Виктор Петрович Астафьев
Возраст: 99 (со дня рождения)
Возраст смерти: 77 лет
Виктор Петрович Астафьев. Родился 1 мая 1924 года в дер. Овсянка Красноярского уезда Енисейской губернии — умер 29 ноября 2001 года в Красноярске. Русский советский писатель, эссеист, драматург, сценарист. Герой Социалистического Труда (1989). Лауреат двух Государственных премий СССР (1978, 1991), Государственной премии РСФСР им. М. Горького (1975) и двух Государственных премий Российской Федерации (1995, 2003 — посмертно).
Виктор Астафьев родился 1 мая 1924 года в деревне Овсянка Красноярского уезда Енисейской губернии (ныне — Красноярский край) — недалеко от Красноярска.
Отец — Петр Павлович Астафьев (1901-1979.
Мать — Лидия Ильинична Потылицына (1902-1931).
Его родители были небогатыми крестьянами. Был третьим ребенком в семье, однако две его старшие сестры умерли во младенчестве. «Я всю жизнь ощущал и ощущаю тоску по сестре и на всех женщин, которых любил и люблю, смотрю глазами брата», — отмечал Астафьев.
Его детство было тяжелым. Родители плохо ладили между собой. Коснулось их семьи раскулачивание: советские власти национализировали мельницу, которая много лет помогала Астафьевым прокормиться. Астафьев вспоминал: «Призвали моего папу мельничать, пообещав зачислить его и маму мою в колхоз, чему мама была безмерно рада, но потрудиться ей на счастливой коллективной сельхозниве не довелось. Папа мой, восстановив мельницу, снова загулял, закуролесил, не понимая текущего момента, и однажды сотворил аварию, но мельница-то не его уже и не дедова — это уже социалистическая собственность, и папу посадили в тюрьму».
В 1931 году отца осудили на пять лет за вредительство и отправили в Карелию — на строительство Беломорканала. А 12 июня 1931 года погибла его мать: во время очередной поездки Лидии Ильиничны к мужу, лодка, в которой среди прочих находилась и она, перевернулась. Лидия Ильинична упала в воду, зацепилась косой за сплавной бон и утонула. Виктору тогда было семь лет. О ее гибели Астафьев написал в рассказе «Ангел-хранитель»: «Маму затянуло под сплавную бону против избы Вассы Вахрамеевны, она зацепилась косой за перевязь бон и моталась, моталась там до тех пор, пока не отопрели волосы».
Он остался на попечении бабушки. Этот период его жизни лег в основу сборника «Последний поклон» и рассказов «Фотография, на которой меня нет» и «Конь с розовой гривой».
Отец, выйдя из тюрьмы в 1934 году (его признали ударником пятилетки и освободили досрочно), женился повторно — на Таисии Черкасовой. Семья переехала в город Игарка Красноярского края. Когда отец попал в больницу, а новая семья отвернулась от Виктора, он оказался в буквальном смысле на улице. Несколько месяцев он жил в заброшенном здании, однако после серьезного проступка в школе был направлен в детский дом. «Беспризорничество. Сиротство. Детдом-интернат. Все это пережито в Игарке. Но ведь были и книги, и песни, и походы на лыжах, и детское веселье, первые просветленные слезы», — вспоминал он об этом времени.
Игнатий Рождественский, преподаватель русского языка и литературы в детском доме, стал его другом на долгие годы: писатель уважал его за «требовательность и человеческое внимание». Другим наставником Астафьева был директор детского дома Василий Соколов. И Рождественский, и Соколов заметили, что мальчику легко даются литература и русский язык, и советовали ему подумать о писательской карьере.
В 1941 году Виктору Астафьеву исполнилось 17 лет, и по закону он больше не мог оставаться в детдоме. К этому моменту он закончил только шесть классов — его несколько раз оставляли на второй год из-за проблем с арифметикой. «Я должен был начинать самостоятельную жизнь, кормить и одевать сам себя, думать о дальнейшей судьбе», — писал он. Мечты о высшем образовании он отложил: на учебу не хватало денег. Астафьев пошел работать на завод коновозчиком, затем поступил в железнодорожную школу.
Занятия в железнодорожной школе начались в декабре 1941 года, а закончились в мае 1942-го. К этому моменту вовсю шла Великая Отечественная война, ее отголоски были слышны в Красноярском крае. Туда спешно эвакуировали жителей европейской части России, налаживали производство военной техники.
В 1942 году ушел добровольцем на фронт несмотря на то, что как железнодорожник имел бронь. Призван Советским РВК Красноярского края. Военную подготовку получил в учебном автомобильном подразделении в Новосибирске. Весной 1943 года был направлен в действующую армию. Был шофером, связистом 92-й тяжелой гаубичной артиллерийской бригады 17-й артиллерийской дивизии прорыва Резерва Главного Командования (РГК), после тяжелого ранения (контузия) в конце Великой Отечественной войны служил во внутренних войсках на Западной Украине. 14 марта 1945 года из эвакогоспиталя (ЗГ) № 5438 прибыл в 15 запасную стрелковую дивизию (ЗСД), затем — на Краснодарский военно-пересыльный пункт (ВПП), а оттуда поступил в Полтавскую высшую школу штурманов (ПВШШ) авиации ВВС (с 1941 года в Краснодаре).
Был награжден орденом Красной звезды (21.04.1944), медалями «За отвагу» (25.11.1943), «За освобождение Варшавы» и «За победу над Германией».
Из наградного листа на медаль «За отвагу»: «В бою 20.10.43 г. красноармеец Астафьев В. П. четыре раза исправлял телефонную связь с передовым НП. При выполнении задачи, от близкого разрыва бомбы был засыпан землей. Горя ненавистью к врагу, тов. Астафьев продолжал выполнять задачу и под артиллерийско-минометным огнем, собрав обрывки кабеля, и вновь восстановил телефонную связь, обеспечив бесперебойную связь с пехотой и ее поддержку артиллерийским огнем».
Демобилизовался в 1945 году и уехал в город Чусовой Молотовской области (ныне — Пермский край). Там работал слесарем, подсобным рабочим, учителем, дежурным по вокзалу, кладовщиком.
С 1951 года работал в редакции газеты «Чусовской рабочий», где впервые опубликовал свой рассказ («Гражданский человек»). Писал репортажи, статьи, рассказы. Первая его книга «До будущей весны» вышла в Молотове (ныне — Пермь) в 1953 году.
Виктор Астафьев в молодости
В 1958 году принят в Союз писателей СССР.
В 1959-1961 годах учился на Высших литературных курсах в Москве.
В 1962 году переехал в Пермь, в 1969 году — в Вологду, а в 1980 году уехал на родину — в Красноярск.
Творчество Виктора Астафьева
Главные темы творчества Виктора Астафьева — военная-патриотическая и деревенская. Одним из первых его произведений было написанное в школе сочинение, в будущем превращенное писателем в рассказ «Васюткино озеро». Первые рассказы автора были опубликованы в газете «Чусовской рабочий». Ранние повести Астафьева «Стародуб», «Звездопад» и «Перевал» вызвали внимание критики: Эдварда Кузьмина в журнале «Новый мир» отмечала, что им свойственны «суровая, корявая шершавость звучания, неприглаженность, необструганность деталей и образов», «живое чувство слова, свежесть восприятия, зоркий глаз».
Стиль повествования Астафьева передает взгляд на войну простого солдата или младшего офицера. В своих произведениях он создал литературный образ простого рабочего-воина — обезличенного Ваньки-взводного, на котором держится вся армия и на которого в итоге «вешают всех собак» и списывают все грехи, которого обходят награды, зато в обилии достаются наказания. Этот наполовину автобиографичный, наполовину собирательный образ фронтовика-окопника, живущего одной жизнью со своими боевыми товарищами и привыкшего спокойно смотреть в глаза смерти, Астафьев во многом списал с самого себя и со своих фронтовых друзей, противопоставив его тыловикам-приживальщикам, которые в больших количествах обитали на протяжении всей войны в сравнительно безопасной прифронтовой зоне и к которым писатель до конца дней испытывал глубочайшее презрение.
Суровое, на грани подцензурного, изображение горьких и неприглядных сторон жизни свойственно и произведениям Астафьева из мирной жизни.
Одним из первых он упомянул в печати (в «Краже», «Последнем поклоне») о «голодном 1933 годе», писал о подростковой жестокости, криминализованности советского общества как в довоенное время, так и при «развитом социализме», о наличии в нем обширного маргинального слоя, прозябавшего в темноте, насилии и саморазрушении, о неустоявшейся культуре и мелочности жизненных целей «городских», «выучившихся».
В повести «Царь-рыба» (рассказ «Не хватает сердца») автор пишет про покорение Сибири XX века, в произведении описывается быт заключенных в исправительно-трудовых лагерях, жестокое обращение начальника стройки с людьми.
Виктор Астафьев не боялся упоминать о произведениях Александра Солженицына. В частности, автор писал про «Раковый корпус» и «В круге первом». Астафьев отмечал: «Я считаю унизительным для себя, бывшего солдата и русского писателя, читать под одеялом, критиковать власти бабе на ушко, показывать фигушки в кармане, поэтому не пользуюсь никакими «Ну, а…», даже радио по ночам не слушаю».
Большинство лирико-автобиографических рассказов (о сибирской деревне 1930-х годов), написанных Астафьевым для детей и подростков, вошло в сборник «Последний поклон».
Книги Астафьева за их живой литературный язык и реалистичное изображение военного и деревенского быта были популярны в СССР и за рубежом, в связи с чем они были переведены на многие языки мира.
С 1989 по 1991 год был народным депутатом СССР.
Подписал «Римское обращение» (участников конференции «Национальные вопросы в СССР: Обновление или гражданская война?») в октябре 1990 года.
5 октября 1993 года подпись Астафьева появилась в «Письме 42-х» в поддержку силового разгона съезда народных депутатов и Верховного Совета России. По утверждению поэта Юрия Кублановского, Астафьев заявлял, что его подпись поставили без спроса.
На родине писателя, в селе Овсянка, работает Библиотека-музей В.П. Астафьева, в 1994 году построенная по инициативе и при его активном участии. Астафьевская библиотека-музей ведет активную работу по сохранению, исследованию и популяризации наследия выдающегося земляка, сотрудничая с библиотеками, музеями, учебными заведениями, издательствами, журналистами, исследователями, деятелями литературы и искусства.
В 1996 году красноярским детско-юношеским футбольным клубом «Октябрьский» был организован турнир, получивший имя Виктора Астафьева. Организаторами соревнований стали президент ДЮФК Владимир Коннов и его заместитель Алексей Чудновец, который предложил писателю прийти и посмотреть на матчи. Позже Чудновец признавался, что приход Астафьева планировалось сделать «самостоятельным призом» для юных футболистов. Сам писатель рассказывал, что поначалу относился к турниру с недоверием. Однако его мнение кардинально поменялось после посещения одного из матчей. Первоначально участниками «Кубка Астафьева» были только школьники из Красноярска, а турнир проводился в спортзале школы № 106. С 1999 года соревнования получили статус межрегиональных и переехали в Дворец спорта им. Ярыгина — одно из крупнейших спортивных сооружений Красноярска (с 2005 года «Кубок Астафьева» проводится на стадионах «Юность» и «Рассвет», а его участниками в основном являются воспитанники футбольных школ Красноярского края). Виктор Астафьев вплоть до 2000 года посещал все матчи турнира своего имени и вручал призы победителям и лучшим игрокам. Главным призом Кубка была книга писателя, подписанная лично им самим. Также команда-победитель получала кубок с изображением Царь-рыбы — одного из главных персонажей в произведениях Астафьева.
В 2000 году писатель поручил клубу «Октябрьский» обеспечивать ежегодное проведение турнира. В марте 2001 года Астафьев написал заявление о вступлении в члены ДЮФК, получив членский билет № 1. Сейчас все документы вместе с трофеем и флагом турнира хранятся в Литературном музее им. Астафьева.
Смерть Виктора Астафьева
В апреле 2001 года писателя госпитализировали с инсультом. Две недели он пролежал в реанимации, но в итоге врачи выписали его, и он вернулся домой. Ему стало лучше, он даже самостоятельно читал газеты. Но уже осенью того же года Астафьев вновь попал в больницу. Ему диагностировали заболевания сердечных сосудов. В последнюю неделю Виктор Петрович ослеп.
Умер 29 ноября 2001 года. Похоронен на кладбище в деревне Овсянка под Красноярском. Проводить писателя в последний путь собрались около 10 тысяч человек. Траурный кортеж прибыл из Красноярска в родную для писателя деревню Овсянка. В церемонии прощания участвовали прилетевшие в Красноярск член Правления Союза писателей России Владимир Крупин, актеры Алексей Петренко, Кирилл Лавров и другие деятели культуры, искусства и науки. После митинга траурный кортеж, преодолев 20-километровое расстояние, прибыл в родную для писателя деревню Овсянка. Здесь, согласно завещания Астафьева, траурная процессия сделала краткие остановки у родительского дома, а затем и у дома на улице Пустынной, где, приезжая из города, жил сам писатель.
После отпевания в деревенской часовне Виктор Астафьев похоронен на местном кладбище рядом с могилой дочери Ирины.
29 ноября 2002 года был открыт мемориальный дом-музей Астафьева в селе Овсянка. Документы и материалы из личного фонда писателя хранятся и в Государственном архиве Пермской области. Дом-музей Астафьева есть также в Чусовом.
30 ноября 2006 года в Красноярске открыт памятник Астафьеву. Скульптор — Игорь Линевич-Яворский.
Литературный музей в Красноярске носит имя Астафьева.
В Красноярске на доме 14 микрорайона Академгородок, где писатель жил и работах с 1980 по 2001 год, установлена мемориальная доска.
В Перми на доме 84 по улице Ленина, где писатель жил и работал в 1960-х годах, в Вологде на улице Ленинградской, где жил Астафьев, на здании железнодорожного вокзала города Чусового установлены мемориальные доски.
Недалеко от трассы, ведущей из Красноярска в Дивногорск расположен памятник, представляющий собой огромного осетра, рвущего сети, — рыбу, которой посвящен один из самых знаменитых рассказов писателя — «Царь-рыба». Вокруг памятника находится небольшая площадка для отдыха и смотровая площадка с видом на протекающий внизу Енисей и на Овсянку. Автором проекта скульптурной композиции является красноярский предприниматель Евгений Пащенко.
Именем Астафьева названы школы в Дивногорске, в Игарке, в Железногорске, в поселке Подтесово, красноярский лицей № 19 (бывшее ФЗО-1, которое окончил писатель), Красноярский государственный педагогический университет.
В Новосибирске на Затулинском жилмассиве открыта библиотека имени В. П. Астафьева.
Личная жизнь Виктора Астафьева:
Жена — Мария Семеновна Корякина, писательница.
Они познакомились во время войны. В боях под польским городом Дукла осенью 1944-го Астафьев был ранен и несколько месяцев провел в госпитале. После лечения от строевой службы его отстранили, и победу он встретил во вспомогательных частях Первого Украинского фронта в Ровно. Там же он познакомился со своей будущей женой — медсестрой Марией Корякиной.
Поженились вскоре после войны — 26 октября 1945 года. Затем супруги переехали в Пермскую область, в родной город Марии Корякиной — Чусовой.
В браке родилось трое детей: дочери Лидия (родилась и умерла в 1947 году) и Ирина (1948-1987) и сын Андрей (родился в 1950 году). Астафьев также воспитал двух внебрачных дочерей — Анастасию (1975 г.р.) и Викторию (1984 г.р.).
Виктор Астафьев и жена Мария
Семейная жизнь не была простой. В первые послевоенные годы Астафьев сменил несколько профессий, такая жизнь ему быстро надоела и он даже расстался с женой и уехал домой, в Сибирь. Однако вскоре вернулся в семью. В 1947 году у Астафьевых родилась дочь Лидия, но прожила она всего полгода. «Какое это горькое горе и чувство — родительское бессилие, тяжелое, жестокое, совершенно немилосердное», — писала Мария Корякина.
Смерть дочери усугубила разлад в семье, и Виктор Астафьев вновь уехал из Чусового — на этот раз на полгода. Не остановила его даже вторая беременность жены. Астафьев вернулся в семью уже после рождения дочери Ирины, устроился в артель слесарем и решил закончить среднюю школу. В 1950 году у супругов родился сын Андрей.
В Перми и Быковке Астафьев закончил повести «Кража» и «Последний поклон», написал несколько новелл и рассказов: «Зорькина песня», «Гуси в полынье», «Осенние грусти и радости». Там же началась писательская карьера жены Астафьева: в литературном журнале «Уральский следопыт» напечатали рассказ Марии Корякиной «Ночное дежурство». Позднее Корякина переработала его в повесть «Отец», которую опубликовали в «Пермском книжном издательстве».
Виктор и Мария были очень разными. Если он был талантливым человеком и писал по велению сердца, то она это делала в большей степени для собственного самоутверждения.
Астафьев был мужчиной статным, его всегда окружали женщины. Были у него и внебрачные дети — две дочери, о существовании которых он долго не говорил жене. Мария его безумно ревновала, и не только к женщинам, но даже к книгам.
Он не один раз уходил от жены, но каждый раз возвращался. В итоге они прожили вместе 57 лет. В 1984 году скоропостижно скончалась их дочь Ирина от сердечного приступа, и оставшихся внуков — Виктора и Полину — воспитывал Виктор Петрович и Мария Семеновна.
Виктор Астафьев с женой и детьми
Произведения Виктора Астафьева:
Романы:
«До будущей весны» (1953);
«Тают снега» (1958);
«Синие сумерки»;
«Прокляты и убиты» (1995)
Повести:
«Ангел-хранитель» (1968);
«Перевал» (1958);
«Стародуб» (1960);
«Звездопад» (1960-1973);
«Кража» (1966);
«Где-то гремит война» (1967);
«Последний поклон» (1968);
«Слякотная осень» (1970);
«Царь-рыба» (1976);
«Ловля пескарей в Грузии» (1984);
«Печальный детектив» (1987);
«Так хочется жить» (1995);
«Обертон» (1995-1996);
«Фотография, на которой меня нет» (1968);
«Из тихого света» (1961, 1975, 1992, 1997);
«Веселый солдат» (1998);
«Васюткино озеро»;
«Стрижонок Скрип»;
«Зачем я убил коростеля?»;
«Бабушка с малиной»;
«Гуси в полынье»;
«Без приюта»
Современная пастораль:
«Пастух и пастушка» (1967-1971-1989);
«Людочка» (1987);
«Конь с розовой гривой» (одна из глав повести «Последний поклон») (1968)
Пьесы:
«Прости меня» (1980)
Экранизации произведений Виктора Астафьева:
1977 — «Сюда не залетали чайки», реж. Булат Мансуров;
1979 — «Таежная повесть», реж. Владимир Фетин;
Кадр из фильма «Таежная повесть»
1981 — «Звездопад», реж. Игорь Таланкин;
1986 — «Где-то гремит война», реж. Артур Войтецкий.
Сценарии Виктора Астафьева:
1983 — Дважды рожденный
1983 — Ненаглядный мой
1986 — Где-то гремит война
Награды и звания Виктора Астафьева:
— орден «За заслуги перед Отечеством» II степени (28 апреля 1999) — за выдающийся вклад в развитие отечественной литературы;
— орден Дружбы Народов (25 апреля 1994) — за большой вклад в развитие отечественной литературы, укрепление межнациональных культурных связей и плодотворную общественную деятельность;
— Герой Социалистического Труда (Указ Президиума Верховного Совета СССР от 21 августа 1989, орден Ленина и медаль «Серп и Молот») — за большие заслуги в развитии советской литературы и плодотворную общественную деятельность;
— орден Отечественной войны I степени (1985) — как участник Великой Отечественной войны, имеющий боевые награды;
— орден Трудового Красного Знамени (1971, 1974, 1984);
— орден Дружбы народов (1981) — к юбилею Союза писателей СССР;
— медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»;
— медаль «За освобождение Варшавы» (1945);
— орден Красной Звезды (21.04.1944);
— медаль «За отвагу» (25.11.1943);
— Государственная премия СССР (1978) — за книгу «Царь-рыба»;
— Государственная премия СССР (1991) — за роман «Зрячий посох» (1988);
— Государственная премия РСФСР имени М. Горького (1975) — за повести «Перевал» (1959), «Кража» (1966), «Последний поклон» (1968), «Пастух и пастушка» (1971);
— Государственная премия Российской Федерации (1995) — за роман «Прокляты и убиты»;
— Пушкинская премия фонда Альфреда Тепфера (ФРГ; 1997);
— Государственная премия Российской Федерации (2003 — посмертно);
— Премия Александра Солженицына (2009 — посмертно);
— Премия «Триумф»;
— Премия журнала «Огонек» за 1964 год.
последнее обновление информации: 29.08.2022