Юрий Владимиров (балет)

Юрий Кузьмич Владимиров

Возраст: 82

артист балета Юрий Владимиров

Юрий Кузьмич Владимиров. Родился 1 января 1942 года в дер. Костерево Владимирской области. Советский и российский артист балета, педагог. Народный артист СССР (1987).

Юрий Владимиров родился 1 января 1942 года в деревне Костерево Петушинского района Владимирской области.

С ранних лет любил петь и в детстве был участником хора. Однажды на репетиции он сфальшивил и рассерженный преподаватель посоветовал Юрию идти в соседний зал заниматься танцами. Он последовал его совету и в хор уже больше не вернулся.

Случайно на глаза ему попалась вывеска Московского хореографического училища. Юрий решил, что должен научиться танцевать, вошел в здание — именно в этот день был экзамен. Удивленные члены комиссии решили посмотреть мальчика без документов и родителей, и в итоге приняли. Учеба в Московском хореографическом училище была для Владимирова и его ровесников непростой: они были детьми войны, которые росли в тяжелых жизненных условиях, плохо сочетающихся с профессиональными занятиями танцем. На последнем этапе учебы его педагогом стал Алексей Ермолаев — виртуоз 1920-х, который был воплощением нового, героического советского балета.

В 1962 году окончил Московское хореографическое училище (ныне Московская академия хореографии) по классу А. Н. Ермолаева. «Несомненно, встреча с замечательным танцором и педагогом Алексеем Николаевичем Ермолаевым, который навсегда остался для меня любимым учителем, старшим товарищем. Ему я обязан тем, что стал танцовщиком», — говорил Юрий Владимиров.

В 1962-1987 годах — солист Большого театра. Поначалу был принят в кордебалет Большого театра. Он занимался в классе у А. Н. Ермолаева и вместе с ним мечтал о больших ролях. Во время гастролей в США критики единодушно предсказали ему блестящую карьеру, его называли «космическим», «летающим» танцовщиком.

Владимирова отметили молодые хореографы Наталья Касаткина и Владимир Василёв. Они выбрали виртуозного новичка для одной из главных партий в балете «Геологи» («Героическая поэма»). Нестандартная угловатая пластика, динамика танца и эмоциональная подвижность, которые казались изъянами школы для классического репертуара, но оказались востребованы в спектакле о современниках в экстремальной ситуации.

«Я люблю зрительный зал, когда он не остается равнодушным к происходящему на сцене. Впервые я поверил в то, что могу стать солистом Большого театра, когда услышал реакцию публики на мою маленькую вариацию в балете «Класс-концерт» А. Мессерера. Я всегда слушаю зал. Если он молчит, значит, танцую хуже, значит, надо работать», — говорил Владимиров.

Юрий Владимиров в молодости

Настоящий триумф пережил Владимиров вместе с хореографами Натальей Касаткиной и Владимиром Василёвым, когда исполнил главную партию в «Весне священной». Благодаря этой постановке Большого театра в СССР впервые услышали партитуру балета Игоря Стравинского, и спектакль вызвал невероятный резонанс в стране и за рубежом. Хореографы ставили партию Пастуха в расчете на данные Владимирова — его невероятные по тем временам для танцовщиков-мужчин гибкость, шаг, стопы с большими подъемом.

Быстро выдвинулся в солисты, затем в ведущие танцовщики. Со своей постоянной партнершей и женой Ниной Сорокиной победил на нескольких международных конкурсах, в том числе — на Первом московском в 1969 году. Имел грандиозный успех во время зарубежных гастролей Большого театра.

«Господин Владимиров… очень напоминает своего учителя, темпераментного Алексея Ермолаева. Он танцует с потрясающим пренебрежением к законам природы и с такой смесью бравуры и бравады, что у его зрителей перехватывает дыхание», — писала о нем британская The Times.

Юрий Владимиров — один из представителей «золотого века» Большого театра — сильный, мощный, темпераментный танцовщик, обладавший выдающимся прыжком, спортивным, трюковым стилем танца и ярким драматическим талантом.

Владимирову повезло — в Большом театре он оказался практически одновременно с приходом на пост руководителя балета Юрия Григоровича. Танцовщик стал одним из его соратников, исполнив главные партии в «Щелкунчике» и «Спартаке». Но их главным совместным свершением оказался «Иван Грозный», в котором царь Иван, словно выплавленный из нелегированной стали, воплощает идею корежащей и разрушающей все живое абсолютной власти.

Юрий Владимиров в балете Иван Грозный

Роль Ивана Грозного срослась с образом Юрия Владимирова. Но среди его удач были и страдающий человечный Байтемир в «Асели» Олега Виноградова по мотивам повести Чингиза Айтматова, и колкий шекспировский Бенедикт в «Любовью за любовь», и удалой Ржевский в «Гусарской балладе» Дмитрия Брянцева, и прекраснодушный Дон Кихот в «Рыцаре печального образа».

Танцовщик Владимиров стал талисманом для многих его хореографов.

Репертуар Юрия Владимирова:

  • 1963 — «Испанское каприччио» на музыку Н. А. Римского-Корсакова, балетмейстеры В. Г. Гонсалес и М. Ф. Камалетдинов — Два дуэндес и Баск;
  • 1963 — «Пламя Парижа» Б. В. Асафьева, хореография В. И. Вайнонена — Филипп;
  • 1964 — «Геологи» Н. Н. Каретникова, балетмейстеры В. Ю. Василев и Н. Д. Касаткина — Юноша (первый исполнитель);
  • 1965 — «Весна священная» И. Ф. Стравинского, балетмейстеры В. Ю. Василев и Н. Д. Касаткина — Пастух (первый исполнитель);
  • 1966 — «Спящая красавица» П. И. Чайковского, редакция Ю. Н. Григоровича — Голубая птица;
  • 1967 — «Щелкунчик» П. И. Чайковского, балетмейстер Ю. Н. Григорович — Щелкунчик-принц;
  • 1967 — «Асель» В. А. Власова, балетмейстер О. М. Виноградова — Байтемир;
  • 1969 — «Спартак» А. И. Хачатуряна, балетмейстер Ю. Н. Григорович — Спартак;
  • 1971 — «Икар» С. М. Слонимского, балетмейстер В. В. Васильев — Икар (первый исполнитель);
  • 1972 — «Анна Каренина» Р. К. Щедрина, балетмейстеры Н. И. Рыженко, В. В. Смирнов-Голованов и М. М. Плисецкая — Станционный мужик (первый исполнитель);
  • 1975 — «Иван Грозный» на музыку С. С. Прокофьева, балетмейстер Ю. Н. Григорович — Иван Грозный (первый исполнитель);
  • 1976 — «Любовью за любовь» Т. Н. Хренникова, балетмейстер В. М. Боккадоро — Бенедикт (первый исполнитель);
  • 1980 — «Гусарская баллада» Т. Н. Хренникова, балетмейстер Д. А. Брянцев — Ржевский;
  • 1985 — «Рыцарь печального образа» на музыку Р. Штрауса, балетмейстер А. Б. Петров — Дон Кихот (первый исполнитель).

Юрий Кузьмич Владимиров

Он стал едва ли не единственным в современной истории премьером Большого театра, нашедшим себя не в классическом, а исключительно в современном репертуаре. «До работы над балетом Ю. Н. Григоровича «Щелкунчик» я сталкивался только с отдельными классическими вариациями. Честно говоря, я сам всегда сомневался, что смогу станцевать классический балет. Особенно трудно давались мне партерные поддержки. Я люблю классический балет, но мои внешние данные не соответствуют требованиям, предъявляемым к исполнителям классики», — признавался Юрий Владимиров.

Участвовал в многочсленных гастролях за рубежом.

Снимался в телебалете «Озорные частушки» (музыка Р. Щедрина, хореография Н. Рыженко и В. Смирнова-Голованова, режиссер В. Граве), телефильме-концерте «Хореографические новеллы» (хореография Н. Касаткиной и В. Василева, режиссеры В. Граве, В. Василев), кинофильме-балете «Грозный век» (по балету «Иван Грозный», режиссеры Ю. Григорович и В. Дербенев) и др.

С 1987 года — педагог-репетитор Большого театра. Под его руководством занимались Д. К. Гуданов, А. Воробьев, Б. Аннадурдыев, С. С. Доренский, И. В. Васильев.

Личная жизнь Юрия Владимирова:

Первая жена — Нина Ивановна Сорокина (1942-2011), балерина, балетный педагог. Народная артистка СССР (1987).

Юрий Владимиров и Нина Сорокина

Юрий Владимиров и Нина Сорокина

балет Юрий Владимиров и Нина Сорокина

Вторая жена — Екатерина Краснославовна Владимирова, педагог классической хореографии.

Владимиров увлекается рыбной ловлей, футболом и хоккеем.

Фильмография Юрия Владимирова:

1967 — Сочинение танцев (документальный)
1969 — Молодой балет мира (документальный)
1971 — Основы классического танца
1970 — Озорные частушки (фильм-балет) (короткометражный)
1973 — Хореографические новеллы (фильм-балет)
1974 — Анна Каренина (фильм-балет) — Станционный мужик
1976 — Грозный век (фильм-балет) — Иван Грозный
1980 — Большой балет (фильм-концерт)
1987 — Балет от первого лица (документальный)
1987 — Деревенская рапсодия

Награды и звания Юрия Владимирова:

— I премия III-го Международного конкурса артистов балета в Варне (Болгария) (1966);
— I премия I-го Всесоюзного конкурса новых хореографических номеров в Москве (1969);
— I премия Международного конкурса артистов балета в Москве (1969);
— Приз «Золотые звезды» как «Лучшей балетной паре» (вместе с Н. Сорокиной) Международного фестиваля танца в Париже (1969);
— Премия имени В. Нижинского Парижской академии танца(1969);
— Заслуженный артист РСФСР (1970);
— Народный артист РСФСР (1975);
— Народный артист СССР (1987);
— Орден «Знак Почета» (1976)

последнее обновление информации: 26.05.2023

Оцените статью
Добавить комментарий