Владимир Джанибеков
Возраст: 81
Владимир Александрович Джанибеков (урожденный Крысин). Родился 13 мая 1942 года в пос. Искандер Южно-Казахстанской области Казахской ССР. Летчик-космонавт СССР (1978). Генерал-майор авиации (1985). Совершил пять космических полетов, все в качестве командира корабля (мировой рекорд). Общая продолжительность полетов 145 суток 15 часов 58 минут 35 секунд. Дважды выходил в открытый космос, общая продолжительность 8 часов 34 минуты. Дважды Герой Советского Союза (1978, 1981).
Владимир Крысин родился 13 мая 1942 года в поселке Искандер Южно-Казахстанской области Казахской ССР (ныне поселок городского типа Бостанлыкского района Ташкентской области Республики Узбекистан).
Позже взял фамилию первой жены — Джанибеков.
Отец — Александр Архипович Крысин (1917-2020), работал в пожарной охране НКВД, МВД, ПВО, подполковник запаса.
Мать — Евдокия Федоровна Крысина (Четверткова; 1915-1997), работала медсестрой.
Брат — Александр Александрович Крысин (1944-2000), был прорабом СМУ, сменным дежурным ТЭЦ.
В 1960 году окончил Ташкентское суворовское военное училище. Не пройдя по конкурсу в Рижское Краснознаменное высшее инженерно-авиационное военное училище имени Ленинского комсомола, поступил на физический факультет Ленинградского государственного университета, но через год, выдержав вступительные экзамены, поступил в Ейское высшее военное авиационное училище летчиков. По окончании училища в 1965 году служил летчиком-инструктором в ВВС СССР.
С 1970 года — в отряде космонавтов. Прошел полный курс общекосмической подготовки и подготовки к космическим полетам на КК типа «Союз» и ОС типа «Салют».
Космические полеты
30 апреля 1974 года был назначен космонавтом 3-го отдела программы ЭПАС 1-го управления.
Владимир Джанибеков — самый опытный космонавт СССР, совершивший наибольшее число космических полетов — пять, причем все в качестве командира корабля. Это непревзойденный пока мировой рекорд. Даже летавшие 6 и 7 раз астронавты и космонавты этот рекорд не превзошли, а повторили: Джеймс Уэзерби и Юрий Маленченко, оба в шестом полете, поскольку выполнили по одному полету в котором они не были командирами. Большее число полетов среди отечественных космонавтов — по шесть — совершили только Сергей Крикалев, и Юрий Маленченко но уже в России, а не в СССР.
Первый полет на корабле «Союз-27» и орбитальной станции «Салют-6» состоялся 10-16 января 1978 года. Продолжительность полета 5 суток 23 часа.
Второй полет на корабле «Союз-39» и орбитальной станции «Салют-6» состоялся 22-30 марта 1981 года.
Третий полет на корабле «Союз Т-6» и орбитальной станции «Салют-7» состоялся в период 24 июня — 2 июля 1982 года.
Четвертый полет на корабле «Союз Т-12» и орбитальной станции «Салют-7» состоялся 17-29 июля 1984 года. Пребывание в открытом космосе 3 часа 35 мин.
Пятый полет на корабле «Союз Т-13» и орбитальной станции «Салют-7» прошел 6 июня — 26 сентября 1985 года. Продолжительность полета 115 суток.
После сбоя основного оборудования командной радиолинии, сбоя по питанию и выдачи неверных команд из ЦУПа станция «Салют-7» перешла в полностью неуправляемый полет. Для восстановления контроля над станцией была отправлена экспедиция на модифицированном под эти цели корабле «Союз Т-13» в составе Джанибекова и Савиных.
Владимир Джанибеков вспоминал: «Страха перед полетом не было. А чего там сложного? Я умею это делать, это моя работа. Вы же не спрашиваете перед полетом командира пассажирского самолета: «Вы боитесь лететь или нет?» У меня ручная стыковка была в третьем полете, и гораздо серьезнее. А эта оказалась не такой сложной».
Главная задача экипажа была – идти в графике, который позволит догнать станцию и не врезаться в нее. Каждые 30 секунд Владимир Джанибеков по дальномеру замерял расстояние до «Салюта-7». Когда до станции оставалось 980 метров, а скорость при этом была 5 метров в секунду, Савиных не выдержал: «Начинай гасить скорость! Гаси, гаси…». На что Владимир спокойно передал на Землю: «Гашу скорость».
«Станция очень яркая. Сначала ее не было видно, но потом она начала разгораться. Красная-красная, в десяток раз ярче, чем Юпитер. Расстояние 200 метров, включаем двигатели на разгон. Сближение идет с небольшой скоростью, в пределах 1,5 м/сек. Скорость вращения станции в пределах нормы, она практически застабилизировалась. Вот мы зависаем над ней, разворачиваемся… Ну вот, сейчас мы будем немножко мучиться, потому что по солнышку у нас не все хорошо… Вот изображение улучшилось. Кресты совмещены. Рассогласование корабля и станции в допуске… Нормально идет управление, гашу скорость… ждем касания…», — рассказывал Джанибеков.
С корабля демонтировали систему автоматической стыковки и кресло третьего космонавта, были улучшены средства визуального наблюдения для осуществления ручной стыковки: на иллюминатор справа от командира корабля установили лазерный дальномер и прибор ночного видения, размещены дополнительные запасы воды, питания и кислорода. Подвод корабля к станции был осуществлен при участии наземных и космических средств системы ПРО, что доказало, в том числе, принципиальную возможность взаимодействия с любыми космическими объектами. В ходе полета им был неожиданно для него самого обнаружен эффект вращения тела, закрученного вокруг оси со средним моментом инерции. «Эффект Джанибекова» не являлся открытием, а всего лишь демонстрацией, которая наиболее эффектна в условиях невесомости. Сложное вращение математически описано впервые в теореме вращения Эйлера в 1775 году.
За успешное выполнение задач этого полета Джанибеков награжден орденом Ленина (бортинженер В. Савиных — второй «Золотой Звездой»).
27 сентября 1985 ему присвоено звание генерал-майора.
С 1985 по 1988 год — командир отряда космонавтов Центра подготовки космонавтов имени Ю. А. Гагарина.
С 1988 по 1997 год — начальник Управления теоретической и научно-исследовательской подготовки Центра подготовки космонавтов имени Ю. А. Гагарина.
Был задействован в программе «Буран». Владимир Джанибеков вспоминал: «Буран планировался многоразовым и пилотируемым — это точно. А командиром группы пилотов нового корабля назначили Игоря Волка. Группу он набрал — восемь человек, все отборные асы! Но тут начинается самое странное: из восьми пилотов четверо загадочным образом погибают. Вчетвером не поднять «Буран» на орбиту, поэтому нужны новые пилоты. Причины гибели предыдущих вполне объективны, но занять их места в команде, которую уже назвали «волчьей стаей», никто не спешит… Игорю с трудом удалось найти всем замену, но загадочные смерти не прекратились. Военные хотят запустить «Буран» как можно быстрее. Поэтому было решено приступить к следующей фазе испытаний. Прорепетировать посадку «Бурана» после настоящего космического полета. Руководство программы принимает беспрецедентное решение: отправить в космос членов «Волчьей стаи» на «обычных» кораблях «Союз». А после посадки провести эксперимент: посадить их в самолет за ручки управления, как в «Буране», и заставить летать. С этого момента начинается мой непосредственный контакт с программой… Программой расплатились за поражение в «холодной войне», и за сближение, со сразу появившимися, как теперь говорят, «партнёрами»…».
С ноября 1970 по 1991 год — член КПСС.
На выборах Государственной думы 1995 года возглавлял вместе с Ириной Хакамадой и Роланом Быковым избирательный блок «Общее дело».
С 1 мая 1997 года Джанибеков по совместительству состоит профессором-консультантом кафедры космической физики и экологии радиофизического факультета Томского государственного университета. 27 апреля 2011 года ему присвоено звание «Почетный доктор ТГУ».
После выполнения второго полета в космос и награждения Владимира Джанибекова второй звездой Героя Советского Союза в центре Ташкента на проспекте Космонавтов в 1984 году был установлен бюст летчика-космонавта.
Член Союза художников СССР. Является автором эскизов для советских (№ 5007, 5008, 5109, 5110 по каталогу почтовых марок СССР) и американских почтовых марок.
В 1991-1994 годах в составе американо-российского экипажа участвовал в нескольких попытках совершить кругосветный беспосадочный перелет на воздушном шаре. В США прошел необходимую подготовку и сдал экзамены на сертификат пилота аппаратов легче воздуха с допуском к испытательным полетам. На различных летательных аппаратах этого типа налетал около 100 часов.
Владимир Джанибеков является автором концепции и дизайна нескольких моделей наручных часов, выпущенных ограниченной серией.
Председатель Попечительского совета «Общества дружбы с Непалом».
Президент Ассоциации музеев космонавтики России (2010).
Именем Владимира Джанибекова названа малая планета № 3170.
Имя Владимира Джанибекова носит средняя школа № 3 города Ширин (Республика Узбекистан) и муниципальная общеобразовательная школа № 13 в Щелково.
Личная жизнь Владимира Джанибекова:
Дважды был женат.
Первая жена — Лилия Мунировна Джанибекова (род. 02.10.1942), преподаватель музыки в школе Звездного городка.
В браке родились две дочери.
Старшая дочь — Инна Владимировна Джанибекова (род. 21.04.1969), внучка этнографа и автора первых ногайских букварей и грамматик Абдул-Хамида Джанибекова, биолог, кандидат биологических наук.
Внучка — Александра Дмитриевна Джанибекова (2005).
Младшая дочь — Ольга Владимировна Джанибекова (род. 15.05.1974), художник-дизайнер.
Внуки — Элина Эдуардовна Джанибекова (1999 г.р.); Даниэль Эдуардович Джанибеков (2004 г.р.); Елена Эдуардовна Джанибекова (2007 г.р.); Амелия Эдуардовна Джанибекова (2014 г.р.).
Владимир Джанибеков и первая жена Лилия
Вторая жена — Татьяна Алексеевна Геворкян (род. 22.10.1956), заведующая научно-экспозиционным отделом Мемориального музея космонавтики, заслуженный работник культуры РФ.
Татьяна Алексеевна Геворкян
Награды и звания Владимира Джанибекова:
— Дважды Герой Советского Союза (16 марта 1978, 30 марта 1981);
— Орден Дружбы (9 апреля 1996 года) — «за подготовку и завершение первого этапа российско-американского сотрудничества в области пилотируемых космических полетов по программе „Мир-Шаттл“»;
— Пять орденов Ленина (16 марта 1978, 30 марта 1981, 02 июля 1982, 29 июля 1984, 26 сентября 1985);
— Орден Красной Звезды (15 января 1976);
— Орден «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» III степени;
— Золотая медаль имени К. Э. Циолковского АН СССР (1987);
— Медаль «За заслуги в освоении космоса» (12 апреля 2011 года) — за большие заслуги в области исследования, освоения и использования космического пространства, многолетнюю добросовестную работу, активную общественную деятельность;
— Медаль Алексея Леонова (Кемеровская область, 2015) — за совершенный в 1984 году выход в открытый космос;
— Герой Монгольской Народной Республики (1981);
— Орден Сухэ-Батора (МНР, 1981);
— Командор Ордена Почетного легиона (Франция, 1982);
— Орден Государственного Знамени ВНР (ВНР, 1980);
— Орден «Дустлик» (Узбекистан, 2022);
— Лауреат Государственных премий СССР и Украинской ССР (1984);
— Заслуженный работник МВД;
— Почетный гражданин городов: Гагарин, Калуга, Черкесск (Россия); Аркалык, Жезказган, Ленинск (Казахстан); Газалкент, Чирчик (Узбекистан); Хьюстон (США), Улан-Батор (Монголия).
последнее обновление информации: 30.01.2023