Зоя Богуславская
Возраст: 99
Зоя Борисовна Богуславская. Родилась 16 апреля 1924 года в Москве. Советская и российская писательница, прозаик, эссеист, драматург, литературный критик, искусствовед. Жена поэта Андрея Вознесенского.
Зоя Богуславская родилась 16 апреля 1924 года в Москве.
Отец — Борис Львович Богуславский, инженер, учёный в области кибернетики и машиностроения, автор ряда научных работ, монографий и учебных пособий.
Мать — Эмма Иосифовна Богуславская.
С ранних лет Зоя увлекалась литературой и театром. В школьные годы писала тексты для драмкружков и литературных вечеров.
После окончания школы поступила в ГИТИС на театроведческий факультет, который окончила в 1948 году.
В 1949 году она пыталась стать актрисой. Однако отказалась от этой идеи. Сама она вспоминала: «Актрисой я не стала совершенно сознательно. Было это так. Однажды иду мимо Малого театра и вижу объявление о наборе артистов во вспомогательный состав. Чем черт не шутит — подумала я, зашла, прочитала какую-то басню… На следующий день вывесили списки принятых. И моя фамилия — среди них! Я всю ночь не спала. Ходила и думала: вот я выиграла счастливый билет. И что теперь делать? И решила — нет, не хочу! Не мое! Дело в том, что я не могу ничего повторять по нескольку раз. Не способна одинаково сказать, сделать, я все должна придумать заново, по-другому… Совершенно очевидно, что я не смогу играть одну и ту же роль годами, как это принято у актеров. И не хочу!».
Она поступила в аспирантуру Института истории искусства Академии наук СССР. Тема диссертации: «Советская драматургия московских театров».
Зоя Богуславская в молодости
В 1951 году в газете «Советское искусство» вышла ее первая критическая рецензия.
После защиты диссертации работала редактором в издательстве «Советский писатель», читала лекции в Московском высшем театральном училище, заведовала отделом литературы в комитете по Ленинским и Государственным премиям.
Зоя Богуславская стала широко известной после двух публикаций: «Брижит Бардо — последняя суперстар», которая появилась в «Литературной газете» и была тут же перепечатана почти по всей Европе, и «Девушкой можно быть раз в жизни», напечатанной в «Московском комсомольце». Последняя статья была написана по итогам встречи с десятиклассницами нью-йоркской школы. Зоя Борисовна спросила одну из них: «А вы уже замужем?». На что та ответила: «Куда спешить?», а продолжила фразой, и ставшей заголовком нашумевшего материала.
Последующие за этими публикациями рассказы и повести «700 новыми», «Защита», а потом книга «Американки» сделали Зою по-настоящему знаменитым писателем.
Начав свой творческий путь как театральный и кинокритик, впоследствии Зоя Богуславская получила широкую известность как писатель новой волны.
В конце 1960-х годов ей принесли известность статьи о театре и кино, были опубликованы монографии о Леониде Леонове и Вере Пановой. В 1967 году Зоя Богуславская дебютирует в литературе с повестью «И завтра», опубликованной в журнале «Знамя», которая сразу же была переведена во Франции.
В начале 1970-х годов прозаические произведения Богуславской печатаются в журналах «Новый мир», «Знамя», «Юность». Большим читательским интересом пользовались её книги «Наваждение» и «Близкие». Перу писательницы принадлежат также две театрализованные «повести в диалогах» — «Контакт» (театр имени Евг. Вахтангова) и «Обещание» (в процессе репетиции во МХАТе спектакль был запрещён). Прогрессивная критика причислила её к писателям, близким к трифоновской школе прозы, открывающим новые стороны жизни современного человека, — консервативная критика обвиняла в аполитичности, увлечении психологическими глубинами человека.
В 1960-е годы Зоя Богуславская стала создателем Ассоциации женщин-писательниц в России, затем Международной ассоциации женщин-писательниц в Париже. Она также является членом Исполкома Русского Пен-центра, членом редколлегий ряда журналов. Зоя Богуславская владеет английским, немецким и французским языками. Она неоднократно выступала в университетах и на форумах в США, Франции, Великобритании, участвовала в книжных ярмарках (Франция, Испания, Германия, Великобритания и др.). Работала приглашённым писателем в Колумбийском университете в Нью-Йорке.
В 1991 году по проекту Зои Борисовны Богуславской была учреждена первая в России Независимая премия «Триумф» во всех видах искусства, в жюри которой вошли выдающиеся деятели культуры Ю. Башмет, В. Васильев, Э. Климов, А. Битов, В. Абдрашитов, Е. Максимова, А. Вознесенский, О. Табаков, В. Спиваков и другие, и одноименный Фонд, генеральным директором которого она стала. В 2010 году впервые прошло вручение молодёжной премии «Триумф» и учрежденная с фондом «Триумф-Новый Век» научная премия, которая вручается российским учёным, занимающимся фундаментальными и теоретическими исследованиями за «весомый вклад в развитие отечественной и мировой науки».
В 1998 году издается 2-томник Зои Богуславской «Зазеркалье», куда входят основные её произведения. Книга выпущена издательством «Культура» и включает 52 фотографии из личного архива, с портретом и обложкой кисти известного художника Рустама Хамдамова, оформлением А. Коноплева.
Творчество Зои Богуславской неизменно вызывало острый интерес, вокруг её книг развертывались дискуссии, многие из них в своё время запрещались цензурой. Основные произведения неоднократно переиздавались, переводились на французский, итальянский, английский, японский и многие другие языки мира. Во Франции были переведены четыре повести.
Широко известен цикл эссе Зои Богуславской «Невымышленные рассказы» о встречах с самыми разными выдающимися деятелями российской, европейской и американской культуры Марком Шагалом, Аркадием Райкиным, Хулио Кортасаром, Верой Пановой, Леонидом Леоновым, Михаилом Рощиным, Артуром Миллером, Юрием Любимовым, Владимиром Высоцким, Михаилом Барышниковым, Натали Саррот, Лайзой Минелли, Брижит Бардо и др.
По мнению критиков, повести «Близкие», «Окнами на юг» можно считать первыми художественными произведениями об истинно новых русских. Эссе «Время Любимова и Высоцкий», «Лайза и Барышников, Миша и Минелли», вызвавшие широкий отклик критики. Особняком в творчестве писательницы стоит художественно-публицистическая книга «Американки» и в переиздании «Американки плюс», ставшие бестселлером и удостоенные нескольких призов за лучшую публикацию года.
По сюжетам книги программой «Браво» в США была снята серия телефильмов.
Зоя Богуславская является автором многих других культурных акций, прежде всего связанных с «триумфовцами» — ежегодные фестивали искусств «Рождественская карусель» в Москве, Тольятти, Париже, а также инициатором других художественных событий: авторских вечеров, театральных и кинопремьер, концертов.
Личная жизнь Зои Богуславской:
Трижды была замужем.
Первый муж — Георгий Новицкий, актер, служил в Ленинградском театре, позже стал актером Театра имени Моссовета. Вышла за него замуж в 19 лет.
Зоя Богуславская и Георгий Новицкий
Второй муж — Борис Каган, доктор технических наук, профессор, конструктор в области автоматики и вычислительной техники, лауреат Сталинской премии.
В браке родился сын Леонид Богуславский, известный российский инвестор и совладелец компаний Яндекс и Озон.ру.
Третий муж — Андрей Андреевич Вознесенский (1933-2010), советский и российский поэт, публицист, художник, архитектор. Вознесенский долго ухаживал за Богуславской — еще когда она была замужем за Каганом. Он написал посвященную ей поэму «Оза». Поженились в 1964 году и прожили вместе 46 лет, вплоть до смерти Вознесенского 1 июня 2010 года. В память о нем Зоя Богуславская и ее сын Леонид учредили премию «Парабола».
Зоя Богуславская и Андрей Вознесенский
Фильмография Зои Богуславской:
2008 — Поэзия и время. Андрей Вознесенский (документальный)
2011 — Высоцкий. Вот и сбывается всё. что пророчится… (документальный)
2011 — Больше, чем любовь. Борис Слуцкий и Татьяна Дашковская (документальный)
2012 — Белла Ахмадулина. «А напоследок я скажу…» (документальный)
Библиография Зои Богуславской:
1967 — …и завтра
1972 — Транзитом: Повести и рассказы
1979 — Защита: Рассказы, повесть, роман
1979 — Повести
1981 — Посредники: Повести
1988 — Близкие: Букинистическое издание
1988 — Гонки; Транзитом; Защита
1991 — Американки
1993 — Американки плюс
1997 — Зазеркалье: Сочинения в двух томах
2009 — Веруня и джентльмены
2009 — Вымышленное. В 2-х томах
2009 — Предсказание
2010 — Ошибка
Пьесы Зои Богуславской:
1979 — Контакт: Психологическая хроника