Юрий Завадский
Возраст: 129
Юрий Александрович Завадский. Родился 30 июня (12 июля) 1894 года в Москве — умер 5 апреля 1977 года в Москве. Советский театральный режиссер, актер, педагог. Главный режиссер Театра-студии Юрия Завадского (1924-1936), Центрального театра Красной Армии (1932-1935), Ростовского театра драмы имени М. Горького (1936-1940) и Театра имени Моссовета (1940-1977). Герой Социалистического Труда (1973). Народный артист СССР (1948). Лауреат двух Сталинских премий (1946, 1951) и Ленинской премии (1965).
Юрий Завадский родился 30 июня (12 июля по новому стилю) 1894 года в Москве в дворянской семье.
Отец — Александр Францевич Завадский, по национальности поляк, чиновник.
Мать — Евгения Иосифовна Завадская (в девичестве Михайлова), несостоявшаяся актриса. Вместе с сестрой Анной организовала популярный в среде интеллигенции любительский драмкружок, в котором, среди прочих, играл молодой Евгений Вахтангов.
Многие члены его семьи были связаны с искусством. Отца, благодаря выдающемуся голосу, звали в солисты Большого театра, но он отказался. Дед по отцу был художником, за участие в польском восстании 1863 года сослан в Сибирь. Дядя был пианистом и композитором.
Дед по матери был крестьянином, специалистом по кружевам, переехал в Москву и женился на балерине.
Обе тети профессионально занимались музыкой.
В 1913 году по окончании Медведниковской гимназии Юрий поступил на юридический факультет Московского университета, который оставил в 1917 году не доучившись. Одновременно брал уроки в школе рисования и живописи Станислава Жуковского, а затем — в школе Петра Келина.
В 1915 году многолетний друг Завадского — Павел Антокольский — позвал его в студию Евгения Вахтангова, с 1920 года известную как 3-я студия МХАТ. Там он работал до 1919 года: вначале художником, затем — актером и режиссером. В 1918 году Антокольский познакомил его с Мариной Цветаевой, безответно влюбившейся в него, к нему был обращен ее цикл стихов «Комедьянт» и пьесы «Каменный ангел» и «Фортуна».
В 1920-1924 годах Завадский был актером и режиссером 3-й студии МХАТ, где сыграл Антония в спектакле «Чудо святого Антония» по пьесе Мориса Метерлинка, в котором выступил и как сценограф, и Калафа в «Принцессе Турандот» Карло Гоцци.
Как режиссер дебютировал в 1924 году спектаклем «Женитьба». С 1922 года был членом художественного совета, избранного актерами после смерти Вахтангова.
Юрий Завадский в молодости
В 1924-1931 годах был актером МХАТа (по словам Виталия Вульфа, числился актером до 1936 года), где, в частности, сыграл Чацкого в «Горе от ума» и графа Альмавиву в «Безумном дне, или Женитьбе Фигаро».
Работы Юрия Завадского в МХАТ:
- 1925 — «Продавцы славы» М. Паньоля — граф де Льевиль;
- 1925 — «Пугачевщина» К. А. Тренева — Державин;
- 1925 — «Горе от ума» А. С. Грибоедова — Александр Андреевич Чацкий;
- 1926 — «Николай 1-й декабристы» А. Р. Кугеля — Трубецкой;
- 1927 — «Безумный день, или Женитьба Фигаро» П. О. Бомарше; постановка К. С. Станиславского — граф Альмавива;
- 1927 — «Царь Федор Иоаннович» А. К. Толстого — патриарх;
- 1928 — «Унтиловск» Л. М. Леонова — Гуга;
- 1930 — «Три толстяка» по Ю. К. Олеше — гимнаст Тибул.
В 1924 году он создал собственную театральную студию, актерами которой были его ученики Вера Марецкая, Ростислав Плятт, Николай Мордвинов, Павел Массальский и другие, руководил ею до 1936 года. Театр не имел здания и давал эксперимертальные представления в подвальных помещениях московских зданий.
Постановки в Театре-студии Юрия Завадского:
- 1927 — «Простая вещь» Б. А. Лавренева (совм. с Н. П. Хмелевым);
- 1928 — «Любовью не шутят» А. Мюссе;
- 1932 — «Вольпоне» Б. Джонсона;
- 1933 — «Ученик дьявола» Б. Шоу;
- 1934 — «Волки и овцы» А. Н. Островского;
- 1935 — «Ваграмова ночь» Л. Первомайского;
- 1935 — «Школа неплательщиков» Л. Вернея.
По свидетельству ряда коллег, в 1920-е годы (по словам сына — в 1930 году) Завадский занимался в кружке антропософов, за что был арестован и месяц провел в одиночке (по словам Виталия Вульфа — всего два дня). Освободился только благодаря заступничеству Константина Станиславского.
В 1932-1935 годах возглавлял Центральный театр Красной Армии, где поставил спектакли: «Мстислав Удалой» И. Л. Прута; «Гибель эскадры» А. Е. Корнейчука.
В 1936 году в ходе кампании по упразднению «чересчур ярких, неортодоксальных театров» и «переброске» их в другие города Завадский и его труппа были направлены в Ростов-на-Дону, где режиссер возглавил Академический театр драмы имени М. Горького, построенный за год до этого.
Постановки в Ростовском академическом театре драмы имени М. Горького:
- 1936 — «Любовь Яровая» К. А. Тренева;
- 1937 — «Каменный гость» А. С. Пушкина;
- 1937 — «Разбойники» Ф. Шиллера;
- 1938 — «Укрощение строптивой» У. Шекспира;
- 1939 — «Отелло» У. Шекспира;
- «Враги» М. Горького;
- «Мещане» М. Горького;
- «Дни нашей жизни» Л. Н. Андреева;
- «Человек с ружьем» Н. Ф. Погодина.
В 1940 году вернулся в Москву и был назначен главным режиссером Театра имени Моссовета и занимал этот пост до конца жизни. Среди наиболее значительных постановок — «Нашествие» Леонида Леонова, «Петербургские сновидения» по роману Достоевского «Преступление и наказание», «Маскарад» Лермонтова.
Был известен своим новаторством: например, перед спектаклем «Виндзорские насмешницы» людей на входе встречали трубачи, а во время сцены ярмарки по зрительному залу расхаживали цыганки и фокусники. Организовывал спектакли-концерты, посвященные выдающимся людям, в которых участвовала вся театральная труппа.
С 1940 года преподавал в ГИТИС, в 1947 году получил звание профессора.
Член ВКП(б) с 1944 года.
Завадский не шел на конфликт с актерами и коллегами, напротив, используя все свое влияние для помощи тем, кто находился в опале. Единственной, с кем у него были натянутые отношения, была Фаина Раневская: в определенный момент она нахамила Завадскому и покинула театр. Но когда в 1963 году Раневская осталась без работы, он сразу же позвал ее обратно. Известен афоризм Раневской, посвященный режиссеру: «Он родился не в рубашке, а в шубе».
Режиссер Андрей Тарковский говорил: «При всех актерских неровностях все-таки лучшее, что я видел в театре за последнее время, — это «Петербургские сновидения» у Завадского. Это эмоциональный спектакль, а мы забыли, что такое настоящее эмоциональное воздействие в искусстве».
Постановки в Театре имени Моссовета:
- 1940 — «Трактирщица» К. Гольдони;
- 1941 — «Машенька» А. Н. Афиногенова;
- 1941 — «Надежда Дурова» А. С. Кочеткова, К. А. Липскерова (совм. с Ю. А. Шмыткиным);
- 1942 — «Вечер памяти А. С. Пушкина»;
- 1942 — «Накануне» А. Н. Афиногенова;
- 1942 — «Олеко Дундич» А. Г. Ржешевского, М. А. Каца (совм. с С. А. Бенкендорфом и С. А. Марголиным);
- 1942 — «Русские люди» К. М. Симонова;
- 1942 — «Фронт» А. Е. Корнейчука;
- 1942 — «Забавный случай» К. Гольдони;
- 1943 — «Нашествие» Л. М. Леонова (совм. с Б. В. Бибиковым и О. И. Пыжовой);
- 1944 — «Отелло» У. Шекспира (совм. с Ю. А. Шмыткиным);
- 1944 — «Встреча в темноте» Ф. Ф. Кнорре;
- 1945 — «Чайка» А. П. Чехова;
- 1946 — «Госпожа министерша» Б. Нушича (совм. с С. А. Бенкендорфом);
- 1946 — «Бранденбургские ворота» М. А. Светлова (совм. с М. П. Чистяковым);
- 1947 — «Русский вопрос» К. М. Симонова (совм. с И. С. Вульф);
- 1947 — «Жизнь в цвету» А. П. Довженко;
- 1947 — «Мужество» Г. С. Березко (совместно с А. Л. Шапсом);
- 1948 — «Без вины виноватые» А. Н. Островского (совм. с М. П. Чистяковым);
- 1948 — «Московский характер» А. В. Софронова (совм. с Ю. А. Шмыткиным);
- 1948 — «Закон чести» А. П. Штейна;
- 1949 — «Преступление директора Риггса» Э. Чодороффа (совм. с М. П. Чистяковым);
- 1950 — «Рассвет над Москвой» А. А. Сурова (совместно с А. Л. Шапсом);
- 1952 — «Маскарад» М. Ю. Лермонтова;
- 1957 — «Виндзорские насмешницы» У. Шекспира;
- 1957 — «Дали неоглядные» Н. Е. Вирты;
- 1959 — «Битва в пути» Г. Е. Николаевой и Э. С. Радзинского;
- 1960 — «Леший» А. П. Чехова;
- 1960 — «Летом небо высокое» Н. Е. Вирты;
- 1960 — «Вишневый сад» А. П. Чехова (Нью-Йорк);
- 1961 — «Антей» Н. Я. Зарудного;
- 1963 — «Совесть» Д. Г. Павловой (совместно с А. Л. Шапсом);
- 1964 — «Маскарад» М. Ю. Лермонтова (2-я редакция);
- 1967 — «Шторм» В. Н. Билль-Белоцерковского;
- 1969 — «Петебургские сновидения» по Ф. М. Достоевскому.
Был автором ряда статей и книг.
О Завадском сняты телевизионные фильмы «Дома у Ю. А. Завадского», «Юрий Завадский — любимый и любящий». В 1971 году был снят документальный фильм «Юрий Завадский» (режиссер Марина Голдовская).
Юрий Александрович Завадский умер 5 апреля 1977 года в Москве. Его предсмертным желанием было, чтобы никто не видел его мертвым, поэтому в театре стояла урна с его прахом. Похоронен 8 апреля 1977 года на Ваганьковском кладбище рядом с матерью (15 участок).
Личная жизнь Юрия Завадского:
Трижды был женат.
Первая жена (гражданский брак) — Ирина Сергеевна Анисимова-Вульф (1907-1972), актриса, заслуженный деятель искусств РСФСР (1956). Анисимова-Вульф не выдержала бесконечных измен Завадского и ушла от него, хотя потом 40 лет была его верной помощницей в театре.
Ирина Анисимова-Вульф — первая жена Юрия Завадского
Вторая жена — Вера Петровна Марецкая (1906-1978), советская актриса театра и кино. Народная артистка СССР (1949). Герой Социалистического Труда (1976). Лауреат четырех Сталинских премий (1942, 1946, 1949, 1951).
Юрий Завадский и Вера Марецкая познакомились в 1922 году. Вере тогда было всего 16, а Юрию — 28. На тот момент Завадский уже был именитым режиссером и правой рукой Евгения Вахтангова. Завадский жил в гражданском браке с театральной актрисой Ириной Вульф. Вера же была абитуриенткой, мечтавшей поступить в Третью Студию МХАТ. Завадский увидел Веру на вступительных экзаменах и сразу влюбился. Пока Марецкая была студенткой, Завадский своих чувств к ней никак не показывал. В 1924 году Завадский основал собственный театр, куда и пригласил свою бывшую студентку Марецкую. И тут же он признался девушке в своих пылких чувствах. Вера ответила взаимностью. Расписалась пара уже спустя три недели. Завадский бросил Ирину Вульф без лишних раздумий, а та предупредила соперницу Марецкую: «Не рассчитывай, что это навсегда. Ему нужна муза, а не жена».
В браке родился сын Евгений Юрьевич Завадский (1926-2006), режиссер.
Брак рухнул, когда Марецкая узнала, что у мужа роман с балериной Галиной Улановой. Об интрижке мужа на стороне Марецкая узнала из письма некой «доброжелательницы». Сначала она не поверила написанному, но потом, сопоставив факты, поняла – у мужа роман на стороне. Завадский оправдываться не стал, и признался в своей неверности. Марецкая выслушала оправдания мужа и выкинула чемодан с его вещами на лестничную площадку. На следующий же день она подала на развод.
Юрий Александрович и Вера Петровна после развода сохранили дружеские отношения. Он называл Марецкую «В.П.», а она – «Ю.А.». Завадский и Марецкая продолжали общаться. По словам современников, во всех театрах, где работал Завадский, Марецкая была примой, а критиковать ее было запрещено — Веру Петровну за это прозвали «хозяйкой Моссовета».
Вера Марецкая — вторая жена Юрия Завадского
Третья жена — Галина Сергеевна Уланова (1910-1998), советская артистка балета, балетмейстер и педагог. Народная артистка СССР (1951). Самая титулованная балерина за всю историю отечественного балета.
Он был старше ее на 16 лет. Фаина Раневская рассказывала: «Вы спрашиваете, где Завадский? – Он пошел на рыдалку. – Разве он рыбак? – Не на рыбалку, а на рыдалку. Сегодня Галя танцует Жизель, а когда Галя танцует Жизель, Юра всегда плачет».
Завадский был единственным мужчиной, с которым Уланова официально вступала в брак. Произошло это в июле 1941 года. Эвакуацию в Казахстан во время войны они провели вместе (по другим сведениям, Уланова оказалась в эвакуации в Казахстане, а Завадский – в другом месте). После войны в Москве он проживал с мамой на улице Горького, а Галина Сергеевна, – в своей роскошной пятикомнатной квартире на Котельнической набережной столицы. В этом высотном доме обитала вся творческая и военная элита.
Брак их фактически распался после войны, в конце 1940-х годов, хотя официально развод так и не был оформлен. Они расстались спокойно, без скандалов и были скорее друзьями, чем мужем и женой.
Известный советский театральный критик Борис Поюровский рассказывал: «Наша последняя встреча состоялась летом 1976 года. Ю.А., как все мы называли Завадского, был тяжело, неизлечимо болен, но не любил говорить об этом. Напротив, держался мужественно, делился планами, интересовался новыми пьесами, спектаклями. К этому времени уже не стало и его бессменной домработницы Васены. Правда, днем к нему приходила помощница по хозяйству, но вечерами он чувствовал себя особенно неуютно и потому радовался каждому звонку, особенно когда театр уезжал на гастроли, а он оставался в Москве.
Дела у нас никакого не было. Мы говорили о том, о другом. Затем перешли в кухню, где Ю.А. стал проводить ревизию холодильника и готовить ужин. Вдруг звонит телефон.
– Да, да, конечно! Нет, нет! Сейчас же буду!
На моих глазах буквально за минуту Завадский преобразился:
– Борис, вы не рассердитесь? Мы договорим в другой раз. А сейчас я должен срочно ехать к Галине Сергеевне.
С этой минуты он не ходил, но порхал по комнатам: «одбирал сорочку, костюм, носки, туфли. Затем аккуратно сложил в целлофановый пакет все, что прежде достал из холодильника для ужина. На ходу небрежно взглянул на себя в зеркало и вышел на улицу, где на удивление быстро остановил такси и счастливый, как юноша, умчался к Ней. Таким красивым, элегантным, по-юношески взволнованным предстоящим свиданием я его и запомнил навсегда. Еще раньше, даже будучи на гастролях в других городах, Завадский улетал в Москву на спектакли с участием жены. Он готовился к ним с такой тщательностью, будто был ее партнером, а не зрителем. Возвращаясь, Юрий Александрович с упоением каждый раз рассказывал, каким особенно удачным оказалось вчерашнее представление с Галиной Сергеевной в главной роли».
Юрий Завадский и Галина Уланова
Его верная легендарная домработница Васена, известная всей театральной Москве, так характеризовала Завадского: «Прохладный он у нас».
Жил с начала 1930-х годов в Уланском переулке, 19, и Мансуровском переулке, 3.
В 1940–1977 годах жил на улице Горького, 15 (мем. доска, скульптор М. Романовская, архитектор И. Студеникин, 1980).
Фильмография Юрия Завадского:
1924 — Аэлита — Гор, хранитель энергии Марса
1925 — Медвежья свадьба — Ольгерд Кейстут
1972 — Золото, золото — сердце народное (фильм-спектакль)
1972 — Что вы знаете о Марецкой? (документальный)
1972 — Шторм (фильм-спектакль) — вступительное слово
Режиссерские работы Юрия Завадского:
1971 — Любимые страницы (фильм-спектакль) (совм. с И. А. Данкман и А. А. Шориным)
1972 — Шторм (фильм-спектакль)
1978 — День приезда — день отъезда (фильм-спектакль) (совм. с П. О. Хомским)
Награды и звания Юрия Завадского:
— Герой Социалистического Труда (1973);
— Заслуженный артист РСФСР (1933);
— Народный артист РСФСР (1942);
— Народный артист Казахской ССР (1943);
— Народный артист СССР (1948);
— Ленинская премия (1965) — за постановку спектакля «Маскарад» М. Ю. Лермонтова;
— Сталинская премия первой степени (1946) — за постановку спектаклей «Нашествие» Л. М. Леонова, «Отелло» У. Шекспира, «Встреча в темноте» Ф. Ф. Кнорре;
— Сталинская премия второй степени (1951) — за постановку спектакля «Рассвет над Москвой» А. А. Сурова;
— Четыре ордена Ленина (1945, 1949, 1971, 1973);
— Два ордена Трудового Красного Знамени (1947, 1964);
— Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»;
— Медаль «В память 800-летия Москвы»
последнее обновление информации: 04.08.2022