лев Гурыч Синичкин — «Лев Гурыч Синичкин» Д. Ленского;
- Антонио, садовник — «Безумный день, или Женитьба Фигаро» П.-О. Бомарше;
- Бургомистр — «Дракон» Е. Л. Шварца;
- Барклей Купер — «Дальше — тишина…» В. Дельмар;
- Расплюев — «Свадьба Кречинского» А. В Сухово-Кобылина.
В 1970-1980-е годы был режиссером эстрадно-сатирического театра миниатюр Омского института инженеров железнодорожного транспорта.
В 1990-е годы работал в Лицейском театре.
В 2012 году включен в Книгу Почета деятелей культуры города Омска.
Профессор кафедры режиссуры ОмГУ им. Ф. М. Достоевского.
С 2014 года — директор Омского театра драмы.
Личная жизнь Валерия Алексеева:
Бывшая жена — Валерия Ивановна Прокоп, советская и российская актриса. Народная артистка РФ (2006). Лауреат Государственной премии РСФСР им. К. С. Станиславского (1973).
Валерия Прокоп
Вторая жена — Юлия, преподаватель Омской детской художественной школы № 3 имени Е. В. Гурова.
У них есть дочь Юлия, которая работает в Иркутском университете.
«Я всю жизнь посвятил театру. Это плохо, что я не обращал внимания на семью, детей. То есть я обращал, но не до такой степени, как сейчас. Это сейчас я понимаю, что очень мало им отдал из-за работы. Я жил работой. Как говорил Ролан Быков, заснул-проснулся-Новый год», — говорил Валерий Алексеев.
Фильмография Валерия Алексеева:
1981 — Последний срок (фильм-спектакль) — Харчевников
1986 — Баллада о старом оружии — часовой
2005 — Девочка с севера — водитель Боброва
2008 — Александр Вампилов. Я знаю, я старым не буду… (документальный)
2012 — Вспоминая Александра Вампилова (документальный)
Награды и звания Валерия Алексеева:
1985 — Заслуженный артист РСФСР;
1997 — Народный артист Российской Федерации;
2001 — областная премия «Лучшая мужская роль второго плана» за исполнение роли Ежевикина в спектакле «Село Степанчиково и его обитатели»;
Награждался премией «За лучшую мужскую роль» (1968, 1969, 1971, 1972, 1975, 1976, 1983, 1998).
последнее обновление информации: 25.06.2023