Юрий Григорович
Возраст: 97
Юрий Николаевич Григорович. Родился 2 января 1927 года в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург). Советский и российский артист балета, хореограф, балетмейстер, режиссер, сценарист, педагог. Главный балетмейстер Большого театра в 1964-1995 годах. Герой Социалистического Труда (1986). Народный артист Узбекской ССР (1981). Заслуженный деятель Казахстана (1995). Народный артист Республики Башкортостан (1996). Народный артист СССР (1973). Лауреат Ленинской премии (1970), двух Государственных премий СССР (1977, 1985), Государственной премии России (2017) и двух Премий Правительства РФ (2002, 2011). Один из самых выдающихся хореографов XX века.
Юрий Григорович родился 2 января 1927 года в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург).
Отец — Николай Евгеньевич Григорович, служащий.
Мать — Клавдия Альфредовна Григорович (в девичестве — Розай).
Дядя — Георгий Розай, артист Мариинского театра, знаменитый участник Дягилевских сезонов в Париже. Георгий Розай умер за десять лет до рождения Юрия. Позже, когда Григорович пришел в балетную школу на улицу Росси, где еще работали педагоги и товарищи Розая, его часто сравнивали с дядей. «В частности, считалось, я унаследовал его высокий прыжок и амплуа гротескового танцовщика», — говорил Юрий Николаевич.
Юрий Григорович обучался в Ленинградском хореографическом училище у Бориса Шаврова и Алексея Писарева. Будучи выпускником, в 1946 году он стал первым исполнителем партии Дона Карлоса в балете Леонида Якобсона «Каменный гость».
После окончания училища в 1946 году был принят в труппу Ленинградского театра оперы и балета им. С. М. Кирова, где танцевал сольные характерные и гротесковые партии.
Партии Юрия Григоровича в Ленинградском театре оперы и балета:
- Николай — «Татьяна» А. Крейна, балетмейстер В. Бурмейстер;
- Золотой божок — «Баядерка», Л. Минкуса, хореография вставного номера Н. Зубковского;
- Акробат и Ли Шанфу — «Красный мак» Р. Глиэра, балетмейстер Р. Захаров;
- Шут — «Медный всадник» Р. Глиэра, балетмейстер Р. Захаров;
- Шурале — «Шурале» Ф. Яруллина, балетмейстер Л. Якобсон;
- Половчанин — «Половецкие пляски» в опере А. Бородина «Князь Игорь», хореография М. Фокина;
- Нурали и Юноша — «Бахчисарайский фонтан» Б. Асафьева, балетмейстер Р. Захаров;
- Шут — «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева, хореография Л. Лавровского;
- Пан — «Вальпургиева ночь» в опере Ш. Гуно «Фауст», хореография Л. Лавровского;
- Украинский танец — «Конёк-Горбунок» Ц. Пуни, хореография М. Петипа, А. Горского, редакция Ф. Лопухова;
- Ганс — «Жизель» А. Адана, хореография Ж. Коралли, Ж. Перро, редакция М. Петипа;
- Кот в сапогах — «Спящая красавица» П. Чайковского, хореография М. Петипа, редакция К. Сергеева;
- Паяц и Китайский танец — «Щелкунчик» П. Чайковского, хореография В. Вайнонена;
- Петро — «Тарас Бульба» В. Соловьёва-Седого, хореография Б. Фенстер;
- Ретиарий — «Спартак» А. Хачатуряна, хореография Л. Якобсона (первый исполнитель партии);
- Северьян — «Каменный цветок» С. Прокофьева в собственной постановке.
Параллельно с артистической карьерой начал ставить в балетной студии ленинградского Дворца культуры имени А. М. Горького. Именно в балетной студии Ленинградского Дворца культуры имени А. М. Горького он начал сочинять танцы. Там в 1947 году он поставил свои первые балеты — «Аистёнок» Д. Д. Клебанова и «Славянские танцы» А. Дворжака, а в 1948 году — «Семеро братьев» на музыку А. Е. Варламова.
Сам он говорил, что решил стать хореографом, когда ему не было еще и двадцати лет. Когда с непрофессиональными артистами ставил трехактный балет «Аистенок», он начал искать многоактную форму с развивающимся сюжетом, живыми характерами, столкновениями — все то, что позже возникнет в его балетном театре. На его первой премьере были Агриппина Яковлевна Ваганова, Симон Багратович Вирсаладзе и Юрий Иосифович Слонимский.
Юрий Григорович в молодости
В Театре оперы и балета им. С. М. Кирова сначала ставил танцы в операх, а в 1957 году ему доверили сделать полномасштабную работу — балет Сергея Прокофьева «Каменный цветок». Этот балет декларировал симбиоз советского драмбалета и до того отвергавшегося балетного симфонизма, тем самым, став поворотным пунктом в развитии хореографического искусства СССР второй половины XX века. С этого спектакля также началось многолетнее творческое сотрудничество балетмейстера с Симоном Вирсаладзе — художником-постановщиком, ответственным за многие художественные и концептуальные решения в постановках Григоровича и позднее, вместе с ним, изменившим эстетику балета Большого театра.
В 1961 году Григорович в содружестве с Вирсаладзе поставил балет Арифа Меликова «Легенда о любви», который считается его наивысшим достижением как балетмейстера.
В 1961-1964 годах был балетмейстером Ленинградского театра оперы и балета им. Кирова (Мариинский театр), поставил там: танцы в опере Н. Римского-Корсакова «Садко»; танцы в опере Дж. Верди «Риголетто»; «Каменный цветок» С. Прокофьева; танцы в опере Т. Хренникова «Мать»; танцы в опере А. Дворжака «Большая любовь» («Русалка»); танцы в опере В. Рубина «Три толстяка»; «Легенда о любви» А. Меликова; «Раймонда» А. Глазунова.
Главный балетмейстер Большого театра
В 1964 году стал главным балетмейстером московского Большого театра, занимал этот пост более тридцати лет, вплоть до 1995 года. На следующий год после переезда в Москву, в 1965 году, окончил Государственный институт театрального искусства им. А. В. Луначарского.
Ходили слухи, что к его назначению главным балетмейстером Большого приложил руку Никита Хрущев, который видел балет Григоровича «Легенда о любви» во время гастролей Кировского театра в Кремлевском дворце. В то же время сам Юрий Николаевич отмечал, что в Большой попал благодаря Евгению Светланову, который возглавлял театр. Именно Светланов и сказал высокому руководству: «Мне нужен здесь Григорович». К тому времени Григорович уже поставил в Большом два больших спектакля — «Каменный цветок» и «Спящую красавицу», хорошо знал труппу. «Хрущев к моему назначению, наверное, не был причастен. А вот Екатерина Алексеевна Фурцева, министр культуры СССР, конечно. Она занималась театром ежедневно! Знала артистов, всегда стояла на их стороне, принимала их у себя часто, не все платили ей потом добром. Было официальное представление в заполненном Бетховенском зале. Мне советовали запасти инаугурационную речь. Но я не готовился — сказал как думал, без громких обещаний, эффектных лозунгов. Ничего такого. И пошли работать — и тридцать два года как не бывало», — делился балетмейстер.
Постановки Юрия Григоровича в Большом театре:
- 1959 — «Каменный цветок» С. Прокофьева;
- 1963 — «Спящая красавица» П. Чайковского, хореография М. Петипа;
- 1964 — «Октябрь» В. Мурадели;
- 1965 — «Легенда о любви» А. Меликова;
- 1966 — «Щелкунчик» П. Чайковского;
- 1968 — «Спартак» А. Хачатуряна;
- 1969 — «Лебединое озеро» П. Чайковского, хореография М. Петипа и Л. Иванова;
- 1972 — «Руслан и Людмила» М. Глинки;
- 1975 — «Иван Грозный» на музыку С. Прокофьева;
- 1976 — «Ангара» А. Эшпая;
- 1979 — «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева;
- 1982 — «Золотой век» Д. Шостаковича;
- 1984 — «Раймонда» А. Глазунова, хореография М. Петипа;
- 1987 — «Жизель» А. Адана, хореография Ж. Коралли, Ж. Перро и М. Петипа;
- 1991 — «Баядерка» Л. Минкуса, хореография М. Петипа, В. Чабукиани, Н. Зубковского и К. Сергеева;
- 1994 — «Дон Кихот» Л. Минкуса, хореография А. Горского;
- 1994 — «Корсар» А. Адана, хореография М. Петипа.
В 1980 году Юрий Григорович был балетмейстером-постановщиком церемоний открытия и закрытия Летних Олимпийских игр в Москве.
Сотрудничал с Новосибирским театром оперы и балета, в котором поставил: «Каменный цветок» С. Прокофьева; «Легенда о любви» А. Меликова; «Лебединое озеро» П. Чайковского; «Спартак» А. Хачатуряна.
Григорович никогда не был членом КПСС, хотя получил при этом массу государственных наград. Он говорил, что непартийность делала его более свободным. «Я не обязан был соблюдать партийную дисциплину, вписываться в идеологические схемы. Несколько раз предлагали, я благодарил и уклонялся: мол, не созрел еще. А партийное влияние на театральную политику, конечно, существовало. Мы зависели от многих обстоятельств и не все из них могли обойти», — признавался он.
Целый ряд ныне всемирно известных танцевальных площадок были открыты благодаря Юрию Григоровичу и его балетам — это Альберт-холл в Лондоне, где до него не давали балетных представлений, это и специальная сцена в историческом пространстве Цирка Массимо и Римского Колизея, это и гора Ахун в Сочи, это и стадионы в Латинской Америке. «Важно не растеряться, а использовать новые обстоятельства, что мы и делали с Большим балетом, который трудно чем-нибудь сбить с главной задачи. Мы и в этом были именно Большим балетом», — с гордостью говорил хореограф.
В 1991-1994 годах параллельно руководил основанной им труппой «Большой театр — студия Юрия Григоровича».
В 1993-1995 годах сотрудничал с балетной труппой Башкирского театра оперы и балета.
Стиль управления Юрия Григоровича
Стиль управления Григоровичем балетной труппой Большого театра определяли как авторитарный, его самого нередко называли диктатором. В 1970-е — 1980-е годы главному балетмейстеру пытались противостоять Владимир Васильев и Майя Плисецкая, которые хотели ставить в театре свои спектакли и видели себя в другом репертуаре. Также Григоровича обвиняли в сломе карьеры и преждевременной смерти танцовщика Мариса Лиепы.
«Гениальный хореограф с плохим характером» — так назвал его композитор Арам Хачатурян в день премьеры в Большом театре балета «Спартак».
Действительно, в 1988 году были выведены на пенсию целый ряд солистов Большого — Майя Плисецкая, Владимир Васильев, Екатерина Максимова, Нина Тимофеева, Михаил Лавровский. Но почему-то никто не обратил внимания, что среди выведенных тогда на пенсию была и жена самого Григоровича — Наталия Бессмертнова.
Сам Юрий Григорович о своем стиле управления говорил: «Мне приписывали тоталитарные методы правления, умалчивая о том, во имя чего и ради чего я был непреклонен. Для того чтобы все ладилось, шло по уму, только тогда мы становились сильными. Не все выдерживали, с кем-то отношения прекращены безвозвратно и без сожалений — им я даровал свободу от себя самого, моих планов и требований».
«Жалость не лучшее чувство в работе с артистами», — подчеркивал великий хореограф.
Свой жесткий стиль он считал одним из залогов достигнутого успеха: «Наполеон, как известно, считал, что проще управлять войсками, чем Парижской оперой, когда к нему, императору, каждый день приходили балерины и требовали повернуть ситуацию в их пользу. Нельзя руководителю балета быть дамой, приятной во всех отношениях, я это много раз говорил, в надежде быть услышанным. Приходится быть жестким по должности. Отказывать, сдерживать, выстраивать процесс, в котором заняты не один-два амбициозных человека, а двести пятьдесят, и они ждут от тебя единственно верного решения. Быть добреньким и прощать всем все — это же гибель для искусства. Дисциплина творческой работы для артистов, костюмеров, осветителей, дирекции — не пустой звук. Я абсолютно не выносил необязательности в общем деле под названием «Русский балет»».
Относительно своих непростых отношений с Майей Плисецкой балетмейстер рассказывал, что его приход в Большой она встретила очень радушно. Поначалу у них были вполне нормальные, не конфликтные отношения. Она писала ему письма из Америки, где гастролировал его балет «Каменный цветок» (Плисейкая танцевала в нем Хозяйку Медной горы): «Юрочка, у тебя здесь самый большой успех, все спрашивают о тебе, мы с Володей (Васильевым) рассказываем» и т.д. Плисецкая исполнила пять партий в его балетах, и это было лучшее, что она сделала в Большом театре — Хозяйка Медной горы, Мехменэ Бану, Аврора, Одетта-Одиллия, Эгина в «Спартаке».
Проблемы, по словам Григоровича, начались, когда новое поколение артистов обретало свое место на сцене, и он активно работал с ними. Плисецкая, говорил он, перестала понимать, что Большой не должен и не будет принадлежать ни одной балерине. «При этом театр всегда был по отношению к ней буквально распахнут — она ставила свои балеты, для нее приглашались балетмейстеры, художники, либреттисты, партнеры; проводились ее творческие вечера и отмечались все юбилеи. Исполнение партии Авроры в моей постановке «Спящей красавицы» инициировало ее выдвижение и присуждение ей Ленинской премии. Была большая слава, признание, правительственные награды. Как только же она предпринимала что-то за пределами Большого театра — руководила коллективами, организовывала балетный конкурс, постановки и пр., — терпела полный крах. Нет-нет, ее творческая карьера в Большом сложилась, ей не на что обижаться», — указывал хореограф.
Бытует мнение, что многие хореографы не допускались до постановок в Большом театре. Однако Григорович выражал с этим категорическое несогласие: «За тридцать лет у меня было представлено колоссальное число — около пятидесяти — наших хореографов. Просто какой-то дурак сказал, что я никого не пускаю. Начиная с Касьяна Голейзовского и кончая моими учениками Бобровым и Меланьевым, они ставили и спектакли, и концертные номера. На сцене Большого театра дебютировали как хореографы Васильев и Плисецкая. Можно назвать Мессерера, Виноградова, Петрова, Майорова, Лавровского. Некоторые поставили по несколько балетов».
В 1995 году Юрий Григорович после серии скандалов и противостояний покинул Большой театр и начал работать с различными российскими и зарубежными коллективами, осуществляя постановку своих спектаклей.
В 1996 году начал сотрудничество с Краснодарским театром балета, поставив сюиту из балета Д. Шостаковича «Золотой век». В 1997 году взял на себя художественное руководство этим новым коллективом. После премьеры своей версии «Лебединого озера» в том же году заявил о своём намерении перенести на краснодарскую сцену все свои работы. Постановки в Краснодаре Григорович осуществлял совместно с дирижёром Александром Лавренюком.
Постановки Юрия Григоровича в Краснодарском театре балета:
- 1996 — сюита из балета Д. Шостаковича «Золотой век»;
- 1997 — «Лебединое озеро» П. Чайковского;
- 1997 — «Шопениана» на музыку Ф. Шопена;
- 1997 — «Щелкунчик» П. Чайковского;
- 1998 — «Раймонда» А. Глазунова;
- 1999 — «Дон Кихот» Л. Минкуса;
- 2000 — «Спартак» А. Хачатуряна;
- 2000 — «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева;
- 2002 — «Золотой век» Д. Шостаковича;
- 2002 — «Тщетная предосторожность» П. Гертеля;
- 2003 — «Баядерка» Л. Минкуса;
- 2004 — «Каменный цветок» С. Прокофьева;
- 2005 — «Корсар» А. Адана, хореография М. Петипа;
- 2006 — «Легенда о любви» А. Меликова;
- 2006 — «Иван Грозный» на музыку С. Прокофьева;
- 2007 — «Жизель» А. Адана;
- 2008 — «Спящая красавица» П. Чайковского;
- 2013 — «Коппелия» Л. Л. Делиба.
В феврале 2001 года балетмейстер вновь начал сотрудничать с Большим театром, 1 марта 2008 года он стал штатным хореографом балетной труппы.
В 2000-е ставил балеты за рубежом — «Легенда о любви» А. Меликова в Стамбульской опере (Турция), «Спартак» А. Хачатуряна в Римском оперном театре, «Щелкунчик» П. Чайковского в Корейском национальном балете в Сеуле, «Раймонда» А. Глазунова в Национальном театре в Праге, «Спартак» А. Хачатуряна в Баварском государственном балете в Мюнхене и в Королевском балете Фландрии в Антверпене.
В 1974-1988 годах — профессор балетмейстерского отделения Ленинградской консерватории.
В 1975-1989 годах — президент Комитета танца Международного института театра (с 1989 — почётный президент).
С 1988 года — заведующий кафедрой хореографии и балетоведения Московской академии хореографии.
С 1989 года — президент Ассоциации (ныне Международный союз) деятелей хореографии.
С 1990 года — президент фонда «Русский балет». С 1992 года — президент программы Benois de la Danse, бессменный председатель жюри премии. С 1997 года — действительный член Академии гуманитарных наук (академик). С 2004 года — почётный член Российской академии художеств.
В 2013-2015 годах — член Общественного совета при Министерстве культуры Российской Федерации.
Почётный член Австрийского музыкального общества. Член Украинской Академии танца.
Неоднократно возглавлял жюри балетных конкурсов в Варне (Болгария), Финляндии, США, Швейцарии, Японии. Бессменный руководитель жюри: Международного конкурса артистов балета в Москве; Международного конкурса артистов балета им. Сержа Лифаря в Киеве; Международного юношеского конкурса классического танца «Молодой балет России».
Личная жизнь Юрия Григоровича:
Жена — Наталия Игоревна Бессмертнова (1941-2008), советская балерина, педагог-репетитор. Народная артистка СССР (1976). Лауреат Ленинской премии (1986), Государственной премии СССР (1977) и премии Ленинского комсомола (1972), депутат Верховного Совета СССР 10 созыва (1979-1984). В 1961 году была принята в труппу Большого театра, где танцевала до 1988 года. Прима-балерина Большого театра, она станцевала все ведущие партии классического и современного репертуара. Была первой исполнительницей многих партий в балетах своего мужа.
Наталия Бессмертнова была его музой, любимым человеком и спутницей по жизни. Для нее он сочинил почти все свои балеты.
Смерть супруги стала сильным ударом для Григоровича. «Для меня опорой в жизни и в работе всегда была Наталия Бессмертнова, балерина и жена. Ее уход из жизни я по-прежнему тяжело переживаю. Чтобы совсем не сломаться, продолжаю работать. Я видел ее в заглавной партии в «Мастере и Маргарите», балете на музыку Кшиштофа Пендерецкого, который мы замышляли. Кто-то из критиков написал, что Бессмертнова в «Золотом веке» дает эту двойственность натуры героини: днем — одна, с наступлением ночи — другая», — вспоминал он.
Юрий Григорович и жена Наталия Бессмертнова
Постановки Юрия Григоровича в других театрах:
1955 — «Вальс-фантазия» М. Глинки — Ленинградское хореографическое училище;
1958 — танцы в опере А. Даргомыжского «Эсмеральда» — Ленинградский Малый театр оперы и балета;
1961 — «Каменный цветок» С. Прокофьева — Шведская королевская опера;
1961 — «Каменный цветок» С. Прокофьева — Театр оперы и балета «Эстония»;
1962 — «Легенда о любви» А. Меликова — Азербайджанский театр оперы и балета имени М. Ф. Ахундова;
1963 — «Легенда о любви» А. Меликова — Национальный театр, Прага;
1965 — «Каменный цветок» С. Прокофьева — Софийская народная опера;
1973 — «Щелкунчик» П. Чайковского — Венская государственная опера;
1976 — «Иван Грозный» на музыку С. Прокофьева — Парижская опера;
1978 — «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева — Парижская опера;
1981 — «Жизель» А. Адана — Оперный театр Анкары, Турция;
1981 — «Лебединое озеро» П. Чайковского — Римский оперный театр;
1983 — «Дон Кихот» Л. Минкуса — Датский королевский балет;
1985 — «Щелкунчик» П. Чайковского — Финский национальный Балет;
1989 — «Раймонда» А. Глазунова — «Ла Скала», Милан;
1990 — «Щелкунчик» П. Чайковского — Софийская народная опера;
1992 — «Жизель» А. Адана — Софийская народная опера;
1993 — «Тщетная предосторожность» П. Гертеля — Башкирский театр оперы и балета;
1995 — хореографическая сюита «Полтавский бой» в опере «Мазепа» П. Чайковского — Большой театр, Варшава;
1995 — «Дон Кихот» Л. Минкуса — Башкирский театр оперы и балета;
1995 — «Щелкунчик» П. Чайковского — Башкирский театр оперы и балета;
1995 — «Лебединое озеро» П. Чайковского — Башкирский театр оперы и балета;
1996 — «Спящая красавица» П. Чайковского — Большой театр, Варшава;
1997 — «Раймонда» А. Глазунова — Большой театр Республики Беларусь;
1997 — «Легенда о любви» А. Меликова — Екатеринбургский театр оперы и балета;
1998 — «Щелкунчик» П. Чайковского — Национальный театр оперы и балета Республики Молдова;
1998 — «Щелкунчик» П. Чайковского — Национальный театр, Прага;
1999 — «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева — «Кремлёвский балет»;
1999 — «Щелкунчик» П. Чайковского — Грузинский театр оперы и балета им. Палиашвили;
1999 — «Лебединое озеро» П. Чайковского — Театр оперы и балета имени Д. К. Сивцева – Суоруна Омоллоона, Якутск;
2000 — «Легенда о любви» А. Меликова — Стамбульская опера, Турция;
2000 — «Спартак» А. Хачатуряна — Римский оперный театр;
2000 — «Щелкунчик» П. Чайковского — Корейский национальный балет, Сеул;
2001 — «Щелкунчик» П. Чайковского — Стамбульская опера, Турция;
2001 — «Лебединое озеро» П. Чайковского — Корейский национальный балет, Сеул;
2001 — «Раймонда» А. Глазунова — Национальный театр, Прага;
2001 — «Спартак» А. Хачатуряна — Корейский национальный балет, Сеул;
2001 — «Иван Грозный» на музыку С. Прокофьева — «Кремлёвский балет»;
2004 — «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева — Театр оперы и балета имени Д. К. Сивцева – Суоруна Омоллоона, Якутск;
2007 — «Корсар» А. Адана — «Кремлёвский балет»;
2007 — «Спартак» А. Хачатуряна — Красноярский театр оперы и балета;
2008 — «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева — Корейский национальный балет, Сеул;
2008 — «Каменный цветок» С. Прокофьева — Московский музыкальный театр имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко (новая редакция);
2009 — «Спартак» А. Хачатуряна — Армянский театр оперы и балета имени А. А. Спендиарова;
2009 — «Тщетная предосторожность» П. Гертеля — Московская академия хореографии (на сцене Большого театра);
2010 — «Раймонда» А. Глазунова — Корейский национальный балет, Сеул;
2012 — «Корсар» А. Адана — Башкирский театр оперы и балета;
1912 — «Каменный цветок» С. Прокофьева — Красноярский театр оперы и балета;
2013 — «Спартак» А. Хачатуряна — Башкирский театр оперы и балета;
2013 — «Спящая красавица» П. Чайковского — Astana Opera, Астана;
2014 — «Щелкунчик» П. Чайковского — Astana Opera, Астана;
2014 — «Спартак» А. Хачатуряна — Astana Opera, Астана;
2016 — «Спартак» А. Хачатуряна — Баварский государственный балет (Мюнхен);
2017 — «Спартак» А. Хачатуряна — Королевский балет Фландрии (Антверпен)
Фильмография Юрия Григоровича:
1967-1970 — Сочинение танцев (документальный)
1979 — Размышления о Мравинском (документальный)
1987 — Балет от первого лица (документальный)
1987 — Балетмейстер Юрий Григорович (документальный)
1991 — Откровения балетмейстера Федора Лопухова (документальный)
Режиссерские работы Юрия Григоровича:
1969 — Легенда о любви (фильм-спектакль)
1971 — Спящая красавица (фильм-спектакль)
1975 — Спартак (фильм-балет) (фильм-спектакль)
1976 — Грозный век (фильм-балет) (фильм-спектакль)
1978 — Щелкунчик (фильм-спектакль)
1979 — Жизнь в танце (документальный)
1989 — Ромео и Джульетта (фильм-балет) (фильм-спектакль)
1990 — Танец героя (фильм-спектакль)
Сценарии Юрия Григоровича:
1971 — Спящая красавица (фильм-спектакль)
1975 — Спартак (фильм-балет) (фильм-спектакль)
1976 — Грозный век (фильм-балет) (фильм-спектакль)
2014 — Лебединое озеро (фильм-спектакль)
Библиография Юрия Григоровича:
1968 — Дебют балерины
1968 — Фёдор Лопухов
1972 — Служение балету
1973 — Новые горизонты балетоведения
1973 — Владимир Васильев
1974 — Традиции и новаторство
1976 — Наследовать и развивать
1981 — Большой балет
1982 — Театр Вирсаладзе
1984 — Мир яркий и праздничный
Награды и звания Юрия Григоровича:
— Герой Социалистического Труда (31 декабря 1986 года) — за большие заслуги в развитии советского хореографического искусства и в связи с шестидесятилетием со дня рождения;
— Народный артист СССР (13 апреля 1973 года) — за большие достижения в развитии советского хореографического искусства;
— Народный артист РСФСР (24 мая 1966 года) — за заслуги в области советского искусства;
— Народный артист Узбекской ССР (1981);
— Заслуженный артист РСФСР (1957);
— Заслуженный деятель Казахстана (1995);
— Народный артист Республики Башкортостан (1996);
— Почётный гражданин Варны (1980);
— Почётный гражданин Кубани (2003);
— Орден Святого апостола Андрея Первозванного (26 января 2017 года) — за выдающийся вклад в развитие отечественной культуры и мирового хореографического искусства, многолетнюю творческую деятельность;
— Орден «За заслуги перед Отечеством» I степени (17 декабря 2011 года) — за выдающийся вклад в развитие отечественной культуры и хореографического искусства, многолетнюю творческую деятельность;
— Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени (27 июля 2007 года) — за выдающийся вклад в развитие отечественного и мирового хореографического искусства, многолетнюю творческую деятельность;
— Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (27 апреля 2002 года) — за выдающийся вклад в развитие хореографического искусства;
— Орден Ленина (25 мая 1976 года) — за заслуги в развитии советского музыкального и хореографического искусства и в связи с 200-летием Государственного академического Большого театра СССР;
— Орден Ленина (31 декабря 1986 года) — за большие заслуги в развитии советского хореографического искусства и в связи с шестидесятилетием со дня рождения;
— Орден Октябрьской Революции (1981) — за заслуги в развитии советской культуры, литературы, искусства, активное участие в коммунистическом воспитании трудящихся и успешное выполнение заданий десятого пятилетнего плана;
— Орден «За заслуги» ІІІ степени (19 апреля 2004 года, Украина) — за весомый личный вклад в развитие культурных связей между Украиной и Российской Федерацией, многолетнюю плодотворную творческую деятельность;
— Орден Франциска Скорины (28 декабря 2007 года, Белоруссия) — за многолетнюю плодотворную работу, высокое профессиональное мастерство, достижение значительных показателей, мужество и отвагу, проявленные при исполнении служебных обязанностей, заслуги в развитии судебного дела, машиностроения, строительной отрасли, здравоохранения, науки и культуры;
— Орден Почёта (29 декабря 2009 года, Армения) — за значительный вклад в развитие культуры, а также всемирно известный балет «Спартак» Арама Хачатуряна в Национальном академическом театре оперы и балета им. Ал. Спендиарова за постановку высокохудожественного произведения с новой хореографической интерпретацией;
— Орден «Достык» II степени (12 декабря 2005 года, Казахстан) — за заслуги перед государством, активную общественную деятельность, значительный вклад в социально-экономическое и культурное развитие страны, укрепление дружбы и сотрудничества между народами наградить государственными наградами Республики Казахстан;
— Орден Народной Республики Болгария I степени (1987, Болгария);
— Орден «Кирилл и Мефодий» I степени (1977, Болгария);
— Орден науки и искусства Республики Египет (1959, Египет);
— Юбилейная медаль «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина» (1970);
— Медаль «В память 850-летия Москвы» (1997);
— Медаль «В память 250-летия Ленинграда» (1957);
— Медаль «Герой труда Кубани» (2003);
— Медаль «100 лет Освобождения Болгарии от османского рабства» (1970);
— Медаль Вацлава Нижинского Министерства культуры Польши (1997);
— Медаль Национальной оперы Украины к 100-летию Сержа Лифаря (2004);
— Медаль «За честь и доблесть» (2006);
— Медаль «За чистоту помыслов и благородство дел» Следственного комитета РФ (2017);
— Нагрудный знак Знак пошаны («Знак почёта») (Киевский городской совет, Украина, 2002);
— Знак отличия «370 лет Якутия с Россией» (2002);
— Знак отличия «Гражданская доблесть» Республики Саха (Якутия) (2003);
— Почётный знак Министерства культуры и искусства Украины «За личный вклад в развитие искусства» (2004);
— Памятный знак «Самарский крест» (2017);
— Ленинская премия (1970) — за постановку балета «Спартак» А. И. Хачатуряна на сцене ГАБТ СССР;
— Государственная премия СССР (1977) — за постановку балета «Ангара» А. Я. Эшпая на сцене ГАБТ СССР;
— Государственная премия СССР (1985) — за создание художественно-спортивных программ XII Всемирного фестиваля молодёжи и студентов в Москве;
— Государственная премия Российской Федерации в области литературы и искусства 2016 года (7 июня 2017 года) — за выдающийся вклад в развитие отечественного и мирового хореографического искусства;
— Премия Правительства Российской Федерации имени Ф. Волкова (2002) — за вклад в развитие театрального искусства Российской Федерации;
— Премия Правительства Российской Федерации (26 декабря 2011 года) — за постановку балета «Тщетная предосторожность» П. Гертеля на сцене ГАБТ России;
— Государственная премия Узбекской ССР имени Хамзы (1983) — за художественное руководство постановкой балета «Индийская поэма» У. Мусаева на сцене ГАБТ им. А. Навои;
— Премия Сергея Дягилева Парижской академии танца (1969);
— III премия Международного конкурса балетмейстеров и артистов балета в Токио (1976);
— Театральная премия «Золотая маска» (2003);
— Театральная премия «Золотой софит» (2005);
— Национальная премия «Россиянин года» (2007);
— Премия Л. Э. Нобеля (Фонд Людвига Нобеля, Санкт-Петербург, 2006);
— Премия «Российский национальный Олимп» в номинации «Человек-эпоха» (2006);
— Премия «Овация» (2008);
— Международная премия «За искусство танца имени Л. Мясина» (Позитано, Италия, 2013);
— Международная Премия Станиславского (Международный Фонд К. С. Станиславского, 2015)
последнее обновление информации: 28.03.2023