Михаил Васильевич Водопьянов
Возраст: 124 (со дня рождения)
Возраст смерти: 80 лет
Михаил Васильевич Водопьянов. Родился 6 (18) ноября 1899 года в селе Большие Студенки Тамбовской губернии — умер 11 августа 1980 года в Москве. Советский летчик. Генерал-майор авиации (1943). Участник высокоширотных арктических экспедиций. Участник операции по спасению экспедиции парохода «Челюскин» (1934). Один из семи первых Героев Советского Союза (20.04.1934). Писатель.
Михаил Водопьянов родился 6 (18 по новому стилю) ноября 1899 года в селе Большие Студенки Липецкого уезда Тамбовской губернии (ныне — часть города Липецка).
Из крестьянской семьи.
В юности он впервые увидел в небе четырехмоторный самолет и в буквальном смысле упал с крыши. Рядом с его родным селом Студенки располагался аэродром и в тот момент, когда Михаил помогал отцу с ремонтом крыши дома, появился самолет, впечатливший Водопьянова. Впоследствии он шутил, что впервые полетел с крыши на землю, а уже потом с земли в небо.
В феврале 1918 года добровольно вступил в Красную армию. Служил обозным в Дивизионе воздушных кораблей «Илья Муромец».
Участвовал в гражданской войне. Воевал против войск Колчака и Врангеля.
С 1920 года — помощник шофера. С 1921 года — шофер. С 1925 года — авиационный моторист, затем бортмеханик, работал под руководством известного летчика и авиаинженера Харитона Славороссова.
В 1928 году Михаил Водопьянов успешно сдал экзамены на звание пилота 3-го класса в летной школе общества «Добролет» и получил право работать летчиком Гражданского воздушного флота.
В 1929 году окончил Московскую летно-техническую школу. В качестве бортмеханика, а затем и летчика участвовал в экспедициях по борьбе с саранчой на Северном Кавказе и в Казахстане. С 1929 года работал в управлении Дальневосточных воздушных линий «Трансавиация» общества «Добролет» в Хабаровске.
10 января 1930 года на самолете Юнкерс Ф-13 (бортовой номер «СССР-127») он проложил новый воздушный маршрут: Хабаровск — Оха — Александровск-на-Сахалине, названный «Трассой героев» и имеющий протяженность 1130 км. Первый маршрут перелета готовил вместе с пилотом Карлом Ренкасом.
Михаил Водопьянов в молодости
В 1931 году Водопьянов попал в авиаотряд особого назначения, ему было поручено доставлять матрицы газеты «Правда» из Москвы в Ленинград и Харьков (в то время — столица Украины), чтобы типографии на местах оперативно печатали тираж. Потом летал на гражданских самолетах по дальним воздушным трассам Москва — Ленинград, Москва — Иркутск, на остров Сахалин.
В 1932 году на Каспийском море вел воздушную разведку лежбищ тюленей.
Зимой 1933 года в испытательном перелете из Москвы до Петропавловска-Камчатского его самолет разбился на озере Байкал. Бортмеханик Серегин погиб. Михаила выбросило из кабины, и он лицом упал в снег. Благодаря этому он остался жив. Люди с берега заметили крушение самолета и его отвезли в больницу. Ему наложили на голове более 30 швов. Имел множественные переломы. Сам он позже говорил, что после того случая никаких травм никогда не получал, даже шутил: «Вот летишь ты на бомбежку, а фашисткие зенитки стреляют в тебя. Подлетит ко мне снаряд, смотрит: «А, это Водопьянов!» и пролетает мимо».
Полярный летчик
В 1934 году он проявил настойчивость и добился от правительственной комиссии отправки для участия в спасении челюскинцев. Вместе с В. Галышевым и И. Дорониным совершил перелет длиной почти 6500 км из Хабаровска в Ванкарем на самолете Р-5, без штурмана, без радиста, через хребты, через горы, по неимоверно тяжелой трассе. Из Анадыря трижды летал к терпящим бедствие и вывез 10 человек. За мужество и героизм, проявленные при спасении челюскинцев.
20 апреля 1934 года ему было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина.
В марте 1935 года совершил перелет по маршруту Москва — Свердловск — Омск — Красноярск — Иркутск — Чита — Хабаровск — Николаевск-на-Амуре — Охотск — Магадан — Гижига — Анадырь — Уэлен — Мыс Шмидта с целью проложить новую воздушную трассу для организации почтовой и пассажирской связи по данному маршруту, определить требования к самолету в условиях Севера.
В 1936-1937 годах совершал полеты в Арктику, был командиром летного отряда.
21 мая 1937 года на самолете АНТ-6 (арктический вариант ТБ-3) во время первой высокоширотной советской экспедиции «Север» Михаил Водопьянов впервые в мире совершил посадку на лед в районе Северного полюса, применив впервые тормозной парашют. Самолет Водопьянова доставил группу зимовщиков, которые организовали первую дрейфующую станцию «Северный полюс» (СП-1). За это был награжден вторым орденом Ленина (статуса дважды Героя Советского Союза в то время еще не существовало).
4 ноября 1939 года ему была вручена медаль «Золотая звезда» № 6.
10-21 марта 1939 года был делегатом XVIII съезда ВКП(б).
Участник советско-финляндской войны 1939-1940 в должности командира тяжелого бомбардировщика ТБ-3. Совершил несколько боевых вылетов, был награжден орденом Красного знамени. 2 февраля 1940 года ему было присвоено воинское звание комбриг.
Михаил Водопьянов во время Великой Отечественной войны
О начале войны он узнал в 25-часовой разведке над Карским морем. Начальник на фронт его отпускать не хотел, тогда он сел в самолет и отправился в Кремль. Из кабинета Сталина полярный летчик вышел командиром 81-й авиационной дивизии.
С июля 1941 года — командир 81-й дальнебомбардировочной авиационной дивизии. В ночь с 10 на 11 августа 1941 года лично участвовал во втором налете на Берлин (в одном экипаже с Э. Пусэпом). Его самолет ТБ-7 был подбит и совершил вынужденную посадку на территории Эстонии, занятой противником. Через линию фронта вернулся к своим. Дивизия Водопьянова в этом налете потеряла 7 из 14 стартовавших бомбардировщиков. По итогам налета 17 августа был освобожден от должности командира дивизии как не имеющий «достаточных командных навыков и опыта в организаторской работе, необходимой в командовании соединениями». При этом ему была объявлена благодарность за проявленное мужество, он остался в дивизии и продолжал совершать боевые вылеты как рядовой летчик.
В 1941-1943 годах воевал в составе 432-го и 746-го авиационных полков дальнего действия.
С сентября 1943 года — в распоряжении командующего авиацией дальнего действия А. Е. Голованова. С декабря 1944 года — в распоряжении командующего 18-й воздушной армией.
С февраля 1946 года — в запасе в звании генерал-майора авиации.
В 1948-1950 годах участвовал в военных высокоширотных экспедициях «Север» и «Север-2». В 1949 году был представлен к награждению второй медалью «Золотая звезда», но получил орден Ленина.
Активно занимался литературной деятельностью. Член Союза писателей СССР.
Умер 11 августа 1980 года. Похоронен на Троекуровском кладбище в Москве.
Именем Водопьянова названы улицы и школы в различных населенных пунктах республик бывшего СССР.
Памятник Михаилу Водопьянову установлен по решению Правительства Москвы в 2013 году в Москве на Ходынском бульваре в месте его пересечения с бывшей взлетно-посадочной полосой (скульптор А. В. Головачев).
19 ноября 2019 года к 120-летию знаменитого летчика был установлен памятник на родине героя в Липецке.
Личная жизнь Михаила Водопьянова:
Жена — Мария Дмитриевна Водопьянова. Прожили в браке почти пятьдесят лет.
С будущей супругой познакомился, когда ему было 24 года. Дядя Марии владел табачной лавкой, в которой летчик всегда покупал сигареты. Однажды племянница подменила родственника и Михаил поинтересовался у юной девушки: «Ты кто?», она ответила: «Я Маша». «Ты моя будущая жена», – решил уже тогда летчик. Весной 1924 года они поженились.
После свадьбы супруги жили в Москве, в районе Петровско-Разумовского шоссе у стадиона «Динамо», из квартиры был виден аэродром на Ходынке. Пролетая над домом, Михаил Водопьянов качал крылом самолета – это был сигнал для Марии, что он скоро будет дома, и она ставила разогревать еду.
В 1925 году у них родился сын Владимир, в 1926 году появилась на свет дочь Вера. В 1933 году родился сын Михаил. После войны у них родился еще один сын — Алексей.
Три сына и внук пошли по его стопам, стали летчиками.
В одном из интервью внучка летчика Мария рассказывала: «Бабушка — настоящая героиня семейного тыла. Постоянные заботы и тревоги за мужа. Остается только догадываться, что творилось у нее на душе, когда она ждала его из полета, о чем она думала. И без нее, кто знает, возможно, и Михаил Водопьянов не стал бы таким, каким мы его знаем».
Михаил Водопьянов с женой
Младший сын Алексей Михайлович Водопьянов провел в небе более 13 тысяч часов, управляя разными типами самолета. Он умер в декабре 2023 года.
Награды и звания Михаила Водопьянова:
— Медаль «Золотая Звезда» Героя Советского Союза (20.04.1934);
— 4 ордена Ленина (20.04.1934, 27.06.1937, 06.11.1945, 06.12.1949);
— 4 ордена Красного Знамени (11.04.1940, 20.02.1942, 03.11.1944, 14.01.1952);
— Орден Отечественной войны I степени (13.07.1945);
— Медаль «За боевые заслуги»;
— Юбилейная медаль «За доблестный труд (За воинскую доблесть). В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина»;
— Медаль «За оборону Москвы»;
— Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»;
— Почетный гражданин Липецка (август 1969).
Библиография Михаила Водопьянова:
1936 — Мечта пилота;
1937 — Полет на Землю Франца Иосифа;
1937 — Полеты;
1937 — Рассказ о моей жизни;
1938 — Дважды на полюсе;
1939 — К сердцу Арктики;
1939 — Мой путь к полюсу;
1939 — Полюс;
1949 — Воздушный экспресс;
1953 — Рассказы летчика;
1953 — Путь летчика;
1954 — На крыльях в Арктику;
1954 — Полярный летчик: рассказы;
1956 — Гордое слово: рассказы о товариществе и дружбе;
1956 — Киреевы;
1957 — Крылатые богатыри;
1959 — Повесть о ледовом комиссаре;
1963 — Взрыв на заре: документальная повесть о юном партизане В. Куриленко;
1964 — Уральский сокол;
1965 — Повесть о первых героях;
1969 — Летать рожденный;
1969 — Гибель «Кречета»;
1971 — Друзья в небе;
1971 — На перекрестке бурь;
1985 — В дни войны: Рассказы;
Мечта (пьеса).
последнее обновление информации: 15.04.2024