Отар Давидович Иоселиани
Возраст: 90 (со дня рождения)
Возраст смерти: 89 лет
Отар Давидович Иоселиани (груз. ოთარ დავითის ძე იოსელიანი). Родился 2 февраля 1934 года в Тифлисе — умер 17 декабря 2023 года в Тбилиси. Советский, грузинский и французский кинорежиссер, сценарист, актер, продюсер, педагог. Народный артист Грузинской ССР (1984).
Отар Иоселиани родился 2 февраля 1934 года в Тифлисе.
Его отец был офицером царской армии, после установления советской власти работал инженером на железной дороге. Несколько раз арестовывался, около 30 лет провел в лагерях и ссылках, реабилитирован в 1957 году.
Мать окончила Институт благородных девиц.
Поскольку отец был репрессирован, его воспитывали мать, бабушка и тетя.
С ранних лет он хорошо рисовал, имел отличный музыкальный слух. Окончил дирижерско-хоровое отделение музыкального училища и курсы композиции при консерватории в Тбилиси.
Он вспоминал: «Я все играл — начиная со Скрябина и кончая Рахманиновым, все прелюдии Баха, все фуги, сонаты Бетховена, все!». Почему он не стал профессиональным музыкантом Иоселиани пояснял: «И вот я сижу, разбираю какую-то очень сложную пьесу Хиндемита. И надо мной склонился мой дядя, которого я очень любил. Смотрит, что я делаю, и вдруг мне говорит: «Так и будешь всю жизнь читать тексты, написанные другими?» И это меня подрубило. Я бы мог заняться композицией… Но когда ты знаешь такое количество музыкальных текстов… к ним еще что-то добавлять? Что ты можешь добавить к Мусоргскому, Танееву, Глазунову? Наслаждайся тем, что они уже сделали!».
В школе ему хорошо давались точные науки. И он поступил на механико-математический факультет МГУ. Проучился три курса, после чего решил сменить профессию — по его словам, он не хотел работать на оборонку и поэтому ушел из МГУ: «Хотя у меня была Ньютоновская стипендия. Была Сталинская, самая главная, — 600 рублей. А Ньютоновская — 400. Но хоть звучала более-менее прилично, не Сталинская все же. И вот когда я съездил в Кунцево на свое будущее место работы, в закрытый НИИ, в подвалы под землей, я все понял. Побежал к ректору МГУ Петровскому, написал заявление об уходе. Сказал, что буду, не знаю, архитектором. Циник Петровский мне ответил: «А вы видели, что они строят?» Тогда у меня вдруг с уст сорвалось: «Ну буду кинематографистом». «Вы видели, что они снимают?» — точно так же спросил меня Петровский. Я говорю — в любом случае вот этим я заниматься не хочу».
В 1961 году окончил режиссерский факультет Всесоюзного государственного института кинематографии. Первые полтора года его мастером был Александр Довженко.
В 1957 году он снял по рассказу Александра Грина короткометражный фильм «Акварель», в котором передал дух притчи о человеке перед лицом искусства. В 1959 году поставил аллегорию «Песня о цветке» («Саповнела»).
Отар Иоселиани в молодости
Некоторое время он работал горновым в доменном цехе металлургического завода, не открывая своей настоящей профессии. Дневник, который он в это время вел, должен был стать основой будущего фильма. В 1964 году Иоселиани снял документальный фильм «Чугун», показав в нем один день изнурительной работы рабочих-доменщиков.
Снимал кино по своим сценариям: «Я, по крайней мере, понял, что никогда не буду снимать чужих текстов, никогда в жизни. Что кино — это такая вещь, за которую надо нести ответственность целиком. От начала до конца. Конечно, прекрасно иметь такого сценариста, как Виктор Гюго. Но его надо читать, а не экранизировать».
Свой оригинальный режиссерский стиль Иоселиани ярко проявил в своем первом полнометражном фильме «Листопад», вышедшем в 1966 году. Фильм был удостоен в Каннах приза ФИПРЕССИ и приза Жоржа Садуля за лучший дебют. В 1972 году на экраны вышел «Жил певчий дрозд», укрепивший репутацию Иоселиани как одного из самобытных кинематографистов.
В 1975 году он снял ленту «Пастораль» — изображение сельской жизни, далекой от идилли. Фильм получил приз ФИПРЕССИ на Берлинском фестивале.
В 1971-1982 годах читал курс лекций «Мастерство кинорежиссера» на сценарном и режиссерском отделениях Высших курсов сценаристов и режиссеров.
С начала 1980-х годов Отар Иоселиани работал во Франции. Там он снял несколько документальных и полнометражных картин. В 1984 году его фильм «Фавориты луны» был удостоен на Венецианском кинофестивале Специального приза жюри. Этой же премией были отмечены еще два фильма Иоселиани — «И стал свет» 1989 года и «Разбойники. Глава VII» 1996 года.
Его фильм 1992 года «Охота на бабочек» получил несколько кинонаград, включая премию итальянской кинокритики имени Ф. Пазинетти на Венецианском кинофестивале и премию фонда Андрея Тарковского на XVIII Международном кинофестивале в Москве.
В 1999 году на экраны вышел его фильм «Прощай, дом родной!», который в российском кинопрокате назывался «Истина в вине».
Музыку к большинству фильмов Отара Иоселиани французского периода написал Николай Зурабишвили, французский композитор русско-грузинского происхождения.
В 1990-1991 годах — стипендиат Берлинской научной коллегии. Член Союза кинематографистов России.
В 2011 году Отар Иоселиани получил премию за жизненные достижения — награду CineMerit на Международном кинофестивале в Мюнхене.
Его последняя работа — притча 2015 года «Зимняя песня» об абсурдности любых революций и хаосу, который они порождают. Сам он пояснял свой замысел: «Дело в том, что я с отвращением отношусь к воинским подвигам, любым. Грабить, насиловать, превращаться в свиней и радоваться этому — вот чем кончается любая война… Никто не защищен от мечты построить рай на земле. И каждый хотел бы приложить к этому руку. И, конечно, мечта о коммунизме — это была светлая мечта. Кстати, за нее многие положили голову. Как ни странно, слова Спасителя «Кто из вас безгрешен, пусть первый бросит в нее камень» — правильные слова. Это он сказал по поводу иудейской грешницы, которую вели казнить. Отступились все. Потому что это правда. И вера в коммунизм — она была чудной верой. Ведь так бы хотелось, чтобы все было хорошо на этом свете… Впрочем, российская революция — лишь копия французской. Знаете, какое количество голов полетело во Франции? Гильотина же работала как швейная машинка. Произнести слово «сударь» или «господин» уже было преступлением. Хватали за одно только «мадам» или «месье». И казнили! Но во что обратилась Французская революция? В мещанство. Сегодня повсюду царствует мещанин. Не такой хапуга, который у нас называется олигархом, — обычный мещанин. И все упирается в количество добра: квартир, комнат, яхт. Но уже ни тени духовности нет нигде. Вот какая беда с нами произошла».
Отар Иоселиани часто выступал с критическими заявлениями в адрес российской власти. В то же время он говорил, что журналисты намеренно искажали его слова о русских и приписали ему то, что он никогда не говорил.
Говоря о русских и России, он употреблял выражения «наш народ» и «наша страна», подчеркивая, что от России он себя не отделяет: «Конечно, нет. Ну что вы. О чем вы говорите! Мой папа был одиннадцатым в семье. 11 мальчиков положили голову за эту страну. Все были офицерами высокого ранга, окончили Пажеский корпус. И все погибли. Из всей этой когорты остался один я. Как я могу… Я с ответственностью отношусь к этой стране, она моя. Было одно интервью… Какой-то из ваших собратьев вызвал у меня дикое раздражение и написал то, что хотел написать сам. Вложил это в мои уста. Ну, Бог ему судья. Конечно, кругом творится безобразие. И народ безмолвствует. Безмолвствует. Точнее фразы невозможно подобрать. И тот же самый Александр Сергеевич Пушкин написал: «Черт меня дернул с умом и талантом родиться в России». Да. Но родился, вырос и донес свой крест до конца».
Умер 17 декабря 2023 года в Тбилиси. Похоронен на тбилисском кладбище Ваке рядом с родителями.
Личная жизнь Отара Иоселиани:
Женат не был. Детей не имел.
Фильмография Отара Иоселиани:
1958 — Акварель (короткометражный) — экскурсовод
1959 — Последний лист (короткометражный) — Берман
1960 — Повесть об одной девушке (Ambavi erti qalishvilisa) — эпизод
1979 — ВГИК: Педагоги и студенты говорят о профессии (документальный)
1992 — Охота на бабочек (Butterfly Hunt, The / Chasse aux papillons, La) — царский офицер (нет в титрах)
1995 — Сын Гасконя (Son of Gascogne, The / Le fils de Gascogne) — играет самого себя
1998 — Сны Сталкера (документальный)
1999 — Истина в вине! (In vinoveritas! / Adieu, plancher des vaches!) — отец
2002 — Утро понедельника (Monday Morning / Lundi matin)
2006 — Сады осенью (Gardens in Autumn / Jardins en automne)
2006 — Борис Барнет. Легенда о режиссере (документальный)
2010 — Шантрапа (Chantrapas)
2011 — Александр Кайдановский. Загадки Сталкера (документальный)
2012 — Мой папа Семен Черток (My Father Semyon Chertok / אבי, סמיון צ’רטוק) (документальный)
2013 — Здравствуй папа. Роман о Роллане (документальный)
Режиссерские работы Отара Иоселиани:
1958 — Акварель (короткометражный) (учебная работа на 3 курсе ВГИКа)
1962 — Апрель (короткометражный)
1966 — Листопад (გიორგობისთვე)
1970 — Жил певчий дрозд
1975 — Пастораль
1984 — Фавориты луны (Favourites of the Moon / Les Favoris de la lune)
1989 — И стал свет (And Then There Was Light / Et la lumière fut)
1992 — Охота на бабочек (Butterfly Hunt, The / Chasse aux papillons, La)
1996 — Разбойники. Глава VII. (Brigands, chapitre VII)
1999 — Истина в вине! (In vinoveritas! / Adieu, plancher des vaches!)
2002 — Утро понедельника (Monday Morning / Lundi matin)
2006 — Сады осенью (Gardens in Autumn / Jardins en automne)
2010 — Шантрапа (Chantrapas)
2015 — Зимняя песня (Winter Song / Chant d’hiver)
Сценарии Отара Иоселиани:
1962 — Апрель (короткометражный)
1966 — Листопад (გიორგობისთვე) — переработка сценария для фильма
1970 — Жил певчий дрозд
1975 — Пастораль (Pastorale)
1976 — Пока арба не перевернулась (фильм-спектакль)
1984 — Фавориты луны (Favourites of the Moon / Les Favoris de la lune)
1989 — И стал свет (And Then There Was Light / Et la lumière fut)
1992 — Охота на бабочек (Butterfly Hunt, The / Chasse aux papillons, La)
1996 — Разбойники. Глава VII. (Brigands, chapitre VII)
1999 — Истина в вине! (In vinoveritas! / Adieu, plancher des vaches!)
2002 — Утро понедельника (Monday Morning / Lundi matin)
2006 — Сады осенью (Gardens in Autumn / Jardins en automne)
2010 — Шантрапа (Chantrapas)
2015 — Зимняя песня (Winter Song / Chant d’hiver)
Продюсерские работы Отара Иоселиани:
2015 — Зимняя песня (Winter Song | Chant d’hiver)
Награды и звания Отара Иоселиани:
1979 — Заслуженный деятель искусств Грузинской ССР;
1984 — Народный артист Грузинской ССР;
1984, 1989, 1996 — Венецианский кинофестиваль — специальный приз жюри;
1993 — Премия «Триумф»;
1999 — Премия «Ника» — за лучшую режиссуру;
2001 — Лауреат Царскосельской художественной премии;
2002 — «Серебряный медведь» — за лучшую режиссуру;
2006 — Орден Почетного легиона;
2014 — Приз «Параджановский талер» (Ереванский кинофестиваль);
2018 — Премия «Петрополь»;
2019 — Премия «Ника» — в номинации «Честь и достоинство».