Аркадий Ипполитов

Аркадий Викторович Ипполитов

Возраст: 66 (со дня рождения)

Возраст смерти: 65 лет

В сферу научных интересов Аркадия Ипполитова входили итальянское искусство XV-XVII веков, маньеризм, античная и христианская иконография, зарубежное искусство XX века, история мирового кинематографа. С 1993 года был известен как куратор выставок классического и современного искусства в России и за рубежом. Автор более шестисот научных и критических публикаций…

Аркадий Ипполитов

Аркадий Викторович Ипполитов. Родился 26 марта 1958 года в Ленинграде — умер 5 ноября 2023 года в Санкт-Петербурге. Советский и российский искусствовед, куратор выставок, писатель.

Аркадий Ипполитов родился 26 марта 1958 года в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург).

В пятом классе школы он начал ходить на кружок в Государственный Эрмитаж, благодаря чему получил пропуск для посещения музея без очереди.

По собственным словам Ипполитова, он уже в четырнадцать лет решил, что будет заниматься маньеризмом (итал. manierismo — течение в западноевропейском искусстве 1520-1590-х годов, которое характеризуется утратой ренессансной гармонии между телесным и духовным, природой и человеком; термин «маньеризм» впервые употребил в 1789 году итальянский аббат и историк искусства Луиджи Ланци).

В семнадцать лет прочитал книгу «В страну Германтов» Марселя Пруста, а во время службы в армии — «Под сенью девушек в цвету». Именно эти два произведения, по его словам, стали главными литературными переживаниями.

Окончил исторический факультет Ленинградского университета по кафедре истории искусств. Дипломную работу Ипполитов писал у искусствоведа-испаниста Елены Олеговны Вагановой. Озаглавил работу «Иконография золотого века в эпоху маньеризма». Однако, по мнению научного совета, «маньеризм» был слишком «антиклассичен», и тему пришлось переименовать в «Итальянское искусство XVI века». Был одним из любимых учеников Вагановой и вместе с ней ездил на семинары по искусству, выступая с собственными докладами. Ваганова отмечала у Ипполитова «талант и дар художественного видения».

В 1978 году поступил на работу в библиотеку Эрмитажа, где проработал почти десять лет.

В 1987 перешел в Отдел западноевропейского искусства, позднее был назначен хранителем кабинета итальянской гравюры.

В 1990-х — член Правления Института Pro Arte, с 1991 по 2009 гг. был связан общей научной работой с голландским ученым Яном ван дер Ваальсом.

В 2000-х преподавал историю искусств в Европейском университете в Санкт-Петербурге.

Ипполитов является автором многочисленных рассказов и эссе, был постоянным автором раздела «Культура» в «Коммерсанте», публиковался в газетах «Русский телеграф», в журналах «Пинакотека», «Вещь», «Русская жизнь», «Сноб», создал ряд статей для издания «Новейшая история отечественного кино. 1986-2000». За новеллу «Город в фарфоровой табакерке» получил Гран-при литературного конкурса «Мой Петербург», посвященного 300-летию Санкт-Петербурга.

В начале 2010-х Ипполитов приступил к работе над циклом книг «Образы Италии XXI», вдохновленных серией Павла Муратова «Образы Италии» первой четверти XX века. Первый том Ипполитова назывался «Особенно Ломбардия» и был посвящен одноименному региону Италии. В 2012 за книгу «Особенно Ломбардия» Ипполитов стал лауреатом премии Андрея Белого.

В 2014-м он выпустил вторую книгу серии — «Только Венеция», а в 2018-м — третий том, «Только Рим». Каждая из книг была высоко оценена критиками и искусствоведами как «удивительное произведение вне жанровых рамок», наполненное метафорами, неожиданными параллелями, написанное изысканным слогом и полное глубоких и независимых суждений об искусстве. В 2019-м году «Только Рим» Ипполитов получил премию «Книга года» от The Art Newspaper.

Ипполитов также работал как оформитель книг: подбирал иллюстрации к сборникам Марии Степановой, «Весны Средневековья» и «Книжки-подушки» Александра Тимофеевского, оформил нотные альбомы Леонида Десятникова.

Бывший генеральный директор Государственной Третьяковской галереи Зельфира Трегулова высоко отзывалась об Ипполитове как о кураторе: «Я неоднократно имела возможность убедиться в том, что любая выставка, над которой он работает, — это умный, тонкий, интеллектуальный и при этом очень четко выраженный визуально проект. Такой тип кураторской работы я ценю больше всего: люди, не очень хорошо разбирающиеся в теме, все равно считывают послание авторов по тому, как сформирована выставка, а интеллектуалы просто купаются в тонких сравнениях, сопоставлениях и оттенках смыслов».

В 2002 году Ипполитов стал координатором проекта «Эрмитаж-Гуггенхайм». Наиболее известный его выставочный проект этого времени — «Роберт Мэпплторп и классическая традиция: фотографии и гравюры маньеризма». В 2004-2005 эта выставка прошла в Музее Гуггенхейма в Нью-Йорке и в Бильбао. За неожиданное сочетание гравюры конца XVI — начала XVII века и фотографий Мэпплторпа выставка была признана одной из лучших мировых проектов 2002-го.

В 2013 году Ипполитов по приглашению Зельфиры Трегуловой стал куратором выставки «Русское палладианство». Проект был приурочен к «Году туризма Италия-Россия». Выставка прошла с сентября по ноябрь 2014 года в Музее Коррер в Венеции. Экспозиция заняла 11 залов, в каталоге выставки были представлены произведения 51 автора из 22 различных собраний.

В 2015-2018 Ипполитов стал куратором запущенного совместно с Италией «Ватиканского проекта», призванного подчеркнуть оформившуюся еще в XVI веке связь двух культур. Изначально предполагалось создать одну совместную выставку под названием «Рафаэль и Иванов», сопоставив работы важнейших для их стран художников. В итоге решено было разделить проект на две выставки. Первой стала «Roma Aeterna. Шедевры Пинакотеки Ватикана. Беллини, Рафаэль, Караваджо» в Государственной Третьяковской галерее. Латинское Roma Aeterna в названии подчеркивало важность Вечного города для мировой культуры и отсылало к идее преемственности Москвы как «Третьего Рима». Выставка имела беспрецедентный масштаб по количеству знаковых для Пинакотеки работ, которые решено было отправить в Россию. Из 42 шедевров смысловым центром экспозиции стало полотно «Положение во гроб» Караваджо, помимо него были показаны «Святой Франциск» Mаргаритоне дʼАреццо, «Чудеса святого Винченцо Феррери» Эрколе де Роберти, «Оплакивания» Кривелли и Беллини, «Мученичество святого Эразма» Пуссена. Среди произведений готических мастеров, крайне немногочисленных в русских собраниях, были показаны «Иисус перед Пилатом» Пьетро Лоренцетти и две пределлы, рассказывающие истории из жития Николая Чудотворца.

Через два года состоялась вторая выставка проекта — «Русский путь. От Дионисия до Малевича» в Ватикане (Pellegrinaggio della pittura russa. Da Dionisij a Malevič). Выставка экспонировалась в колоннаде базилики Святого Петра. Пространство галереи Бернини естественно «образует некий путь», символическое паломничество зрителя через 56 шедевров по пятивековой истории русского искусства. Концепцию выставки назвали «беспрецедентной и смелой», поскольку выбранные работы не противопоставляли светское и религиозное, не демонстрировали формальную хронологическую связь, а обозначала духовное поиски художников и глубокую внутреннюю преемственность искусства. Для экспозиции были отобранные работы, каждая из которых «отпечатана в сознании как матрица национальной идентичности». Иконы и главные картины сопоставлялись по принципу аналогий: «Явление Христа народу» Александра Иванова (вариант из Русского музея) располагалось рядом с иконами XV века «Крещение» и «Преображение». Икона «Не рыдай Мене Мати» соотносилась с картиной «Неутешное горе» Ивана Крамского, Картина «Всюду жизнь» Н. А. Ярошенко соседствует с иконой Киккская Богоматерь Симона Ушакова. Икона «Видение святого Евлогия» помещена напротив картины «Над вечным покоем» Левитана, «Апокалипсис» XVI века — рядом с «Черным квадратом» Малевича. Особое место занимала «Троица» Андрея Рублева), представленная списком Паисия.

Торжественное открытие состоялось в ноябре 2018 года, а 27 ноября 2018-го выставку посетил Папа Римский Франциск.

По замыслу куратора, выставка заканчивалась не произведением современного искусства, а иконой «О Тебе радуется», воплощающей дух русской соборности, означающей духовное единение всего народа в церкви и мирской жизни, и тем самым выставка не ставила хронологическую точку, а оставляла открытой временную границу.

Умер 5 ноября 2023 года в Санкт-Петербурге.

Личная жизнь Аркадия Ипполитова:

Первая жена — итальянская писательница Карла Мускио (Carla Muschio). Были в браке в 1982-1988 годах.

Вторая жена — Авдотья Андреевна Смирнова (Дуня Смирнова; род. 29 июня 1969), российский сценарист, кинорежиссер, телеведущая, публицист, актриса, продюсер. Были женаты в 1989-1996 годах.

Во втором браке родился сын Данила Ипполитов, он чемпион мира 2013 года по пляжному футболу в составе сборной России, выпускник Государственного университета кино и телевидения (продюсерская мастерская Сергея Сельянова). В 2015 году Данила закончил спортивную карьеру. Работает продюсером компании «Среда».

Авдотья Смирнова и Данила Ипполитов

Авдотья Смирнова и Данила Ипполитов

Фильмография Аркадия Ипполитова:

2008 — «Список кораблей» (документальный);
«Художник извне и изнутри» (по одноименной книге) — спектакль Дмитрия Волкострелова и Дмитрия Ренанского, «театр post»

Книги Аркадия Ипполитова:

2003 — Город в фарфоровой табакерке;
2003 — Роберт Мэпплторп и классическая традиция (совместно с Джермано Челант);
2004 — Венеция и венецианская жизнь в гравюре 18 века (совместно с Л. А. Дукельской);
2004 — Пармиджанино в веках и искусствах;
2004 — Хогарт, Хокни и Стравинский. Похождения повесы;
2006 — Тимур Новиков;
2008 — Вчера. Сегодня. Никогда;
2009 — Дворцы, руины и темницы. Джованни Баттиста Пиранези и итальянские архитектурные фантазии 18 века;
2011 — Новая Академия. Санкт-Петербург;
2011 — Особенно Ломбардия. Образы Италии XXI;
2013 — Только Венеция. Образы Италии XXI;
2014 — Russia Palladiana. Palladio e la Russia dal Barocco al Modernismo;
2014 — Курцио Малапарте. Проклятые тосканцы;
2015 — Roma Aeterna;
2016 — Силуэты театрального прошлого. И. А. Всеволожской и его время (совместно с Ольгой Барковец);
2016 — Тузы, дамы, валеты. Двор и театр в карикатурах И. А. Всеволжского;
2016 — Якопо да Понтормо. Художник извне и изнутри;
2016 — Летний сад как образ современной России;
2017 — Просто Рим. Образы Италии XXI;
2018 — Русский путь;
2018 — Итальянские впечатления;
2020 — Универсам «Пинакотека»

Награды Аркадия Ипполитова:

— Премия Андрея Белого 2012 г. за книгу «Особенно Ломбардия. Образы Италии XXI»;
— Премия The Art Newspaper 2019 г. за книгу «Просто Рим. Образы Италии XXI».

Оцените статью
Добавить комментарий