Владимир Браун
Возраст: 128 (со дня рождения)
Возраст смерти: 61 год
Владимир Александрович Браун. Родился 1 (13) января 1896 года в Елисаветграде Херсонской губернии (ныне Кировоград) — умер 21 августа 1957 года в Киеве. Советский кинорежиссер, сценарист. Заслуженный деятель искусств УССР (1954). Лауреат Сталинской премии третьей степени (1952). Режиссер-маринист. Создатель фильмов «Моряки», «Максимка», «Командир корабля», «Матрос Чижик».
Владимир Браун родился 1 (13 по новому стилю) января 1896 года в Елисаветграде Херсонской губернии (ныне Кировоград).
Дворянин, из обрусевшей немецкой семьи. Его предки жили в России с XVIII века.
Отец, дед и прадед служили офицерами на флоте.
Получил блестящее образование. В 1915-1919 годах учился в Киевском коммерческом институте. Одновременно окончил экономическое отделение Киевского коммерческого института и юридический факультет Киевского университета.
Во время освобождения Крыма Красной армией от белогвардейцев работал оператором на съемках фильма «Радость жизни». Вместе с товарищем, в то время мичманом Филиппом Октябрьским был задержан и приказом Белы Куна и Розалии Землячки приговорен к расстрелу вместе с другими белогвардейцами. Будучи раненными, оба выжили благодаря тому, что находились в последнем ряду и вовремя спрыгнули в овраг. Затем некоторое время скрывались у родственников.
До 1923 года служил в Красной армии. Там он руководил дивизионным гарнизонным театром.
Демобилизовавшись, поступил работать на ленинградскую студию «Кино-север» (впоследствии «Ленинградкино», «Совкино» и т. д.). В 1924 году поступил на Одесскую кинофабрику ВУФКУ, откуда вскоре перевелся в Ленинград. Занимался в киномастерской Александра Ивановского, с 1925 года работал в качестве ассистента режиссера на фильмах: «Чудо с самогоном / Три друга», «Могила Панбурлея», «Инженер Елагин / Специалист», «Каан-кэрэдэ / Крылатый бог или Жертвы крылатого бога», «Мертвая душа / Бумеранг».
Из четырех работ Брауна в немом кино сохранилась только самая первая — «Наши девушки» 1930 года. Фильм, посвященный злободневной теме о выдвижении женщин на производстве, сочетал элементы жанра бытовой драмы с эстетикой пришедшего ей на смену агитпропфильма.
Далее был постановщиком мелодрам, однако уже после фильма «Блестящая карьера» 1932 года переключился на близкую ему морскую тему. В истории советского кино Браун занимает уникальную нишу «режиссера-мариниста». Начиная с 1934 года все фильмы Брауна действительно в той или иной степени связаны с морем, звание «кинематографического Айвазовского» мало говорит о своеобразной манере одного из лидеров «кассового» кино в Советском Союзе.
Критик Н.А. Коварский вспоминал: «Много лет я был с ним дружен и, честно говоря, до сих пор не понимаю, откуда в этом человеке возникла странная, непонятная, неизвестно как зародившаяся любовь к морю. Между… Ораниенбаумом и Кронштадтом ходили в ту пору маленькие пароходики. Так вот его подташнивало даже во время поездок на этих пароходиках. Очевидно, любовь к морю была результатом детских увлечений, сохранившихся потом на всю жизнь».
Для фильма по следам Инвергордонского мятежа — «Королевские матросы» — британское адмиралтейство выделило консультанта, который, по свидетельству сценариста Николая Коварского, был поражен знаниями Брауна в области личного состава английского флота.
Первый серьезный успех к нему пришел в 1935 году после выхода на экраны картины «Сокровище погибшего корабля» — о бывшем взломщике сейфов, ставшем знаменитым водолазом. «Сокровище погибшего корабля» стал первым советским фильмом, где использовались подводные съемки.
Фильм «Моряки» 1939 года Браун снимал на Одесской киностудии, где с большим размахом воспроизвел боевые действия на море. Ленту «Морской ястреб» он также начинал снимать в Одессе, однако после оккупации города немцами и вынужденной эвакуации работа продолжилась уже в Ташкенте.
С 1945 года работал на Киевской киностудии.
Особняком стоят в творчестве Брауна экранизации морских рассказов К. Станюковича, составляющие своего рода трилогию. Наибольший интерес из них представляет «В дальнем плавании» 1945 года.
Фильмы Брауна регулярно оказывались в первой десятке лидеров проката: «Моряки» заняли десятое место в 1940 года, «Максимка» — пятое в 1953 году, «Командир корабля» — восьмое в 1954 году, а картина «В мирные дни» в 1951-м была на первом месте.
Экранизация повести Станюковича «Матрос Чижик» в 1955 году была мелодраматичной. Морской рассказ Станюковича трактовался как история о «чужих детях». Здесь особенно пригодилось присущее Брауну чувство жанра: исключительно просто выстроенный сюжет, намеренно, до условности упрощенные характеры (Браун был одновременно и автором сценария картины) — все это делало фильм максимально внятным и доходчивым. Своим успехом картина во многом обязана также Михаилу Кузнецову, исполнившему главную роль.
Этапными в карьере Брауна стали два поздних фильма — «Максимка» и «Мальва». Первый расстрогал зрителей настолько, что режиссер стал регулярно получать письма с предложением усыновить негритенка.
Сам Владимир Браун так оценивал свое творчество: «Я знаю, что я средний режиссер, но мысль, что мои фильмы нравятся зрителям и доставляют им удовольствие, что у меня нет фильма, который не имел бы успеха у зрителей, эта мысль мне приятна».
Успешным стал фильм 1951 года «В мирные дни». Сюжет закручен вокруг судна, ушедшего в учебное плавание и неожиданно наскочившего на мину, которую оставил враг. Но большая часть картины посвящена именно «мирным дням». Браун собрал подлинный актерский ансамбль: Сергей Гурзо, Вячеслав Тихонов, Аркадий Толбузин, Леонид Кмит, Элина Быстрицкая. Эта картина принесла режиссеру Сталинскую премию III степени.
Был художественным руководителем фильма «Волшебная ночь» (реж. И. Новаков).
Заслуженный деятель искусств Украинской ССР (1954).
Умер 21 августа 1957 года в Киеве.
На доме 24 по улице Саксаганского в Киеве, где последние десять лет жил кинорежиссер, в 1992 году была установлена бронзовая мемориальная доска (горельеф; скульптор В. Л. Медведев, архитектор А. М. Милецкий).
Личная жизнь Владимира Брауна:
Подробности частной жизни не известны.
Режиссерские работы Владимира Брауна:
1930 — Наши девушки
1932 — Парень с берегов Миссури
1932 — Блестящая карьера
1934 — Королевские матросы
1935 — Сокровище погибшего корабля
1939 — Моряки
1941 — Морской ястреб
1942 — Боевой киносборник №9
1942 — Синие скалы
1942 — Боевой киносборник № 11
1942 — Сто второй километр
1943 — Родные берега
1943 — Пропавший без вести
1944 — Я — черноморец
1945 — В дальнем плавании
1947 — Голубые дороги
1950 — В мирные дни
1952 — Максимка
1954 — Командир корабля
1955 — Море зовет
1955 — Матрос Чижик
1956 — Мальва
Сценарии Владимира Брауна:
1928 — Инженер Елагин
1932 — Блестящая карьера
1955 — Матрос Чижик
последнее обновление информации: 29.09.2023